Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
Как лишить молодежь надежд на будущее
Дата публикации:  5 Марта 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

а все у нас платят" - так считают в Минобразования. Строго по правилам PR-процесса в СМИ раскручивается рекламная акция - "за образование надо много платить". Накануне горячей "вступительной" весны все поступающие в российские вузы уже знают, что без взятки к приемным комиссиям не подступиться, и сумма названа - более 26 млрд рублей за прошлый год по России. Платить нужно, разумеется, и за оценки в сессии, и этот вид образовательной коррупции - "платить за то, чтобы не учиться" - ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов совершенно справедливо считает самым опасным.

Процитированные данные о коррупции в образовании - результат мониторинга, проведенного совместно Министерством образования и Высшей школой экономики. Цифры, скорее всего, верно отражают картину в целом: при нынешних официальных зарплатах в средней и высшей школе трудно ожидать от всех педагогов бескорыстного сеяния "разумного, доброго, вечного". И они могут быть только благодарны авторам подобных публикаций - ведь некоторые до сих пор стесняются принимать подношения от учащихся, а после такой рекламы все будут нести взятки сами.

Следствия аналогичных предыдущих информационных компаний заметны - первокурсники совершенно серьезно спрашивают: "Сколько будет стоить у вас "пятерка"?". Стараюсь так же серьезно им ответить, что моя такса стандартна - ящик пива и торт. Непонятливым приходится пересказывать старый анекдот.

После публикаций о мониторинге коррупции мне в школу звонили родители выпускников - просили посоветовать "самый дешевый" факультет МГУ, поскольку в нашем интернате имени А.Н.Колмогорова в основном учатся дети из российской глубинки, где уровни доходов значительно ниже московских.

А те выпускники школ, чьи родители не могут обеспечить для поступления названную в "Известиях" за 27 февраля "среднюю сумму 500 долларов", уже почти уверены в невозможности получения высшего образования. Молодежь, лишенная надежд, - это страна без будущего, о чем неоднократно предупреждали социологи.

Статью в "Известиях" мы обсудили со студентами-первокурсниками "трудных" факультетов МГУ. Их мнение совершенно не совпадает с данными процитированного мониторинга и позволяет надеяться потенциальным ломоносовым из российской глубинки на свое научное будущее. Только нужно учесть, что нынешней стипендии им не хватит даже на то, чтобы иметь, подобно Михаилу Васильевичу, "на денежку хлеба и на денежку кваса" в день. И эту проблему - как прожить студенту в Москве на средства не самых бедных родителей из провинции - не решить рекламируемой "равнодоступностью" высшего образования через ЕГЭ.

Можно считать приведенный ниже текст частным случаем, исключением, которое подтверждает коррупционные правила. Но в моем окружении подобные студенты составляют подавляющее большинство.


МГУ (и не только) поступают без взяток" - так считают студенты. Всем, кто заканчивал школу и после этого собирался поступать в какой-либо вуз, была близка проблема поступления туда, куда "душа лежала". Но в современной России на данный момент остро стоит проблема взяточничества в высших учебных заведениях, причем самые большие взятки даются на вступительных экзаменах родителями, которые готовы заплатить, сколько скажут, ради того, чтобы пристроить свое чадо и дать ему высшее образование, без которого в современном обществе приличную работу человек не получит. Вот и начинается гонка в июле каждого года...

Я живу в студенческом общежитии МГУ, учусь на механико-математическом факультете, сама из небольшого провинциального города и хорошо знакома с ситуацией в наших местных вузах на вступительных экзаменах, куда поступить за взятку (в каждом вузе она обладает особыми размерами) абсолютно реально. Я уверена, что такая ситуация - практически в каждом городе. Из-за этого у людей создается примерно такое впечатление: "вот если у нас за поступление надо столько платить, то в московских вузах тем более..." Ну а если говорить о каком-нибудь таком МГУ... То факт поступления туда своим умом кажется вообще нереальным для, так сказать, человека с улицы. Особенно ситуация усугубляется некомпетентными статьями различных изданий.

На мехмат я поступила по майской олимпиаде (фактически это предварительные экзамены) без особых проблем. Вместе со мной поступило на различные факультеты много моих друзей по школе (СУНЦ МГУ - школа при Университете). Причем на вступительных экзаменах (именно этих олимпиадах) не было никаких заранее заготовленных "завальных вариантов", на устном экзамене оценки ставились объективно, и задачи были для всех одинаковой сложности (я знаю об этом точно, потому что мы много обсуждали эти олимпиады между собой: как задачи, так и само проведение олимпиад и объективность оценки наших знаний). Такая ситуация была на факультетах МГУ: мехмат, ВМиК, физфак, химфак, биофак, геологический, почвоведения. Про остальные факультеты судить не берусь, т.к. из СУНЦ люди идут в основном на естественнонаучные факультеты МГУ, а не на гуманитарные, поэтому и опыта поступления туда накоплено больше. Так вот, лично я не знакома ни с кем, кто поступил за взятку, даже нет предположений насчет того, кто бы мог так поступить. Конечно, есть особая категория на каждом факультете МГУ, так называемые "платники" (оплачивающие свое обучение), но ее составляют исключительно люди, недобравшие несколько баллов на вступительных экзаменах.

Конечно, мне могут не поверить, ведь СУНЦ - это то, что называется "свои", значит, возьмут без проблем. Но все ученики этой школы поступают на общих основаниях (за исключением нескольких человек, которым за особые заслуги дается право поступления в МГУ без экзаменов), тем более что и в СУНЦ тоже существует не менее серьезный вступительный экзамен, который сдают в 9-м или 10-м классе, и я сдавала его со всеми прочими школьниками на равных условиях (может, этот экзамен гораздо более важен, потому что на всю Россию в СУНЦе приходится около 150 мест, а в МГУ их явно побольше... Так что в СУНЦ и конкурс выше).

Ну ладно, здесь мы рассматриваем возможность поступления в так называемые престижные вузы "человека с улицы", который никаким образом не связан с этим самым вузом. На данный момент на физфаке учится мой друг (мы учились в одном классе в моем родном городе), и я довольно хорошо знаю его самого, его семью и тот факт, что доходов у них не хватило бы, чтобы дать такую взятку, какие описываются в прессе (по разным источникам - от 10 до 30 тыс. долларов на различные факультеты). На химфаке тоже знакомый из параллельного класса моей "досунцевской" школы, примерно с таким же финансовым положением. В МГИМО (!) учится подруга (все из той же провинциальной школы, пусть она и называется гимназией), которую приняли в этот вуз без экзаменов за 3-е место на Российской олимпиаде по литературе, и девушка эта тоже из самой обыкновенной семьи.

И в дополнение: уже практически являясь студенткой МГУ, я решила на собственном опыте проверить, действительно ли возможно поступить в престижный вуз без взятки, являясь "человеком с улицы" на вступительных экзаменах. Объектом своего "нападения" я выбрала РЭА им. Плеханова. Надо было сдать математику, английский язык и написать диктант. Каждый экзамен оценивается по пятибалльной системе, проходной балл на тот факультет был 13 баллов из 15. В итоге: 4 за математику, 4 за английский и 5 за диктант. Итог - 13 баллов, проходной. И это притом, что я сдала документы за день до экзамена, тогда же я в первый раз в жизни и увидела этот вуз, собственно, и меня там увидели впервые. И никакой взятки я, ясно, не давала. Поэтому, по моим впечатлениям, на собственном опыте и на опыте моих друзей и знакомых я могу сказать, что поступить в любой московский престижный вуз без взятки, при этом обладая способностями на уровне вступительных экзаменов данного вуза (а уровень этот в течение нескольких лет, как правило, остается примерно одинаковым), более чем реально.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Елена Голубева, Профессиональные непрофессионалы /25.02/
В школе встречаются профессионалы, уверенные в том, что вместе с дипломом педвуза они автоматически получили патент на формирование личностей. Хотя если бы педагогические знания были достоянием не "ордена меченосцев", а всей образованной части общества, в школах воцарилась бы куда более терпимая атмосфера.
Николай Гринцер, Ответственность за развод /19.02/
РГГУ и ЮКОС так и не стали подлинными партнерами. Виноват ли бизнес? Быть может, в какой-то мере. Виноват ли сам университет? Боюсь, больше, чем кто-либо еще.
Валерий Хилтунен, Цена излишней запятой /16.02/
Ветераны написали президенту о том, что школьников не нужно пугать цифрой в 27 миллионов. В деталях они разберутся потом, когда вырастут. Такова одна позиция. Есть и другая - дети умнее, чем мы о них думаем. Они и сами видели немало, и попытка что-то пригладить и затушевать приведет к к "идеологической идиосинкразии".
Елена Голубева, Непрофессиональные профессионалы /12.02/
Не одно десятилетие ветераны-педагоги сетуют на то, что "молодежь не рвется в школу". Но, может, "так природа захотела", чтобы молодость стремилась что-то совершить, открыть, изобрести, а в зрелости в нас, искушенных людях двадцать первого века, возникало первобытное желание передать юному поколению накопленный опыт?
Катерина Соколова, Непронизывающая компетенция /06.02/
В Москве прошел первый круглый стол "Образовательная политика". Выпускники российских школ обладают более глубокими знаниями, чем их заграничные сверстники, но хуже умеют эти знания применять.
предыдущая в начало следующая
Юлия Тихонкова
Юлия
ТИХОНКОВА
Студентка I курса

Вячеслав Загорский
Вячеслав
ЗАГОРСКИЙ
Доцент химфака МГУ
zagor@kinet.chem.msu.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru