Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
Последний клевок
Дата публикации:  10 Марта 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Хромая утка - это президент, догуливающий свой последний срок. Это знают все. А вот как зовется госчиновник, час от часу ожидающий отставки? Не знаю, и пока разумных или хотя бы устойчивых метафор не встречала. А как назвать чиновника, в свой последний рабочий день принимающего судьбоносное решение, знаю, равно как и само решение: последний клевок потрошеного индюка.

Когда вся страна, обретя премьера, которому все интересно, с облегчением вздохнула и вознамерилась, по русской традиции, отпраздновать международный гендерный праздник в одной отдельно взятой части суши, случилось экстраординарное событие - на тот момент и.о. министра образования г-н Филиппов в свой последний рабочий день подписал указ

"Об утверждении стандартов в области образования". Произошло это в пятницу 5 марта. Этакий бравурный заключительный аккорд министровой карьеры. По-человечески мотивы такого финала понятны. Ну, уходит человек, хочет по себе оставить память, пусть, мол, люди помнят, что был такой - имярек, - посеял неразумное, но вечное. Да и то сказать: в течение двух лет ныне уже экс-министр боролся за эти стандарты с учительской оппозицией подковерно - и боролся неудачно, а последние два года - с общественностью, и опять неудача. Общественность министерские разработки громко забраковала, Госдума стандартов не приняла. Министр несколько раз грозил депутатам, если будут противиться - сам примет, потому что от этого зависит народное счастье. Грозил всерьез: "Новые стандарты образования, профильное обучение в масштабах всей страны будут введены с 1 сентября 2006 года. График поэтапного обновления образования в России очень жесткий. Он очень сложный для выполнения, но тем не менее эту линию мы наметили. Если новые стандарты не будут приняты Госдумой, то могут быть утверждены приказом Минобразования, и они будут называться "Обязательными требованиями к минимуму содержания образования". После думских выборов и вовсе велел депутатам заняться делом - принять то, что не принято их нерасторопными коллегами, а не примут - сам подпишет указ о стандартах. И, надо сказать, повел себя по-мужски: пообещал - сделал, подписал. В свой последний министерский день. Можно счесть эту акцию широким жестом, можно - хлопком дверью, можно - пощечиной общественному вкусу, а по мне - это прощальный клевок.

Осталось лишь убедиться в том, что вновь назначенный министр образования про хлопки и жесты предшественника не забудет и вовремя их отменит. И не потому, что этого требует оскорбленная общественность, а потому, что давно пора перестать отчитываться, а заняться делом. Например, понять, что детей в школе нужно учить грамотно писать и считать, а не только отвечать на вызовы времени.

Если говорить всерьез, то последние четыре года, что проистекает реформа школьного образования, мы наслушались рапортов по горло - что ни день, то новинка-диковинка в просвещении: то "разгружаем, ничего не выбрасывая из программы и вводя новые предметы", то компьютеризируем школы в селах, где нет электричества, то изучаем иностранный язык с пеленок и к пятому классу говорим на нем, как native speakers, - правда, загвоздочка в том, что до судорог не хватает учителей иностранного языка, - то обучаем патриотизму, то вводим одномоментно "Граждановедение" и "Обществоведение" (еще бы понять, чем эти два предмета различаются, - по-видимому, для их авторов общество существуют отдельно от граждан, а граждане изолированы от общества), то не разрешаем школьникам подниматься выше третьего этажа, то переписываем учебники, то учим по старым, но с новыми программами и методическими рекомендациями. И конца-края этим инициативам не видно. Из совсем свеженьких - ввести футбол как отдельный школьный предмет. Девятого марта вице-президент Российского футбольного союза Валерий Дроганов заявил, что группа депутатов Госдумы составила план "внедрения футбола в российских средних школах". И по мнению г-на Дроганова, который попутно возглавляет думский комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму, не исключено, что популярная игра будет включена в школьную программу. Исключено! - даже невзирая на то, что футбол в России - больше чем игра. Исключено не только потому, что нельзя засунуть в школьную программу все, что может пригодиться человеку в жизни, - от штопки носков до закона Божьего и омфаломантии (гадание по пупку), но и потому, что за образование должно отвечать и за любую инициативу в образовании - тоже. Давно известно, что война слишком серьезное дело, чтобы поручать его генералам. Теперь в цивилизованном обществе понимают, что за образование не может отвечать система образования. Это ответственность всего общества. И коль скоро мы хотим жить в цивилизованной стране, мы должны понять, что мы все отвечаем за то, что происходит в школах, где учатся наши дети, чему их учат и зачем. А главное - как и кто. И пора перестать говорить с обществом про образование языком ультиматумов - "будет-де так, как я решил".

Говорят, нет благоприятнее сна, чем тот, где ты увяз по горло в трясине, поскольку сны, гласят все мудрецы христианского мира, надо толковать в обратном смысле. Наше школьное образование - со всеми этими футболами, стандартами, реляциями и ультиматумами - в трясине уже по маковку, причем не во сне, а наяву.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Кордонский, Одесса, 116 /05.03/
Сегодня на здании 116-й школы появилась мемориальная доска. День ее открытия приурочен к дню рождения Алевтины Ивановны Кудиновой. Он же - день смерти Сталина.
Юлия Тихонкова, Вячеслав Загорский, Как лишить молодежь надежд на будущее /05.03/
"За все у нас платят" - так считают в Минобразования. "В МГУ (и не только) поступают без взяток" - так считают студенты.
Елена Голубева, Профессиональные непрофессионалы /25.02/
В школе встречаются профессионалы, уверенные в том, что вместе с дипломом педвуза они автоматически получили патент на формирование личностей. Хотя если бы педагогические знания были достоянием не "ордена меченосцев", а всей образованной части общества, в школах воцарилась бы куда более терпимая атмосфера.
Николай Гринцер, Ответственность за развод /19.02/
РГГУ и ЮКОС так и не стали подлинными партнерами. Виноват ли бизнес? Быть может, в какой-то мере. Виноват ли сам университет? Боюсь, больше, чем кто-либо еще.
Валерий Хилтунен, Цена излишней запятой /16.02/
Ветераны написали президенту о том, что школьников не нужно пугать цифрой в 27 миллионов. В деталях они разберутся потом, когда вырастут. Такова одна позиция. Есть и другая - дети умнее, чем мы о них думаем. Они и сами видели немало, и попытка что-то пригладить и затушевать приведет к к "идеологической идиосинкразии".
предыдущая в начало следующая
Татьяна Базжина
Татьяна
БАЗЖИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru