Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
Свет пиара в сумерках просвещенья
Дата публикации:  11 Июня 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Развал российской системы образования вовсе не означает, что подрастающее поколение будет менее информированным. Еще в 30-е годы выдающийся педагог российского зарубежья В.В.Зеньковский писал, что для современных ему подростков источником знаний становится не школа, а кинематограф 1. А на фоне нынешнего информационного потока, исходящего из СМИ, школьные знания выглядят совсем хилым ручейком, скорее даже капающим слезами "бахчисарайским фонтаном". И поэтому доля псевдознаний в нашем окружении возрастает, а их воздействие становится решающим, притом зачастую оно тщательно срежиссировано.

И в советские времена происходили анекдотические истории типа той, когда партийное руководство приказало уменьшить период полураспада чернобыльских выбросов. Тогда ученые смогли обернуть руководящую безграмотность в свою пользу, получив финансирование под нереальный проект.

Сейчас ситуация стала проще - идет процесс управления "мнением масс" (кто-то использует другой термин - банальное оболванивание). Чтобы не возникло и мысли о предвзятости, несколько примеров из области химии, школьный курс которой в России успешно деградирует до уровня популярного "sciense", принятого в "цивилизованном мире".

На Московской химической олимпиаде 2003 года мы предложили девятиклассникам сравнить противогололедные реагенты, применявшиеся и применяемые в Москве, с точки зрения их физико-химической эффективности для плавления льда. Среди немалого числа правильных ответов (лучший реагент - ныне запрещенная поваренная соль) удивили повторяющиеся рассуждения вроде такого: "Поскольку везде сообщалось, что наиболее лучшим является хлористый кальций ("ХКМ"), то он и является самым эффективным, а поваренная соль - самая плохая, потому что ее запретили". Вместо расчетов и сравнений - цитирование рекламы. И так рассуждали школьники, прошедшие отбор на окружных олимпиадах по химии, то есть не с самыми плохими знаниями. Это и есть идеальный PR - зачем думать, если везде сообщают... Ставшие скользкими от ХКМ улицы и ступени, черные тропинки в метро уже не так заметны на фоне "правильной" информации.

Новое химическое событие в столице впечатляет еще больше. На одном из центральных бульваров меня удивил запах, скорее характерный для кафедры органической химии, когда там делают практикум не очень аккуратные студенты. И уже в газете "Округа" прочитал: это, оказывается, страшные одуванчики вытравливают диаленом - современным эффективным гербицидом. Плохо быть химиком: "Многие знания - многие печали". Извините за термины, но диален - это смесь диэтиламиновых солей 2-метокси-3,6-дихлорбензойной кислоты ("дикамба") и 2,4-дихлорфеноксиуксусной кислоты (2,4-Д). Последнее соединение входило в состав печально известного боевого гербицида-дефолианта "эйджент орандж" - печально, потому что именно этот гербицид был главным оружием армии США в борьбе с буйной вьетнамской растительностью: посыплешь джунгли "эйджент орандж" - и никакой "зеленки" для партизан. Тяжелейшие генетические последствия применения "эйджент орандж" связывают с технологической примесью диоксинов. Но даже если современный 2,4-Д делается по чистой технологии, то все равно это соединение - производное дихлорфенола и способно превратиться в него, находясь в почве. Кстати, для дихлорфенолов предельно допустимая концентрация в водоемах в два раза ниже, чем для ртути. А это означает, что исходный гербицид может в почве превращаться в вещество, более опасное, чем ртуть. Если где-то проливают ртуть, то тут же эвакуируют людей и сотрудники МЧС в защитных костюмах снимают загрязненный слой почвы. В случае с дихлорфенолом все наоборот - почву поливают смесью, неприятный запах которой держится в местах обработки около двух недель. Такая вот плата за "правильный" газон...

Заболеваемость среди детей все растет, и в армии скоро некому будет служить из-за медицинских противопоказаний. И пропагандируется мнение - все это, мол, потому, что программа школьная перегружена лишними науками. И сокращаем эти вредные науки, а дети дышат гербицидами и болеют уже вовсе не от знаний - но при хорошо поставленной пропаганде будут думать, что от знаний.

Кстати, тот же 2,4-Д используется для обработки картошки перед уборкой, если это картошка генетически модифицированная и выращивается по распространяемой у нас "голландской" технологии. Такая картошка (крупная и красивая) совершенно не хранится, поэтому ее в основном используют для производства чипсов. Я сам участвовал в уборке этой картошки в 2001-2002 годах, и потому данная информация не где-то прочитана, а принесена "прямо с поля". А чипсы у нас рекламируются как модная молодежная еда. И с чего бы это так много патологий у новорожденных?

Возможно, применение опасных ядохимикатов в центре мегаполиса - всего лишь одна из акций "черного пиара", направленных против действующих московских властей, а может быть, это просто лоббирование фирмы-производителя диалена. Главное, что проходящие по вонючим бульварам граждане уже не догадываются, насколько это опасно. Очевидно, что по мере снижения уровня образования в стране в ней станут возможными акции, по свои отдаленным последствиям значительно превосходящие самые громкие теракты.

Примечания:

Вернуться1 Зеньковский В.В. Проблема школьного воспитания в эмиграции. Доклад на Педагогическом съезде (Париж, 19-20 мая 1929 г.). ХРЕСТОМАТИЯ. Педагогика Российского Зарубежья. Пособие для пед. университетов, институтов и колледжей. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 528 с., с. 296-312.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Илья Смирнов, Либеральный факультет, отделение мракобесия /04.06/
Мы не выведем наше образование на дорогу прогресса, пока не дадим оценку той идеологии, для которой прогресса не существует в принципе, а высшее достижение разума - винегрет из средневековой мистики и антисоветского агитпропа.
Илья Смирнов, Велесовы реформаторы /21.05/
Вы не поверите, но в учебнике, официально рекомендованном Министерством образования, снова появилась "Велесова книга" - хрестоматийный, как "мавродики" МММ, пример жульнической подделки. В школах и университетах продолжается лохотрон на катафалке.
Татьяна Базжина, Платить - но кому? /20.05/
Чем зеленее листочки на деревьях, тем больше чадолюбов мучается вопросом, кому сунуть в лапу в том вузе, который дитя уже считает своим. Оказывается, извечных российских бед ничуть не две, а минимум три. И третья - отнюдь не коррупция, а жажда дать. И бороться надо не столько с берущим, сколько с дающим.
Татьяна Базжина, База федерального незнания /11.05/
Дорогостоящий ЕГЭ-эксперимент в масштабах всей страны показал - в школе учат плохо или выучиваются плохо, а значит, деньги и силы надо тратить на совершенствование не экзаменов, а обучения, причем с самых верхов.
Геннадий Красухин, Чемпионат страны по литературе /29.04/
Всероссийская олимпиада по литературе завершилась в Смоленске. Ее новшества не обрадовали: учителей лишили обсуждения спорных моментов олимпиады; апелляция была разрешена только до подведения итогов. А кто попал в жюри? Лучшие учителя, лучшие методисты, известные стране ученые? Нет ответа.
предыдущая в начало следующая
Вячеслав Загорский
Вячеслав
ЗАГОРСКИЙ
Доцент химфака МГУ
zagor@kinet.chem.msu.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru