Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
Олимпийское неспокойствие
Дата публикации:  29 Июня 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Через несколько дней начинается вступительный марафон для сотен тысяч абитуриентов. Вернее, он выходит на свою завершающую стадию, поскольку подготовка к экзаменам занимает практически весь одиннадцатый класс. Подготовка - понятие растяжимое и многоплановое: это и поиск нужных репетиторов, и добывание денег для оплаты занятий с ними, и сами занятия, и курсы, и борьба за медали, и (в свободное от этих насущных дел время) все-таки еще и учеба в выпускном классе, хотя с уже явно поостывшим пылом. С этого года во вступительном марафоне, кажется, открывается еще одна дорожка в вуз, которая для определенного количества учащихся может стать самой короткой - олимпиады.

Впрочем, олимпиады по самым разным предметам существуют в нашей стране давно. Но теперь решается вопрос о придании им нового статуса: победители региональных, всероссийских и международных олимпиад, возможно, будут зачисляться в вузы без экзаменов. В этом году слухи об этом активно циркулировали в обществе, потом выяснилось, что соответствующий закон Думой не принят, но при этом вроде бы ректор МГУ Садовничий несколько раз заверял, что примет без экзаменов всех победителей региональных олимпиад. Правда, потом, через пару месяцев, якобы в результате каких-то закулисных столкновений с министерством МГУ все-таки пришлось пойти на экзамены и для олимпиадников, правда, досрочные и облегченные. Последний ли это кульбит, неясно - ясно только, что государство в лице своего образовательного ведомства устроило в этом году такую неразбериху на глазах более чем заинтересованных выпускников и их родителей, что прежние неуклюжие телодвижения Министерства выглядят по сравнению с ней прямо-таки грациозным танцем (поэтому так много в этом абзаце слов "возможно", "вроде бы", "якобы").

В принципе, идея олимпиад сама по себе замечательная - таким образом проводится поиск и отбор одаренных в разных науках детей. Если ЕГЭ дает некий массовый средний уровень (и именно поэтому против него протестует множество так называемых престижных, продвинутых школ), то олимпиады позволяют выявить ту, условно говоря, первую сотню математиков, физиков, химиков страны, которая является ее золотым запасом, алмазным фондом, солью соли земли и так далее по списку, а значит - нуждается во всемерной поддержке - и для начала в безусловном зачислении в вузы, причем самые лучшие.

Правда, земное обличие даже самой прекрасной идеи может несколько отличаться от замысла, а иногда искажать его до неузнаваемости. С олимпиадами, кажется, произошла та же история. Мне, как учителю, преподающему русский язык и литературу в спецматематических классах одной из сильнейших школ страны и выпустившему в этом году очередных одиннадцатиклассников, видятся такие грани этой истории. Первая грань: примерно половина класса заняла разного рода призовые места на городской математической олимпиаде Москвы (затем последовали и места на Всероссийской олимпиаде). Математики такого уровня, по логике вещей, должны быть желанными абитуриентами, скажем, для мехмата МГУ, поэтому возможность поступить туда без дополнительных испытаний кажется мне разумной. Я был очень рад за этих ребят, поскольку им обещали в апреле именно такую схему развития событий.

Однако (грань вторая) МГУ пригласил к себе победителей всех региональных олимпиад. Регионов у нас, кажется, 88 - это значит, что если каждый победитель захочет приехать в ведущий вуз страны и поступить туда без экзаменов (а кто ж этого не захочет?), то количество мест на разных факультетах сократится сразу же на это число. То есть конкурс на оставшиеся места сразу же повысится. Ну, собственно, и что? А только одно - передо мной остается вторая половина класса, которая либо мест в олимпиадах не заняла, либо по разным причинам в них не участвовала. Но ребята объективно сильные - и не только в математике. Один из них, например, прирожденный лингвист, причем довольно высокого уровня - хочет поступать на отделение лингвистики филологического факультета МГУ, серьезно готовится. И вот тут получается неожиданное: возможность поступления для таких московских ребят резко сокращается. На отделение лингвистики, например, принимают 20 человек - этого не хватит даже на олимпиадников. Что делать этому абитуриенту, у которого заранее отнимают места представители регионов? Он же не виноват в том, что московские вузы оказались одновременно и всероссийскими, в том, что поток абитуриентов в нашей стране однонаправлен: в Москву едут все, из Москвы в другие города - единицы. Мы вдруг как-то все разом, как по команде, запечалились о некоем мальчике из Якутии, которому нужно предоставить через систему ЕГЭ право равного поступления в московские вузы (сколько про этого бедного абстрактного ребенка было говорено руководителями разных рангов!) - и совершенно забыли о правах многих московских детей, для которых нет других вузов, кроме московских. Теоретически, конечно, они могут поехать в Якутию или, скажем, Новосибирск или Казань, но практически этого никто не делает и делать не будет.

Места многих сильных московских детей будут заняты победителями региональных олимпиад - а кто поручится за должный уровень этих самых олимпиад? Это третья грань вопроса. Статус-то можно олимпиадам придать любой - а вот как дело обстоит с самим качеством заданий? Сужу о нем не понаслышке, ибо по роду своей деятельности подробно познакомился с заданиями Всероссийской олимпиады по литературе - зачастую они имеют весьма косвенное отношение и к этому предмету, и к поиску литературно одаренных детей (об этой олимпиаде см. материал Г.Красухина "Чемпионат страны по литературе"). Да, конечно, были в олимпиаде и разборы прозы и поэзии, но завершается она странной "угадайкой" третьего тура, где например, девятиклассник встретится с такими вопросами:

  • "Соотнесите имена русских писателей и названия учебных заведений, в которых они учились:

    - Казанская гимназия - М.Е.Салтыков-Щедрин

    - Царскосельский лицей - В.А.Жуковский

    - Тобольская гимназия - Д.И.Фонвизин

    - Московская славяно-греко-латинская академия - Г.Р.Державин

    - Благородный пансион при Московском университете - П.П.Ершов

    - Гимназия при Московском университете - М.В. Ломоносов".

  • (Особенно иезуитски выглядят данные в перечислении в разных строчках гимназия и пансион при Московском университете - жалко еще, что никакого лицея или училища при МГУ не было, а то список был бы еще эффектнее.)

  • "Назовите 4 романса М.И.Глинки на слова А.С.Пушкина".

  • Десятикласснику будет предложено назвать редакторов и издателей восьми литературно-художественных журналов XIX века (для неспециалистов поясню, что это материал старших курсов филфака или журфака) и 4 романса Глинки на слова Лермонтова, Баратынского и Дельвига, а одиннадцатикласснику нужно назвать дату первой постановки оперы Глинки по одному из произведений Пушкина. Любовь к Глинке объясняется просто: олимпиада проводилась в Смоленске. В позапрошлом году была Пенза - главным героем, естественно, был Белинский: нужно было угадывать, про кого сказаны им те или иные слова. Что нас ждет в году 2005-м?

    А теперь посмотрите, как выглядят ответы, скажем, о редакторах или издателях (цитируем по официально опубликованным материалам Министерства):

    Библиотека для чтения (1834-1865)

    Первый издатель - А.Ф.Смирдин,

    1834 - 48, редактор - О.И.Сенковский (до 36 совм. с Н.И.Гречем)

    1848-56 - А.В.Старческий,

    1856 - 60 - А.В.Дружинин,

    1860-63 - А.Ф.Писемский,

    1863-65 - П.Д.Боборыкин.

    Вестник Европы (1802 - 30)

    1802-03 - редактор Н.М.Карамзин

    1804 - редактор П.П.Сумароков

    1808-09 - редактор В.А.Жуковский

    1814 - В.В.Измайлов

    1805-07,1811-13,, 1815-30 - М.Т.Каченовский и др.

    Отечественные записки

    1820-30 -издатель П.П.Свиньин

    1839-1866 - изд. А.А.Краевским, в 40-е годы ведущую роль играет В.Г.Белинский

    1868-84 - под ред. Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Г.З.Елисеева (с 1877 г. Н.К.Михайловского).

    Современник

    1836 - издавался А.С.Пушкиным

    1838-46 - издавался П.А.Плетневым

    1847-66 издатели Н.А.Некрасов и И.И.Панаев).

    Сын Отечества

    1812 - 44, 1847-52. Издатели-редакторы Н.И.Греч (основатель), А.Ф.Воейков, Ф.В.Булгарин, К.П.Масальский, А.В.Никитенко и др.

    Телескоп

    1831 -36 - издавался Н.И.Надеждиным,

    35-36 - соредактор В.Г.Белинский, закрыт за публикацию 1-го "Философического письма" П.Я.Чаадаева.)

    Москвитянин

    1841 - 56 - издавался М.П.Погодиным.

    Русский вестник

    1856 - 1887 гг - издатель-редактор М.М.Катков.

    Заметьте, что это откровенная шпаргалка для проверяющих - уверен, что они без специальных справочников сами не смогут дать такой ответ. И не потому, что я сомневаюсь в их литературоведческой компетенции, а потому, что такого рода знания не входят в активный запас и их наличие\отсутствие не позволяет судить ни о какой литературной одаренности. Глупо таким заданием проверять что-либо, кроме памяти - тем более у десятиклассника. (Правильно и полно здесь сможет ответить только тот, кому ответ будет сообщен заранее - но это уже совсем опасная тема.) Кроме того, вдумайтесь: перед нами ответ только на одно из восьми (!) заданий третьего тура.

    Что же касается анализа текста (основы основ литературного образования), то и тут у меня возникают большие сомнения - и опять когда я читаю ответы, на этот раз образец разбора стихотворения Майкова:

    Осенние листья по ветру кружат,
    Осенние листья в тревоге вопят:
    "Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
    О лес наш родимый, конец твой пришел!"

    Не слышит тревоги их царственный лес.
    Под темной лазурью суровых небес
    Его спеленали могучие сны,
    И зреет в нем сила для новой весны.

    Вот фрагменты "образцового" анализа:

    "Стихотворение состоит из двух строф.

    Четкий ритмический рисунок находится в гармоничном единстве с лексикой.

    Первая строфа. Образ осенних листьев передает суетность людей, их пассивность перед трудностями. Это подчеркивается выбором лексики: "ветер", "тревога", "гибнет", "кружат", "вопят", существительное "конец" усиливает безысходность.

    Лексическая анафора в первых двух строках выражает состояние волнения, суеты. Повтор в третьей строке передает паническое настроение.

    Мужская, закрытая, парная рифма отражает ритмическую жесткость.

    Вторая строфа. Контраст внутри строфы: "темная лазурь суровых небес" - "новая весна", воплощает не противоборство, а терпеливое ожидание, которое выражено в олицетворении "спеленали". Временность жизненных трудностей, уверенность в новой весне подчеркиваются плавным, спокойным ритмом и переходом в двух последних стихах на открытую рифму.

    Передаче спокойствия в восприятии окружающего мира помогает стилистическая структура второй строфы. Если первая строфа состоит из предложения с прямой речью, содержащей восклицания, то во второй строфе - два повествовательных предложения".

    Не буду говорить об откровенных ошибках (к примеру, почему-то "стилистической структурой" объявляется то, что относится к сфере синтаксиса) или вольности и немотивированности интерпретаций (например, про разницу ритмов) - просто вчитайтесь в этот тяжеловесный воляпюк, в эту серую и унылую имитацию научного языка. В этой манере излагать лучше всего проявляется сознание тех, кто составляет олимпиады. Они по-другому писать и мыслить не умеют - вот весь их секрет. Таким же языком пишутся бесконечные методические пособия и министерские циркуляры, стандарты образования и задания ЕГЭ, на этом же языке формулируются темы выпускных сочинений и идет преподавание в педвузах. И клонируются, клонируются, клонируются одни и те же зубодробительно скучные подходы к литературе. А ведь на этот "образец" ориентируются олимпиады более низкого уровня - те самые региональные, по результатам которых... (читай выше).

    Можно ли всерьез считать, что такие олимпиады будут улавливать в свои "сети" действительно одаренных детей? Кому как, а мне сомнительно. Я бы предостерег ученика от участия в такой олимпиаде - так и разочароваться в литературе недолго. Почему же из года в год продолжается тиражирование такого типа заданий? Почему так бедны новыми идеями тексты олимпиад? Ведь уже набрал обороты действительно качественный и очень серьезный турнир по русскому языку "Русский медвежонок" (задания которого, кстати, придумывает целый семинар преподавателей и студентов в РГГУ). Ведь уже появился интереснейший конкурс по литературе в структуре Турнира имени Ломоносова, где наконец-то предложен тот тип заданий, который и составляет самую суть любой олимпиады (подробную информацию об этих и других конкурсах можно найти на сайте Московского центра непрерывного математического образования). Ведь есть, наверное, интересный опыт и в регионах. Кто же всерьез, а не формально, будет заниматься в головном ведомстве этими вопросами?

    А пока на них нет ответа, нет и олимпийского спокойствия ни у учеников, ни у их родителей, ни у преподавателей. Появится ли оно в году будущем?


    поставить закладкупоставить закладку
    написать отзывнаписать отзыв


    Предыдущие публикации:
    Борис Давидович, Российская школа - взгляд из оазиса /22.06/
    Учитель - массовая бесконкурсная профессия, и при этом род занятий с чрезвычайно низким социальным статусом. Это сочетание и рождает многие страшные вещи внутри школы. Я не готов думать за всю страну - поэтому и создали мы в отдельно взятой школе такой остров, и пытаемся сохранить себя, как можем.
    Татьяна Базжина, Какая рука правая /17.06/
    Отныне платить учителю предлагается за качество образования - не того, которое он получил, а того, которое от него получают. Разработчики и сами не знают, как это качество промерить, в чем и признаются, но платить предлагают именно за него.
    Илья Смирнов, Физика и этика /15.06/
    Переживаю за учебник истории, который два года назад выиграл министерский конкурс. В почетном списке строителей нашей новой экономики там фигурировал "М.Б.Ходорковский". Удалось ли вовремя допечатать отредактированный тираж? Чует мое сердце, на Ходорковском проблемы не кончатся.
    Вячеслав Загорский, Свет пиара в сумерках просвещенья /11.06/
    Заболеваемость среди детей растет. Все это, мол, потому, что программа школьная перегружена лишними науками. И сокращаем эти вредные науки, а дети дышат гербицидами и болеют уже вовсе не от знаний - но при хорошо поставленной пропаганде будут думать, что от знаний.
    Илья Смирнов, Либеральный факультет, отделение мракобесия /04.06/
    Мы не выведем наше образование на дорогу прогресса, пока не дадим оценку той идеологии, для которой прогресса не существует в принципе, а высшее достижение разума - винегрет из средневековой мистики и антисоветского агитпропа.
    предыдущая в начало следующая
    Сергей Волков
    Сергей
    ВОЛКОВ

    Поиск
     
     искать:

    архив колонки:





    Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru