Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
Заметки простодушной
Дата публикации:  27 Июля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Где ничего не положено - нечего взять. Откуда забрали, там пусто. С этой старинной народной мудростью вполне согласуется и известный всем со школьных лет закон сохранения вещества Ломоносова-Лавуазье.

Теперь, пожалуйста, ответьте мне на такой вопрос: нужны ли нашей стране патриоты или хотя бы просто законопослушные граждане? Вообще, как писали классики отечественной фантастики, нужны ли мы нам?

Вопрос не кажется риторическим, когда знакомишься с публикациями в средствах массовой информации на тему ожидаемой монетизации льгот. Кстати, очень хотелось ознакомиться с самим законопроектом, уже принятом в первом чтении Госдумой с условием, что "ко второму чтению проект будет серьезно доработан с учетом предложений и замечаний депутатов".

Название этого законопроекта, надо сказать, впечатляет само по себе, независимо от содержания. Судите сами: "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Не сумевшие найти полный текст этого "О внесении изменений..." вынуждены, так же как и я, пользоваться тем, что удается выудить из СМИ. Если что-то понято неверно, "старшим", то есть более осведомленным, товарищам предлагается нас поправить в рамках, так сказать, "общенациональной дискуссии". А пока речь пойдет о том, что наиболее близко - мне как матери, учителю, а в будущем - и пенсионеру.

Сначала о детях. Если я правильно поняла, планируется бесплатные завтраки и льготные проездные заменить денежной компенсацией... Кому? И в каком объеме? И какова гарантия того, что заботливые родители вместо завтрака не купят на эти деньги что-нибудь очень необходимое для дома, для семьи или себя любимых? Мы что, приставим чиновников следить за целевыми тратами? А сколько детей завтра откажется от спортивных секций и другого дополнительного образования, потому что дорого платить за проезд? Сколько образовательных экскурсий не состоится по той же причине?

Мне кажется, льготы детям не отменять надо, а наоборот, расширять, вводя дополнительные - может быть и в зависимости от дневниковых отметок. Проезд и завтраки, а еще хорошо бы форма - бесплатно всем, а путевки, освобождение от платы за дополнительное образование, какие-то премии и гранты - особо отличившимся и одаренным. Причем выделить для этого деньги из федерального бюджета, не оставляя на чей-то произвол. Зачем? Да затем же, зачем в хорошей семье прежде всего кормят, одевают и учат детей, а потом уже ждут отдачи - и то не обязательно.

Родителей тоже, кажется, собираются лишить пособий на детей. Передать этот вопрос на усмотрение местных органов и сделать дотации адресными. Вроде они все равно слишком маленькие и погоды в семье не делают. Но то, что они маленькие, - это еще одно безобразие. А насчет адресных субсидий тоже можно посомневаться.

В любой школе можно найти детей, у которых мама - домохозяйка, папа временно не работает, а между тем семья "упакована" куда лучше других, потому что у родителей нефиксированные источники доходов. Именно такие семьи, скорее всего, получат и "адресное пособие", потому что это потребует такого количества разнообразных справок и документов, что далеко не каждый работающий родитель возьмется их собирать, а скорее махнет рукой - за это время я больше заработаю. На это, возможно, и рассчитывали лица, готовившие законопроект. Итак, в семью предлагается вкладывать самый минимум, чтобы только обозначить присутствие заботы о семье со стороны государства.

Теперь об учителях. Насколько я поняла, планируется отменить единые тарифные ставки, зарплата в школах также передается в ведение муниципальной власти в зависимости от наличия средств в ее казне. Как вы думаете, какие средства окажутся в наличии? Вот и я о том же... Надбавки учителям за различные виды работ тоже, по всей видимости, будут отменены. Например за проверку тетрадей. Но ведь это несправедливо - любому понятно, что учителя русского языка и математики проверяют работ гораздо больше, чем, например, учителя биологии или обществоведения, не говоря уже о специфическом удовольствии проверить тридцать пять тетрадей, в которых разными почерками и с разными ошибками выполнено одно и то же задание.

А как с классным руководством? Тоже на общественных началах? Это льгота такая - следить за успеваемостью и посещаемостью, отвечать за жизнь и здоровье тридцати - тридцати пяти подростков на турслете или спортивном соревновании?

В интервью РЖ очень продвинутый педагог высказал замечательную идею: учителям много платить не надо, иначе набегут случайные люди.

Продвинутый педагог, видимо, и в школе работает продвинутой, имеющей гранты и спонсоров, иначе он бы знал, кто сейчас работает в массовой школе. В основном это женщины, имеющие - или на момент устройства на работу имевшие - детей школьного возраста. Зачастую "девичья профессия" у них далеко не педагогическая: математику преподают инженеры, физику и химию - тоже, гуманитарные дисциплины - юристы, экономисты, музыкальные критики и архитекторы.

Многие из них искренне любят детей, проходят всякие курсы повышения квалификации, добросовестно относятся к своему делу и не хотят уходить из школы, даже когда причина прихода отпадает. Но факт остается фактом: многие учителя пришли в школу случайно. Что же их там держит? О, чаще всего такие пустяки: радость совместного творчества, когда каждый урок как первый, и после каждого звонка на урок ты выходишь к доске, как актер на сцену, и только от тебя теперь зависит, будет ли интересно публике. Доверие, любовь и уважение - скажете, нет? Да как же нет, когда я сама это неоднократно испытывала. Да, есть не слишком умные ученики, есть болтливые, агрессивные, больные наконец, и всех обучить (ну хоть что-то они ведь все равно узнают) - это такой кайф! (В смысле - огромное моральное удовлетворение.) И это что, повод платить учителям бесстыдно маленькую зарплату? Кстати, на эту же зарплату учителя часто вынуждены покупать наглядные пособия, оборудование для кабинета, да и тот же мел например. Сейчас существует надбавка в 100 рублей на покупку методической литературы, но и она попадает в категорию отменяемых льгот.

Какая экономия! И на чем: ведь именно от учителя, его самочувствия и самоуважения во многом зависит воспитание столь необходимых для каждой уважающей себя страны достойных и законопослушных граждан. Неужели не понятно, что люди, не любящие детей и работу с ними, все равно долго не продержатся. Ни за какие деньги. Нет, экономят и на этом.

В таком случае хочется предложить - в порядке, так сказать, реализации социальной справедливости - поискать "случайных людей" в правительстве или в Госдуме. Может, и "случайные" топ-менеджеры найдутся? Тоже ведь не работа, а сплошное моральное удовлетворение (в смысле любви, доверия и уважения). Давайте всех посадим на учительскую зарплату с теми же перспективами и посмотрим, кто останется. Тот, стало быть, и "неслучайный".

Что касается отмены льгот сельским учителям, то это начинание, видимо, связано с заботой о состоянии "великой русской литературы": в свое время Булат Окуджава был освобожден от обязательной отработки по распределению в сельской школе, потому что из-за отсутствия личного хозяйства не мог в деревне прокормить и обогреть свою семью, примерно в то же время Александр Солженицын тоже вынужден был уехать в город. В результате страна получила двух замечательных писателей. Возможно, "случайные" министры и топ-менеджеры тоже принесут славу Отчизне как великие ученые или оперные певцы? Вообще, система освобождения от "случайных" людей путем понижения их жизненного уровня несет в себе такие возможности, что просто дух захватывает.

Не так давно в прямом эфире "Эха Москвы" выступал министр образования А.Фурсенко. На вопрос слушателя, планируется ли увеличение заработной платы учителям, он предложил поборникам социальной справедливости понять простую вещь: для того чтобы прибавить учителям, надо у кого-то отнять. Означает ли это, что учителям, глядящим на витрины супермаркетов (я уже не говорю о дорогих бутиках), как на музейные экспозиции, должно быть стыдно за то, что, лелея несбыточную мечту, скажем, о небольшом косметическом ремонте квартиры, они чуть ли не планируют ограбление?

Но это так... лирика. Однако можно внести и конструктивное предложение насчет "у кого отнять?". Можно, например, организовать новый вид экстремального туризма специально для наших законодателей - учительскую зарплату на руки, семью из трех-четырех человек в придачу, потому что часто учителя являются и основными кормильцами семьи, а потом пусть представят себе такую жизнь годами, десятилетиями. А потом еще с этой зарплатой - да на пенсию.

Про пенсии. Однажды один очень высокопоставленный чиновник на вопрос, как он себе представляет жизнь на такие средства, ответил: "Ну, живут же они там как-то..." Видимо, подразумевалось, что "приличные" люди вроде него умеют устраиваться как-то иначе. Те, кто не сумел, - выживают как могут. Или не выживают. Слишком часто наши кормильцы в своих разъяснениях по поводу того, что пенсии малы, сетуют, что пенсионеров слишком много. По-видимому, было бы очень удобно и экономично, если бы их число сократилось вследствие естественной убыли. Ну а пока не "убыли", как-то живут, демонстрируя, в какую ситуацию попадет гражданин, если не сумеет устроиться "как-то иначе".

Сейчас нам, имеющим общий стаж 25-35 лет, говорят, что во всем мире человек всю жизнь отчисляет примерно 20% своей заработной платы в пенсионный фонд, и тогда, естественно, рассчитывает на соответствующую пенсию. Прекрасно. Пусть тогда посчитают, куда ушли 90% заработков людей моего поколения, или по крайней мере всем, кто начал свой трудовой стаж до эпохи новых реформ, высчитывают пенсию по старой схеме. А то сейчас, независимо от того, сколько ты зарабатываешь, пенсия все равно будет 2-3 тысячи, то есть примерно столько, сколько квартплата. И это я еще имею в виду москвичей. Что уж тут комментировать...

Похоже, реформаторы всерьез отнеслись к библейской идее вождения народа по пустыне в течение 40 лет, только вот про манну небесную не подумали и о том, что же делать тем, кого ноги не держат. Очевидно, они обречены на вымирание в первую очередь.

Во вторую, может быть, - сами реформаторы. Подрастет новое поколение с опытом выживания в пустыне и без нравственных обязательств перед страной и обществом. Где ничего не положено - нечего взять. Как нам уже известно, это закон природы.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Илья Смирнов, Как отделить балет от танцев, а оперу от пения? /23.07/
Никто из граждан не обязан экономить на собственных детях, чтобы оплачивать (своими налогами) светский досуг чужих великовозрастных отпрысков, их обучение на экстрасенсов, шоуменов, политтехнологов - или просто на непонятно кого.
Татьяна Базжина, Азартные игры с гражданами /21.07/
Все четырехлетние ухищрения с тратой денег на выработку единого экзамена - не более чем досадная помарка в каллиграфически прописанной реформе средней школы. Потому что с реформированием высшей полная иероглифика вышла.
Илья Смирнов, Марш "Прощание варяжки" /13.07/
Считается, что большие открытия возможны только в естественных науках. Какие могут быть новости в истории Древней Руси? Между тем, именно сюда наука вносит принципиальные изменения, хотя в учебниках должны излагаться достоверные сведения; а если версии, то не любые, какие в голову взбредут.
Вячеслав Загорский, Где взять нормального учителя для идеальной школы /09.07/
В старших профильных классах может работать эффективно только тот учитель, который способен донести до учеников "научное предание" своего предмета. Можно ли таких учителей подготовить в педвузах с их крайне слабым материальным и научно-информационным обеспечением?
Вячеслав Загорский, Как построить идеальную школу /02.07/
Используя термин, пугающий чрезмерно политкорректных граждан, можно сформулировать следующее: из российской системы образования должны выходить эффективно действующие патриоты.
предыдущая в начало следующая
Александра Палехова
Александра
ПАЛЕХОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru