Русский Журнал / Обзоры / Образование
www.russ.ru/culture/education/20040924.html

Вам гении нужны?
Валентина Бакмастер

Дата публикации:  24 Сентября 2004

Жалко уходящего лета. Жалко не только потому, что на смену теплу и солнцу идут дожди и непогода. Кончается "свобода" - впереди проблемы: рюкзаки, тетрадки, расписание, ланчи... Впереди школа.

В какую школу отдать ребенка? Каждый решает эту проблему по-своему, исходя из социального положения, образования, счета в банке и много еще чего... Однако все признают, что инвестмент в образование детей - самый лучший способ вкладывать деньги, ведь будущая карьера, зарплата, а значит - и благосостояние любимого детища, находятся в прямой зависимости от Alma Mater. Во многих американских семьях принято откладывать деньги "на колледж" с первых дней появления наследника на свет, а представители высшего общества записывают детей в престижные школы сразу после рождения, тогда же начинают платить за обучение и делать donation.

С одной стороны, Америка - это действительно демократическая страна, где предоставляется широкий выбор школ, а значит, и будущего. С другой стороны - не так все просто.

Хорошие и плохие школы

Разговаривая с родителями, часто можно слышать фразу: "в нашем районе хорошая школа". Если есть хорошие школы, значит, есть и плохие... И что вообще значит "хорошая школа"? Наш ребенок учился в школах трех типов, пока мы не выбрали то, что посчитали "хорошей школой", и спокойно вздохнули. Но однажды, придя домой, дочь сказала: "Для меня, наверное, во всей Америке нет ни одной хорошей школы".

"Золотой фонд". По результатам статистики лучшими считаются школы, 100 процентов выпускников которых поступают не просто в университеты, а в те, что по рейтингу относятся к пятидесяти лучших в стране. В таких университетах как Yale, Princeton, Georgetown, Highest graduation rates выпускников составляет 90-92%. Чтобы учиться там, недостаточно быть богатым, необходимо еще при поступлении иметь GPA (grade point average) более 4.0 (GPA студентов из публичных школ обычно около 3.0). Это невозможно только за счет "А" в аттестате. Следует иметь college credit, то есть уже в школе брать множество АР (advanced placement) классов. Один из моих знакомых, известный адвокат, владелец большой компании, сын сенатора-миллионера, до сих пор не может спокойно слышать о Princeton, в который его не приняли из-за недостаточно высокого GPA. При зачислении в этот университет идет строжайший отбор студентов, причем за детьми наблюдают начиная с первых лет обучения в High School. В настоящее время в Princeton все расписано на ближайшие семь лет.

Школ высочайшего уровня в Америке достаточно много. В основном они старые, с многолетними традициями. Даже "объективная статистика" не может справиться с оценкой этих школ и назвать лучшую. Результат зависит от критериальной основы, то есть возможно множество вариантов. Более того, кроме "объективного" при оценке школ очень много значит "субъективное". Почему, например, дети из семей Рузвельтов, Рейганов, Никсонов учились в Sidwell Friends School, Washington, DC? Все члены семьи Фордов (Генри, Эдсел, Билл) традиционно посещали Hotchkiss School, Lakeville, CT. Эта школа дает великолепное классическое образование, в течение одной недели там преподают 225 различных предметов. То есть для студентов предоставлен огромный выбор АР классов. Недаром из стен этой школы вышли известнейшие в стране личности, писатели и поэты. Знаменита эта школа и как самая богатая среди частных школ, пожертвования в ее казну составляют 400 миллионов долларов.

Элл Гор, как и дети семьи Бушей, учился в школе для мальчиков St. Albans and National Cathedral School, Washington, DC. Дональд и Ивана Трамп отправили своих дочерей в Chapin School, NYC, NY, потому что считали, что там учатся дети из "высшего общества". "Звездные" семьи из Калифорнии предпочитают Buckley School, Sherman Oaks, CA - ее студентами были члены семьи Хилтон, а также Николь Ричи, Мэтью Пэрри, Габи Хофман. Джон Кэрри, когда его отец служил в Европе, учился в швейцарской школе Institute Montana, которая популярна среди королевских семей Европы.

Поэтому, когда говорят, что Джордж Буш "тупой недоучка", я рассматриваю это как эмоцию, не более. Президентом в Америке может стать только высокообразованный человек со способностями выше среднего. Не верю я и когда говорят, что Джона Кэрри никто не знает - он учился с детьми из королевских и президентских семей. Это все люди одного круга.

Частные college preparatory schools. Кроме таких fancy школ в Америке существует плеяда частных школ, которые ведут обучение по классическим академическим программам. Это школы, относящиеся к разряду college preparatory school. Они являются основными поставщиками студентов в университеты. Эти школы гораздо меньше публичных, в них обучается меньше Black и Hispanic студентов. Католические частные школы имеют тенденцию быть крупнее, и в них больше студентов, относящихся к "меньшинствам", чем в других частных школах.

Официальная статистика Департамента образования США признает, что частные школы предоставляют своим студентам более полные курсы по математике, физике, химии, биологии и иностранным языкам. Знания, полученные учениками в этих школах, также статистически достоверно выше по сравнению с общественными школами: выше GPA, лучше результаты тестирования по математике, чтению и естественным наукам. Дети, которые посещали частные школы не позднее, чем с 8-го класса, в два раза чаще получают bachelor's degree, нежели выпускники публичных школ.

Частные школы. В Америке есть и частные школы, не имеющие в своем названии приставки college preparatory. Первых, кстати, гораздо больше, чем вторых. Это небольшие школы, в которых комфортно детям, где постоянный контроль и дисциплина, но программа по насыщенности не многим отличается от публичных школ или включает какие-то специальные предметы, такие, например, как изучение Торы в еврейских школах. Если в школе 29 учеников и 5 преподавателей, ни о каком многообразии предметов, конечно, говорить не приходится. То есть это школы для "средних" по своему развитию детей. Единственной положительной особенностью их является комфорт и контроль. Можно быть спокойным за "сохранность" ребенка в стенах такой школы.

Большие городские школы (Large Central City). Все городские школы Америки находятся в красивых зданиях, прекрасно оборудованы, имеют великолепные спортивные комплексы. Обучение там достаточно демократично, можно выбрать предметы, которые по вкусу каждому отдельному ученику, достаточно укладываться в рамки обязательных требований, но они не высоки. Если нет особой любви к физике или математике, допустимо ограничиться начальными курсами, а все остальное время посвятить спорту, рисованию, фотоделу, керамике.

Это очень большие школы, несколько тысяч учеников, а потому, несмотря на все старания администрации, дети не всегда под контролем. Как результат - наркотики, ранние беременности. Здесь обычны классы для беременных девочек.

Национальный состав студентов зависит от района, в котором расположена школа. Есть школы, в которых 90 процентов учеников - Black Americans или Hispanic. В Нордисте Филадельфии, где живут русскоязычные эмигранты, в George Washington High School "белые" составляют меньшинство - 44 процента.

Периодически в школе происходят маленькие "расовые войны". Здесь множество группировок, у которых есть свои "предводители". Причем дети эмигрантов из Азии, как правило, очень миролюбивы, наибольшей агрессивностью, как ни странно, отличаются украинцы. Они держатся очень сплоченно, "тон задают" их лидеры. Часто на уроках они комментируют действия преподавателя на своем языке, непонятном для окружающих, но с явно оскорбительными интонациями. После таких ремарок они начинают смеяться, а учитель не знает, что делать. Ведь это не католическая школа, линейкой по пальцам стукнуть нельзя.

Школы пригородов (Urban Fringe of Large City school). Эти общественные школы хорошо финансируемы, а потому там много первоклассных преподавателей. С точки зрения статистики уровень образования в них гораздо выше, чем в городских школах, да и приоритеты студентов значительно отличаются в лучшую сторону - они больше настроены на учебу. Однако эти школы тоже очень большие, уследить за всем невозможно, а потому имеют место проблемы с наркотиками. Кроме того, здесь достаточно часто в уродливой форме проявляется кастовость.

Например, в Bucks county расположены новые резиденции недавно разбогатевших жителей Филадельфии. Их детки учатся в Council Rock школе. Они, как кукушата из гнезда, выбрасывают всех инородных. Русские эмигранты, хорошо понимающие необходимость хорошего образования, но еще не имеющие достаточных накоплений, чтобы отдать ребенка в частную школу, переезжают в Bucks county. Но ребятам подчас приходится платить высокую цену за хорошее образование. Одного мальчика терроризировала группа местных богатеев: они постоянно задирали его, били. Однажды сорвали с него курточку и со словами: "В каком second hand ты купил эту гадость", стали пинать ее, как футбольный мяч. Иными словами, крупные общественные школы в пригородных районах даже если и дают хорошее образование, то воспитанием им не позволяет заниматься излишняя "демократия" и неуправляемость из-за гигантских размеров...

Деревенские школы (Rural school). Эти школы очень маленькие, с милой домашней обстановкой. Их можно назвать "специальными", потому что они по неофициальному определению существуют для детей фермеров, которые не планируют продолжать образование, и для тех, кому нужно получить аттестат с наименьшими усилиями. Доход фермеров на 30 процентов меньше, чем у городских жителей. По доходам и расходы... Из-за слабого финансирования этим школам очень трудно собрать хороший преподавательский состав. Нередко основные дисциплины преподают не специалисты. Результат соответствующий - только немногим более 3 процентов выпускников этих школ поступают в колледжи. Но эти школы нужны фермерам. В них студентов учат ухаживать за животными, преподают растениеводство, новые сельскохозяйственные технологии.

Домашние школы. Много споров вызывали и вызывают в Америке домашние школы. Это удивительное явление, несмотря на непонимание многих и многочисленные дискуссии, имеет место быть. Более того, масштабы его значительно увеличились по сравнению с 1999 годом. Сейчас зарегистрировано уже более миллиона детей, которых родители обучают в домашней обстановке.

Мне нравится система образования Америки именно тем, что здесь можно выбрать то, что нужно каждому, можно подняться в своем социальном статусе и на несколько уровней выше, если есть на то амбиции и способности позволяют. Главное - не ошибиться с выбором. К сожалению, ошибаются многие, мы все "умные на лестнице"...

Сколько стоит ошибка

В нашей семье двое детей. С дочкой все сложилось как нельзя лучше. Мы очень быстро поняли, что в общеобразовательной школе ей делать нечего. Слава богу, что отнесли это к системе общественного образования, а не к ее гениальности. Определив ее в частную католическую Preparatory school, мы автоматически решили проблемы с поступлением в университет. О том, что ее приняли в университет, в который она хотела, причем с хорошим scholarship, мы узнали еще до окончания школы.

На собеседовании в университете директор отдела, который занимается набором студентов, поведал нам, что в городе только две частные Preparatory школы являются их "основными поставщиками". Мистер Вильямс сам занимается со студентами, никому не доверяет этого серьезного дела. Ему присылают результаты всех тестов, начиная с freshman классов (первый год обучения в high school). Нашего ребенка он приметил давно, и paperwork проводилась только для того, чтобы получить из различных источников максимальное финансирование. В результате ссуду на обучение пришлось брать совсем небольшую.

Ричард, сын мужа от первого брака, стал жить в нашей семье после окончания школы. Учился же он в типичной пригородной школе, большой и внешне благополучной. Его мама считала, что в жизни не надо перенапрягаться, и передала сыну привычку жить соответствующим образом: "Проблемы с математикой? Оставь ее. Возьми какие-нибудь другие классы". Он так и делал. В дипломе его стояли высокие оценки, которые на самом деле маскировали огромные пробелы в знаниях. Все эти "дыры" вылезли, когда мы привели его в тот же университет, куда приняли дочь.

Мистер Вильямс встретил нас приветливо, как старых знакомых, но, заглянув в документы Ричарда, погрустнел, а потом сказал нам то, что я не забуду никогда и усвоила теперь, как прописную истину. Он согласен пойти нам навстречу и взять мальчика. Ведь в конце концов это наши деньги. Но, как подсказывает его собственный большой опыт, результат будет неприятный в первую очередь для нас. Молодые люди, как петушки, постоянно демонстрируют свои способности, чтобы заявить, кто самый-самый. Ричард с его уровнем подготовки будет постоянно проигрывать в этой конкурентной борьбе. Это тяжело само по себе, а кроме того - начнется отставание по нескольким предметам. Мало кто выдерживает это, бросают.

Этот опытный педагог посоветовал нам нанять преподавателя по математике на лето, чтобы ликвидировать "хвосты", и подать документы в Community college, который набирает студентов из публичных школ. Мы так и сделали. После летних занятий математикой Ричард смог пройти положенный класс Математика 2 в колледже. Его рейтинг значительно поднялся, и уже на следующий год он смог перевестись в частный университет. Не могу сказать, что учеба там в первый год далась ему легко. Он был вынужден заниматься даже летом, чтобы увеличить свою среднюю оценку. Его scholarship, конечно, меньше, чем у дочери, а значит, платить за обучение приходится больше.

Вот как дорого нам обошлась "ошибка юности". В Америке жизненный путь необходимо определять очень рано, не позднее первых лет обучения в high school, иначе: "It's too late, baby, now. It's too late".

Такие разные дети

Мы без всяких научных исследований знаем, что каждый ребенок - это отдельный удивительный мир. Все дети неповторимы на личностном уровне. Однако оказывается, что если их объединить в группы по расам, то проявятся некие тенденции. По опубликованным результатам исследований National Center for Education Statistics, дети из Азии проявляют бОльшие математические способности, чем белые. А те, в свою очередь, сильнее в математике, чем Native и Hispanic Americans. Замыкают ряд Вlack Americans. Выходцы из Африки отстают от других не только в математике, но и в целом по всем предметам. Учатся эти дети в основном в общественных школах, частные посещают немногие. Зато нельзя достоверно определить приоритеты детей азиатского происхождения, они не отдают предпочтения ни частным, ни общественным школам.

Все крупные Metropolitan Area в Америке районированы не только официально. Города подразделяются на отдельные "национальные квартиры", которые, в свою очередь, имеют neighborhoods с разным достатком. В Филадельфии, например, более состоятельные люди живут в пригороде. Дети из благополучных семей пригорода учатся лучше. Это подтверждается и статистической оценкой Национального Центра по образованию: score студентов из пригородных школ выше, чем из центральных городских школ.

Сухие цифры статистики обнаруживают достоверную разницу и в знаниях детей из частных и публичных школ. Конечно, score студентов частных школ выше, причем это результат не только благосостояния семьи, большую роль играет сама школа.

Дорогие бесплатные школы

Если смотреть по деньгам, то нет прямой зависимости между качеством обучения и объемом финансирования. Например, в городских школах Филадельфии на одного студента затрачивается около 9 тысяч долларов в год, в Montgomery county в зависимости от township - 10-14 тысяч долларов, в Bucks county - 10.5 тысяч долларов. Лучшей в Филадельфии считается школа в Abington, однако там расходы на одного студента в год всего на 1662 доллара выше, чем в центральных школах, и ниже, чем, например, в Jenkintown.

Подтверждается это и сравнением расходов в частных и публичных школах. Wyncote Academy - это одна из именитых college preparatory частных школ. Приставка college preparatory означает, что школа гарантирует студенту объем знаний, необходимый для успешного обучения в университете. Школа располагается в живописном Montgomery county, ежегодно она принимает около 100 студентов. Обучение происходит в небольших классах по 13 человек. "За все про все" родители платят 16-17 тысяч в год. В Georgetown Preparatory School, расположенной в предместье Вашингтона, школе высочайшего уровня в стране, tuition только на 600 долларов выше, чем в Wyncote Academy.

Таким образом, различия в уровне подготовки в частных и общественных школах гораздо выше, чем в их финансировании. Можно сказать, что система "бесплатного обучения" расходует деньги менее рационально. Слово "бесплатное" взято в кавычки, потому что за учебу детей в действительности "платят соседи". Например, моя семья живет в районе, в котором расположена та самая знаменитая Abington High School. Однако наш ребенок учился в частной школе, а сейчас в частном университете. За ее обучение мы платим из своего кармана, это для нас является "осознанной необходимостью", хотя я не могу сказать, что нам деньги девать некуда. Но кроме того, как жители Абингтона, мы ежегодно выплачиваем налог на школу около 6 тысяч долларов. То есть, по сути, оплачиваем обучение еще и "соседского ребенка".

Вот этот факт никак не может стать моей "осознанной необходимостью". Вероятно, в результате недостатков моего воспитания, ведь я приехала из России. Американцы, у которых больше "свободных" денег, на это смотрят проще. Хотя тоже по-разному. Джордж Буш младший в качестве одного из лозунгов своей предвыборной кампании выдвинул проект "ваучер". Согласно этому проекту всем родителям, дети которых посещают частные школы, будет выдаваться ваучер, освобождающий их от необходимости платить за школу дважды. Демократ Джон Керри, наоборот, ратует за развитие публичных школ. Не думаю, что его внуки ходят в публичную школу, таким образом ему хочется сделать "что-нибудь хорошее" для широких масс. Декабристы в России тоже хотели хорошего...

Меня процесс демократизации обучения огорчает не столько из-за денег, сколько из-за заложенной в нем тупиковой идеи. Эта мера насильственно-социалистическая. Она будет служить палкой в колеса тому процессу, который естественным образом идет сейчас в Америке - процессу улучшения образования за счет обучения в хороших частных школах. Статистика Национального центра по образованию показывает, что за последние 10 лет общественные школы стало посещать на 6 процентов детей меньше, в то время как частные - больше.

Почему популярны частные школы

Частные школы становятся все более и более популярны, потому что демократия хороша для пролетариата, а для студента эта демократия должна ограничиваться дисциплиной, иначе... Нет, я не ерничаю. В публичных школах программа ориентирована на "большинство". Например, в большой школе в хорошем районе было около трех тысяч студентов. Физику там преподавал великолепный педагог, однако класс физика 2, необходимый для тех, кто собирался поступать в университет, открыть не удалось. Не смогли набрать 30 человек, которые требуются по инструкции для работы класса. В трехтысячной школе не нашлось 30 человек, которым нужен университетский курс физики!

Великолепный пример того, как принцип "большинства" работает в качестве прокрустова ложа. Хотя в действительности это "большинство" не виновато, оно выбирает свою дорогу в жизни. Не могут все быть физиками, математиками, артистами, писателями. В повседневной жизни таких "особенных" не должно быть много, а если даже они и будут производиться в большом количестве, то не востребуются. Придется, как в СССР, раз в неделю сотрудников научно-исследовательских институтов отправлять работать на овощную базу или в колхоз.

Но что делать в этой ситуации тому, у кого теоретический склад ума? Он хочет быть ученым, хочет продолжать обучение в университете, но окружающее "большинство" не дает ему возможности интенсивно развиваться.

Эта ситуация хорошо показывает, что общественные школы, рассчитанные на обучение детей со средними способностями, необходимы, но также необходимы и школы для особо одаренных детей, для детей с амбициями, которые могут и хотят изучить гораздо больше и за более короткий промежуток времени. По результатам все той же национальной статистики "среднестатистический" студент Америки за последние годы стал более образован, может быть, поэтому и увеличилось количество желающих обучаться в частных школах.

Еще одной причиной увеличения количества желающих отдать своих детей в частную школу являются наркотики. Некоторые из нас не воспринимают эту проблему серьезно или закрываются щитом: "я знаю своего ребенка, он не станет этого делать". Другие же бегут, бегут...

Сначала произошло массовое переселение "белых" из центральной части Филадельфии в пригороды. Процесс получил название "White flight". Тогда же в пригородах были открыты новые школы и кампусы многих университетов. Это произошло не в силу расовой неприязни к выходцам из Африки. Белые бежали от криминала и наркотиков, являющихся неотъемлемым спутником низкого достатка.

По статистике только в 2003 году 24 процента родителей переехали в районы с хорошей публичной школой, чтобы дать возможность детям получить образование. Столько сил было затрачено на переезд, устройство в новую школу, а потом вдруг оказывается, что от судьбы не убежишь...

В пригородные школы автобусами привозят детей с низкой успеваемостью из центральных школ. Привозят, потому что общественные деятели на гребне демократической предвыборной волны придумали новый способ нести образование в массы.

Идея была проста, а потому звучала для многих убедительно: если отстающих учеников из школ бедных кварталов привозить в школы пригородов, где успеваемость учеников гораздо выше, а сильных учеников из преуспевающих школ отвозить в те первые, то все дети станут хорошо учиться и все школы поднимут свой уровень. На деле вышло совсем по-другому. Те, что не хотели учиться в школах своего района, продолжают "не хотеть" и в сильных пригородных школах. Но они не только сами не работают, они мешают другим: кроме воинствующего негативизма они привозят и наркотики.

Еще хуже положение тех детей, которых насильно отправили поднимать успеваемость в "отсталые районы". Попав в совершенно новую атмосферу, где все оценивается с позиции силы, а не знаний и умений, многие дети ломаются и отказываются учиться. Родители вынуждены спасать ребенка, но нарушить инструкцию школьного руководства нельзя, "если выпал на тебя жребий, нужно нести луч света в темное царство". Выход один - отдать ребенка в частную школу. И отдают.

Общественные и государственные деятели любят делать кардинальные преобразования в школьных системах обучения. Так как в частных школах "не разгуляешься", на то они и частные, большинство таких новаторств касается общественных школ. Теоретически, эти люди хотят улучшить образование для большинства, а практически... "Добрыми намерениями устлана дорога в ад". Страна равных возможностей - это не когда "все" могут учиться в Princeton University. Это уже социализм. Мы хорошо знаем, что это такое, по России и по разрушенному downtown в Филадельфии. Лучше, когда "и дети из неблагополучных" семей могут учиться в Princeton University.

К "равным возможностям" можно идти разными путями. В Америке уже накоплен обширный положительный опыт в этом отношении: здесь есть великолепнейшие бесплатные школы для особо одаренных детей.

Как получить первоклассное образование бесплатно

Мы все хотим видеть наших детей счастливыми. Счастье это, правда, видим по-разному. Одни мечтают, что наследники будут их копией и прямым продолжением. Другие - чтобы дети совершили в своей жизни то, что им самим не удалось: стали великими пианистами, балеринами, химиками, поэтами. То есть желание дать хорошее образование есть, но не у всех эмигрантов имеются возможности. Главное - не отчаиваться. В Америке всегда можно найти способ отдать ребенка в хорошую школу. Нужно только не лениться и искать выход.

Самый простой способ - написать письма в несколько частных collage Preparatory School и поехать на собеседование в те, что откликнулись. Во всех частных школах есть дискаунты для способных детей, которые хотят учиться, но чьи родители не в состоянии оплатить учебу. На собеседовании надо прямо сказать о финансовых затруднениях и о большом желании ребенка учиться. Дети эмигрантов из бывшего Советского Союза зарекомендовали себя как очень способные, и обычно для них предоставляется скидка 50 процентов.

Кроме того, существуют тысячи частных и общественных программ, которые оплачивают обучение способных студентов. Следует потратить время, найти их адреса и заполнить требуемые аппликации. Вероятность получить scholarship очень большая. Не нужно забывать и про кредиты в банке. Этот кредит можно оформить на самого студента, в этом случае банки дают его под очень низкие проценты. Да, после окончания университета ваш ребенок будет выплачивать этот кредит, но к тому времени семья уже будет "крепко стоять на ногах", а зарплата человека с высшим образованием в Америке на порядок выше, чем без него.

Если, несмотря на все усилия, ребенка отдать в частную школу не удалось, не надо расстраиваться и опускать руки. В Америке существует сеть общественных школ для одаренных детей. В этом случае деньги вообще не нужны, необходимо только пройти тестирование, то есть подтвердить наличие способностей. К счастью, наши детки обычно легко его проходят. Школы эти удивительные. Они старые, с вековыми традициями и блестящими преподавателями. Единственным неудобством является то, что они расположены в самом центре города и ребенка придется возить самому. Но это уже не такая сложная проблема по сравнению со всеми остальными, что пришлось преодолеть. Таких школ в Филадельфии несколько, вот некоторые из них.

Girard College занимает уникальное место в истории системы образования Америки. Это частная школа, созданная для обучения одаренных детей, не имеющих родителей или из семей с низким доходом. Основатель ее - Стефан Джирард (1750-1831) - эмигрант из Франции, самый богатый человек своего времени в Америке. Деньги, которые он завещал школе, - это самый большой дар, известный в истории.

Филантроп, радеющий за бедных и обездоленных, мог бы завещать свое состояние всем общественным школам Филадельфии... Но он открыл одну, но хорошую, где собрал детей, которые могут и хотят учиться, но для раскрытия их таланта необходима помощь. Он создал условия, в которых студенты получают не только блестящее образование по академическим программам, но и гармонично развиваются эмоционально, интеллектуально и социально как личности.

Школа расположена в историческом месте Филадельфии в районе Art Museum на 43 акрах земли. Постоянная персональная забота великолепных педагогов дает замечательный результат: 100 процентов выпускников школы поступают в университеты и колледжи, 95 процентов из них получают высшее образование.

Central High School - одна из старейших общественных школ в Филадельфии. Ей более 150 лет, но она не собирается уступать своих позиций поставщика интеллигенции страны. Все школы кроме официального имеют еще и неофициальный принцип отбора студентов. Где-то учатся дети самых богатых родителей, где-то самых известных, где-то только те, кто проживает в близлежащем районе. В эту школу отбирают детей одаренных, которые не видят своего будущего вне стен университетов. В ее правилах так и сказано: "Only students preparing to attend college", и только для тех, кто "демонстрирует любовь и желание учиться". Когда студенты гурьбой проходят через двор школы, обращает на себя внимание их многонациональный состав, точнее, многонациональные корни - сейчас они граждане США, "белые и черные", китайцы и японцы, индусы, европейцы, монголы.

Принцип отбора "по способностям" не только студентов, но и преподавателей приносит свои плоды: практически все выпускники продолжают обучение в лучших университетах страны. В последующую жизнь они приносят "дух Central School", у них общие интересы, они продолжают дружить и встречаться. Как-то одна мама, разговаривая с сыном, отправляющимся на вечеринку в незнакомый дом, сказала: "Будь осторожен, ты не знаешь этих людей... Могут быть наркотики, ты даже вообразить не можешь, куда тебя незаметно втянут". Мальчик ответил коротко, но убедительно: "Мама, мы из "Central", мы - особенные".

Особенность, которой можно гордиться.

Вот почему, думая о школах, я все меньше и меньше люблю демократию и реформы и становлюсь все большей сторонницей классического образования. Когда появятся внуки, я их отдам в католическую частную школу с раздельным обучением для мальчиков и девочек. Таких школ, кстати, на удивление много сохранилось в Новом Свете.