Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
Дрессура вторичной свежести
Дата публикации:  11 Ноября 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

особразование ожидает скорее позитивных изменений от данного нововведения на территории всей страны".

Научная общественность Камчатки осуждает действия Минобразования. На этом, в принципе, можно было бы и остановиться, потому как ни прибавить, ни убавить, ибо сказано - эксперименты с образованием продолжаются на территории всей страны, а результат уже заранее известен: ожидается он скорее позитивным. Если кто проделал подстановку с "чем" или "нежели", то напрасно, ведь это специальный прием - называется он скрытым сравнением, и ничего никуда подставлять не нужно, а то, что применили приемчик не там, где нужно, не по правилам, так не страшно. На то они и правила, чтобы их нарушать.

И вообще не страшно. И все не страшно. И трудовая армия - не страшно, и обучение с пяти лет, и быстрая передача госсобственности, и стандарты, и концепции - все не страшно. Просто потому, что "то, что мы с вами делаем, - это всерьез и надолго... По крайней мере, до 2008 года мы должны сделать новый существенный шаг в продвижении нашей системы образования".

Когда "всерьез и надолго" эквивалентно четырем годам, это означает "не всерьез" и "не надолго", а лишь до 2008 года - что тогда произойдет, ясно и без подробных объяснений. И чтобы совсем уж сразить пессимистов: "Коллегия является этапной, разговор о стратегических приоритетах образования переходит на новый уровень". Вот если бы приоритеты перешли, или стратегия - тогда, может, и стоило бы испугаться, а то всего лишь разговор. Разговор, он на то и разговор, что может переходить, куда ему вздумается.

А то, что на заседании Российского союза ректоров под грифом Министерства образования и науки РФ обнародовали "Стратегию Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г.", так ведь в виде слайдов, да и министр назвал этот документ "диким" и "потусторонним": "Я вижу здесь чистейшей воды провокацию. Я подозреваю, кто это мог сделать. Но документ коллективный, и ответственность за него готов как глава министерства взять на себя". А вот это по-джентельменски, если не сказать по-мужски. Документ, как разум, коллективный, а ответственность - на себя. Прямо германовский ремейк - "Я отвечаю за все".

Правда, дальше с ремейками дело обстоит чуть хуже: "Мы должны найти в себе силы посмотреть с уважением и с любовью на те результаты, которые уже получили, и двинуться дальше, не опираясь на то, что уже наработано". Вот когда "не опираясь", то становится как-то знобко, мерещится "до основанья", а затем "мы наш, мы новый мир построим" или "для начала надо место расчистить, а строить будут другие". Но все эти аллюзии и вызванные ими страхи отмел сам министр: "Перефразируя строчки Галича, не стоит бояться того, кто скажет, как надо. Не нужно бояться нового. Изменения - это не только опасности и сложности, но и новые возможности". Знающих "как надо", может, и не стоит бояться, но кто сказал, что не надо бояться их знания: "Фундаментальность, то есть изучение всех наук, - это традиция российского образования. Но как показывает западный опыт, от современного человека требуются не просто знания, а компетентность в конкретных вопросах". Нужно ли объяснять, куда двинуться дальше, посмотрев с любовью на результаты и не опираясь на традицию? Да все туда же - к компетентностям, к западному опыту, к двухступенчатой системе бакалавр-магистр, к школе с пяти лет, к приоритетам, где основной - повышение минимальной ставки работника образования до уровня прожиточного минимума. Там мы уже побывали четыре года назад, то есть в нынешней лексической системе "всерьез и надолго", в начале первого срока нынешнего президента, туда же нас влекут с начала второго срока и до 2008 года, то есть до его конца, ровно потому, что "всерьез". Если же из этой лексической системы перейти в более привычную, то все эти телодвижения с отбрасываниями традиций и оглядками на чужой опыт означают ровно одно - "а воз и ныне там".

Ну а если и сдвинулся, то разве что чуть: "Основная наша задача - быть интересными, учить нестандартных людей", - считает министр образования второго срока. Тут бы в самый раз испугаться за стандартных - их что, учить уже не будут? Да не надо бояться, потому что из задачи быть интересными плавно вытекает и тезис о поиске нестандартных решений, и его реализация: в рамках нестандартности в министерстве решили компьютеризировать все российские школы. И правительство РФ уже одобрило предложение Министерства образования и науки о займе у Международного банка реконструкции и развития (МБРР) 300 миллионов долларов на реализацию программы информатизации школ и ПТУ в России. Средства пойдут не на покупку компьютеров, а на разработку информационных материалов, на создание межшкольных методических центров, на подготовку учителей. "Компьютеры в школах есть, но знание информационных технологий оставляет желать лучшего", - считает г-н Фурсенко. В качестве эксперимента компьютеризируют 7 регионов, но в дальнейшем, как пообещал министр, география эксперимента расширится.

После этого пассажа ну просто грех не вспомнить: "По прежней моей службе расправляться с ученым народом не приходилось, и сильно я задумывался, как бы мне по неопытности не наделать неловкостей, а нас еще в корпусе учили, что на каждую лошадь особый трензель приходится и что важнее всего знать, каким какую тянуть надо". Во времена Н.С.Лескова то ли на западные образцы смотрели внимательнее, то ли про компетентности меньше рассуждали, но про трензеля знали и о неловкостях ведали. Потому что о нестандартности компьютеризации и о ее экспериментальности в конце 2004 года - право слово, как-то не с руки. Ведь с августа 2000 года этим знаком-знаменем размахивают, это ж когда еще прежний министр в Красноярский край компьютеры завозил и лично тем самым узнавал, что там не во всех селах электричество есть, когда выяснялось, что антенны для приема Интернета на силосные башни устанавливать сложно, потому что у них (у башен) крыши сносит, это ж тогда уже 39 регионов центрами компьютерной грамотности ФИО (Федерация интернет-образования, читай ЮКОС) оснастила. И теперь опять у МБРР (или у ЕБРР? или у МВФ?) на то же самое денег просим, и опять в семи регионах экспериментируем. А как же с единым госэкзаменом, где вся проверка компьютеризирована, дабы избежать коррупции, а он проводится в повальном большинстве регионов? Или 300 миллионов пойдут в регионы, единым и нерушимым еще не охваченные? Ну, в общем, столько вопросов, а дело-то пустяковое - за четыре года (а это, напомню, "всерьез и надолго") задачу интернетизации вся Руси решить не удалось, эксперимент продолжается, для начала в семи регионах, и денег на него теперь надо просить на Западе.

А с этим уж совсем полный трензель выходит, потому как весь этот словесный эквилибр про компьютеры и займы звучал аккурат за две недели до очередного съезда Российского союза промышленников и предпринимателей, где в повестке дня числится: "Только вместе власть и бизнес в состоянии обеспечить дальнейший экономический рост России". Понимать надо, что власть российская и бизнес тоже российский, коль РСПП. Тогда что ж на технологии учительские - у Запада. В тезисах, подготовленных для обсуждения, значится, что "предприниматели обеспокоены снижением уровня образования россиян и тем, что рынок не получает квалифицированных специалистов". По мнению предпринимателей, структура высших и средних учебных заведений России должна соответствовать потребностям народного хозяйства. Странно, конечно, что предприниматели мыслят категорией "народное хозяйство". Им, казалось бы, сподручнее было бы с "микроэкономикой", "макроэкономикой", так ведь нет - "народное хозяйство". А для него "необходимы новые стандарты образования, система непрерывного обучения и введение рейтингов учебных заведений по двум показателям: за какое время выпускник сможет устроиться на работу, и какую зарплату ему готов заплатить работодатель", - говорится в докладе к съезду РСПП. Зачем, спрашивается, такой рейтинг вводить - только зря воздух сотрясать. За какое время сможет устроиться - так это смотря как и где, и вообще, что значит "устроиться на работу". Если политтехнолог работает ассенизатором - он устроился на работу или нет? Какую зарплату ему готов заплатить работодатель - так это проблема социальной ориентированности работодателя и проблема социальной самооценки работника, а не качества высшего образования. А еще, наверное, и от позиции зависит, на которую претендует алчущий труда и денег. Да и вообще, системщик с дипломом Cisco стоит на рынке труда от трех тысяч долларов, а системщик без этого диплома, но умеющий делать то же самое, - полторы тысячи. Те, которые родом из народного хозяйства, возьмут, наверное, за три, а те, которые платят из своего кармана, скорее, за полторы. Так что же, диплом Cisco оттого обесценится?

Кстати, самыми востребованными на сегодняшний день, по данным опросов предпринимателей, в России являются специалисты в области IT-технологий и менеджеры по продажам и стратегическому планированию, бухгалтеры и финансисты, секретари, инженеры-проектировщики, инженеры-технологи. Ежели власть и бизнес вдвоем будут строить образование на рыночных рельсах, основах и конкуренциях, то аппендикс им будет удалять мерчендайзер, которому ассистировать будет финансовый консалтер. Красивая конфигурация, когда власть и бизнес что-то вместе, но на ту ли лошадь трензель?

За недели до Дня примирения и согласия среди образовательных "вбросов-выбросов" прозвучало столько всего занятного, что и не перечесть. Например, ректору ГУ-ВШЭ видится некая селективно-отсевная кампания, для чего стоит заняться модернизацией системы аттестации научно-педагогических кадров и создать центр переквалификации преподавателей вузов, что позволит учить молодых преподавателей и отсеивать тех, кто привык к старым стандартам. Министерство экономического развития и торговли предложило в актах передачи учебных заведений на баланс регионов указывать только юридические лица, не составляя исчерпывающих перечней имущества, передаваемого в собственность субъектов федерации. На коллегии Минобрнауки выяснилось, что на государственную систему образования давят с двух сторон. С одной стороны, средства массовой информации и реклама, производя модели поведения, которые молодежь усваивает в массовом порядке, но которым школа противостоять не может. Не может "в силу инерционности, снижения квалификации учителей и неготовности к использованию современных технологий". С другой стороны давит на образование бизнес, тем, что "для обслуживания своих корпоративных интересов предлагает преподавателям более высокий уровень ресурсообеспеченности". И тут же придумано, что с этим давлением делать - сохранить каждому гражданину возможность в течение профессиональной карьеры повысить квалификацию и образовательный уровень в системе послевузовского образования. Ее-то и будут совершенствовать, чтобы полнее использовать потенциал государства и бизнеса. А как иначе? Если в школе с рекламой не справиться, если бизнес вузы обескадрил, то пусть тогда вместе с государством образовывает в течение карьеры. Тем более что "постановка стратегических задач переходит в реальные проекты с конкретными источниками финансирования".

И от чреды этих построений опять вспоминается Н.С.Лесков: "В наши смрадные дни даже в тиши меррекюльских песков никуда не уйти от гримас и болячек родной политики", а еще более оттого вспоминается, что про неопытность, и про лошадей, и про гримасы с болячками все в одном тексте писано - в рассказе "Административная грация". У рассказа этого, правда, и подзаголовок имеется - Zahme Dressur1 ... в жандармской аранжировке.

Примечания:

Вернуться1 Мягкая, ручная дрессировка (нем.)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Бубман, От обучения - к учению /10.11/
Школе крайне необходимы мужчины. У нас в стране масса неполных семей, налицо феминизация общества и, как следствие, недостаток мужского воспитания. Но пока в школе не будет нормальной зарплаты, мужчины туда не придут.
Ефим Рачевский, "Школа - это большая игровая среда" /03.11/
В первую очередь школа должна быть культуросообразной. Нужно исключить из нее архаику, которая мешает жить. Нужно видеть личность и максимально персонализировать педагогический процесс, учить не класс, а ребенка.
Константин Поливанов, Равнение на Павку Корчагина /02.11/
Если роман "Как закалялась сталь" вернется в школьную программу, то выиграет от этого только с каждым годом все более тонкий, но еще существующий слой учителей, которые так привыкли преподавать этот текст, что обойтись без него никак не могут.
Александр Рывкин, Мы еще только учимся учить /27.10/
Мы начинаем опять возвращаться в советскую систему, при которой школа подотчетна во всем, прежде всего во всяких глупостях. Когда чиновник требует от директора, чтобы он бумагами организовал защиту от терроризма, - это полный бред.
Ян-Мартин Вьярда, Американцы учатся /22.10/
Они ни черта не смыслят в географии, жутко поверхностны и балдеют только от баскетбола. Есть ли доля истины в этих предрассудках и мифах о кошмарном образовании американцев?
предыдущая в начало следующая
Татьяна Базжина
Татьяна
БАЗЖИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru