Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
Образование без образа
Дата публикации:  10 Декабря 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Девятого декабря 2004 года в Государственной думе прошли парламентские слушания на тему "Модернизация науки и образования как фактор инновационного развития экономики". Эти слушания - презентация Urbi et Orbi концепции модернизации российского образования, некая попытка наполнить хоть каким-то содержанием деятельность возникшей относительно недавно в соответствии с Указом Президента РФ # 314 обновленной институциональной структуры, именуемой Министерство образования и науки РФ. На первый взгляд может показаться, что намеченные модернизационные сдвиги всех без исключения уровней образования имеют стратегическое значение для будущего развития государства, но в этом-то и заключается спорность и неоднозначность подобного утверждения.

О важности для чиновников Министерства образования хода дискуссии по предложенной ими же самими проблематике, строго говоря, можно судить только по одному факту: министр образования г-н Фурсенко А.А. предпочел открытому обсуждению своего модернового проекта на парламентских слушаниях давно запланированную рабочую поездку во Францию, тем самым дав понять, что законодательное собрание - всего лишь инструментальное дополнение исполнительной ветви власти, а не место, где генерируются идеи и проекты.

В ходе прошедших слушаний содержательную сторону доктринально оформленных грядущих изменений системы образования и науки раскрыл заместитель министра А.Г.Свинаренко. В начале его выступления прозвучало несколько декларативных заявлений, что-де "развитие образования сегодня актуальная тема, с ней в значительной степени связаны надежды на серьезные структурные маневры в экономике, на возможность осуществления опережающего развития несырьевых секторов экономики". В свою очередь причина необходимости изменения существующих образовательных практик объяснялась актуализацией задач по "построению инновационной экономики, экономики, основанной на знаниях".

Тезис о востребованности инноваций для увеличения конкурентоспособности как самих участников системы образования, так и государства в рамках системы международных отношений стал осевым в пропаганде обязательного, чуть ли не принудительного привлечения частного капитала в образовательную среду - ввиду несостоятельности программы ныне действующего государственного сметного финансирования. Безусловно, если речь идет о вложении частного капитала в научные разработки, где бизнес-сообщество будет выступать заказчиком требуемой продукции, то здесь возможно добиться цели, состоящей, по словам А.Г.Свинаренко, в необходимой реализации образовательных инициатив в конкретных продуктах, способствующих процессу импортзамещения. С другой стороны, участие негосударственного капитала в финансировании системы профессионального образования на данный момент является для носителей этого капитала абсолютно нерелевантным с точки зрения долгосрочной инвестиционной отдачи и высоких политико-правовых рисков, а также в связи с планами не проводить приватизацию в образовательной сфере. Отсюда следует, что программа позиционирования школ, ПТУ и ВУЗов как институтов по предоставлению услуг заказчикам в результате чуткого реагирования на потребности рынка, о которой заявляют ряд чиновников и депутатов, не коррелирует со спецификой существующей политико-экономической данности. А потому прежде чем говорить о регулировании финансово-экономической деятельности между государством и бизнесом и предлагать вариативность возможных вложений средств в науку и образование, следует создать рыночную привлекательность для инвесторов, вкладывающихся в данную отрасль, например, через предоставление налоговых льгот организациям-донорам и развитие норм инвестиционного права.

Однако, как выясняется, кризис системы отечественного просвещения гораздо глубже и сопряжен не только с трудностями финансового характера. Оказывается, что в России имеет место дисбаланс законодательной базы по вопросам образования и науки, в частности, по словам ректора МГУ В.А.Садовничего, "сейчас многие законы пришли в противоречие друг другу", и для решения данного вопроса "должен быть разработан "Кодекс Образования".

Тем не менее, несмотря на наличие нерешенных системных проблем, в РФ уже активно принялись за модернизацию вовсю идущей и еще не законченной реформы образования.

Так, под предлогом необходимости повышения качества знаний учащихся предлагается внедрить модель многоступенчатого образовательного процесса. В этой связи изменения затронут даже начальную школу и будут направлены на введение предшкольного уровня обучения детей для их адаптации к школьным нагрузкам. Безусловно, подобная инициатива освободит родителей от "тяжкого бремени" обучения детей чтению и счету до школы и, по планам министерства, увеличит число рабочих мест "ввиду востребованности новых кадров", которая появится благодаря действию эксклюзивной по характеру и не имеющей мировых аналогов - а значит, и неапробированной должным образом - схемы вхождения дошкольного воспитания в школьную систему. В целом несостоятельность указанной реформаторской инициативы напрямую перекликается с вопросом о подготовке высококлассных специалистов, тем более при условии появления новых рабочих мест. Как отметил г-н Свинаренко, сейчас "система образования не справляется с задачами подготовки необходимого количества высококвалифицированных специалистов, у многих выпускников учебных заведений отсутствуют практические навыки и необходимая компетенция".

Странным образом для решения вопросов, связанных с повышением уровня профессионализма выпускников ВУЗов, которые и могут приступить к работе, в частности, в сфере дошкольного образования в качестве психологов, педагогов, медиков и т.д., предлагается ввести двухуровневый конструкт - из четырехлетнего бакалавриата и двухлетней магистратуры, правда, при сохранении беспрерывной подготовки специалистов по отдельному перечню программ. Если инициаторы таких нововведений прибегают к подобным мерам по причине того, что в России среди выпускников учебных заведений наибольший процент составляют лица с высшим образованием, которое по качеству давно стало средним, то повсеместное введение бакалавриата никак не снизит долю поступающих в ВУЗы, но попутно девальвирует и без того давно некачественные знания выпускников с квалификацией "специалист". И этого нельзя исключать ровно потому, что значительная часть учащихся откажется от сдачи обязательных для поступления в магистратуру экзаменационных испытаний, а их квалификация при этом по нынешним меркам будет соответствовать незаконченному высшему образованию. Кроме того, при действии двухуровневой модели итоговой ступенью обучения в ВУЗе станет получение степени PhD, а это ведет к автоматическому упразднению степени доктора наук и еще большему усреднению российского интеллектуального капитала.

Тем самым спорность и неоднозначность предлагаемых Министерством образования и науки инновационных мероприятий становится очевидной уже на теоретическом уровне и исходит от начальной некорректности тезиса об обязательной, причем не точечной, а широкомасштабной модернизации на фоне постоянного реформирования системы образования. Именно модернизация реформы ради дальнейшего инновационного развития, то есть, проще говоря, парадоксальное реформационное реформирование, есть прямое свидетельство неэффективности большинства проектов, призванных улучшить положение дел в сфере обучения и просвещения российских школьников и студентов. В то же время вопрос о том, каким должно быть отечественное образование и как достигнуть его эффективного авансирования, по-прежнему остается открытым.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Мокринский, "Ребенку надо дать не рыбу, а удочку" /08.12/
Есть ряд технологий на стыке педагогики и психологии, которые откроют для российской школы, не поспевающей за вызовами общественного развития, новые возможности.
Крис Эрнандес, Кто ответит за российское образование? /02.12/
Изменения в стратегии и стиле работы Минобразования комментирует Исаак Калина.
Исаак Калина, "Пусть каждый занимается своим делом" /02.12/
ЕГЭ - это механизм возврата детям, их родителям, учителям веры в то, что результаты их совместного учебного труда будут объективно оценены. Все знают, что итоги школьных экзаменов исчезают, как карета в "Золушке", ровно в полночь на выпускном балу, ибо уже наутро выпускник должен опять готовиться к сдаче новых экзаменов - по тому же школьному курсу!
Татьяна Базжина, На развилках /25.11/
Для частного сектора любая деятельность в сфере образования, безусловно, может рассматриваться как услуга - репетиторская, тренинговая, квалификационная. Для государства же образование, и это не менее безусловно, отнюдь не услуга, а инструмент влияния, институция сохранения национальной идентичности.
Михаил Шнейдер, "Мы не имеем права решать за ребенка, каким он должен стать" /23.11/
Нищая система не может производить конкурентоспособный продукт. Интереса со стороны главного потребителя образовательных услуг - родителей - нет, все на уровне несущественных разговоров, касающихся конкретной школы, конкретного повода. А про государство лучше вообще помолчать.
предыдущая в начало следующая
Игорь Добровицкий
Игорь
ДОБРОВИЦКИЙ
востоковед

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru