Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
Идем на ЕГЭ - как на заклание
Директорский клуб

Дата публикации:  14 Января 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Сегодня в гостях у "Директорского клуба РЖ" Владимир Львович Чудов, директор лицея #1502 при МЭИ. Год рождения лицея - 1989-й, когда совместными усилиями МЭИ, Московского комитета образования и Перовского РУНО была создана школа #1027 энергофизического профиля при МЭИ, преобразованная затем в лицей.

Русский Журнал: Владимир Львович, как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию в образовании?

Владимир Чудов: Однозначно ответить сложно. Если раньше нас только пугали реформой, то сейчас вот она, уже у порога. Начинают вводиться новшества, однако не всегда продуманно, не всегда в реальные сроки. Сейчас у всех есть некий элемент растерянности. При этом чиновники от образования вроде бы нас, педагогов, слушают, но часто наши слова до них не доходят. Если есть даже легкая критика, она перестает восприниматься. В общем, ощущение такое: идет на тебя некая машина, не разбирая дороги. Я называю это так: танковая армия уже подходит к городу Тула...

РЖ: Вы сказали об "элементе растерянности". А у кого именно он есть?

В.Ч.: Скажу лучше, у кого нет. Как ни странно, у родителей. Я вижу на собраниях вопрошающие взгляды, недоумевающие - но не вижу готовности что-то предлагать и решать. Даже возмущения не вижу. Абсолютная пассивность. Они спихнули детей в хорошую школу - и довольны, больше ничего не надо. Лишь бы только потом ребенок в вуз поступил - а как там будет, нас не касается. А вот именно сегодня и решается, как оно будет "там", в вузе, да и в школе тоже - но мнения родителей мы не слышим. А им есть от чего взволноваться. Разве им не видны проблемы школы? Главное сейчас - это отсутствие педкадров. Из огромного количества выпускников педвузов мы не можем найти людей, которые согласны прийти, а потом еще и остаться в школе. Конечно, школа - вещь обвораживающая сама по себе, но ведь у молодого учителя должны быть зарплата приличная и социальные перспективы. А пока - кадры стареют... Что будет дальше, я не знаю. А в вузах ситуация еще хуже. Так что поволноваться стоило бы всем.

РЖ: Вы знаете о вузе не понаслышке - ведь ваш лицей существует при МЭИ. Какие особенности имеет школа такого типа?

В.Ч.: Лицею нашему 15 лет. Когда он организовывался, был издан специальный приказ Минвуза о разрешении совмещенных экзаменов, то есть выпускной сразу и вступительным был. Но при жестком условии: не менее 50% преподавателей по профильным дисциплинам (а у нас это математика, физика и информатика) должны быть вузовскими. И еще мы с огромным трудом пробили оплату вузовских педагогов в школе по ставкам базовых кафедр. Такие вот два момента нам разрешило министерство - и школа наша на них базируется. Вернее, базировалась, поскольку совмещенные экзамены отменили...

РЖ: Чувствуется, что речь сейчас пойдет о ЕГЭ. Давайте мы на некоторое время отложим эту непростую в применении к вашему лицею тему и все-таки еще поговорим о плюсах школы при вузе.

В.Ч.: Плюсов множество. Прежде всего, в условиях повсеместного дефицита преподавателей мы получили большой контингент педагогов (речь идет примерно о 50 преподавателях при общем штате школы в 125 человек) высокопрофессиональных и грамотных, которым нравится работа в школе, которые хотят сюда идти и заниматься с детьми. При этом они не теряют в зарплате. В такой школе, как наша, вуз имеет возможность готовить себе абитуриентов, заранее мотивировать их на получение специальности именно в этом вузе. Это очень важно.

Другой момент - приход педагогов вуза в школу привел к демократизации отношений внутри школы. Когда с ребенком говорят на "вы", это его к чему-то обязывает, и в то же время с него и требуют на "вы". Повышается самостоятельность и ответственность ребенка: ведь педагог из вуза не привык быть нянькой. А это очень важно для современных детей, их бич - как раз несамостоятельность, вообще какой-то страх перед переменами, движением. Лучше бы валяться на диване и привычно смотреть телевизор. Вообще, одна из серьезнейших нынешних проблем - падение мотивации к учебе. Хорошо бы выучиться как-нибудь побыстрее, качество не очень важно - как говорится, лишь бы было... А вот попахать, чтобы получить серьезное, фундаментальное образование, - с этим сейчас все труднее. Но это отдельный разговор.

Вернусь к нашей теме. Вузовский педагог - это еще и хороший методист. Он обязан проводить лабораторные работы, создавать методические разработки и так далее - просто он к этому привык. Школьный учитель чаще в большей степени загружен не методической, а воспитательной работой. Кроме того, когда вузовский преподаватель читает лекцию (особенно в старшем звене), он делает это очень квалифицированно. Он имеет последние сведения из области науки и техники, обладает в этой сфере авторитетом. Все это очень привлекает ребят.

Ну и конечно, нельзя не говорить о проблеме репетиторства. Мы можем осуждать эту систему или относиться к ней спокойно, но репетиторство было и будет, во всех странах. Родители никогда не будут довольны образованием и будут стремиться получить дополнительные услуги в этой сфере. Образовательная система лицея в большинстве случаев снимает проблему репетиторства, но если ребенку трудно справиться с программой или если родители излишне обеспокоены уровнем подготовки своего чада, включается механизм репетиторства. И что греха таить, педагоги получают, так сказать, "доступ к телу" абитуриента.

РЖ: А минусы есть?

В.Ч.: Скорее, чисто технические: трудно составлять расписание, мало нагрузки берут вузовские преподаватели. А классов у нас много: пять 9-х, десять 10-х и десять 11-х. Вот и приходится "держать", например, 22 физика - представьте, как их всех увязать в одном расписании! Бывает и определенная обида школьных педагогов - ведь им приходится много заниматься воспитательной работой. Воспитание - ведь это только звучит красиво, а на самом деле здесь черновой работы хоть отбавляй. У школьного учителя менее нормированный рабочий день. Вузовский же преподаватель лекцию отчитал, пособие в типографию сдал, к конференции детей подготовил - вроде как более "чистая" работа. Но все эти трения возникают эпизодически и счастливо разрешаются в рамках методических объединений.

РЖ: Понятно, что родители старались отдать детей в такие школы, как ваша, еще и потому, что были определенные льготы при поступлении в вуз. Вы уже упоминали о совмещенных экзаменах. Теперь на смену им идет Единый экзамен, тоже в какой-то степени "совмещенный". Как введение ЕГЭ отразится на существовании таких школ, как ваш лицей?

В.Ч.: Совмещенным экзаменам нужно сыграть похоронный марш. Раньше Московский департамент всегда был за них - но теперь открылись ворота для ЕГЭ. Как это отразится на нас? Я тут недавно подводил статистику: так вот, за все годы существования лицея его окончили примерно 4 тысячи человек. 99,5% из них поступили в вузы - впечатляющая цифра, согласитесь. 85% всех поступивших пошли в родной МЭИ, затем выбирают МГУ, Бауманку, МИФИ. То есть в нашей школе создана мощная система по подготовке в вуз. Теперь мы должны как-то разворачиваться, приспосабливаться к новым условиям. Наши выпускники пока сдают экзамены традиционно, как обычно - но уже как бы на общих основаниях. Так что момент для нас переломный, поворотный, только не совсем ясно - куда.

Поймите, мы не держимся за совмещенные экзамены как за палочку-выручалочку, с помощью которой наши дети незаслуженно куда-то пролезают. Подготовка у нас основательная, да еще родители норовят запихнуть свое чадо на всякие курсы и к репетиторам. Делают из ребенка такого маленького монстрика, готового к любым состязаниям. Так что наши выпускники успешно поступают и в другие престижные вузы, где нет совмещенных экзаменов и подстраховки.

Еще один момент. Вот сейчас мы закончим разговор, и я пойду вручать грамоты победителям 14-й Открытой Российской научно-практической конференции школьников по физике, математике, информатике, экологии, химии. Это мероприятие уже много лет проводится нашим лицеем. Ребята, которые приезжают и из разных московских школ, и из разных городов, разрабатывают интереснейшие темы и проекты, представляют их на хорошем научном уровне. Как этих способных детей поддержать при поступлении в вузы? Надо что-то сделать, чтобы они не прошли мимо вузов, но пока все здесь остается на уровне разговоров. А очень нужно добавить такие вещи к чересчур жесткой системе ЕГЭ. От нового же министра я пока услышал только, что многоукладная система поступления очень "расходна". Что это значит?

Теперь собственно о ЕГЭ. Мы идем на него как на заклание. Почему для поступления в вуз обязательно только ЕГЭ? В принципе ЕГЭ - это нормальный инструмент для выдачи аттестата зрелости, для контроля за деятельностью школ, для понимания, тому учит школа или нет, для стимулирования работы школы. Ведь другой системы мониторинга средних учебных заведений не существует. Вот у меня рядом районная школа - а я откуда знаю, хорошо в ней учат или нет, лучше, чем мы, или нет? Правда, неизбежно начнется гонка за баллами - мы привыкли к этому в нашей стране. И это уже минус.

Далее, ЕГЭ приведет к вульгарной профилизации школы. Почему только 5 предметов из 12-14 предложено сдавать? Остальные тут же будут отметаться, пойдут побоку, все усилия будут направлены на эти пять.

РЖ: Очень активно идет критика контрольно-измерительных материалов (КИМов) для экзамена. Заслуженно?

В.Ч.: Да, действительно. Оказалось, что мы не можем сделать КИМы высокого уровня. Вузы привыкли работать на существенно более сложных материалах. ЕГЭ, конечно, проще. Вопросы не фундаментальны, много поверхностного. Самое главное, что такие КИМы существенно влияют на весь процесс изучения предмета в школе. Ну зачем я теперь буду лезть в тонкости физики, в серьезные вопросы, когда их надо приучить больше к фамилиям, каким-то фактикам? Короче, будет запущен процесс натаскивания. Так что для меня с ЕГЭ связаны представления о поверхностности. Может быть, этот уровень достаточен для школы, но для вуза - нет. Если ЕГЭ совместит в себе функции фильтра на выходе из школы и на входе в вуз, то произойдет большая беда. Если уж надо вводить ЕГЭ, давайте пока сделаем его на школьном уровне, посмотрим - а потом уже перейдем к высшей школе. Ну, а самое страшное - если ЕГЭ будет влиять на ГИФО (то есть деньги, которые будет получать от государства абитуриент), то высшее образование в нашей стране станет платным и абсолютно коррумпированным.

РЖ: У вас накоплен большой опыт по выстраиванию профильного образования. Сейчас к профилизации разворачивается массовая школа. Какими наработками вы могли бы поделиться?

В.Ч.: Профильная школа дает возможность некоторой разгрузки ребенка от багажа лишних знаний - хотя одному Господу Богу известно, какие знания нужны, а какие нет. В чем заключается наша профилизация? У нас есть базовые предметы: физика, информатика, математика. Также к базе мы отнесли иностранные языки, физкультуру и русский язык. На них накладываются 5 профилей. Первый - углубленное изучение иностранного языка. Мы очень успешно используем тот факт, что большинство языковых школ - гуманитарные. Но есть большое количество "технарей", которым нужно глубокое знание иностранного языка. Такие дети - наши, у них блестящее знание языка совмещается с серьезной подготовкой по точным и техническим наукам. Хотя в последние годы намечается снижение интереса у этих детей к естественнонаучным дисциплинам и наши классы с углубленным изучением иностранного языка все больше гуманитаризируются. Следующий профиль - это информатика. Здесь очень сильные ребята, но именно в этом профиле существует такая опасность: ребенок - продолжение компьютера. Стараемся с этим бороться. Еще один профиль - физико-математический. А два остальных - более щадящие, не требующие от ребенка каких-то специальных жестких уклонов и заранее проявившихся способностей: экологический и экономический.

Но массовая школа вряд ли сможет так же все построить. Ресурсов нет. К тому же начнется ущемление образования: школе будет официально дано право пренебречь одним, другим и третьим. Умножим это на ЕГЭ - и увидим, что ребенок становится очень узконаправленным. А где гарантия, что он не ошибся с профилем? Пошел в школу поближе, вот она, во дворе - как удобно... Говорят, что хорошая... Так что профильностью можно очень сильно ударить по ребенку. Профильной школе необходима мощная служба коррекции. А где это у нас есть?

РЖ: А что такое для вас хорошая школа?

В.Ч.: Это школа с хорошим, сильным педколлективом. Школа, пытающаяся идти навстречу чаяниям родителей - то есть в первую очередь дающая базу для развития и самоопределения ребенка.. Это не жесткая школа - она должна развивать ребенка всесторонне, в ней должен быть хороший микроклимат. Нужно много поездок, всяких разных событий, чтобы жить было интересно. Детям не хватает сейчас нормальной социализации - они сидят по квартирам, уткнувшись в компьютеры. Родители растят их, как цветочки на окошке, всего боясь и передавая свой страх детям. Хорошая школа - это не обязательно школа, готовящая в вуз. Это школа с развитой системой социализации ребенка, в том числе и в рабочих профессиях. А также это школа, защищающая его от мерзостей окружающего.

РЖ: В деле воспитания традиционно была велика роль гуманитарных предметов. Как они живут у вас в школе?

В.Ч.: Конечно, часов не хватает. Спасаемся только высочайшей квалификацией педагогов. Еще в течение многих лет используем систему курсов по выбору, дополняющих гуманитарные предметы. Очень востребованы курсы психологической направленности, связанные с самоопределением личности. Есть курсы, связанные с поэзией, с творчеством. Кроме того, у нас работает Московская государственная филармония. К нам приезжают очень хорошие чтецы уровня заслуженных и народных артистов и устраивают чтения в нашем артистическом салоне - причем по согласованию с преподавателем литературы, в параллель с основным курсом. Нам удалось вывести предметы по выбору и филармонические уроки в систему дополнительного образования. Их оплачивают родители - но суммы здесь минимальные, меньше ста рублей в месяц.

Еще одна интересная вещь у нас - это ежегодные Исторические чтения, куда приезжают ребята и из других школ Москвы и Подмосковья. Проходят они в апреле, посвящаются обычно какому-то одному историческому деятелю. Курирует нас Институт военной истории, там высококлассные специалисты. Представляете, как интересно на этих чтениях в режиме дискуссии со знающими, подкованными людьми обсуждать, скажем, историю наших взаимоотношений с Кавказом - от самого начала до современных событий!

Есть у нас и творческий литературный семинар "Я хочу быть услышан". Его ведут профессиональные писатели, поэты, эссеисты. Собираются на семинар около ста человек, читают свои творения, общаются, получают отзывы на свои работы...

Вот судите теперь сами, в загоне ли у нас, в "техническом" лицее, гуманитарные предметы.

РЖ: Да вообще, судя по вашему рассказу, все у вас в порядке. И совсем непонятно, стоит ли тревожиться, если дела идут так?

В.Ч.: Дети, желающие учиться, и родители, стремящиеся дать образование детям, будут всегда. А значит, будут и такие школы, как наша. Если, конечно, только чиновники не начнут все опять укладывать в прокрустово ложе унылой обязаловки. И вспомнят о том, что школу нужно поддерживать - и материально, и кадрово. Потому что школа - это основа общества, кого растим - с тем и живем.

Беседовал Сергей Волков


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Леонид Ашкинази, Мария Гайнер, Арифметика против фэн-шуя /12.01/
Школа, в которой будут учить работать, будет элитарной школой. Через десять лет она выпустит людей, умеющих связно излагать свои мысли. И, страшно сказать, имеющих их.
Государство - общество - школа: возможен ли диалог? /31.12/
Непонятно, что на сегодня такое госзаказ - и очень хорошо, что государство с ним не определилось. Сегодня у нас государство живет совершенно отдельно от общества, это две абсолютно разные парадигмы. Что выглядит позитивным фактором, потому что сохраняется некоторая степень свободы и некоторая степень автономии.
Андрей Волков, ЕГЭ самоценен для нашей страны /11.01/
Если мы принимаем идею, что в России должно сохраниться единое образовательное пространство как одно из наиболее важных государствообразующих и национально образующих начал, то что еще связывает страну? Единый язык, рельсы, трубы. В этом смысле ЕГЭ необходим.
Исаак Фрумин, Система не видит своей болезни /31.12/
Очень обидно, что наше бессознательное сопротивление цивилизации иностранцы, а зачастую и мы сами иногда склонны выдавать за неповторимость, "лица необщее выраженье".
Леонид Ашкинази, Мария Гайнер, Закон Потемкина, или О всемерном тяготении образования /24.12/
Пятая часть населения связана со школой. В образовании занято больше, чем в армии, больше, чем в медицине, больше - наконец-то, - чем в тюрьмах и лагерях. Может быть, имеет смысл начать с чего-то менее глобального?
предыдущая в начало следующая
Владимир Чудов
Владимир
ЧУДОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru