Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
"Мы не опустили профессиональную планку"
Дата публикации:  24 Января 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Русский Журнал: МГУ: формула присутствия СЕГОДНЯ в образовании, в культуре (в политике) и в вашем личном профессиональном измерении (в вашей жизни и в работе).

Владимир Миронов: Есть известная университетская формула, она пошла от Гумбольдтов, что классический университет представляет собой некоторое единство фундаментальной науки и образования. Поэтому университет выполняет эту миссию, и МГУ в особенности, сохраняет очень высокую планку образования, которое основано на фундаментальной науке. Сегодня существует множество университетов, однако в основном их появление носит вполне прагматический характер. Вторая ипостась, в которой всегда выступает Московский Университет, это значимый центр культурной жизни. Не потому что в стенах Университета идет в банальном, прямом смысле культурная жизнь - выступают такие известные люди, как Гергиев или Светланов, или "Виртуозы Москвы", многие из которых, кстати,. являются почетными профессорами МГУ. МГУ - культурный центр, поскольку это центр гуманитарных наук, и культурная проблематика всегда стоит в центре наших изысканий. Я хотел бы отметить еще один очень важный момент, который менее заметен: Университет сегодня - это второй центр нашей страны. Мы часто называем всеми видимое главное здание Московского Университета вторым центром. Если первый центр - Кремль, то вторым, интеллектуальным (я не противопоставляю и не хочу назвать первый центр неинтеллектуальным) центром является МГУ. И даже само здание нашего Университета, которому совсем недавно исполнилось 50 лет, венчает всю эту устремленность страны вверх, а с другой стороны - фундаментальность, массивность здания, опирающего на четыре мощные опоры. Сейчас главное здание дополнилось прекрасным зданием библиотеки - сердцем университета. Наконец, еще одна важная функция Университета - за все годы невзгод, которые переживало образование, Университет остался одной, может быть уже и небольшой, крепостью, корпорацией, которая сопротивляется, отбивает нападки, возможности излишне резкого перестраивания образования. Люди привыкли видеть в Университете определенный оплот. Он даже политически создает своеобразное образовательное пространство России, цементирует образовательное пространство Евразии или СНГ и является немаловажной частью мировой культуры, науки и образования.

Что касается места и роли Университета в моей личной жизни, то это очень интересная история. Моя мама строила Университет, родился я здесь недалеко, в районе новой библиотеки, в то время там стояли бараки, потом эти бараки переехали в Раменки, где Дом культуры "Высотник". Потом все мое детство прошло рядом с Университетом, я занимался здесь в кружках, плавал в бассейне, часто ходил в университетскую студенческую столовую, где для студентов было дешевое питание. А после школы я трижды поступал сюда, неудачно, тогда учитывался аттестат, а у меня был он не очень хороший. Первый раз я поступал на журналистику, а потом уже целенаправленно - на философский. Поступил уже только после армии, через подготовительное отделение. И, кстати говоря, я считаю, что эта форма очень сильная и ее обязательно нужно сохранять. Она сейчас почти везде разрушена, в Университете, правда, она есть. Это своего рода форма социальной реабилитации: люди, которые давно закончили школу, получили какой-то жизненный опыт, могут восстановить и пополнить свои знания. И кстати, этот опыт серьезно изучался Швейцарией, я беседовал однажды со швейцарским консулом, и он мне рассказывал об этом. Это было еще до перестройки.

Слишком банально сказать, что для меня Университет - это дом родной, я всегда мечтал здесь учиться, но Университет стал действительно моей жизнью, если считать время, которое я здесь провожу, это станет очевидным. Вот сейчас субботний вечер, а я в Университете. Я иногда звоню домой и жене говорю: "Это Миронов", на что она мне отвечает: "А это Миронова", привыкла к этим звонкам.

Я все-таки гуманитарий, я столько лет на философском факультете, а философский факультет стоял у истоков МГУ, и это связывает меня еще дополнительными узами. Поэтому Университет для меня - великая ценность, и я думаю, все, кто предан Университету, понимают, что эта ценность незыблема. Она не компенсируется материальными благами. Многим из профессуры МГУ не раз предлагали перейти на более высокооплачиваемую работу, на очень высокие должности в другие образовательные структуры. Ушли в результате лишь процента два. Мы остаемся здесь, потому что для нас главным является служение Университету. Мы любим Университет, мы верим в него и надеемся, что будет когда-то и материально лучше. Это для нас все.

Не надо никогда думать о том, что поколение после нас хуже. Оно лучше. Все непременно встанет на свои места. Ну разве жизнь студентов во всем мире сильно отличается? В Германии формально образование бесплатное, но там студенты почти никогда не учатся непрерывно: год учатся, год работают.

Возьмем наш философский факультет. Казалось бы, кому сегодня нужна философия? А конкурс - 5 человек на место. Причем люди, которые идут, как бы потенциально понимают, что по специальности они работать не будут. И понятно почему - потому что низкие зарплаты и т.д. Гуманитариям, конечно, проще найти свое место в коммуникативной сфере. Для естественников это, наверное, потруднее, хотя лучшие бизнесмены, как известно, это физики, математики.

Да, существует множество сложностей. Наша страна и руководство как-то не понимают эту проблему, профессорско-преподавательский состав находится практически в нищенском положении. Продавщица билетов в метро получает 8 тысяч, а профессор получает в пределах пяти. Это страшно, нигде в мире такого нет. Хочется надеяться, что разум возобладает, хотя я здесь оптимист осторожный. Пока то, что происходит в образовании, так называемая модернизация, реформа, все это пока последовательно образование разрушает. Это мое убеждение.

РЖ: Есть ли сегодня МГУ-шная среда, субкультура? Как она существует, где ее границы обнаруживаются? Что существенно изменилось за последние 10-20 лет?

В.М.: Сейчас мы вступаем в новый период развития культуры, который можно назвать периодом клиповой культуры. Раньше сфера пересечения, коммуникация культур была незначительна, сейчас коммуникация стала не средством проникновения культур, как было раньше, а глобальной средой. Университетская функция состоит в том, чтобы служить мостиком между классической и современной культурой.

Безусловно, в Университете существует внутренняя корпоративная среда. Есть Попечительский совет и Ассоциация выпускников, которые не забывают свою Alma Mater и помогают в решении насущных проблем. Мы недавно собирали съезд выпускников, съехалось две тысячи человек. Многие факультеты поддерживают тесные связи со своими выпускниками, и это добрые крепкие отношения с взаимным интересом. Это, конечно, зависит от того, насколько факультет открыт и готов к такому общению. Корпоративность выпускников МГУ сохраняется и вне стен Университета - многие наши выпускники, занимая руководящие позиции в самых разных областях, при приеме на работу оказывают предпочтение именно своим коллегам по Университету, не только из-за коллегиальной симпатии, но и потому что на собственном опыте знают цену фундаментальному университетскому образованию. Конечно, эта практика еще не устоялась, не превратилась в традицию, как в случае с выпускниками Гарварда или Оксфорда, но все же корпоративный МГУ-шный дух силен.

РЖ: Что для вас сегодня остро актуально в вашей сфере гуманитарного пространства/(в вашей отрасли гуманитарных знаний), русского(ой) и не только? Намерены ли вы соотносить с этим пониманием ближайшие и долгосрочные научные исследования?

В.М.: Что касается моих личных творческих профессиональных изысканий, то скоро выйдет книга "Университетские лекции по метафизике", написанная мною в соавторстве с А.В.Ивановым, это учебник, который мы попытались написать живым интересным языком. Скоро выйдет и другая моя книга, посвященная проблемам трансформации и диалога культур, в ней же будут опубликованы мои интервью, данные за несколько лет, одно из которых я дал Русскому Журналу.

Меня, безусловно, волнует в первую очередь образовательный процесс, вопросы методики и качества преподавания. В последнее десятилетие гуманитарные науки переживали период деидеологизации. Это, конечно, коснулось и Университета. Это был сложный постепенный процесс, но, несмотря ни на что, в МГУ всегда можно было получить качественное классическое образование и отличный багаж знаний для будущей жизни. За эти годы мы не опустили профессиональную планку. К нам постоянно приезжают крупные профессора из разных стран мира и высоко оценивают нашу систему образования. Я убежден в том, что, например, образование, дающееся на нашем философском факультете, гораздо систематичней и последовательней западного. Западная система страдает мозаичностью, там студент может знать Хайдеггера, Спинозу и Декарта, и не знать, к примеру, Гегеля. Я не раз встречался с немецкой и французской профессурой, и они признают этот недостаток. С другой стороны, у некоторых наших преподавателей есть предубеждение по поводу частых визитов иностранной профессуры. Они считают, что их приезжают учить, тогда как это совершенно нормальная форма научного сотрудничества.

И все же семиотическое пространство философии лежит вне времени. Как сказал профессор Кудрявцев, мы не выращиваем Кантов и Гегелей, их на конвейере не вырастишь, единственный критерий ценности философа - история. Конечно, в дипломе, который получают выпускники, стоит: "преподаватель философии, философ". Я всегда говорю, что если за первое я могу ручаться, то будет ли реальностью второе, чаще всего сразу не ясно. И главное, что нередко имеет место подмена понятий: считается, что философ - это человек, изрекающий истины. А на самом деле настоящий философ призван не укреплять, а расшатывать сознание, заставлять отказаться от однозначности в оценках.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Андрей Левандовский, "Университет проглатывает практически целиком" /24.01/
У меня один знакомый студент, большой лоботряс, но неглупый парень, то совершенно правильно сказал, что Университет замечателен тем, что в нем место находится всем - и лоботрясам вроде него, и "хорошистам", и отличникам. И все они составляют единое целое.
Модест Колеров, Фундаментальный лексикон /24.01/
В русской обыденности и науке есть вещь, редкая для России, едва представимая для нее в XIX и ХХ веках, с их непрерывностью всенародных переломов и самоистребления. Это - живая память о XIX веке, подлинный его запах, которые я сам пережил в стиле и языке, в живом Московском университете.
Игорь Фастовский, Российское образование могло бы стать экспортным товаром /24.01/
Интеллектуальный продукт у нас создают одни, а командуют другие. И все пробуксовывает на стадии исполнения. Поэтому добиваться исполнения решений нужно гораздо более жестко. Тогда, может быть, что-то и получится.
Владимир Чудов, Идем на ЕГЭ - как на заклание /14.01/
ЕГЭ приведет к вульгарной профилизации школы. Почему только 5 предметов из 12-14 предложено сдавать? Остальные тут же будут отметаться, пойдут побоку, все усилия будут направлены на эти пять.
Леонид Ашкинази, Мария Гайнер, Арифметика против фэн-шуя /12.01/
Школа, в которой будут учить работать, будет элитарной школой. Через десять лет она выпустит людей, умеющих связно излагать свои мысли. И, страшно сказать, имеющих их.
предыдущая в начало следующая
Владимир Миронов
Владимир
МИРОНОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru