Русский Журнал / Обзоры / Образование
www.russ.ru/culture/education/20050127_im.html

"Не будет Московского Университета - не будет настоящей науки"
Ия Маяк

Дата публикации:  27 Января 2005

Русский Журнал: МГУ сегодня: роль в образовании, культуре, политике и в вашем личном профессиональном измерении (жизни и работе).

Ия Маяк: По общему признанию, как это сегодня было ясно выявлено на международной конференции, посвященной 250-ти летию МГУ, Московский Университет занимает исключительное место в ряду научных, культурно-просветительных учреждений России вообще. И это имеет резонанс за пределами России и за пределами ближнего зарубежья, дальнего тоже. Московский Университет характеризуется органической связью науки и образования. И это в повседневной жизни выражается в том, что профессорско-преподавательский состав постоянно ведет исследовательскую работу.

Можно сказать больше, что все-таки кадры, выпускаемые Московским Университетом, не ограничиваются высокой степенью значимости в системе учреждений науки и, прежде всего, Академии Наук, но распространяется гораздо шире на сферу просвещения и культуры в широком смысле этого слова, потому что поставляет высококвалифицированных специалистов в музейные отделы; и в корпус преподавательский, учительский, в значительной степени, а так же в издательства и редакции различных журналов, как узкоспециальных, так и научно-популярного характера.

РЖ: Существует ли сегодня МГУ-шная среда, субкультура? Что она собой представляет, где обнаруживаются ее границы? Что существенно изменилось за последние 10-20 лет?

И.М.: Очень сложно ответить на такой вопрос, потому что трудно сказать, что вы понимаете под "МГУ-шной субкультурой". Дело в том, что МГУ все-таки представляет собой, с одной стороны, определенную корпоративность, а, с другой стороны, всегда выходит за пределы исключительно университетских задач и их решений. Московский Университет является очень демократическим учреждением по существу и в таком духе, т.е. в духе демократии и гражданственности, воспитывает своих питомцев.

Московский Университет в связи с реформами или попытками реформ образования занимает активную позицию, которая заключается, во-первых, в постоянном обновлении своей исследовательской базы и направлении исследований, с одной стороны, а с другой стороны, всегда сохраняя лучшие традиции российской науки. Главное, на что направлено наше усилие, - это сохранение высочайшей планки выпускаемых специалистов. Мы пережили много волн новаций и, если Высшая школа, и особенно Университет, сохраняет свой высокий статус, в этом участие и заслуга Московского Университета просто не может быть переоценена. Ведь у нас же по-настоящему крупной фигурой и в качестве научного деятеля, и в качестве опытного преподавателя, и в качестве государственного, политического деятеля, является наш ректор. И главная наша задача - не уронить Московский Университет и вообще наше образование, прежде всего, высшее, потому что Московский Университет играет особую роль в учебно-методических отделах министерств и вносит необходимые коррективы в безудержные новации. Главное, сохранить высочайший научный уровень, прежде всего, наших научных, методических и гражданственных традиций. Московский Университет, я считаю, способствовал тому, что мы не растеряли те высокие научные накопления, которыми всегда Университет отличался. При этом всегда и постоянно делился своими не только мыслями, но успехами и достижениями в области науки и преподавания с самым широким кругом университетов России и сопредельных стран. У нас, ведь, достаточно широкие связи сохраняются со странами СНГ и развиваются и не ослабевают со странами дальнего зарубежья прежде всего в области высокой академической науки. Не будет Московского Университета, не будет настоящего университетского образования, значит, не будет и настоящей науки.

РЖ: Что для вас сегодня остро актуально в вашей отрасли гуманитарных знаний? Намерены ли вы соотносить с этим пониманием ближайшие и долгосрочные научные исследования?

И.М.: Я лично работаю в такой области научных знаний, которая требует постоянного, особенно наша область, постоянного общения, контактов с зарубежьем, потому что нам нужны источники, нам нужна литература и только компьютером здесь не обойдешься. Нам нужно чисто общение чисто профессиональное на уровне археологических, этнографических экспедиций. Затем, обмена лекционными курсами, что, кстати, у нас делается, особенно наш факультет в этом смысле в стороне не стоит. Я думаю, нам надо продолжать так же работать над созданием полновесных, хороших, на научной основе построенных учебников, не подверженных случайным, кажущимся, на первый взгляд, заманчиво-прогрессивным веяниям, т.е. сохранение, опять-таки, планки и в научной, и в педагогической работе. С моей точки зрения, мы должны углублять еще и источниковедческую работу, потому что последнее время в нашей области эти исследования немножечко отошли на задний план, а их необходимо расширять и углублять. С этой областью я и сопрягаю свои личные планы на ближайшее время. Я хочу закончить монографию, посвященную одному из римских писателей, риторов, культурных деятелей, которые, вместе с тем, являются важным источником по истории Рима, начиная с древнейших его времен.