Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
Чтение подростков, или Есть ли будущее у книжной культуры?
Дата публикации:  28 Февраля 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Уже не меньше десяти лет в разных контекстах любят обсуждать тему чтения современных детей-подростков. Ее касаются, говоря об "утрате литературоцентричности" и глобальных проблемах современной культуры, о необходимости создания национальной культурной идентичности, и в прозаических жалобах на отсутствие грамотных школьников, хороших учителей, качественных и дешевых книг в магазинах и т.д.

Естественно, при этом встает вопрос о целях, которые могут быть достигнуты благодаря чтению, и наоборот, о тех лакунах, которые возникают при его отсутствии.

Не так давно в бурных обсуждениях школьных стандартов (которые утихли, так ни к чему и не приведя) много говорилось о том, все ли школьники должны читать "Обломова", "Войну и мир", "Тихий Дон", "Доктора Живаго" и другие произведения, входящие в традиционный корпус "школьной программы", "золотого запаса культуры", воспитывающие патриотизм, способность сострадания, уважение к прошлому, вечным ценностям и т.п. Неизбежно высказывались соображения, что люди, прочитавшие одни и те же книги в детстве, могли становиться героями, учеными, врачами, домохозяйками или убийцами, ворами и тиранами. Нет числа справедливым упрекам в адрес учителей, отбивших вкус к Пушкину или Толстому, Блоку, Есенину и многим, многим другим. И тем не менее никто не предложил в принципе исключить литературное чтение из школьной программы. У этого слишком много объективных причин: никто не придумал, чем заменить его в школе, никто не знает, что делать с учителями литературы, даже и очень плохими, школьная программа - вещь достаточно консервативная, не поддающаяся быстрому реформированию.

И тем не менее вопрос о том, что составляет специфику сегодняшнего подросткового чтения, каковы его перспективы, каким оно может стать в ближайшем будущем, несомненно, полезно ставить и искать на него возможные ответы.

За несколько последних десятилетий книга во многом изменила свои функции в жизни подростка, и не только подростка. Скажем, сведения о самых различных ситуациях, с которыми можно столкнуться в жизни, и "рецепты" поведения в гораздо большей степени сообщает кино и телевидение, чем любые книги. Постепенно и разнообразные компьютерные игры также принимают на себя часть былой книжной нагрузки. Всевозможную полезную и вредную информацию все чаще школьники черпают из Интернета, и с каждым днем число обращающихся к нему растет и будет возрастать. И в то же время, несомненно, чтение остается одной из самых эффективных сфер, приучающих школьников к умственной деятельности. Следовательно, необходимо в новых условиях находить новые средства создания привлекательности самого процесса чтения, с тем чтобы новые поколения школьников не теряли тех возможностей, которые приобретаются только в результате умения читать. Как это сделать? Могут ли семья, школа или что-то третье сыграть здесь решающую роль? Подростки чаще всего читают книги, которые читают их родители или родители их друзей. Дети, вырастающие в домах, где родители не читают, реже берут книги в руки. Учителя литературы иногда умеют заразить учеников охотой читать, и даже если после школы те реже обращаются к художественной словесности, навыки школьного чтения, скорее всего, оставляют свой след в их дальнейшей деятельности.

Чтение могло бы занять не последнее место в пока еще очень слабо развитой системе общественных ценностей современного российского общества. Но для этого требуется много дополнительных условий. Чтение не может и не должно быть одинаковым и универсальным. Пристрастие к книге и словесности должно занимать место в ряду уважаемых индивидуальных черт человека. Если бы политики и бизнесмены цитировали Пушкина и Шекспира, а не говорили на выхолощенном языке телевизионных рекламных роликов, это могло бы постепенно поднять общественное уважение к этому "нестандартному" занятию. Если бы иногда о круге своих книжных интересов рассказывали с экранов телевизоров и страниц глянцевых журналов люди, добившиеся высот в сегодняшней жизни - главы телеканалов и банков, ректоры престижных вузов, популярные журналисты, - это могло бы повысить привлекательность "книжной" культуры в глазах и прагматичной, и "пофигистской" молодежи.

У проблемы подросткового чтения появился шанс оказаться в центре государственного внимания. 14 декабря 2004 года супруга президента РФ Людмила Путина приняла участие в работе "круглого стола" на тему "Библиотека российского подростка: проблемы и перспективы", организованного региональным общественным фондом "Центр развития русского языка".

Среди возможных путей выхода из сложившейся кризисной ситуации назывались как очевидные, но слишком неконкретные - "необходимость заинтересовать школьников", так и возможные практические шаги - организация книжных кафе, библиотек в соседстве с привлекающими молодежь местами досуга.

Очень важно не забывать, что чтение для достаточно значительного числа людей, как старых, так и молодых, может быть занятием безоговорочно привлекательным. Поэтому создание удобных мест, где бы в руки молодых людей попадали хорошие книги, могло бы стать очень продуктивной государственной программой. Сеть дешевых молодежных кафе (без продажи алкоголя), где можно было бы сидеть, разговаривать, слушать музыку, смотреть стоящие на полках книги, покупать их со специальной скидкой, могла бы благотворно сказаться на формах проведения свободного времени подростков, но категорически нереализуемо (по крайней мере, в Москве) без государственной поддержки - где же найти желающих отказаться от прибыльного использования площадей? Понятно, что реализация потребует тщательнейшей проработки всех технических и финансовых вопросов, но ведь именно здесь находится сфера, где "инвестиции" станут шагом в стабильное цивилизованное будущее.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Александр Тубельский, Школа должна учить демократии /22.02/
Никакому государству не нужны самостоятельные, самоопределяющиеся, вырабатывающие собственные ценности люди. Поэтому в принципе было бы хорошо, чтобы школы создавало не государство, а общество.
Крис Эрнандес, Болевые точки /18.02/
Пока решение таких проблем, как оценка качества образовательных программ, профориентация, нормативно-подушевое финансирование, ЕГЭ, осознается как заказ сверху, мало что изменится.
Леонид Лурье, Лицей лечит образование /15.02/
Лицей сосредоточен на том, что еще не выкристаллизовалось в образовании. Задача лицея - поиски глобальных идей развития образовательного процесса. Он призван бросать вызов состоявшимся, но несостоятельным нормам образования. Лицей воспитывает человека и, как человек, воспитывает себя.
Андрей Россиус, Гуманитарное образование: порча изнутри /12.02/
Человек с хорошей общей подготовкой на любом посту в обществе добьется большего, чем тот, кто выучился специально одному ремеслу.
Мария Стеблина, "Государство последовательно разрушает школу" /08.02/
Содержание образования - это самая запутанная тема. На протяжении 15 лет мы никак не договоримся, чему учить в школе, и, похоже, еще не скоро договоримся.
предыдущая в начало следующая
Константин Поливанов
Константин
ПОЛИВАНОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru