Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
Гражданственность длиною в год
Дата публикации:  4 Марта 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В последние двадцать лет - с начала перестройки - у нас в стране каких только "наполеоновских планов" не народилось, наряду с прочим озаботились и тем, как прививать России так называемые демократические ценности, а заодно и сделать адептами этих ценностей всех граждан поголовно. Поскольку бывшее советское общество неукоснительно следовало ленинскому принципу "учиться, учиться и еще раз учиться!", то столь модную демократию решено внедрять через особо скроенный образовательный процесс. Демократии, короче говоря, принялись научать и обучать.

Поначалу такие либеральные реформаторские планы сводились к задаче предельно разнообразить однотипную статичную модель советского образования, а потому вселяли много надежд. Надо признать, что первые шаги, сделанные в этой сфере - как властями, так и различными неправительственными организациями, - были вполне адекватными и грамотными. Так, уже в 1992 году в России начал действовать первый закон - "Об образовании РФ", который задал формат вариативного, развивающего образования и предполагал создание и требуемую апробацию множества интеллектуальных программ. В этих вполне благоприятных условиях в 1996 году начал реализовывать свою программу "Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности" Совет Европы (СЕ). Цель проекта весьма достойная - подготовка педагогов в области гражданского образования. Но, видно, организаторы не совсем ясно понимали, что педагог в области гражданского образования для начала должен сам принадлежать к гражданскому обществу и осознавать себя гражданином, а уж только потом приниматься за обучение кого-либо. И как-то так получилось, что сегодня Россия - единственная страна - член Совета Европы, в которой выпускают газету "Граждановедение" и публика узнает о каком-то там гражданском обществе из газет, тогда как вся остальная Европа и есть то самое гражданское общество.

Прошло девять лет, и, несмотря на отсутствие у нас гражданского общества, к нам пришла новая программа Совета Европы, программа по толерантности, которая реализовывалась под лозунгом "разные, но равные". Как видно, самое время подвести неутешительные итоги - и даже если не пролистать последний доклад Госдепа США о соблюдении прав человека в России, констатировать отсутствие отечественной толерантности.

Да, именно отсутствие, ведь только так и не иначе можно понять следующее заявление авторов доклада: "этнические меньшинства, в частности цыгане, выходцы с Кавказа, из Центрально-Азиатского региона, Азии и Африки, столкнулись с широко распространенной правительственной и социальной дискриминацией и с ростом нападений на почве расовой ненависти". Все это значит, что ни одна из указанных программ Совета Европы не была выполнена, а стала той самой "Сказкой о правах человека"; кстати, именно так же незатейливо назывался учебник для детей дедсадовского возраста, выпущенный в 90-х, дабы демократию усваивали с пеленок.

Нынешний год, по мнению Совета Европы, должен стать в России годом ударной демократии. СЕ выступил с инициативой - провести "Год гражданственности в России" под лозунгом "Жить и учиться демократии". Нас хотят приучить к демократии и вырастить из нас гражданское общество. Второго марта состоялась официальная презентация "Европейского года гражданственности через образование". Организаторы мероприятия - представители Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры, бизнес-сообщества и неправительственных организаций - заявили, что цель года - "познакомить людей с фактом, что гражданственность - всеобъемлющее, а не только юридическое и политическое понятие", поэтому "гражданственность подразумевает, что каждый должен вовлечься в вопросы, касающиеся жизни в обществе, и действовать в течение своей жизни в качестве активного и ответственного гражданина, уважающего права других".

Желание демократизировать российскую систему образования посредством прежде всего либерализации мировоззрения россиян, безусловно, заслуживает уважения, ведь именно с этого и надо было начинать еще десять лет назад, и только потом готовить преподавателей по граждано- и обществоведению, призванных детально знакомить обучающихся с понятиями "демос" и "кратос".

Однако сам факт осознания представителями СЕ и их партнерами того, что должно быть базисом, а что надстройкой, не является достаточным для достижения каких-либо значимых целей. Время романтиков-демократов уже прошло, а потому любую программу, тем более в сфере образования, хорошо бы подкреплять планом действий, а не представлять ее в виде путаной декларации о намерениях. К сожалению, до этого Совет Европы еще не дошел. Иначе как объяснить, что инициаторы проведения "Года гражданственности в России" не предлагают комплекса необходимых программ и вариантов действий для выполнения поставленных ими самими задач. Все сводится к формуле: "всем миром, всем народом, всей землей" или к "копилке общих дел", как называют свое детище организаторы проекта. О нем говорят в рамочном "Национальном плане действий по осуществлению европейского года гражданственности через образование в РФ", ожидая, что кто-то придет со стороны и наполнит нужным интеллектуальным и финансовым содержанием созданную ими форму. Надежд на то, что многие понесут в эту отлитую европейцами форму деньги и интеллектуальную собственность (идеи по поводу демоса и кратоса), маловато - рано еще говорить об "общих делах" в российском образовании, коль скоро оно не регулируется кодифицированным законодательством, в том числе в сфере финансового обеспечения. Так что, похоже, гражданами нам придется становиться самостоятельно, и не только в процессе образования. И вообще, зачем так долго и муторно презентовать на малоусвояемом русском языке то, что для каждого, кто учился в школе - российской или советской - сформулировано в двух строках: "Поэтом можешь ты не быть, / но гражданином быть обязан". Или не все в школе учились? Или когда-то просто учили - математике и литературе, истории и географии, а теперь прививают компетентность и гражданственность?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Татьяна Малинкина, "В начальную школу не надо переносить методы обучения взрослых" /02.03/
Сейчас старшие дети не такие, как были раньше. Они более свободны, но и вседозволенности больше. "Я хочу" - это главное, а кто там рядом и каковы его интересы - это не важно. Начальная школа, построенная как самостоятельная, самодостаточная система может такое поведение в будущем скорректировать.
Константин Поливанов, Чтение подростков, или Есть ли будущее у книжной культуры? /28.02/
Если бы политики и бизнесмены цитировали Пушкина и Шекспира, а не говорили на выхолощенном языке телевизионных рекламных роликов, это могло бы постепенно поднять общественное уважение к такому "нестандартному" занятию, как чтение.
Александр Тубельский, Школа должна учить демократии /22.02/
Никакому государству не нужны самостоятельные, самоопределяющиеся, вырабатывающие собственные ценности люди. Поэтому в принципе было бы хорошо, чтобы школы создавало не государство, а общество.
Крис Эрнандес, Болевые точки /18.02/
Пока решение таких проблем, как оценка качества образовательных программ, профориентация, нормативно-подушевое финансирование, ЕГЭ, осознается как заказ сверху, мало что изменится.
Леонид Лурье, Лицей лечит образование /15.02/
Лицей сосредоточен на том, что еще не выкристаллизовалось в образовании. Задача лицея - поиски глобальных идей развития образовательного процесса. Он призван бросать вызов состоявшимся, но несостоятельным нормам образования. Лицей воспитывает человека и, как человек, воспитывает себя.
предыдущая в начало следующая
Игорь Добровицкий
Игорь
ДОБРОВИЦКИЙ
востоковед

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru