Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
Когда количество важнее качества
Дата публикации:  8 Апреля 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Приятно сознавать, что твой университет - исключение из правила. Возможно, Леонида Полищука, представителя российской экономической школы, несколько стесняло, что он находится в стенах ГУ-ВШЭ, однако в своем докладе о положении дел в российской высшей школе он несколько раз подчеркнул тот факт, что многое негативное, о чем он говорит, к "Вышке" не относится.

Хорошего мало

Доклад был представлен 26 марта в рамках семинара "Проблема качества высшего образования: роль государства, конкуренции и рынка труда". Оказалась, что проблема эта стоит сейчас действительно остро.

Во-первых, в российской высшей школе наблюдаются тенденции снижения требований к студентам. Достаточно посмотреть на количество людей, которые совместно с учебой в институте еще и работают. Возможность такого успешного совмещения может быть обусловлена лишь одним: программа, которую предлагает ему вуз, представляется студенту слишком легкой и он не прилагает много усилий для того, чтобы с ней справиться, разобраться.

Во-вторых, реальную проблему представляет уровень коррупции в отечественных alma mater. Практически в каждое высшее учебное заведение можно поступить, заплатив некоторую сумму денег нужным людям. Способы пристроить человека, отдавшего кровные своих родителей, всегда найдутся.

В-третьих, во многих институтах и университетах зарплата преподавателей слишком мала. Это приводит к нескольким критическим последствиям: вузы не конкурируют между собой за хорошего преподавателя; при этом сквозь пальцы смотрят на то, что их сотрудники занимаются (вынуждены заниматься) репетиторством; а сами преподаватели, вследствие занятости на фронте подготовки абитуриентов, трудятся на основном месте работы в четверть силы.

Наконец, в-четвертых, рынок труда оценивает диплом о высшем образовании довольно низко (с каждым годом все ниже и ниже). Сославшись на работы Андрея Полетаева, специалиста в области экономики образования, Леонид Иосифович отметил, что если каких-нибудь пять лет назад наличие диплома позволяло выпускнику рассчитывать на 60-процентное приращение зарплаты (к той сумме, которую бы получал человек, не имеющий высшего образования), то теперь прибавка составит только 50 процентов.

Казалось бы...

С точки зрения экономики процесс ухудшения качества высшего образования кажется немного странным. Если посмотреть на то, что происходило с высшей школой со времен перестройки, то можно выделить несколько обстоятельств, которые должны были бы по идее привести к процессу обратному - развитию высших учебных заведений. За последние пятнадцать лет произошла абсолютная либерализация вузов, то есть вырос их уровень свободы. Теперь институты и университеты сами определяют стратегию своего развития, количество студентов, образовательные программы, по которым будет проходить обучение. На рынке появилось много новых операторов, предоставляющих образовательные услуги. Соответственно, должна была бы ужесточиться конкуренция - вузы должны сражаться за абитуриентов, часть из которых после поступления на платные места платила бы этим вузам деньги. Однако университеты не спешат улучшать качество образования. Ведь это неизбежно приведет к росту издержек - придется тратиться на разработку новых программ, достойную заработную плату достойным преподавателям, имиджевую рекламу своего учебного заведения.

Соображают на троих

Еще одна отличительная сторона образования как элемента рынка - наличие трех экономических агентов в системе купли-продажи продукта. Если обычно в сделке действует только два лица - продавец и покупатель, то в покупке качественного высшего образования (помимо вуза и студента соответственно) участвует еще и работодатель. При этом в наше время работодатель играет огромную роль на рынке, контролируя деятельность вузов. С учетом практически полного отсутствия контроля качества образования со стороны государства надзор работодателя представляется просто необходимым.

Каким образом работодатель контролирует вуз? Во-первых, может иметь место прямой контроль - фирмы, заинтересованные в хороших специалистах, могут спонсировать вуз и диктовать ему свои условия: кого, как и к чему готовить. Ну а во-вторых, влияние может быть косвенным - рынок труда сам определяет, какие профессии сейчас нужны и в каком количестве.

Все будет хорошо?

Будут ли когда-нибудь решены проблемы отечественной высшей школы - неизвестно. Известно одно - сейчас ситуация на рынке высшего образования складывается таким образом, что вузы мало заинтересованы в изменении существующего положения. Пока рынок образования - это рынок продавцов; величина спроса превышает величину предложения. Ведь иметь диплом о высшем образовании сейчас считает необходимым практически каждый уважающий себя человек. Ну а юноши будут поступать в университет еще и потому, что так можно получить отсрочку от армии.

Сдвигов к лучшему не видно, и это плохо. Чтобы не портить себе настроение, необходимо поверить Леониду Полищуку и думать, что все-таки "Вышка" стоит особняком в ряду российских высших учебных заведений.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Олег Смолин, Зачем нам "волшебники-недоучки"? /06.04/
Правительство предлагает принудительную профилизацию старшей школы - ребенка как можно раньше заставят выбирать профессию. Да еще придется платить за то, что тебе кратко перескажут содержание будущего курса "Введение в специальность" в вузе. Базы для таких перемен в российских школах нет.
Михаил Тяпков, Выбор как принцип обучения /08.04/
Про наши ведущие вузы чаще всего говорят: "хорошее базовое образование". Но почему тогда огромная масса выпускников российских университетов ищет варианты получения дополнительного образования по своей специальности?
Константин Поливанов, Два миллиарда за позитивный настрой /29.03/
Необходимо помнить, что государственные деньги - это деньги не министра Фурсенко или премьера Фрадкова, а деньги наши с вами. И хотелось бы услышать внятное объяснение, как улучшится образование от уменьшения его бюджетного финансирования и куда будут направлены сэкономленные при этом средства.
Наталия Курдина, Школа - это социальный партнер общества /24.03/
Увлеченность проектной деятельностью взрослых привела к тому, что дети не мыслят и себя вне проектирования. Уже невозможно представить себе значимое школьное событие, чтобы в его разработке и реализации не участвовали дети. Следствие жизни в таком режиме - возрастающая социальная ответственность детей.
Сергей Волков, Если измерять общим аршином /16.03/
Нам часто говорят, что предмет "литература" - неудобный: в стандарты не вписывается, объективной оценке не поддается. Да и за рубежом аналогов нет. Поэтому при образовательной интеграции он волей-неволей должен пострадать одним из первых.
предыдущая в начало следующая
Антон Гольцман
Антон
ГОЛЬЦМАН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru