Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
Нет, ребята, все не так...
Материалы к сочинению на тему "Российское образование - лучшее в мире"

Дата публикации:  13 Мая 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Разговоры о реформе образования и в прессе, и в частных разговорах, и в теледебатах всегда сводятся к нескольким широко обсуждаемым вопросам: единый госэкзамен, нулевой класс для пятилеток, платные 25%, двенадцатилетка, государственные именные финансовые обязательства... Но все это не имеет ни малейшего отношения к повседневным проблемам ребенка школьного возраста и его семьи.

Концептуально

Обсуждение нынешней реформы крутится вокруг вопросов формальных, а главная беда школьного образования - в его содержании. Школе нужна написанная человеческим языком и понятная обществу концепция: какого человека учебное заведение должно выпустить, что он должен знать и уметь, зачем и почему. Да не лишне и самому человеку понимать, с какой стати он сражается с векторами, разбирается в действии регенераторов в доменном и мартеновском процессах и посвящает невозвратную молодость стереометрии.

До недавнего времени роль концепции выполняла Федеральная программа образовательного стандарта - огромный попредметный перечень тем, которые ученики должны пройти (почему и ради чего - оставалось за кадром). Но недавно, как сообщил "Коммерсант", Министерство образования и науки все-таки явило миру некую Концепцию. То есть с мертвой точки что-то сдвинулось. И вроде бы она сразу вызвала критику: зачем она не план. То есть раньше все было подробно прописано, а теперь государство очерчивает общие задачи и самоустраняется. И выходит, что школа вообще теперь ничему не обязана учить. Мне это кажется серьезным смешением вопросов стратегии и тактики, но поскольку текста Концепции я пока нигде не обнаружила, то и от комментариев воздержусь.

"Система образования и не должна сама ставить себе цели, - часто повторяет министр Андрей Фурсенко. - Заказ должно формировать гражданское общество, в том числе родители, представители вузов, бизнеса и т. д. Мы готовы выслушать предложения".

Но предложения сначала надо сформулировать, а с этим гражданское общество не торопится. Ему куда сподручнее сидеть и обвинять министерство в глупости и злонамеренности. Правда, не так давно бизнес объявил образование зоной своих интересов - но никаких серьезных практических последствий это пока не имело.

Невзирая на не прочитанную еще толком Концепцию, общество пока не понимает, чему и для чего оно учит своих детей. А дети не понимают и подавно. И мало кто пытается им объяснить, с какой же все-таки целью их терзают алгеброй или органической химией. Для них школа - место отсидки. Их учеба никак не связана с их потребностями. К седьмому-восьмому классу дети окончательно теряют желание заниматься этим безрадостным делом. Типичная родительская жалоба - "ему только бы гулять, играть на компьютере и видики смотреть, а уроки делать совсем не хочет!". Удивительное дело, почему бы это?

Приготовление силоса и убывание синуса

В школе душераздирающе скучно. Скучны учебники, скучны уроки. Это вторая проблема массовой школы - методическая. Учебники критикуют все кому не лень, Федеральный экспертный совет отбивается, как может: он действительно тщательнейшим образом разбирает их, устраняет неверные формулировки, неточности, работает над заданиями. В последнее время появились книги, которые уже не вызывают содрогания (любимый пример - "Окружающий мир" для первого класса). Но в целом картина по-прежнему удручающая.

Вот несколько выдержек из учебников для восьмого класса.

Русский: "Вводные слова к счастью служат для положительной оценки сообщения".

Биология: "Спортивный лов рыбы развит очень широко. Этот способ ловли рыбы не преследует промысловых целей, но позволяет рыболову проявить свое умение, ловкость и знание биологии рыб. Рыболовный спорт служит хорошим и здоровым отдыхом, способствует более тесному общению человека с природой".

Физика: "В сельском хозяйстве с помощью электрического тока обогревают теплицы, кормозапарники, инкубаторы, приготовляют силос".

География: "Поэтому в каждом государстве должны приниматься меры по охране и рациональному использованию всех природных ресурсов, в том числе и водных, и выделяться большие средства для строительства водоочистных сооружений".

Геометрия: "Так как тангенс "а" равен синусу "а", деленному на косинус "а", и синус "а" возрастает, а косинус "а" убывает при возрастании "а", то тангенс "а" возрастает при возрастании "а". Теорема доказана".

Химия: "На практике обычно пользуются относительными атомными массами. При этом следует различать безразмерную величину - относительную атомную массу и массу атомов, измеренную в атомных единицах массы (хотя численно они совпадают)"...

Уже на третьем предложении начинаешь "уплывать" - смысл ускользает. На массах атомов в атомных единицах массы уже надвигается безумие. Из урока в урок, изо дня в день, из года в год - дистиллированное, благонамеренное жужжание: приготовление силоса, возрастание тангенса, обогрев кормозапарников. Городские улицы украшают многоэтажные дома. Закаливание организма имеет большое значение для здоровья. Собрание приняло обоснованное решение. Комиссия представила убедительные аргументы. Белинский раскрыл историческую характерность и своеобразие поздней, зрелой поэзии Лермонтова.

Перепишите!

Научиться на этом материале самостоятельно думать и выражать свои мысли невозможно. Но такой задачи учебники в большинстве своем и не ставят. Задания и упражнения в них невероятно однообразны. Прочитать и ответить. Составить план ответа. Вспомнить и ответить. Указать, почему. Перечислить свойства. Дать определения. Прочитать и обратить внимание на частицу "not" в отрицательных предложениях с инфинитивом.

С точки зрения методики общеобразовательная школа находится где-то в XIX, если не в XII веке: послушать учителя и записать, прочитать учебник и запомнить, рассказать по памяти. Учитель проконтролирует и поставит оценку. Все. Процесс завершен.

Я просмотрела учебники за девятый класс и только в двух из них ("Новейшая история" Шубина и "География: Население и хозяйство России" Алексеева и Николиной) нашла задания, побуждающие учеников самостоятельно думать, сопоставлять, размышлять. В остальных - сплошь проверочные вопросы по содержанию прочитанного.

Особенно печален учебник русского языка (Бархударов и др.). Упражнений типа "Перепишите текст, вставляя знаки препинания (пропущенные буквы)" в нем 176 из 298, т. е. 59%! Объем переписываемых текстов достигает 2-х тысяч знаков и более. Мы что - в писари детей готовим? Что может быть утомительнее, скучнее, бессмысленнее переписывания огромных текстов, пусть даже и с расставлением запятых? Только заучивание их наизусть, но этим наши дети благополучно занимаются на уроках английского.

Да и прочие упражнения немногим лучше: составьте предложение по схеме и т. п. Самые творческие задания - подготовить "устное сообщение о роли знаний в жизни человека" или подобрать "материалы к сочинению, посвященному молодежи". Очень интересно, когда авторы в последний раз видели живого школьника?

Директор департамента государственной политики в образовании Исаак Калина отвечает на родительские претензии к качеству учебников так: "Давайте не рассматривать учебник как пособие для самообразования. Учебник существует вместе с учителем". Да, но учитель далеко не всегда спасает положение.

Впрочем, по словам г-на Калины, теперь учебники будут проходить не только экспертизу ученых и методистов (в том числе на соответствие психологическим и физиологическим возможностям), но и обязательную трехлетнюю апробацию в школах семи субъектов Федерации. После чего они должны получить положительную оценку учителей и родителей (в младших классах) и самих учеников (в старших).

Что есть учитель?

К учебнику действительно нужен учитель. Однако учительская масса методически ничуть не грамотнее авторов учебников. Уроки часто сводятся к банальному прослушиванию (прочтению) информации, пересказу и ответам на проверочные вопросы. Семинары, дискуссии, интерактивные методики, проектная и исследовательская деятельность, - все это в теории известно, но до практики доходит довольно редко. Вот типичное задание на дом в одном типичном старшем классе московской школы: английский - выучить тему про Канаду наизусть, химия - прочитать про углерод, физика - прочитать параграф и ответить на вопросы... За последние два года у этих школьников была одна лабораторная работа по физике и ни одной - по химии (описания опытов читают и пересказывают). Один раз требовалось самостоятельно подготовить доклад, было получено одно творческое задание. Все остальное - зубрежка.

Можно сколько угодно внедрять в школу информатику и иностранный язык со второго класса, но в нынешней школе и это дело превращается в беспросветную тоску. На информатике пишут и пересказывают конспекты про устройство компьютера, двоичные системы исчисления и т. п., но к машине не подходят. На английском долбят систему времен и учат наизусть топики, но не разговаривают. К экзамену надо вызубрить двадцать страниц формата А4: "Education is the process by which a person's mind and character are developed through teaching or through formal instruction at a school or college". В школу пришло новое поколение двадцатилетних англичанок, но и они не понимают, что обучение языку может быть каким-то иным.

Недавно Министерство образования и науки заговорило о том, что 20% школьников не усваивают программу. Конечно, в ней есть непостижное уму. Но ничуть не меньше составителей программы в этом оглушительном провале виноваты авторы учебников и учителя, больше напоминающие купринских солдафонов: "Что есть часовой?" - "Часовой есть лицо неприкосновенное, ваше благородие". - "В чем основной пафос романтизма?" - "Основной пафос романтизма - в трагическом противостоянии сильного человека враждебным обстоятельствам, ваше благородие".

И если бы дело было только в методике. Образовательные власти тихонько жалуются журналистам (выключите диктофон и не вздумайте печатать!): а вы когда-нибудь пробовали говорить с учительской аудиторией? в чем-нибудь ее убедить? Они ничего не слышат, они убеждены в своей правоте. Это особое сословие, как духовенство в царской России, со своей системой ценностей, убеждениями, манерой говорить и мыслить, со специфическим внешним обликом даже, оно самовоспроизводится при помощи системы пединститутов...

А конфликт поколений, а социальное расслоение, а условия работы, которые если и способствуют выживанию - то только выживанию из ума? Некоторые мои знакомые учителя сбежали из школы не потому, что там мало платили, а потому, что почувствовали, что еще немного - и начнутся необратимые изменения личности. Добавим социальную ущемленность, тяжелые личные и бытовые проблемы, сложности в классе - вызовы времени, с которыми справляться традиционными средствами вроде ужесточения дисциплины не удается... Да тут в каждую школу срочно нужна бригада психотерапевтов, невропатологов, методистов и тренеров по искусству общения и решению конфликтов.

Простите меня, читающие эти строки учителя и члены их семей. Я глубоко уважаю ваш труд и не имею в виду лично вас и ваших близких. Но от своих слов не отказываюсь.

Совокупность отдельных фрагментов

В конце концов дети привыкают работать по готовым образцам и отчитываться по системе "выучил - сдал - забыл". И не хотят ничего другого. Небанальные задания приводят их в замешательство. Сотрудники гуманитарной кафедры Специализированного учебно-научного центра (физико-математической школы) Новосибирского госуниверситета несколько лет назад проверяли, как знают историю талантливые школьники, приезжающие к ним на учебу со всей азиатской части России. Выяснилось, что старшеклассники правильно отвечают на вопрос, если он задается в лоб: кто такой, назовите дату и т. п. Если формулировка менее прямолинейная - начинаются мучения. Школьники не умеют активно и грамотно пользоваться своими знаниями, констатируют новосибирские педагоги, их "знание истории имеет точечный характер, представляет собой совокупность отдельных, далеко не всегда и прочно связанных фрагментов". Это - у лучших. Какая мерзость запустения царит в головах отстающих, каждый вообразит сам.

Может, с точными науками лучше? В этом году в печати широко обсуждались результаты проведенного ОЭСР исследования PISA (оценка умения школьников применять знания на практике). Три года назад на аналогичное исследование вообще никто не обратил внимания; давайте радоваться хоть тому, что общество обеспокоилось. Как известно, наши школьники оказались примерно на тридцатом месте из сорока, не справившись с довольно простыми заданиями (их можно найти на сайте www.oecd.org). Противники "пресловутой ПИЗы" утверждают, что задания были специально подобраны такие, что с ними справятся только воспитанники западных систем. Так давайте посмотрим на эти задания. Дана длина каменной лестницы в основании, ее высота и число ступенек. Надо найти высоту одной ступеньки. Просто? Просто. Но наши теряются. Их не учили решать задачи, где есть лишние данные (здесь - длина лестницы).

Английские учителя рассказывали мне, что юные россияне, приезжая в Англию, часто плохо справляются с математикой. Да мы же ее знаем лучше всех в мире! Да, формулы знаем, готовое уравнение решим. Но соотнести формулу с ситуацией, где ее надо применять, - это труднее. Получив задание - что-нибудь вроде "конвертировать сумму из латвийских латов в польские злотые с трехпроцентной комиссией", - наши остолбенело замирают. Если им показать, как это делается, орут: так просто? Да мы это в пятом классе проходили!

В наших задачниках продолжают наполняться бездонные бассейны (в одну трубу втекает, в другую вытекает) и обгонять друг друга неприкаянные велосипедисты, вечно роют канаву полтора землекопа и соревнуются две бригады. Не то чтобы я сильно идеализировала заграницу, но мне как-то больше симпатична математика, например, в форме британского школьного проекта: рассчитать площадь парковки у строящегося гипермаркета с учетом площади, занимаемой одной машиной, числа машин в часы пик...

Наша школа вбивает в головы набор абстрактных сведений (который ложно отождествляется с фундаментальностью образования) и даже не пытается его упорядочить, систематизировать, связать с реальной жизнью, показать значимость и ценность знаний. В итоге ученики не получают того самого целостного представления о мире, которое и считается одной из важнейших целей среднего образования.

Наши дети многое знают наизусть, но не понимают, зачем. Их учат быть нерассуждающими исполнителями простых действий. Они много переписывали и считали по образцам, но их не учили работать с графической информацией, диаграммами, таблицами, не ознакомили с элементарной логикой, не научили искать уязвимые места в аргументации, излагать свои мысли своими словами. Они почти не умеют собирать информацию, работать в библиотеке, анализировать, отсекать лишнее, выделять главное, не понимают существования разных точек зрения (спрашивают, какая правильная). Не умеют последовательно изложить свою позицию, не говоря уже о том, чтобы защитить ее.

Если представить себе интеллектуальный багаж выпускника российской школы в виде компьютера, это окажется гора не очень нового, но вполне надежного "железа" в разобранном виде, а к нему - груда периферийных устройств. Безо всякого программного обеспечения, без дисководов, и с портами ничего не стыкуется. Некоторым хватает таланта самостоятельно довести эту конструкцию до ума и использовать по назначению. Остальные могут в лучшем случае ответить на вопрос "где тут у тебя процессор" (ответ: "где-то был").

Учись, мама

Глобальная проблема массовой школы - отсутствие мотивации. Учителя, оставшиеся в системе после тотального исхода из профессии в 1990-х годах, в большинстве своем не могут заинтересовать ученика предметом. У них самих нет мотивации хорошо преподавать. Единственным средством заставить ребенка учиться остается кнут. Учись, а иначе - двойка в четверти, запись в дневнике, родителей в школу, второй год, неаттестация, провал на экзамене, исключение из школы, ПТУ, дворницкая, армия, Чечня, цинковый гроб.

При всеобщем неумении и нежелании детей учиться, а учителей учить - образование становится делом родителей. Те пытаются в меру ума, таланта и достатка как-то удержать отпрысков в разваливающейся системе формального образования. Ругают, нанимают репетиторов, отдают в экстернаты и частные школы, суют взятки, запихивают на платные отделения в вузы, которые потом воют от качества пришедших к ним выпускников.

Ваш ребенок - вы с ним и разбирайтесь, а у меня их 25 человек, говорит педагог. Но если учитель химии не может научить своему предмету, то для родителя с другой профессией эта задача совсем невыполнима. И репетитора по каждому предмету не возьмешь. Значит, надо найти Хорошую Школу, заключают родители.

И начинаются поиски Хорошей Школы (они есть, но их мало, и требования зверские), и взятки, и ажиотаж, и подготовительные классы, и очереди под школьными дверями в ночь на первое апреля. Мамы-папы боятся не успеть втолкнуть свое дитя в поезд, уходящий к социальным верхам. Образование - единственная легальная возможность резко повысить свой социальный статус. Но сделать это не так-то просто. Из года в год российская система образования становится все более селективной и разделяющей.

Всякая школа отчего-то полагает, что она имеет право учить только лучших. А остальных должны учить какие-то мифические Другие Школы. Образование в нашей стране - это система отбраковки. Это борьба за существование, где выживает сильнейший, и напряжение в ней, и свирепость конкуренции не снились никакому Дарвину. Первичная отбраковка происходит уже на этапе приема в первый класс, хотя это и официально запрещено. Затем - при переходе в пятый класс (ваш ребенок не справляется, у нас трудная программа, забирайте на домашнее обучение, переводите в Другую Школу, уходите добром), при приеме в десятый класс, при выпуске и поступлении в вуз. На каждом этапе и между ними система пытается выбросить трудных и неудобных вон. Родители, естественно, сопротивляются и пытаются вопреки всему втолкнуть свое чадо, порой никак к этому не готовое, в самое элитное учебное заведение, где ему потом придется совсем туго. Чадо тоже сопротивляется изо всех сил: ему надо, чтоб его не грузили. Поступить ребенка в Хороший Вуз - это главная родительская задача. Главнее, чем родить и женить. После этого уже можно спокойно умереть.

У неимущего отнимется

Одна из худших и до конца не осознаваемых пока проблем российской школы - ее сознательная ориентация на элитарность. На самых высоких уровнях постоянно провозглашается: надо помогать талантливым школьникам, растить элиту, выделить 20 лучших вузов и их финансировать. Больше всего заинтересованы в этом, похоже, ректоры крупных именитых вузов во главе с Виктором Садовничим. Их можно понять. И обществу, конечно, нужна интеллектуальная элита. Казалось бы, что в этом плохого? А вот что.

Дети отнюдь не делятся на талантливых бедных, которым нужна помощь, и глупых богатых, которые должны платить деньги. Комбинации таланта, ума, состоятельности и целеустремленности встречаются самые разнообразные. Ученые Института комплексных исследований РАН называют еще больше факторов (ресурсов), с помощью которых люди могут улучшить свое положение в обществе: экономический, квалификационный, социальный, властный, культурный, личностный, биологический. Распределение ресурсов в социальных слоях неравномерно: у верхов есть почти все (власть, деньги, связи и т. п.), у низов - почти ничего.

Все эти факторы влияют и на возможность получить хорошее образование. При существующем положении вещей попасть в Хорошую Школу и удержаться в ней, поступить в элитный вуз, сохранить свое место наверху или пробиться выше могут только те, у кого есть максимум ресурсов. Состоятельных семей в России немного, обычно называют цифру в 10-15%. По-настоящему ярко одаренных или особо мотивированных детей - примерно столько же, если не меньше (специалисты говорят, процентов семь-десять). Со здоровьем школьников тоже дела обстоят неважно. Соответственно стартовые позиции у всех неравномерные, в выигрыше здоровые талантливые дети образованных и богатых родителей. Или, на худой конец, менее здоровые или богатые, но умные и мотивированные. Школьная система отсева помогает им сохранить лидирующее положение, лучше подготовиться, попасть в хороший вуз. А государство закрепляет это неравенство, считая нужным помогать именно привилегированному меньшинству: учить лучших бесплатно, давать льготы победителям олимпиад при поступлении, финансировать лучшие вузы, где учатся лучшие студенты...

А остальные пусть барахтаются, как хотят. Им государство помогать не будет. По-хорошему в школе надо налаживать социальную работу (иначе кто даст шанс тем, о ком родители заботятся мало?) и помощь отстающим, создавать систему коррекции для детей с разнообразными учебными трудностями. По оценкам и российских, и зарубежных ученых, таких детей в каждой школе и каждом классе - около 20, а то и 30%. А есть еще дети с неврозами, проблемами поведения, часто болеющие, и так далее, и так далее... Но учителя не владеют методиками диагностики проблем, не считаются с индивидуальными потребностями. Самый умный, зазнайка, хулиган, неряха, растяпа, лентяй, мямля, руки-крюки - вот доступная нашей системе идентификация особых нужд. Школа не считает помощь таким детям своей задачей, полагая, что это дело родителей. А у них арсенал средств часто ограничен ремнем и нотацией. В лучшем случае появляются Классы Коррекции, которые в теории должны помогать, а фактически становятся клеймом: "бракованный". Чем дальше - тем больше отставание забракованных, тем больше их шанс выпасть из образования и вообще из общества; ученые называют это дезадаптацией.

Судьба отсеянных государством и помеченных штампиком "брак" больше никого не волнует, разве что родителей. Венцом образовательных устремлений для них становится филиал какого-нибудь института экономики и юриспруденции, по сходной цене продающий дипломы. Государство на словах пытается бороться с этими заведениями, но фактически поощряет их существование. В результате мы имеем то, что имеем: сверху - тоненький слой образованной элиты, а ниже - необъятное море плохо подготовленных специалистов и жестокий кадровый голод, на который не устают жаловаться рекрутинговые агентства. И свирепую образовательную гонку в средних слоях, где ресурсы есть, но их недостаточно.

Вечный вопрос

Ну и что с этим делать? Всякая позитивная программа хромает, потому что критиковать легко, а предлагать трудно. Но можно попробовать. Прежде всего, надо ориентироваться не на "как оно есть" (денег нет, все дураки, жизнь невозможна), а на "как оно должно быть". Должно быть качественное всеобщее среднее образование. В систему образования надо вкладывать деньги.

Теперь по порядку.

Деньги. Очень хочется знать, от кого конкретно зависит реальное повышение зарплаты учителям. Решительно каждый человек в стране уверяет, что это необходимо. И решительно ни от кого это не зависит. Говорят, денег нет. А на повышение зарплаты госчиновникам в свое время нашлись без проблем. Стало быть, способы можно найти?

Программы и учебники. Надо приводить в соответствие с сегодняшним днем. Может быть, открыть в Интернете сайт для свободного обсуждения учебников и программ, раз уж министерство провозглашает свою заинтересованность во мнениях родителей, профессионалов, бизнеса? Сделать книгу жалоб и предложений? Попросить реальный сектор экономики поделиться настоящими задачами и способами их решения, связать программы с жизнью?

Учителя. Надо создавать условия, чтобы в школу пришли профессионалы. Или вернулись, хотя бы на почасовой и совместительской основе. Отстраивать работоспособную систему подготовки учителей и повышения их квалификации, привлекать к ней специалистов, работающих вне государственных органов образования. Надо налаживать систему психологической помощи педагогам. Внедрять интерактивные методики, проектную деятельность, учить грамотно строить уроки в расчете на детей с разным мышлением и восприятием. Все эти велосипеды уже изобретены и широко применяются - и в мире, и в России, но массовая школа на них не ездит. Очень грустно, но все эти полезные вещи не принимаются, если их не насаждать сверху, как картошку в свое время.

Дети. В каждой школе жизненно необходима система помощи отстающим (а не специальные Другие Школы "для дураков и хулиганов"). Нужно налаживать интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общий учебный процесс. В школах (а особенно в начальных классах) нужны не только психологи (которых все равно недостаточно, и квалификация многих оставляет желать лучшего), но и коррекционные педагоги.

Пора повернуться лицом к ребенку - не среднестатистическому, а конкретному, живому. Внедрять индивидуальные планы (а не профильное образование с грубым делением на "физиков", "лириков" или "экономистов"), систему спецкурсов, гибких зачетов, самостоятельных работ и т. п. Нужно вернуть школе смысл учебы, ее естественную, а не навязанную обществом мотивацию - живой интерес, страсть к познанию. Нужно не гробить окончательно, а восстанавливать систему общедоступных кружков и секций, внеклассной и внешкольной работы - и обязательно привязывать ее к школе: школа рядом есть у каждого, а дворец творчества далеко. Занять детей делом: найти практическое применение их энергии (есть множество положительных примеров, от реставрации усадеб до сбора информации для научных коллективов). Всего этого можно, конечно, по-прежнему не делать, но тогда выключение большинства детей из системы образования (а затем социума) неизбежно.

Родителям тоже следовало бы подумать о том, на что они сбрасываются: пора вкладываться не только в материально-техническую базу, но и в повышение уровня преподавания предметов. Возможно, имеет смысл вместо покупки пылесосов и тостеров оплатить педагогам хороший методический семинар на каникулах. Или купить не подвесной потолок, а реактивы для химкабинета. Или нанять лаборантку (коррекционного педагога, психолога, другого учителя английского, плюс хороший комплект учебников-тетрадей-кассет). А для этого, возможно, придется вступить в переговоры с начальством школы и добиться, чтобы школа получила лицензию на ведение платной образовательной деятельности.

Надо читать законы. Не позволять отсеивать своего ребенка. Надо защищать его права, в том числе с помощью юристов.

Элита. А вот вопрос целесообразности государственной поддержки дальнейшего расслоения общества на интеллектуальную элиту и дезадаптированное быдло следует решать отдельно и не в рамках этого - и без того слишком большого - материала.

ЗАДАНИЕ. Перепишите текст. Выпишите причастные обороты. Выучите первый, третий и седьмой параграфы наизусть. Перескажите текст. Составьте план пересказа. Подсчитайте количество существительных, разделите его на три и возведите в куб. Подберите материал к сочинению на тему "Российское образование - лучшее в мире". Творческое задание: сделайте пять гусиных шагов на север, повернитесь три раза на одной ноге и попытайтесь объяснить, зачем вы это сделали.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Константин Поливанов, Методы защиты от халтуры /28.04/
Все последние годы в разговорах о российском образовании принято утверждать, что школьники и студенты Западной Европы и Североамериканских Штатов дремуче необразованны по сравнению с их российскими ровесниками. Похоже, что авторы подобных "филиппик", говоря о юных соотечественниках, представляют себе в лучшем случае победителей всероссийских олимпиад, а живых школьников в глаза не видели.
Михаил Тяпков, Митинг под крышей "Родины" /25.04/
Пока министр Фурсенко декларировал законодательное оформление реформы образования, у Белого дома прошел митинг студентов "Образование для всех!". Митинг получился похожим на PR-акцию "Родины", а многие из собравшихся вообще не поняли, зачем они здесь. Cтуденческие профсоюзы вновь оказались ни с чем.
Антон Гольцман, Когда количество важнее качества /08.04/
Cитуация на рынке высшего образования складывается так, что вузы мало заинтересованы в изменении существующего положения. Пока рынок образования - это рынок продавцов; величина спроса превышает величину предложения.
Олег Смолин, Зачем нам "волшебники-недоучки"? /06.04/
Правительство предлагает принудительную профилизацию старшей школы - ребенка как можно раньше заставят выбирать профессию. Да еще придется платить за то, что тебе кратко перескажут содержание будущего курса "Введение в специальность" в вузе. Базы для таких перемен в российских школах нет.
Михаил Тяпков, Выбор как принцип обучения /08.04/
Про наши ведущие вузы чаще всего говорят: "хорошее базовое образование". Но почему тогда огромная масса выпускников российских университетов ищет варианты получения дополнительного образования по своей специальности?
предыдущая в начало следующая
Ирина Лукьянова
Ирина
ЛУКЬЯНОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru