Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Образование < Вы здесь
Патриотизм и славные дела
Дата публикации:  2 Августа 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В июле правительство утвердило государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы". Лидеры молодежных организаций уже высказали недовольство программой и тем, что с ними не посоветовались (см. "Патриотический фарс"). Но мероприятия программы - это лишь зерна; главное - упадут ли они на плодородную почву и что из них вырастет.

Под знаменем побед

Возьмем раздел программы "Использование государственных символов России в патриотическом воспитании", отражающий патриотическую проблему. В планы соответствующей деятельности органов государственной власти включены около 20 мероприятий: от проведения всероссийских конкурсов на лучшее исследование истории государственной символики России до оснащения образовательных учреждений, патриотических клубов и центров, учреждений культуры, воинских подразделений комплектами российской символики (Герб Российской Федерации, Флаг Российской Федерации, аудиозапись Государственного гимна Российской Федерации и др.). Задействованы Рособразование, Роспечать, Роскультура, Российская академия наук, Минобороны России, МВД России, ФСБ России, МЧС России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие. Предусмотрен даже ежегодный Всероссийский конкурс народных мастеров декоративно-прикладного искусства "Русь мастеровая" на лучшее изделие с использованием государственных символов России. Будут создаваться специальные компьютерные игры, музейные экспозиции, планируется вносить специальные разделы в учебники, готовить соответствующих специалистов...

Между тем главный вопрос популяризации государственной символики, воспитания уважения к ней, как и главный вопрос всего патриотического воспитания, - в выявлении и популяризации славных дел в отечественном прошлом, настоящем и будущем. Любое выдающееся событие невозможно представить без использования национально-государственной символики, будь то чемпионат мира, открытие памятника, новой земли или высадка космонавтов на Луну. Всюду появятся флаги, гербы, гимны - были бы события. По словам выдающегося социолога П.Сорокина, писавшего о боевом знамени, символы "пропитываются победами" и впоследствии уже сами помогают победам. Если же побед нет, можно написать сотни патриотических программ, выделить на них миллиардные средства, но флаг превратится в символ проигрыша и деградации.

В будущее

Причем абсолютно ошибочно рассматривать патриотизм лишь как углубление в историю. Если в настоящем и в планах на будущее не будет ничего действительно достойного национальной гордости и не будут реализовываться соответствующие проекты (всемирного, федерального, регионального, местного масштаба), об эффективности патриотических программ, принимающих при этом характер косметических, говорить не приходится.

Государственная программа патриотического воспитания не решит своих задач без связи с другими направлениями государственной политики. Проще говоря, если бы в современной России удалось осуществить проект, сравнимый по масштабу с победой 1945 года или полетом Юрия Гагарина, патриотическая программа носила бы несколько иной характер. (Полагаю, что комментарии здесь излишни, тем более в свете недавних майских праздников, в которых участвовал весь мир. Тот факт, что слов современного российского гимна не знают даже сенаторы), - закономерное следствие отсутствия выдающихся, значимых для всей страны событий.

Может ли государство конструировать такие события? Естественно! Если оно заинтересовано в патриотизме граждан.

Понятно, что методами непрямого, как принято говорить, рыночного воздействия правительству сложно создавать выдающиеся всероссийские образцы мирового уровня. Хотя конкуренция иногда делает чудеса. Но что мешает сегодняшнему правительству, например, напрямую создавать пусть единичные, но образцовые казенные предприятия, производящие продукцию лучшую, чем где бы то ни было в мире (даже если это будет одно предприятие, но такое, о котором говорили бы во всем мире), строить новые города (пусть это будет один город, но такой, о котором будут говорить века), создавать научно-образовательные проекты, лучшие в мире, и т.д. Это патриотически воспитывающие деяния, в том числе возносящие к славным историческим эпохам динамичного развития страны. В противном случае диссонанс между выдающимся прошлым и непонятным настоящим в патриотическом воспитании ни к чему хорошему не приведет.

Между национализмом и интернационализмом

Привлечение к созиданию славных дел лучших специалистов со всего мира вряд ли повредит национальной гордости великороссов, как не повредило наличие иностранных "легионеров" недавней выдающейся победе ЦСКА в европейском футболе. Убеждать футбольных фанатов (и не только) воспевать Россию и популяризировать национальный флаг тогда не приходилось. Можно обойтись и без иностранцев, важно осознать, что в XXI веке славиться лишь золотовалютными запасами и достижениями закрытого ВПК или историческими заслугами, как это в основном происходит сейчас, для патриотизма мало.

Есть госпрограмма, и есть реальная идеологическая ситуация. Воспевание патриотической "русскости", синхронное отделению национальных республик от СССР, входит тем более в моду, чем более сырьевой становится Россия. Но "русскость" не может быть оторвана от понимания того, что Кремль и Санкт-Петербург не были бы построены без участия иностранцев, а тем более людей многих национальностей, проживавших в России. Пушкин, Толстой и Достоевский - национальная гордость, как и мировое достояние, это азбучные истины, так же, как всемирны компьютерные технологии Гейтса или радио Попова. Достаточно посмотреть символику празднования значимых событий императорской или Советской России, чтобы понять, насколько интернационален отечественный патриотизм и что именно этим он завоевывал континенты и океаны. Закономерно, что воспитание толерантности заявлено как один из приоритетов госпрограммы по патриотическому воспитанию, по состоянию толерантности будут судить об эффективности программы. В госпрограмме внимание уделено и сотрудничеству с религиозными организациями. Это не только примета времени, но и испытание для религии, которая должна наконец подняться над географией, узкими национальными и политическими вопросами.

В современном мире развитию патриотизма служат проекты, далеко выходящие за рамки национальных границ. Амбициозные "лунные" и "планетарные" программы США и Китая - один из примеров выигрышной политики, дающей импульс развитию страны и человечества. Лидер Германии Герхард Шредер в свое время утверждал, что политические системы, моральные стандарты, государственные границы приходят и уходят и только флагманы германской промышленности Krupp, Siemens, и Daimler-Benz остаются всегда. Поэтому только германская промышленность - единственное, что было для нации символом устойчивости в течение последних 150 лет, - способна вернуть немцам чувство уверенности в себе. Вопрос, что вернет россиянам уверенность в себе, остается открытым - вряд ли только госпрограмма по патриотическому воспитанию.

Патриотическая молодежь

Для того чтобы патриотическая идея овладела массами, а не касалась только чиновников, расписывающих бюджет, быть может, не стоит желать невозможного и сочинять всеобъемлющие идеи. Можно дать несколько ярких реальных лозунгов, привлекательных прежде всего для молодежи, - это будет понятная основа "неформальной" патриотической программы, наряду уже с традиционными для России официальными призывами к "демократии, гражданскому обществу и т.п." (далее можно прогнозировать "общество знаний", активно лоббируемое глобальными организаторами мира, и прочее).

У современной российской молодежи есть чему поучиться. Согласно исследованию международного рекламного агентства BBDO, российская молодежь (от 18 до 31 года) победит в третьей мировой войне. Потому что она, в отличие от сверстников из семи стран Европы, в большинстве своем готова сражаться за свою Родину с оружием в руках (64% против 34%). Кроме того, молодые россияне - трудоголики и нацелены на успех, превосходящий родительский, гораздо больше, чем западноевропейцы (см. "О чем мечтает российская молодежь?", Владимир Симонов, РИА "Новости"). Так кто у кого должен учиться патриотизму и оптимизму - Россия у Запада или наоборот? И какая нужна госпрограмма? Вероятно, не стоит разочаровывать новое поколение, состоящее не только из официальных молодежных движений, в том числе тех, кто сетует, что их не спросили, когда делали патриотическую программу. Но много ли сделали современные молодежные организации, чтобы к их мнению прислушивались?

Политические пути, по которым может пойти молодежь, разнообразны: даже из вузовских учебников можно почерпнуть идеи "либерализма", "фашизма", "социализма", "анархизма", "консерватизма", "антиглобализма" и "альтерглобализма" и т.п. Необходимо учитывать и религиозные течения, все более связываемые с политикой. Евразийство, которое, правда, рискует стать азиопством, либеральный империализм, либеральный социализм, социальный либерализм и т.д. - чего только нет на этом рынке! Молодежь может войти в политику даже через партию любителей баскетбола или поклонников культового писателя, певца, как и на основе крайних идей типа Чучхе или Че, и т.д. Важно, чтобы у будущего был выбор и чтобы любое течение не забывало за повседневной суматохой о славных делах, на которых держится патриотизм.

В министерствах сейчас в спешном режиме верстается программа "Молодежь России 2006-2010 года". Власть, скорее всего, не поскупится, хотя бы потому, что молодежь была движущей силой "цветных" революций. Революционно настроенные деятели в XIX веке также писали прокламации "Молодежи России". Правительственная молодежная программа XXI века, скорее всего, мало что изменит без связи с всеобщей госполитикой, в которой, дабы не утерять связь с реальностью, имеет смысл усилить культивирование выдающихся славных дел современности.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Сергей Волков, Было бы болото, а черти будут /29.07/
Граждан пытаются призвать к патриотичному поведению. Призвать пытается государство, и родину, отчизну при этом ловко подменяет собой. "Люби меня таким, какое я есть", - вот его логика.
Наталья Васильева, Сюрприз к юбилею /14.07/
К 250-летию МГУ вышло пособие "Философия современного естествознания", написанное группой университетских философов. Временами кажется, что ни один из авторов не окончил средней школы. Если разгул обскурантизма и дикости докатился до вуза, прежде всегда державшего марку, надеяться, похоже, не на что.
Сальваторе Калифано, Образование и наука в Италии: в санаторий или крематорий после реформ? /27.06/
Итальянская индустрия крайне непрочна, а маленьким и средним предприятиям не хватает в первую очередь научного прогнозирования. Для академических ученых, зарабатывающих в Италии очень мало, переход в другую сферу - промышленность или бизнес - практически нереален.
Джозеф Эпштайн, Цивилизация и ее противники, или Отчего так недовольны университетские преподаватели? /21.06/
Феминизм, марксизм и теория гомосексуализма отлично чувствуют себя на отделениях англистики и романских языков вот уже четверть века. Время от времени они вторгаются во владения истории, философии и прочих бывших гуманитарных наук.
Стив О'Киф, Елена Пенская, Почему я ненавижу фортепиано /17.06/
Потому что оно вовне. Потому что у меня пальцы, а у него клавиши. Потому что оно мне неподвластно. Потому что от него невозможно избавиться.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Мисюров
Дмитрий
МИСЮРОВ
dmisyurov@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Образование' на Subscribe.ru