Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/guide/19990730.html

Культурный Гид. Выпуск 43.
Сергей Кузнецов

Дата публикации:  30 Июля 1999

Прошлое

Пришла пора подводить итоги фестиваля. Я решил воздержаться от тридцати рецензий и вместо этого составить свой собственный рейтинг.

Самая приятная неожиданность фестиваля. "Плененные" Бернардо Бертолуччи.

Никто уже не ожидал от немолодого мэтра подобного кино, снятого без лишнего пафоса, масштабности и эпохальности. Возможно, причиной тому, что Бертолуччи собирался снимать "Плененных" для ТВ. Прекрасная, немного ироничная камерная драма, почти без слов, с отличным саундтреком, как всегда. Если не знать, что это снимал автор "Последнего императора" и "Маленького Будды", то можно подумать, что это дебютная работа чертовски талантливого молодого режиссера откуда-нибудь из страны третьего мира, и назвать автора "надеждой XXI века". Очень молодой фильм.

Самое большое разочарование фестиваля. "Призрак Оперы" Дарио Ардженто.

Коллеги говорили мне, что последний Ардженто не очень удачен. Но чтобы до такой степени - этого я не ожидал. То, что было не страшно, я еще могу пережить, но то, что было скучновато - уже из рук вон. Обратный Бертолуччи случай: если не знать, что режиссер - создатель "Инферно", "Суспариа" и "Призрака Стендаля", то можно и вообще не досмотреть до конца. Справедливости ради надо отметить любовное воспроизведение эпохи "проклятых поэтов", но для режиссера уровня Ардженто этого, конечно, маловато. Зато Дарио приехал в Москву сам. Заглянув ему в глаза, я испытал куда более сильные чувства, чем на просмотре его фильма.

Самая неприятная неожиданность фестиваля. "Звездные войны" Джорджа Лукаса.

Впрочем, не столько сам фильм - после рецензий я не ждал от него слишком многого, - а тот факт, что даже на пресс-просмотре его показали с русским дубляжом. Когда после вступительного титра "Давным-давно в далекой галактике..." по экрану поползли плохо сверстанные русские слова, по залу пронесся вздох разочарования.

Самый переоцененный фильм фестиваля. "Юха" Аки Каурисмяки.

Многие называют "Юху" лучшим фильмом фестиваля. На мой взгляд, это в лучшем случае один из самых приятных фильмов, но не более того. Постмодернистская ирония и просвещенное киноманство, конечно, всегда будут радовать мое сердце, но, на мой взгляд, "новым словом в европейском кинематографе" это можно было назвать только лет десять назад. В лучшем случае.

Самый непретенциозный фильм фестиваля. "Друзья Яны" Арик Каплун.

Часть моих знакомых покинули зал недовольные фильмом и несогласные с решением жюри Карловых Вар, давших ему первый приз. Я же оценил картину прежде всего за мастерски воспроизведенную атмосферу русского Израиля и полное отсутствие претензий на то, чтобы снять Большое Кино. Этакий израильский Рязанов. Немножко грустно и местами смешно.

Самый радикальный фильм фестиваля. "Тото, который жил дважды" Даниэле Чипри, Франко Мареско.

За это почетное звание с итальянской черно-белой лентой, запрещенной у себя на родине цензурой, сражался французский фильм "Романс". Несмотря на то, что "Тото..." не вызвал у меня особого восторга, я отдаю ему предпочтение: радикальный феминизм типа Элен Сиксус уже давным-давно стал во Франции интеллектуальной модой. И, может быть, даже вышел из нее.

Самый масштабный фильм фестиваля. "Император и убийца" Чень Кайгэ.

Все-таки я люблю китайское кино больше американского! Американский фильм подобного жанра я бы отверг с порога, а "Императора и убийцу" посмотрел с огромным удовольствием. В кульминационной сцене волновался, как уже давно не переживал на фильмах типа action. Конечно, все потому, что не знал, чем дело кончится - китайская история для меня потемки. Если будет возможность, смотрите только на большом экране.

Самый лучший фильм фестиваля. "Человечность" Бруно Дюмона.

"Человечность" действительно тяжело смотреть. Дело не в сюжете, а в том, что Дюмон, снимая неспешное и молчаливое кино, в равной степени отказывается от "тарковской" символичности каждого кадра и "псевдонеореалистической" имитации реальной жизни. Герой-полицейский смотрит на труп убитой и изнасилованной девочки, едет на велосипеде, поливает цветы, гуляет вместе с соседкой и ее дружком, пытается найти свидетелей преступления... И постепенно зритель начинает понимать, что нам рассказывают историю нового князя Мышкина.

Лучший способ смотреть этот фильм - все время помнить про окровавленное влагалище, показанное на пятой минуте. Помнить про преступление и знать, что такое случается не только в кино. И три часа вместе с героем пытаться понять, как же оно так могло случиться? Кем надо быть, чтобы совершить такое? Как девочка умирала? Что кричала перед смертью? Что бы вы сделали с убийцей, если бы его поймали? И сильно ли бы вы после содеянного отличались от него?

Если не переставать задавать себе эти вопросы, то не придется спрашивать после сеанса "Почему он убийцу поцеловал?" или "Почему в последнем кадре он сам себе надел наручники?"

Самый последний фильм, который я увидел на фестивале. "После смерти" Хирокадзу Коре-эда.

Фильм, который ждали весь фестиваль, привезли только в последний день, и он не обманул наших надежд. Умершие люди должны отобрать одно воспоминание из своей жизни, которое и унесут с собой в вечность. Воспоминание о том моменте, когда ты был счастлив. Что бы ни происходило на экране, всем сидящим в зале (и читателям "КГ") предлагается сделать то же самое. Два человека из тех, которым я рассказывал о фильме, при попытке это сделать заплакали.

Фильм для которого не удалось придумать категорию. "Счастье" Тода Солонца.

Почему-то считается, что basic instinct - это про то, как красивый Майкл Дуглас трахает красивую Шарон Стоун. На самом деле basic instinct - это когда пожилой педофил, плача, объясняет сыну, что трахал его одноклассников, толстый компьютерщик вожделеет соседку по лестничной клетке, а отчаявшаяся учительница трахается со своим учеником, русским таксистом. При этом все персонажи вовсе не выглядят уродами. Они - такие же как мы, недаром вполне сексуально-благополучная на внешний взгляд коллега сказала, выходя из кинотеатра "Бедные мы, бедные".

Фильм завершается тем, что мальчик, который все пытается кончить ("to come"), наконец эякулирует, глядя с балкона на красавицу в купальнике. Он входит к взрослым, зовущим его обедать, и говорит: "Я пришел" (разумеется, тот же глагол "to come"). Каламбур глубже, чем можно подумать: кончив первый раз, мальчик вошел во взрослый мир похоти, вожделения и необоримого инстинкта. Бедный он, бедный.

Интерактив

Фильмы XXI ММКФ, которые вы планируете (хотите) посмотреть?

Пола Икс. Лео Каракс, Франция :34
Счастье. Тодд Солонц, США :31
Человечность. Бруно Дюмон, Франция :25
Дыра. Цай Минь-лян, Гонконг :22
Звездные войны. Джордж Лукас, США :22
Полковнику никто не пишет. Аугусто Рипштейн, Мексика :20
Боги и монстры. Билл Кондон, США :19
Плененные. Бернардо Бертолуччи, Италия - Великобритания :17
Между ног. Мануэль Гомес Перейра, Испания :16
Призрак оперы. Дарио Ардженто, Италия :15
Счастье Куки. Роберт Олтман, США :15
Бочка пороха. Горан Паскалевич, Югославия :14
Император и убийца. Чен Кайге, Китай :11
Романс. Катрин Брейа, Франция :10
Страна холмов и долин. Стивен Фрирз, США :9
Гиневра. Одри Уэллс, США :8
ЭдТВ. Рон Ховард, США :7
Кормилица. Марко Беллоккио, Италия :5

Ну, и вот результат: "Полу Икс" в последний день отменили, и я ее так и не увидел. :(

Второе и третье место заслуженно заняли "Счастье" и "Человечность", а последнее - "Кормилица". Иными словами, по подобным таблицам вполне можно составить впечатление о достоинствах фильмов, даже не глядя их.

Рецензий никто не прислал (видимо, были заняты кино), и потому придется ограничиться тем, что проставить ссылки на другие места, где эти рецензии можно почитать.

Прежде всего - родной "Русский Журнал", где Олег Зинцов и Евгений Снегов аккуратно обозревали все, что видели.

Потом - "КиноКонтекст", где воспроизведены рецензии из бумажной прессы, прежде всего - из "Времени МН".

Из сетевых мест надо назвать "КиноИзм" и "Полит.Ру", где пишут молодые коллеги, а также "Кирилла и Мефодия", где пишет заслуженный Сергей Кудрявцев.