Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Культурный Гид. Выпуск 44.
Дата публикации:  3 Августа 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Интерактив

Какие из негуманоидных персонажей "Звездных войн" вам милее всех?

Большая космическая змея, живущая в поясе астероидов
Джабба
Джа-Джа Бикс и его соплеменники
Йода
Ставленники Компании, не помню, как их зовут. Которые появляются в самом начале "Смутной угрозы".
Татуинский червь
Чубака
Эвоки

Может, я кого забыл? Только не надо про дроидов писать, они в этом опросе участия не принимают...

Имя

E-mail


Кино

На экраны Москвы вышли "Звездные войны". Россия стала третьей страной (после Америки и Англии), которая удостоилась чести лицезреть первый эпизод саги Джорджа Лукаса. Скажем, кстати, за это "спасибо" родным пиратам, против которых так любят выступать легальные дистрибьюторы и прокатчики. Между тем, ничто так не позволяет сбить цену и добиться выгодных условий покупки прав на западную картину, как угроза: "А если вы нам не продадите, пираты все равно все украдут и тут уж вы не получите ни копейки!" Что самое смешное, угроза абсолютно реальна, так что здесь нет никакого блефа.

Ситуация с пиратами и легальными прокатчиками, как мы видим, вполне амбивалентна. А я люблю амбивалентность, и именно ее-то мне и не хватает в "Смутной угрозе". В отличие от пятого или шестого эпизода, где битва во многом переместилась в душу героя, на этот раз все прямолинейно. Торговая Компания - плохая (и, видимо, со временем мутирует в Империю), королева Амидала и джедаи - хорошие. Маленький мальчик Энэкин Скайуокер тоже хороший, хотя зрители знают, что к четвертому эпизоду он должен превратиться в темного лорда Дарта Вейдера. Пожалуй, только интерес к тому, как же он будет превращаться, и подогревает наше любопытство, потому что в рамках этого отдельно взятого эпизода все понятно и однозначно.

Но, конечно, нельзя принизить и достоинства "Смутной угрозы", каковые очевидны и так. Прежде всего - превосходные компьютерные спецэффекты и хорошие дизайнерские работы. Несколько знакомых женского пола, в общем и целом равнодушных к проблемам того, что происходило в далекой-далекой галактике много-много лет назад, выразили настойчивое желание увидеть фильм, потому что у Натали Портман очень красивые платьица. На мой непросвещенный взгляд, в смысле дизайна все куда лучше обстояло в "Пятом элементе" (а также в смысле умения снимать кино... достаточно сравнить, как Джордж Лукас монтирует два идущих друг за другом эпизода и как это делает Люк Бессон), но тем не менее толпы экзотических персонажей, которые так и просятся на наклейки, комиксы, майки и так далее, конечно, завораживают. С другой стороны, не надо забывать, что еще двадцать с лишним лет назад Лукас вытребовал себе марчайзинговые права и потому вся прибыль от маек, наклеек и комиксов идет опять-таки ему.

Ну, нам не жалко. Пусть на полученные деньги он снимает еще два эпизода, потому что, как мы знаем, второй и третий эпизоды у него всегда получались лучше.

Подробнее о "Звездных войнах" вы можете прочитать в спецвыпуске "КиноКонтекста", который выйдет в свет завтра - то есть, как всегда, в среду.

"Звездные войны", "Пушкинский" нон-стоп

Музыка

За то время, что существует "Культурный Гид", я думаю уже успел надоесть вам, дорогие читатели, пропагандой моих индивидуальных вкусов. Если посчитать, сколько раз я анонсировал концерты разных авторов-и-исполнителей, то может выясниться, что Псой Галактионович Короленко занимает по частоте упоминаний первое место. Причины этого ясны и очевидны всем: я его люблю и считаю самым значительным явлением в той области музыкальной жизни, которая не слишком на виду. Не рекламировать же в самом деле "АукцЫон" - про него и так все знают.

Тем не менее я прекрасно понимаю тех читателей, которые, открыв ссылку russ.ru/culture/guide в разделе "Музыка", в очередной раз находят Псоя Короленко и раздраженно жмут стрелку "Back" своего браузера, бормоча под нос что-то вроде "доколе!" Ну, у меня для вас радостная новость... сегодня я пишу о Псое последний раз. Потому что молодежный филолог и акын отбывает - в качестве филолога - в страну Америку сроком примерно на год. Возможно, благодаря новым средствам коммуникации он порадует нас чем-нибудь и с той стороны океана (обсуждается, например, проект концерта в клубе "Скрин": "Нечеловеческая музыка" будет играть здесь, а Псой будет транслироваться оттуда). Но так или иначе во плоти услышать ПГ (то есть Псоя Галактионовича; не путать с антонимическим журналом и проектом (***) ) можно на этой неделе в последний раз.

В пятницу в клубе "Как бы" состоится юбилейный концерт. Ровно год назад ровно там же Псой исполнил программу "Пафос и катарсис". Можно сказать, что нынешнее выступление явится его творческим отчетом за год. В программе принимают участие группы "Единый", "Фуск Йоу" и "Нечеловеческая музыка". Иными словами, будут все.

Ах да, чуть не забыл. Программа называется "Дзем-пати. Возьмемся за руки поодиночке". Дзенское такое заглавие. Хлопок одной рукой.

6 августа. Псой Короленко, "Единый", "Фуск Йоу" и "Нечеловеческая музыка" в дзем-пати "Возьмемся за руки поодиночке". Клуб "Как бы", Бауманская 50/13, 20:00. Вход 30 рублей по флайеру (продается в кассе)

Арт

Летом, как я отмечаю каждую неделю, культурная жизнь затихает. Например, на сайте "Вавилона" (который "Литературная жизнь Москвы") просто висит объявление "Конец сезона" - будто это название одной большой акции, которая проходит во всех клубах Москвы сразу. Аналогично дело обстоит с так называемым "современным искусством" - галереи закрыты на ремонт или закрыты просто, художники в отпусках, жизнь - смотри выше - затихает. И только Марат Гельман продолжает развивать активную деятельность.

На прошлой неделе в его галерее открылась выставка "Приезжий", о которой сетевые люди могли узнать куда раньше несетевых. Автором проекта является Сергей Тетерин, открывший этот конкурс на своем сайте "За что я не люблю Маскву". Участникам предлагалось изобразить нагрудный (нарукавный) знак, который надо было бы надевать всем приезжим в нашу славную первопрестольную столицу.

Честно говоря, результаты несколько разочаровывают. Возможно, дело в том, что сам по себе жанр знака не позволяет как следует развернуться, поскольку предполагает некоторую излишнюю простоту и вместе с тем многозначность. Хороший знак, который мог бы быть художественным объектом, должен быть нагружен смыслами. Он должен быть в меру эзотерическим и вместе с тем простым. Свастика, пентаграмма и магендовид не случайно самые приметные знаки нашего века. Что они означают на самом деле не поймет сам де Соссюр.

Красные и нацисты сами выбирали себе знаки; шестиконечная звезда тоже была выбрана евреями давно и при неясных обстоятельствах. Все эти знаки изначально были нагружены тайными смыслами, так же как масонский молот вместе с мусульманским лунным серпом в известной эмблеме. Иными словами, образцовый знак ничего не сообщает о своем носителе. Что значит вне культурного контекста звезда с шестью или пятью лучами? А две (три) перекрещенные палочки? Кто его знает. Вышеупомянутый де Соссюр сказал бы в связи с этим о произвольности означающего и был бы прав.

В этом смысле лучший знак "Приезжий" должен представлять из себя черную геометрическую фигуру на однородном фоне. Причем какую фигуру - все равно. Я бы предложил перевернутую букву М - символ Москвы и Московского Метро. Расшифровка - не-москвич, москвич наоборот. При получении прописки или регистрации значок можно переворачивать и носить с гордостью. Коренные москвичи тоже могут носить значки с буквой "М", но разумеется не будут этого делать - точно так же, как среди нормальных людей не принято носить значок выпускника МГУ.

Перевернутая буква М напоминает W, но не слишком сильно. С "дабл ю" начинается много слов, первым мне на ум пришел wolf, который, как его ни корми, все равно смотрит в лес. И опять-таки в отличие от работы норовит туда убежать. Этот позволяет задействовать тему внешнего мира (леса), окружающего Москву. Учитывая амбивалентность леса в мировой мифологии (включает в себя мифологему загробного мира и места инициации), этот знак позволяет избежать однозначных моральных оценок (москвичи - хорошие, приезжие - плохие, или наоборот). Приезжие - пришедшие из леса и в лес же они вернутся.

Линор Горалик в свое время писала, что эту выставку надо проводить в Питере - мол, где еще не любят Маскву до такой степени? Разумеется, она ошиблась: выставку не случайно открыли в Москве, потому что Москва всюду должна быть первой. И бьет с носка.

Вот, кстати, еще один мой проект - вне конкурса, потому что все сроки уже прошли. Поскольку я журналист, а не - слава Богу - современный художник, то и проект мой вербальный, а не визуальный.

Итак:

значок представляет собой изображение мужской ноги в бутсе - кроссовке (можно объявить тендер между найком, рибоком и иже с ними за право украшения этого кроссовка своим логотипом). Эта нога, как и положено по пословице, бьет с носка что-то вроде мяча, по окружности которого идет надпись "Приезжий". Надпись: "Масква! Она и бьет с носка!"

Галерея М.Гельмана, ул. Малая Полянка, д.7/7. Всю неделю. За что мы не любим Маскву.

Личное

Число моих проектов, куда помимо "КГ" входит "КиноКонтекст" и отдел культуры "Газеты.Ру", пополнился отделом Искусство сайта Кирилл и Мефодий. Каждый день - краткие новости со всего света, статьи, викторины, вопросы и гестбук, для участия в котором не требуется регистрации. Сегодня там появится моя эксклюзивная статья "Дети и монстры".

Прошлое

Н.КОЛПИЙ ("Век да не вечер") Тот камень

Душным вечером воскресным, развалившись в старом кресле, задремал я над страницей...

Книга была занятной, но имел место перебор по части имен собственных: Нага-Навен и Саид-Юсуф Али-Шо, Шераб Гьятцо и Банчен Богдо, Махендра Пратап и Агван-Ловсан-чжямцо... Встрепенувшись, я отложил книгу и включил телевизор.

В передаче, посвященной катастрофам, говорилось о двух трагедиях этого года - давка в Минске и обрушившийся козырек в Питере. В обоих случаях имело место поругание святынь. Толпа рок-болельщиков, собравшихся на месте, где некогда вероломно истребили целое войско, свистела в ответ на ближний колокольный звон. А на Сенной каких-нибудь тридцать лет назад сломали церковь. Ведущий со скорбным лицом был очень похож на меня. Я вздрогнул и переключил канал.

"А его убили", - сказал с экрана известный характерный актер. Речь шла Шукшине. Потом другой характерный актер подтвердил: "Да, его убили. Впрыснули в каюту инфарктный газ". Зачитали отрывки из дневника третьего характерного актера: "Тебя не просто убили там, на теплоходе. Тебя подменили. Потом, в гробу, был не ты, и хоронили мы не тебя..."

Я все-таки очнулся и ушел на НТВ.

Там по случаю годовщины смерти Высоцкого крутили известную запись для "Кинопанорамы". Бард бубнил некие промежуточные слова, затверженные им на концертах; в сочетании с крайней заезженностью записи все это выглядело ненатуральным. Но вот он запел: "... Нет алых роз и траурных лент// И непохож на монумент// Тот камень, что покой тебе подарил..." Эти слова почему-то доконали меня. Показалось, что сейчас Высоцкий шарахнет гитарой об пол и закричит: "Меня тоже убили! И подменили! Это не я!"

Когда я судорожно набирал номер своего приятеля Н., телевизор был уже кем-то выключен. Дозвонился... выкрикивал в трубку: "Как это кому было нужно? А враги, а недруги? Да его могли в карты проиграть на икорных оргиях министерства культуры. А может, боялись, что от фильма о Разине разверзнутся сарматские могильники и огнедышащее войско... " В крайнем возбуждении, зажав трубку плечом, я листал выхваченную из шкафа книгу и цитировал:

"...Иногда какой-нибудь дотошный турист спрашивал:

- А зачем скрывают настоящую могилу?

- Зачем? - сардонически усмехался Потоцкий. - Вас интересует, зачем? Товарищи, гражданина интересует - зачем?

- Ах да, я понимаю, - лепетал турист..."

- А я не понимаю, - холодно резюмировал Н., - ты что, считаешь, что ничего такого нет и никогда не было, а, допустим, Кастанеда - просто удачливый беллетрист?

- Да я не то...

Разговор был скомкан. Я сник. Засыпая, вспоминал свое безмятежное детство. Утро позитивизма. Жюль Верн. Марк Твен. Честертон... Ихтиандр. Ариэль. Аэлита...

Я подскочил. Сердце бешено колотилось. Вспомнил рассказ Аэлиты. Какие-то узкоглазые учкуры. Всемирный потоп. Гибель Атлантиды. Массовый залет на Марс. И - ту самую книгу, с которой все началось: "... в ближайшие 120 лет, на земле произойдут глубочайшие катаклизмы... Подобные катастрофы, указывал Александр Васильевич, уже имели место в истории человечества, и он напоминал о печальной судьбе мифических континентов - Лемурии и Атлантиды..." Оказывается, Алексей Толстой использовал для нагнетания страстей в свой повести теорию Барченко...

Не знаю, проснулся ли я и я ли проснулся, но свеж я как никогда. Спешу воспользоваться предоставившимся случаем и выразить искреннюю благодарность Олегу Шишкину, автору книги "Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж", М., Олма-Пресс,1999.

* * *

Книга, полностью согласен с Н.Колпием, отличная. Впрочем, насчет перебора имен он тоже преувеличивает - никакого Юсуфа Али-Шо я там не припомню.

От остальных читателей я также жду с нетерпением новых впечатлений.



Имя

E-mail


Интерактив

Ваш любимый актер - мастер боевых искусств

Джекки Чан :33

Брюс Ли :13

Чак Норрис :9

Жан-Клод ван Дамм :6

Мишель Йо :5

Джет Ли :4

Синтия Ротрок :3

Дон "Дракон" Уилсон :1

Само Хунг :1

Победа Джекки Чана не вызывала ни у кого сомнения:

Забыли Сигала, Кэррадина и Грюнера. Голосовать не буду, все равно М-р Чан всех сделает. (Kolq)

Я люблю Джеки Чана. Потому что все остальные, когда бьют, всегда попадают. А Джеки порой бьет мимо цели. Это так смешно. И так грустно. Хочется пожалеть. Джеки - не крутой, как другие. Он Nice Guy, свой парень. (Алексей)

По-моему, нет ничего однообразнее и зануднее боевых искусников. Поэтому крестик Джеки Чану - за комичность. (Василиска)

Роман тоже отдает предпочтение Джекки и его соплеменникам:

Превосходство китайских актеров-бойцов-спортсменов несомненно. Традиция! Ван Дамм и даже Чак Норрис все таки уровнем гораздо ниже.

Несколько человек расширили список - Миша предложил Талгата Нигматуллина, а Иван Комаров написал:

Забыли Стивена Сигала. В фильме "Захват" он лучший.

Как всегда, особенно приятно, когда вопрос критикуют методологически:

Вопрос задан некорректно. Актер - это не мастер по определению. Он занимается имитацией, а не практикой, да и слава Богу. Довольно внятно на примерно такой вопрос ответил помещенный в вышеприведенный список Джекки Чан (цитирую по памяти): "...например мой телохранитель - намного лучше боец, чем я..." Имеет смысл говорить лишь о более симпатичном актере. По мне - так это Тосиро Мифуне. (Danila Kovalev)

Да я, собственно, и сам знал, что некорректно. Имелось, конечно, в виду, "кто из актеров, специализирующихся на изображении боевых искусств, лучше справляется со своей задачей и нравится вам больше других?" Но это было бы слишком длинно писать.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 43. /30.07/
подводим итоги фестиваля. Самые-самые-самые: "Плененные", "Призрак Оперы", "Звездные войны", "Юха", "Друзья Яны", "Тото, который жил дважды", "Император и убийца", "Человечность", "После смерти" и "Счастье" - Фильм, для которого не удалось придумать категорию.
предыдущая в начало следующая
Сергей Кузнецов
Сергей
КУЗНЕЦОВ
kuznet@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: