Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Культурный Гид. Выпуск 46
Дата публикации:  17 Августа 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Интерактив

Согласились ли бы вы стать героем телешоу, в котором всю вашу жизнь 24 часа в сутки посылали бы в прямой эфир?

Да, с радостью
Да, но только за большие деньги
Нет
Не знаю

Дополнения и соображения по этому поводу приветствуются как всегда.

Имя

E-mail


Лето стремительно близится к концу, что не может не огорчать по чисто погодным соображениями - но вместе с тем не может не радовать по соображениям культурным. Скоро осень, и опять оживится культурная жизнь...

Кино

Фильм для плохих мальчиков и девочек

Слухи об этом фильме довольно давно будоражили Москву. Говорили, что EdTV - вариация на тему "Шоу Трумана" и поэтому его надо обязательно смотреть. Если это оказалось правдой, то только частично.

Сюжет "Эда из телевизора" прост: на телеканале "True TV" придумали новое шоу - камеры круглосуточно следят за обычным человеком. Но в отличие от "Шоу Трумана", человек об этом знает и вмешательство телевизионщиков минимально: в идеале они вообще должны только снимать, хотя на самом деле иногда жульничают и вмешиваются в жизнь героя более решительно.

В качестве героя выбирают тридцатилетнего Эда, работающего в видеопрокате, полного неудачника и лопуха. Сначала зрители смеются над ним, потом начинают любить его. Он становится звездой, но потом находит в себе силы порвать с мерзкими телевизионщиками, норовящими вконец разрушить его личную жизнь.

Отличия шоу с Эдом от шоу с Труманом обеспечивают и отличия двух фильмов. "Шоу Трумана" во многом - кино про прорыв к подлинной реальности, находящейся за дверью в небесах. "Эд из телевизора" - фильм о том, как отсутствие приватности изменяет человека и его близких. На самом деле эти изменения неоднозначны (Эд явно взрослеет, умнеет и вообще начинает проявлять качества, наличие которых у него трудно предположить поначалу), но авторы упорно норовят расставить акценты по-своему: каждый человек имеет право на частную жизнь, телевизионщики со своими камерами только разрушают семью Эда и его жизнь, и так далее.

На самом деле это не совсем так. Наличие стороннего наблюдателя позволяет переосмыслить свою жизнь, обратив внимание на то, на что обычно закрываешь глаза. В некотором роде камера выступает здесь чем-то вроде психоаналитика, который молча слушает своего клиента - но само молчание инициирует процесс внутреннего изменения.

Недаром многие люди добровольно вызывались на эксперименты, во время которых их все время снимали. Одним из самых первых опытов такого рода был американский телесериал "Американская семья" (1972), в котором на протяжении двенадцати серий Крейг Гилберт пытался документально проследить жизнь обыкновенной американской семьи. Сериал пользовался большой зрительской популярностью, но финал истории оказался печальным: к последней серии "образцовая американская семья" распалась. Менее грустным был свежий эм-ти-вишный документальный сериал "Настоящий мир" (1992), постановщики которого в течение нескольких лет селили вместе пять-шесть молодых людей разных рас, классов, вкусов и ориентаций, наблюдая за развитием их отношений. Фильм был столь популярен, что в Швеции быстро сняли "Настоящий мир Стокгольма" (1995).

Все эти истории могут служить подтверждением известного принципа квантовой механики: наблюдатель тоже влияет на объект наблюдения. В данном случае наблюдатель - зрители "ТелеЭда", а объект наблюдения - сам Эд.

Помимо этого, внимания заслуживают несколько моментов, самый главный из которых тот, когда Эд впервые завоевывает симпатии публики. Придя в гости к брату, он застает у него полуголую незнакомку. По телевизору это видит девушка брата, в которую Эд сам немного влюблен. Эд едет ее утешать - и внезапно они начинают целоваться. Вот тут зрители в восторге, и прежде всего потому, что Эд совершил неожиданный для него поступок - поцеловал девушку брата. Более того, этот поступок многими был бы воспринят как морально предосудительный. Но тем больше зрители любят Эда: он, рохля и дурачок, нашел в себе силы на то, на что не решаются они - на нарушение табу.

"Эд из телевизора" (EdTV), "Американский Дом Кино", с четверга.

Музыка

Виктор Цой на "Свалке"

Перемены, которых так ждали герои фильма "АССА", давно уже случились. Или - точнее - все еще продолжают случаться. Но Виктора Цоя, который озвучил это желание, давно уже нет на свете. Есть стена на Арбате, расписанная его поклонниками (говорят, модная Земфира во время своих приездов в Москву всегда туда приходила). Есть некоторое количество кассет с его песнями, книг о нем, есть та же "АССА" или "Игла". Есть в конце концов легенды - о том, как Цой, поев кислоты, ходил в Диснейленд и, выйдя наружу, сказал, что надо такой построить и в России. Или о том, как он познакомился с Б.Г. И о многом другом.

Впервые я услышал Цоя в тамбуре электрички году в 1983, где какие-то пэтэушники пели - нет, точнее, орали - "Восьмиклассницу". В их исполнении песня вовсе не выглядела лиричной, но запомнилась мне с первого раза. "Вот ведь, - подумал я другими словами, чем сейчас записываю, - ведь совершенно иная субкультура, а какая внутренняя энергия и выразительность!"

Я был тогда книжный мальчик и ценил в песнях аллюзии и политическую фигу в кармане.

С тех пор прошло лет пятнадцать и выяснилось, что субкультуры десять раз перемешались. И что теперь Виктор Цой, поклонник Брюса Ли и первая мертвая русская супер-рок-звезда, - уже из моей субкультуры.

Что мы поймем еще через пятнадцать лет?

Клуб "Свалка", Профсоюзная, 27. Вечер памяти Виктора Цоя, суббота, 21 августа. Уточнения по тел. 120-5144, 128-7833.

Музыка постапокалипсиса

Легендарная группа "Кооператив Ништяк", вместе с Янкой, Егоркой, Ромычем и "Черным Лукичом" составлявшая сибирский рок (пусть меня простят, если я чего-нибудь забыл), будет выступать в клубе "Край". По сообщению Миши Вербицкого, считающего "Кооператив Ништяк" одной из лучших рок-групп в мире, выбор этого достаточно элитарного места объясняют желанием организаторов оградить себя от "обдолбанных-панков-ПэТэУшников, которые любят ходить на такие мероприятия (и очень сильно испоганили последние концерты Чернозема и Черного Лукича)". По этой же причине не расклеиваются афиши.

Вот они какие дела: приходится просто самим залезать в подполье - и не потому, что на поверхности заметят власти и заарестуют или купят с потрохами - а просто потому, что на поверхности ходит такая шваль, от которой так и хочется сбежать в подполье. А как же быть с деструктивной энергией социального протеста? Со здоровой панковской ненавистью? С единением с низшими классами?

А никак. Они же рок-группа, а не теоретики молодежной культуры. Так что вот вам - элитарный концерт "Кооператива Ништяк"!

Состав: Александр Андрюшкин, Игорь Жевтун, Кирилл Рыбьяков.

"Кооператив Ништяк", 20 августа, 22:00, клуб "Край", м. Бауманская, Спартаковская площадь, 14, тел. 267 03 90, 267 46 64.

Арт

Владимир Архипов в галерее М.Гельмана

На летнем безрыбьи Марат Гельман порадовал любителей современного искусства увесистой рыбиной, которая не изменила бы своей видовой принадлежности и в более щедрый сезон. Владимир Архипов выставил в понятно какой галерее свой проект "Вещевой фольклор". Тем, кому зарядившие дожди отбили охоту выходить из дома, можно посоветовать провести самостоятельное исследование в Сети. Но лучше все-таки дойти до Якиманки и увидеть все воочию - потому что природа этой выставки такова, что непосредственный контакт с предметом просто необходим.

Архипов выставляет различные приспособления, изготовленные народными умельцами, нашими Кулибинами и Уайттами. Правда, приспособления эти в большинстве своем сомнительной практической ценности - но зато несомненной ценности художественной. Только черствый и равнодушный человек может не оценить дизайн ручки, совмещенной с фонариком, или топора, полученного из молотка. Зачем они нужны? Понятия не имею. Но зато они напоминают персонажей из научно-фантастического фильма - не то о бунте машин, не то о животных-мутантах.

Впрочем, есть у выставленных предметов ценность и человеческая: пудель, связанный из белой и коричневой веревки и подаренный больным его врачу; домик из фанеры и оргстекла, сделанный дедушкой для внука; корабль, сделанный из куска горбыля - все это вызывает то, что принято называть "теплыми чувствами". Впрочем, в наибольшей степени это относится как раз к разделу игрушек - все мы были маленькими, у всех были бабушки и дедушки, а у многих уже есть свои дети - и потому легко спроецировать свои чувства на авторов и тех, кому предназначались подарки. Трогательно до слез.

И наконец, не следует пренебрегать комментариями (в Сети представленными в формате RealAudio). Как вы думаете, почему ручка, совмещенная с фонариком, называется "пубертатной"? А потому что ее создатель придумал ее, когда в пубертатном возрасте писал по ночам стихи, и чтобы достойно встретить Музу, он клал себе под подушку лист бумаги и эту ручку. Конечно, компьютер типа Newton удобнее - но его почему-то вовсе не хочется выставлять в музей...

Поройтесь у себя на чердаке - может, и вам есть что предложить Владимиру Архипову?

Владимир Архипов. "Вещевой фольклор". Галерея М.Гельмана.

ТВ-фильмы

Старое мрачное советское кино (без анонсов)

Суббота, 21 августа, "Никто не хотел умирать", Культура, 22:08.

Воскресенье, 22 авугста, "Чучело", ТВ-6, 12:40.

Прошлое

Дмитрий Кудрявцев
chapaev@innermongolia.com

Мы все любим получать подарки. Подарки бывают разные. Несомненно, способ получения подарка и ситуация, этому соответствующая - тоже часть культурного контекста. Интернет не мог не способствовать появлению каких-то новых, невиданных еще способов дарения, новых подарков. Мне, например, подарили электронный адрес. Новый почтовый ящик, вдобавок к банальной Yahoo (у Свифта есть персонажи и похуже, так что нам всем еще повезло...). Мой хороший знакомый подарил мне адрес chapaev@innermongolia.com. Каково!? Такое за деньги не купишь. Странные ощущения - тебе дарят имя, плюс некое место в пространстве, с которым тебе приятно себя соотносить и где ты всегда можешь найти какую-то призрачную... точку опоры, что ли. Пока цел этот китайский компьютер. Это, пожалуй, единственный аутентичный подарок, который можно сделать в сети. Все остальное - открытки по e-mail либо персональные страницы, сделанные для кого-либо, - лишь более или менее точные копии реальных прецедентов - бумажных открыток, настоящих книжек.

P.S. Так часто бывает - какой-то подарок вдруг сподвигает на коллекционирование. Похоже, что у меня зароилась страсть к коллекционированию почтовых ящиков (естественно, E).

Присылайте ваши впечатления о культурных событиях прошедшей недели!



Имя

E-mail


Интерактив

Судя по всему, скрипт сбоил на прошлой неделе, так что к результатам надо подходить с осторожностью:

Какие из негуманоидных персонажей "Звездных войн" вам милее всех?

Джа-Джа Бикс и его соплеменники: 12

Большая космическая змея, живущая в поясе астероидов: 9

Большая космическая змея, живущая в поясе астероидов: 6

Йода: 6

Чубака: 6

Эвоки: 5

Ставленники Компании, не помню, как их зовут. Которые появляются в самом начале "Смутной угрозы": 2

Татуинский червь: 1

Непонятно, то ли надо сложить 9 с 6 и получить 15 для "Большой космической змеи...", то ли выбрать одно из двух.

Так или иначе - вот отзывы читателей:

Вот черт, я посмотрела только "Скрытую угрозу", пару дней назад, но уже, хоть убей, не помню, как кого зовут. Ну разве что Эникена запомнила. Но он в опросе участия не принимает. Хотя он ведь тоже не в себе - у него в крови туева хуча зверушек или как их там... К тому же, говорят, окажется потом главным злодеем. Пожалуй, проголосую за Чубаку, Эвоки и Татуинского червя - вот это имена! Достойно уважения. Не то что Йода какой-нибудь, который зеленкой попахивает. (Василиска)

Маленькие такие в капюшонах, которые на Татуине металлолом собирают (дядя Миша)

Чубака не просто упущенная роль Рона Перлмана,он обладает обалденными фонетическими особенностями, которые мы весь второй семестр второго курса пытались воспроизвести. (ninja)

Некто Федор предпочел всем существам режиссера - и его, как выражается коллега Г.Устиян, можно понять. Виктор Каганович, как водится, посетовал на несовершенство списка, "рискуя создать о себе превратное мнение":

Итак, андроиды не включены, А? Вынужден протестовать:

Учитывая, что С3РО - золотой андроид - явно голубой (извините за окиморон), то будет непозволительным лишить целую прослойку населения возможности проголосовать за столь вероятного кумира.

А Александр Милованов прислал просто реплику:

Собственно Джа-Джа Бикс мне не особо нравится, а остальных не особо помню, галочку поставил дабы скрипт не сбойнул и послание дошло. А послание вот какое: я тут с американом одним ходил на эту киношку, а он уже смотрел это teen-movie в оригинале, так вот, типа говорит он, что основная претензия к этому фильму у НИХ в том, что он как бы расистский. Все эти вот тобою описанные не "белые" персонажи говорят с четкими акцентами - причем чем менее они положительны - тем более политически некорректный акцент - типа самые плохие - с арабским и т.п. Джа-Джа, если не ошибаюсь, с ямайским и.т.п. С дубляжом, понятное дело, все это пропало. Впрочем, было бы занятно, если бы представители федерации говорили бы как кавказцы на рынке: "панимаешь, каралева, красавица, спартсменка, камсамолка...падпиши дагавор". Ну и Джа-Джа хохол, конечно.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 45 /11.08/
У меня ремонтируют АТС. Если умножить Вуди Аллена на Джона Уотерса, получится Тодд Солонц. Выставка "Пятая власть: Из жизни денег" Игоря Петрова. Физик и химик Гете в Дарвиновском музее. Главный коллажист и цитатчик современной литературы носит фамилию Эхо.
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 44. /03.08/
Какие из негуманоидных персонажей "Звездных войн" вам милее всех? Последний концерт Псоя Короленко. Нарукавный знак для немосквичей. "А его убили", - сказал с экрана известный характерный актер. Победа Джекки Чана не вызвала сомнений.
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 43. /30.07/
подводим итоги фестиваля. Самые-самые-самые: "Плененные", "Призрак Оперы", "Звездные войны", "Юха", "Друзья Яны", "Тото, который жил дважды", "Император и убийца", "Человечность", "После смерти" и "Счастье" - Фильм, для которого не удалось придумать категорию.
предыдущая в начало следующая
Сергей Кузнецов
Сергей
КУЗНЕЦОВ
kuznet@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: