Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/guide/19990831.html

Культурный Гид. Специальный выпуск 48
Сергей Кузнецов

Дата публикации:  31 Августа 1999

Наступившая неделя в культурном смысле вся устремлена к уик-энду, когда в Москве состоится беспрецедентный фестиваль "Неофициальная Москва". Насыщенность программы, особо заметная после летнего безвременья, отодвигает на второй план другие культурные события недели, и поэтому мои читатели не прочтут сегодня ни об "Афере Томаса Крауна" (Кодак-Киномир), ни о "Глории" (Америком), ни о "Восьми с половиной долларах" ("Пушкинский"), ни о выставке "Золотой век фламандской живописи" (ГМИИ им. А.С.Пушкина) - надеюсь, это ждет их впереди. Вне поля зрения также останутся устраиваемый ЦСИ Сороса и знаменитым парижским художником Толстым вечер, посвященный выходу в свет очередного альманаха "Мулета", называемого на этот раз "Мулета - вехи вех" и посвященного 90-летию издания "Вех" и 15-летию издания "Мулеты". В этом выпуске - только про неофициальную Москву. То есть про "Неофициальную Москву".

Мое отношение к этому мероприятию - двойственное. Сама идея выдает некую бинарность мышления (есть официальная, а есть - неофициальная), вызывающую у меня подозрения последние лет десять как минимум. Дело не только в культурологических построениях в постмодернистско-деконструктивистском духе - опыт показывает, что члены бинарной оппозиции только и ждут момента, чтобы поменяться местами. В данном случае - Кириенко и Гельман вполне готовы заменить Лужкова и Церетели. И из того, что культурная программа Гельмана мне куда симпатичнее культурной программы Церетели, ничего не следует, потому что сама готовность, случись что, заменить собой Лужкова и Ко в значительной степени дискредитирует всю идею.

Но как же быть, если лужковская (официальная) Москва не нравится? - спросит читатель. А просто. Последний пример еще, я думаю, не успел изгладиться из памяти: в бурные годы рэйволюции в России ни один даже самый обкислоченный птюч не помышлял о захвате власти в эфире и превращении половины клубов в техно-дансинги. Подозреваю, что их это не особо интересовало: они создавали среду, в которой им было бы удобно жить, и судьбы Культуры (даже Субкультуры) их мало волновали при этом. Результат известен: половина клубов играет электронную музыку (плохую), несколько из них иногда играют хорошую, бандиты и пэтэушники полюбили техно, и рэйв-культура приобрела все качества мэйнстрима.

Иными словами, именно подход, находящийся вне рамок противопоставления официальный/неофициальный, и является выигрышным в культурном и даже политическом плане.

Парадокс заключается в том, что многие участники "Неофициальной Москвы" как раз подобным образом и выстраивают свою собственную стратегию. "Сине Фантом" возник как журнал сугубо частный и продолжился как клуб, существующий параллельно основному кинопроцессу. Реггей и даб в России начинались как экзотика, не претендующая ни на что, кроме верности сомнительному тезису о том, что ганджа лучше всего растет на русском снегу. Умка (из "Умки и Броневичка") долгие годы делала все возможное, чтобы сохранять статус непрофессионала, который поет за деньги только на улице (услышать ее можно будет в сборном концерте в МДМ 3 сентября). И так далее.

Теперь все они - и многие другие симпатичные мне персонажи и явления - объединились под вывеской "Неофициальной Москвы", претендующей на то, чтобы стать альтернативой лужковским празднествам для всех москвичей. Разумеется, это утопия, и утопия вредная. По-настоящему сильное культурное явление стремится скорее к сужению круга адептов, чем к их расширению. Праздник для всех москвичей с руки устраивать Лужкову (этим он и занят), а "Неофициальная Москва" лучше бы позиционировала себя как праздник для избранных. Глядишь, народу бы больше набежало, и это действительно стал бы праздник для всех.

Однако все перечисленное не отменяет того, что в течение трех дней все сливки культурной жизни столицы будут плавать поверху московского молока - только успевай снимать. Разумеется, почти все из нижеперечисленного можно было/будет услышать/увидеть в течение прошлого сезона и в течение сезона начинающегося. Но это не повод, чтобы не слушать и не смотреть на это в ближайший уик-энд.

Особенно можно позавидовать гостям столицы - за три дня они смогут получить почти исчерпывающее впечатление от культурной жизни Москвы.

Такое бывает не каждый год.

Кино

"Неофициальная Москва" предлагает три программы, одна другой лучше. Первая - так сказать, самая неофициальная - проводится клубом "Сине Фантом". Называется она "Московская параллель. 1986-1999" и будет проходить на площадке возле клуба-галереи "Ротонда". Под открытым небом два дня подряд будут демонстрироваться избранные работы братьев Алейниковых, их друзей и учеников. Фактически все эти фильмы можно было неоднократно видеть раньше: на фестивалях, в клубе и даже до всякого клуба - когда они только создавались. Но игра стоит свеч: во-первых, эти фильмы действительно хороши, и всем любителям кино стоит их посмотреть. В этом сезоне, благодаря "Догме" и некоторым другим явлениям общего кинопроцесса, они более актуальны, чем в предыдущем. И во-вторых - когда еще удастся посмотреть кино под открытым небом?

В "Зеленом театре" пройдет показ короткометражных фильмов. Часть из них известна по фестивалю "Святая Анна", часть была показана на "Кинотавре" и ММКФ, про какие-то много писала пресса, другие остались почти незамеченными. На мой взгляд, наибольшего внимания заслуживает не знаменитый "Левша" Ю.Кузина, а "Ангел" В.Фенина и "Герой" П.Бардина - убедительные и остроумные фильмы о молодежной субкультуре. Герой первой картины описан закадровым голосом как человек, который тяжело заболел и ждет врача с лекарством (а на самом деле - это мучающийся от ломки джанки), герои второй киноленты - DJ и его приятель "с улицы". Учитывая модность обоих тем (наркотики! ди-джеи!), удивительно приятно, что Фенин и Бардин не делают попытки устроить из своих фильмов МТВ: скорее, в них есть некий положенный короткометражкам минимализм.

Но самый интересный показ пройдет в Доме кино, где 4 и 5 сентября с одиннадцати до девяти вечера будут показывать неизвестные советские фильмы о Москве - начиная от "Новой Москвы" 1938 года (пожалуй, самый известный фильм программы) и кончая "За день до..." О.Борецкого и А.Негребы (1991). Старое советское кино второго плана, неоцененное в свое время ни "правыми", ни "левыми", на сегодняшний день едва ли не самое "культовое". В отличие от фильмов Джона Ву, Роджера Кормана или Ларса фон Триера количество его поклонников действительно невелико и ими оказываются как раз те самые люди, которые пять-десять лет назад и были любителями официально культовых фильмов, о которых теперь пишут "ОМ" и "Птюч". Сбиваясь на рекламный стиль, скажу: неизвестное советское кино - место, где психоделия девяностых встречает эзотерику шестидесятых. И в эти выходные они встречаются в Доме кино. Особенно радует, что в зале могут присутствовать живые творцы, сами толком не понимающие, что они сотворили.

3-4 сентября, 21:00 - 00:30. "Московская параллель", 1986-1999. Программа клуба "Сине Фантом". Площадка под открытым небом возле клуба-галереи "Ротонда" (Ленинский пр. 18, кор. 2)

5 сентября, клуб "Парк" (здание "Зеленого театра"). Пушкинская набережная, въезд с Ленинского проспекта. Программа "Короткий метр".

4-5 сентября, 11:00 - 21:00. "Неизвестная Москва". Дом кино (ул. Васильевская, 13).

Музыка

Количество музыкальных мероприятий, анонсированных на грядущий фестиваль, так велико, что за полным их списком отсылаю читателя на официальный сайт "Неофициальной Москвы". Мне же хочется отдельно проанонсировать фестиваль "Push Push King 2", устраиваемый издателями моего любимого "нового самиздатовского журнала" "ПГ" Дельфином и Каталкиным (или, как он предпочитает называть себя последнее время, - Katal King'ом).

"Push Push King 2", как можно заключить из названия, уже второй фестиваль, организованный этими энергичными и вместе с тем расслабленными людьми. Как и первый, это не просто музыкальный фестиваль, а фестиваль позитивных вибраций. Тот, кто знает, что такое positive vibrations, поймет эти слова и на русском, а кто не знает - может понять, придя к галерее "Ротонда" 5 сентября.

В музыкальном смысле позитивные вибрации связаны с ямайской и, шире, афро-карибской музыкой: реггей, дабом, суккус и так далее. На этот раз Дельфину и Каталкину удалось собрать едва ли не всех активно работающих в этом жанре "российских" музыкантов (кавычки легко объяснимы, если вспомнить, что в составе многих групп - выходцы из Африки), начиная от классических "Джа Дивижн" (классический хит: "Сегодня на улице жуткий мороз / Нельсон Мандела еле ноги унес / но / мне все равно / я точно знаю одно / Джа научил растамана курить ганджа / ганджа вставляет так / что все") и кончая Markscheider Kunst из Святого, как называют его организаторы, Петербурга. Кроме того, на фестивале будет специальный гость - знаменитый Mad Professor, живущий ныне в Лондоне уроженец Гайаны, основатель лейбла Ariwa Sound, справедливо считающийся наряду с Ли Стрэтчем Пэрри одним из родоначальников даба. Это его первый приезд в Москву - вещь совершенно беспрецедентная.

5 сентября, Фестиваль позитивных вибраций "Push Push King 2". 17:00 - 23:00, Нескучный сад, галерея "Ротонда" и вокруг нее.

Литература

По местам силы

Помимо многочисленных литературных чтений и дискуссий (полный список смотри здесь), произойдут два слета любителей литературы. Фанаты Макса Фрая соберутся на Зеленой улице, а поклонники Виктора Пелевина - в Битцевском лесопарке. Слава Курицын называет эти места "магическими местами силы, указанными самими писателями". Ну, места силы так места силы.

Особый шик обоим мероприятиям придает то, что и Пелевин, и Макс Фрай не были ранее замечены в желании лично общаться со своими читателями: фотографий Пелевина - наперечет, а Фрая, кажется, нет вовсе. Иными словами, на слетах собственных читателей они - если придут - будут присутствовать инкогнито.

Как выглядит Макс Фрай я, пожалуй, не буду рассказывать, а внешность Пелевина достаточно очевидна из его немногочисленных фотографий: крупный коротко стриженный мужчина в темных очках. В связи с этим я бы хотел внести свой вклад в организацию этих замечательных мероприятий: надо привести с собой нескольких похожих на культового классика друзей, желательно - новых русских. Сняв золотые цепи и надев черные очки, можно добиться определенного сходства с фотографией. Потом надо шепотом говорить незнакомым людям, кивая на приятеля:

- Смотри, сам Пелевин!

А потом наблюдать, как приятель будет отвечать на вопросы. Думаю, наибольший восторг вызовут ответы типа:

- Да че, пацан, я в натуре не понимаю, про что ты базар держишь!

Все окончательно убедятся, что это Пелевин и есть.

А сам ВП будет стоять в стороне и ухмыляться.

Арт

Более дюжины галерей и музеев принимают участие в "Неофициальной Москве", и мне больше всех нравятся нелокализованные акции - такие, как организованный зверевским центром современного искусства "Андеграунд в андеграунде" (то есть акция, проводимая на рекламных щитах метро) и передвижная выставка галереи "Пальто", каковая галерея вообще не имеет своего помещения и базируется исключительно на подкладке пальто своих организаторов. Так что если 3-5 сентября вы увидите в метро человека, который что-то пишет/рисует на билборде, - то это не хулиган, а художник. Аналогично: мужчина, распахивающий пальто и показывающий что-то прохожим, - не эксгибиционист, а тоже художник.

Не пропустите.

Интерактив

Программа какого раздела кажется вам наиболее интересной?

Кино
Музыка
Литература
Арт

В качестве комментариев приветствуются высказывания и рецензии на идею и события "Неофициальной Москвы".

Имя

E-mail


* * *

Согласились ли бы вы стать героем телешоу, в котором всю вашу жизнь 24 часа в сутки посылали бы в прямой эфир?

Да, с радостью:5

Да, но только за большие деньги:13

Нет:22

Не знаю:5

Опрос о телешоу не вызвал особого оживления. Только Данила Ковалев написал:

Взять и выставить подобную череду событий напоказ просто бессмысленно, да и небезопасно. Бессмысленно, потому что если эти события пусты, то ничего не дадут воспринимающему, возможен только толчок "от противного" - бессмысленность "чужой" жизни подтолкнет к переосмыслению своей, но для этой цели гораздо более подходит "сюжетное", творимое кино. Небезопасно же, потому что создаваемые таким вниманием со стороны связи (этакие "идейные" гипер-линки), могут полностью "высосать" человека, как происходит повсеместно с "лидерами", "поп-звездами" и иными "послами рок-н-рола" в этой или любой другой "неритмичной стране". Чтобы обратить этот механизм в добро, надо воистину обладать полнотой Будды, милосердием Иисуса или энергией Мухаммеда. Я - не обладаю, посему считаю подобную акцию попросту лишенной смысла.

Обратная связь

"Звездные войны" не дают покоя моим читателям - Андрей А. подает несколько запоздавшую реплику на тему о народе Ган-Ган:

Н-да... Вообще-то этот земноводный народец (который Ган-ган) оказался поголовно состоящим из безответственных кретинов. Чего стоит один их правитель, купившийся на дешевую лесть - и бросивший свой народ в пешем строю под танки Федерации (причем сам, кажется, в бою не участвовал)! Нехорошо.

Нет, все понятно, зрителю надо на ком-то отдыхать от общей героической стилистики. Но такой выбор - по-моему, пережим. Видали мы рыжих клоунов намного более достойных - не по внешности, а по характеру.

(Кстати о внешности: почему у этих откровенно земноводных - копыта? Ну сделали бы ласты, было бы еще смешнее...)

Рассказы о собственных эстетических впечатлениях как всегда приветствуются:



Имя

E-mail