Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Культурный Гид. Выпуск 52
Дата публикации:  26 Октября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Интерактив

Это 52-ой выпуск "Культурного Гида". Считай - год. И потому я хочу попросить читателя выставить свою оценку по пятибалльной шкале каждому отделу.

Раздел супер! понравилось так себе фу не читал
Кино
Литература
Арт
Музыка
ТВ-фильм
Интерактив
Прошлое

Также, как всегда, приветствуются развернутые соображения по сопутствующему поводу.

Имя

E-mail


Кино

Для начала: мои извинения читателям. По недопустимой халатности, давая объявление о фильмах Махсена Махмальбафа в кинотеатре "35 мм", я не только не удосужился уточнить его адрес, указанный в журнале "Афиша" как Покровка 20, но даже не дал себе труда переговорить с коллегами из этого издания. Если бы я сделал это, то знал бы, что "35 мм" - это бывший "Новороссийск", находящийся вовсе не на середине улицы Покровка, а в самом ее конце.

В результате опечатки в "Афише", а также моей небрежности несколько десятков человек тщетно пытались попасть в кино в субботу. Самое обидное, что мысль о "Новороссийске", кажется, никого не посетила. Единственное, что я могу сказать в свое оправдание - так это то, что одной из жертв был я сам. В утешение не попавшим на "Габбех" скажу, что его собираются показать по телевизору через неделю под названием "Персидские ковры".

А теперь - к тому, что можно увидеть на этой неделе в кино, а именно - о "Ведьме из Блэр".

Реклама, обещающая очень страшный фильм, как всегда врет: фильм вовсе не страшный. Он встраивается не в контекст "Мумии" или "Призрака дома на холме" (который с 20 октября идет в отремонтированном "Горизонте"), а в контекст "Догмы 95" и "Забавных игр" Михаэля Ханеке. Дело не только в ручной камере, малом бюджете и том, что насилие на экране не показывают, а скорее в эффекте воздействия. Как и в "Торжестве", поначалу кажется, что смотришь любительскую съемку, и все начинается тогда, когда уже во все успел поверить. А в то, что происходит дальше, верить не хочется. И воспринимать это как кино уже не получается. На том же построен фильм Ханеке: его тоже нельзя воспринять как кино - потому что все законы традиционного нарратива нарушены: с самого начала ясно, чем дело кончится, никакой кульминации нет, да и вообще никаких ужасов в кадре не происходит.

Результат во всех трех случаях один: чувство дискомфорта. Зрители не привыкли к такому кино. По большому счету надо было бы встать и уйти из зала - но на всех трех фильмах почти все выдерживают до конца. Вероятно, они все-таки подсознательно ассоциируют себя с героями - хотя бы потому, что им тоже неприятно и дискомфортно и они тоже хотели бы выйти. Но им, собственно, выйти некуда. Разве что за рамку кадра.

И потому они бессмысленно ходят по лесу, крича Fuck! и Shit! и подбадривая себя умозаключения типа: "Вчера мы шли на юг и пришли туда, откуда вышли - значит, сегодня пойдем на восток". Даже перекреститься и помолиться они не догадываются. Лучшее, что может сделать героиня, это надиктовать в камеру прощальное письмо своей маме, окончательно превратившись в этот момент в маленькую девочку.

Нарушение стереотипа восприятия, разрушения комфортного способа существования всегда вызывает изменения в психике - если угодно, скажите "в душе" - человека. Сюрреалисты, стоявшие у начала современного искусства, рассчитывали именно на это. И по большому счету это "разрушение" - одна из главных составляющих культуры ХХ века. Насилие, наркотики, психоанализ и - шире -психотерапия, современное искусство - все это пытается добиться одного и того же, но разными средствами. Цель всегда одна: правда о самом себе.

В случае "Ведьмы из Блэр", "Торжества" и "Идиотов" и публика, и герои фильма могут прикоснуться к этой правде ("Игры", наиболее слабый из всех обсуждаемых фильмов, этого не делает: непохоже, чтобы персонажи хоть что-то поняли). Правда на то и правда, что словами невыразима, и потому не спрашивайте меня, в чем она заключена.

Может быть, "мы все - маленькие дети в бесконечном темном лесу"?

Или: "когда придет Нечто, нам будет нечего ему противопоставить"?

"Ведьма из Блэр : курсовая с того света". Кинотеатр под Куполом, 26-28 октября.

Литература

Я все собираюсь огласить список тех современных российских прозаиков, которых лично я считаю самыми продвинутыми и модными. Опасаясь, что он будет невелик, я с удвоенной силой присматриваюсь к чужим спискам в надежде расширить свой. Один такой список полгода назад напечатал известный литературный журнал Playboy. Список был тоже невелик и включал в себя традиционного Пелевина и Сорокина (было это полгода назад, а сейчас Playboy грозит Пелевина выкинуть из числа модных авторов - в частности, за то, что, съездив на плэйбойские деньги в "творческую командировку" в Турцию, Виктор Олегович что-либо писать отказался. Что - если это действительно так - не есть хорошо), а также давно всем известного Мамлеева (писателя, конечно, очень хорошего, но вот насколько "модного"... уж не знаю) и куда менее известного, хотя вне сомнения модного, Владимира Тучкова.

Мнение журнала Playboy нам, конечно, не указ. Но когда одна красивая и умная девушка (выражение "красивая и умная девушка" всегда напоминает мне о пассаже Эко о том, что такое по-мо... про "по выражению Лиала, я люблю тебя безумно"), так вот, когда одна красивая и умная девушка сказала мне, что Тучкова надо обязательно читать, я окончательно поверил в его модность и продвинутость.

Но тем не менее что-то не дает мне в этой истории покоя. Несмотря на продуманное и взвешенное присутствие в Интернете (включая колонку "злоба дня" в Вести.Ру), мне почему-то кажется, что Тучков некоторым образом удивительно несовременен, хотя, конечно, талантлив и заслуживает внимания.

Тучков прославился своими стилизованными под Толстого рассказами о новых русских и мальчике, который заработал много долларов. Напечатаны они были впервые в НЛО, а в Сети доступны здесь. Если это не самое лучшее произведение Тучкова, то самое характерное: все остальные построены по схожему принципу, хотя и менее явно просвечивающему. Таковы и его крупные произведения, такие как цикл рассказов "Смерть приходит из Интернета" (отдельная загадка - найти упоминание Интернета в тексте) и мелкие, которых приведу два характерных образчика, чтобы было ясней, о чем я говорю:

я тебя собрала на разборку
во все самое лучшее
где же теперь мне найти
тот рушник
что раны осушит твои
мои слезы утрет

(из цикла "Песни славянской души")

Узнал, что в среде московских бомжей существует презабавное поверье, согласно которому обладатель стотысячной купюры с номером 0000001 может проживать без паспорта. Хохотал до слез!

(из цикла "Розановый сад")

Иными словами, во всех случаях Тучков рассказывает о современной ("новой") действительности, используя ту или иную стилистическую модель: Толстого, фольклор, Розанова и т.д. Весь эффект, разумеется, строится на том, что сам Тучков отлично знает, что у "нового человека" психологии и этики в традиционном смысле как бы нет и потому писать о нем в духе психологической прозы (как то делает, например, Эргали Гер в "Сказках по телефону") не верно. И заранее отчаявшись подобрать адекватную форму, он берет самое неподходящее, добиваясь по крайней мере радостной улыбки читателя. Что, собственно, тоже немало.

Перед похожей проблемой стоял и Пелевин, когда писал "GП" - и, возможно, именно поэтому роман напоминает не роман, а портфолио криэйтера. Выход Пелевина тоже не идеален, но выход Тучкова кажется мне все-таки несколько устаревшим: по большому счету это все тот же соцарт конца восьмидесятых, только сменивший тему: вместо совка нам рассказывают про бандитов и банкиров.

Меня же не покидает надежда, что рано или поздно кто-нибудь все-таки подберет адекватный язык для нашей жизни... или, точнее, для жизни начала девяностых, потому что именно о ней и пишет Тучков. В кино это почти удалось Грише Константинопольскому - и, вероятно, не случайно, потому что первый путь лежит как раз через кино, образы которого гораздо адекватнее происходившему, чем образы классической литературы. (К этому способу тяготеет и Пелевин). Второй путь - вероятно, Тучкову идеологически более близкий - лежит в описании, выполненном по принципу "Зияющих высот": описании безжалостном, жестоком и моралистичном без шуток. В любом случае, это должно быть описание изнутри, а не снаружи... но, возможно, в силу возраста и социального положения Тучков к этому не способен. У банкиров же пока слишком много дел для того, чтобы самим писать про себя.

Ну, ничего, мы подождем.

28 октября. Классики XXI века. Страстной бульвар, д.8. Вечер Владимира Тучкова

Клубы

Главным событием клубной недели с очевидностью станет уик-энд, пришедшийся на Хэллоуин. Игорь Бутман будет играть в Le Club, а в Республике Beefeater официанты нарядятся скелетами. Но самая волнующая программа планируется клубом "Дом". В субботу пройдет грандиозное действо "Воспоминание о рождении", посвященное практике реконструкции пренатальной памяти. Фольклорный театр "Ладанка" и ительмен Леонид Сысоев с Камчатки покажут перформанс и видеоинсталляцию. А также обещано камлание - уж не знаю, можно ли его считать перформансом и частью театра. А в воскресенье, собственно в День Всех Святых, будет представлена его мексиканская версия: Праздник Calaverada - День Всех Умерших. По правилам должны быть сахарные черепа и скелеты, но обещаны латиноамериканская музыка, старые мексиканские фильмы и фотографии. Что тоже хорошо.

В ту же ночь "Китайский летчик Джао Да" под утро проводит after party "Добро победило". Приятная музыка и вроде бы бесплатный глинтвейн. Получить скидку можно здесь.

"Дом" - Большой Овчинниковский пер., 24, стр.4.

"Китайский летчик Джао Да"- Лубянский проезд, 25, стр.1.

ТВ-фильмы

На этот раз ограничусь кратким анонсом, поскольку программа РТР богата чудовищно - каждый день можно что-то смотреть. Но я еще раз повторю о фильме Махсена Махмальбафа "Персидские ковры" ("Габбех") - воскресенье, РТР, 23:40.

Кроме того, всем поклонникам Эмира Кустурицы настоятельно советую посмотреть по каналу Культура ретроспективу режиссера Александра Петровича: три фильма со вторника по четверг в 22:00. После "Скупщиков перьев" (единственный фильм Петровича, который я видел; показывается в среду) "Время цыган" смотришь другими глазами.

Вторник, "Культура", 22:00, "Трое".

Среда, "Культура", 22:00, "Скупщики перьев".

Четверг, "Культура", 22:00, "Скоро будет конец света".

Воскресенье, РТР, 23:40, "Персидские ковры".

Прошлое

Приезжает "Ленинград"! Как мы рады, как я рад...

Андрей Травин

Группа "Ленинград" выступила в клубе "Китайский летчик Джао Да". Многие ее слышали раньше, помнили слова. Я прежде ее не слышал, у меня - несколько абзацев свежих впечатлений.

Стиль группы я бы определил как "нежный панк". Но дело не в "ярлыке".

Главное в том, какую подложку исполнители выбирают для ненормативной лексики и "ненормативного стиха". У частушек такой контекст сложился, утвержден и признан. Оставалось выявить его свойства и использовать.

Во-первых, "Ленинград" взял от них полную свободу и умение называть вещи своими именами. Помните песню "Ленинграда", где в последней строке указывается, чем окончится свидание с "единственной"? Аналогично только в частушках, бывало, прямым текстом указывалось, что именно герой любит делать с его "милкой".

А во-вторых, "Ленинград" взял от частушек маску придурковатости. После извлечения вступительных аккордов лица исполнителей "глупеют" прямо на глазах. Но главную "придурошность" музыке группы придает ее мощная духовая секция: туба, "Ящер", труба, кларнет и... по виду самый "большой козел" - на саксе.

Впрочем, "Ленинград" ищет и другие образы героев, которым все по фигу. Кроме дурака и шута, человеком, которому все можно, оказывается "Агент 07". Именно так называется их новая песня, которую они дважды репетировали в "Китайском летчике" прямо на публике (а почему бы нет? - Джеймсу Бонду все можно, и им - тоже!).

Самое яркое впечатление от концерта - это то, как счастливы были дамы. На лицах зрительниц было написано такое блаженство, словно этот самый орган, поминаемый через слово или, по крайней мере, через песню, был им вставлен и ощутим.

***

А вот еще отзыв на один из прошлых номеров:

По поводу граффити "GOD, FUCK AMERICA!". Подозреваю, что могу разрушить анонимность этого произведения. Скорее всего его автор - молекулярный биолог Sylvian Kamyres. По крайней мере, идею такого лозунга я слышал от него несколько лет назад.

Правда, у него фраза задумывалась без знаков препинания: "GOD FUCK AMERIKA" - чтобы виднее был тот самый сакральный смысл. Слова, помнится, должны были располагаться друг над другом и составлять такой американский символ веры. Приятно, что, судя по вашим словам, даже с пунктуацией она не потеряла свою амбивалентность.

Кстати, слоган этот Sylvian выдумал вскоре после возвращения из Штатов, где он прожил два года и откуда в конце концов сбежал бегом. Но сначала, прежде, чем разочароваться и сбежать, он очень полюбил эту страну - красоты, зверей, музыку, небоскребы, морковный сок в супермаркетах... Кроме благородной ненависти к политкорректности, он привез оттуда массу добрых и красивых образов - скажем, огромный черный коп в кожаной куртке и темных очках, который дежурит на заснеженной автобусной остановке и, не снимая этих очков, читает дешевую карманную книжку под фонарем...

Это я все к тому, что "GOD FUCK AMERICA" - это не чистый стеб. Там и стеб есть, и отголоски искренней патетики. В общем-то, это не пародия на "GOD, BLESS AMERICA!", а просто более личный, авторский, вариант этого благословления. Видимо, в личной его Америке не хватало GOD и FUCK, сакрального и сексуального (что часто одно и то же), - вот он оттуда и смылся, пожелав этой стране на прощание больше господнего семени. (Патрикей Лисидзе(/a>)

***

Новые впечатления, комментарии и так далее принимаются и приветствуются.



Имя

E-mail


Интерактив

Кого вы больше боитесь?

Представителей власти, наделенных теми полномочиями, которые у них уже есть: 26

Представителей власти, получивших чрезвычайные полномочия: 22

Вообще ничего не боюсь: 14

Создаваемых народных дружин и отрядов самообороны: 11

Террористов: 4

Ну, собственно этого я и ожидал. Письмами читатели обосновывают свой выбор.

На днях мой брат возвращался от меня к себе домой изрядно выпимши и был буквально у меня во дворе остановлен милицией на предмет документов. Учитывая, что на нем была вязаная шапочка растаманских цветов, а волосы у него были где-то малинового цвета, принять его за террориста было трудно. Милиция предложила ему пройти в ближайший подъезд, обыскала на предмет наркотиков, посмотрела деньги и документы и отпустила.

Придя домой, мой брат обнаружил, что деньги в размере 300 долларов США исчезли бесследно. В расстроенных чувствах он позвонил мне, и я с приятелем, который у меня как раз ночевал, спустилась во двор, где и сказала ментам о том, что, мол, какие-то люди обыскали моего брата и деньги исчезли. Что я, конечно, подозреваю, что это бандиты промышляют здесь - и завтра напишу заявление, если бандитов не найдут. Впрочем, может это и вы были, сказала я, а деньги он просто выронил. Так вы поищите их как следует, иначе - заявление напишу.

Мы с приятелем пошли пить водку домой, а менты через полчаса принесли назад долларов тридцать, которые нашли в подъезде. А еще минут через десять - компакт-диск. "Ну что, - сказал приятель, - 10% мы отбили".

Мораль этой истории ясна: будь осторожен, а если что, продолжай рыпаться дальше. Всех денег не вернешь, но хоть что-то... (Анна Эйдис)

Что может быть страшнее черни, получившей, пусть даже минимальные, права. Власть, получившая чрезвычайные полномочия, все же далека от нас. Закон всегда можно обойти. Чиновников, сиречь представителей власти, - купить. Если маленького человека уверят, что он участвует в историческом процессе, что от его деятельности зависит судьбы народа, что он, если не Бог, то некто близкий к Богу - это страшно, невозможно страшно. Такой методики придерживались и в Революцию, и в Первые пятилетки, и в Отечественную войну. И что мы видим - убивали налево и направо: аристократов, кулаков, купцов, попов - всех подряд, чем больше, тем лучше; доносили друг на друга в тридцатых (по тому же принципу); открывали Красный террор (ну чем не погром); даже сумели не только остановить, но и разгромить хорошо вооруженную и обученную немецкую армию. Дай сейчас волю - порешат чеченцев, как террористов, а когда чеченцы или все кавказцы кончатся (то есть будут перебиты) примутся за других (татар, евреев, новых русских) все равно кого. (Юрков Владимир)

Всего Вами перечисленного, в том числе и того, что чего-нибудь не боюсь, а надо. (Алексей)

Вот вроде и все. Безопасной вам жизни, дорогие читатели.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 51 /13.10/
Куда повести иностранца в Москве? "Миг невинности" и "Габбех" в кинотеатре "35 мм". Открытие Клуба Конструктивистов в Центре "Дом". Концерты группы "Ленинград" и Бориса Моисеева. МОМА в Москве. "Последний дюйм" на ТВ - полный набор деталей, образовавших шестидесятнический миф. Шварценеггер, вид сзади.
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 50 /28.09/
Проверка паспортов и просветленный участковый. Чего вы больше боитесь? День Немецкого Кино в к/т "Художественный" (включая "Беги, Лола, беги" и сцены неортодоксального секса). Вечера Пригова и Сапгира. Выставки и ТВ. Официальная "Неофициальная Москва".
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 49 /16.09/
Все фильмы датской "Догмы" на экранах Москвы. Концерты Земфиры, "АукЫона" и "Запретных долбарей". Выставка С.Шутова - участника съемок культовой "АССЫ". "Хрусталев, машину!" добрался до России? Евтушенко и Вознесенский не катят. Кого из героев 90-х готовы слушать/читать оставшиеся шестидесятники?
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Специальный выпуск 48 /31.08/
"Неофициальная Москва" отодвигает на второй план другие события недели. Кириенко и Гельман готовы заменить Лужкова и Церетели. Лучше бы "НМ" позиционировала себя как праздник для избранных. Три кинопрограммы, одна другой лучше. Фестиваль "Push Push King 2". Два слета любителей литературы и многое другое.
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 47 /24.08/
Устраивают ли вас Высоцкий, Окуджава, Аксенов, Гладилин, Евтушенко? "Счастье" - очень американский фильм о сексе. "Гараж" - наш вариант "Счастья". Чертик из табакерки - Евгений Евтушенко. Презентация книги "100 магнитоальбомов советского Рока". Нам пишет Дарт Вейдер!
предыдущая в начало следующая
Сергей Кузнецов
Сергей
КУЗНЕЦОВ
kuznet@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: