Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Культурный Гид. Выпуск 53
Дата публикации:  2 Ноября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Интерактив

Криминальные романы каких современных российских авторов вы предпочитаете?

Б.Акунин
Лев Гурский
Полина Дашкова
Даниил Корецкий
Александра Маринина

Как всегда - дополнения и собственные мнения приветствуются:

Имя

E-mail


Кино

Что такое "Матрица"?

Матрица - это слово. Означает собственно "матрицу" и еще "матку". Еще "матрица" - термин из теории Гроффа, психолога, который в шестидесятые много экспериментировал с ЛСД. У Гроффа было четыре перенатальных матрицы, соответствующие четырем стадиям инициации и, одновременно, четырем стадиям родов. (Поклонники Пелевина помнят в "Затворнике и Шестипалом" фразу "подумаешь, пятая-шестая перенатальные матрицы!". Это шутка.)

Матрица - это термин, который придумал Уильям Гибсон в своем "Невроманте". Термин почти синонимичен "киберпространству". Короче - та внутренняя реальность электронно-нейронных сетей, в которой, в частности, и существуют иллюзорные миры, создаваемые ИскИнами для героев.

Матрица - это сериал начала девяностых, названный так в честь главного героя Стивена Матрикса, киллера, которому в предсмертном бреду явились души всех убитых им людей. Выжив, он круто меняет свою жизнь и, чтобы искупить свою вину, начинает выполнять задания, выдаваемые ему ангелами-хранителями. Одну из ролей в этом сериале сыграла Кэрри-Энн Мосс (Троица-Тринити из фильма братьев Вачовски).

Матрица - это название фильма, придуманного братьями Вачовски много лет назад и снятого только в прошлом году: после того, как они доказали свою состоятельность своим дебютным фильмом "Связь".

Матрица - это большой коммерческий успех 1999 года. Фильм, собравший в мире почти 400 млн. при бюджете 63 млн.

Матрица - это, по утверждению Морфеуса, псевдореальность, созданная большим ИскИном, для того, чтобы в ней жили "души" людей, тела которых ИскИн использует как живые батарейки. Не говорите мне, что это бред сивой кобылы - это знаю не только я, но и все поклонники фильма. Они дружно выражают надежду на то, что в следующих эпизодах Вачовски концепцию доработают и выяснится, что Морфеус был не совсем в курсе.

Матрица - это микс из киберпанка, кунг-фу фильма, гонконгского боевика и университетской библиотеки. Нео прячет диски в книге Бодрияра, Морфеус ссылается на Льюиса Кэрролла, а герои перестрелок повторяют диалоги из "Круто сваренных" Джона Ву. Уровень образования для восприятия подобного произведения не должен превышать нескольких курсов американского гуманитарного университета.

Матрица - это много-много библейских и античных аллюзий. Например "реальное" имя Нео - Томас Андерсон - буквально означает "Фома Сын человеческий". Иными словами - Мессия, сомневающийся в том, что он - мессия. Имя Тринити, разумеется, значит Троица (и иногда так и переводится). Оракул отсылает к дельфийскому оракулу (кстати, слово "Дельфы" по-гречески тоже значат что-то, связанное с маткой), а также к Кумской Сивилле, предсказавшей, согласно средневековой трактовке "Четвертой эклоги" Вергилия, приход Христа.

Матрица - это много-много игр с числами. Тринити - это Троица, Neo - анаграмма для слова One, означающего в фильме Мессию. Сайфер (имя предателя) означает Ноль.

Матрица - это один из самых модных фильмов года. На неделе он идет в Москве в шести кинотеатрах.

"Матрица", режиссеры братья Вачовски:

"Американский дом кино", до 3 ноября.

"Ударник", до 3 ноября.

"Стрела" до 4 ноября.

"Пушкинский", всю неделю.

"Киноцентр", всю неделю.

"Художественный", всю неделю.

Литература

Б.Акунин - это Г.Чхартишвили

За списком литературных вечеров отсылаю читателя вот сюда, а сам напишу про главную литературную сенсацию этой недели.

В понедельник в газете "Ведомости" напечатан сенсационный материал: прозаик Б.Акунин раскрыл свой псевдоним. Под ним скрывался переводчик, культуролог и зам. главного редактора "Иностранной Литературы" Григорий Чхартишвили. В интервью, данном Льву Данилкину, он сказал, что скрылся за псевдонимом, потому что считает, что беллетристика типа ретро-детективов Б.Акунина и литература, которой он занимается как переводчик и исследователь, - это две разные области и их не следует смешивать. На вопрос, что бы он делал, если бы оказался членом жюри какой-либо премии, на которую выдвинули бы Б.Акунина, Чхартишвили ответил, что вычеркнул бы его: потому что премии по беллетристике в России нет.

Вероятно, решение о раскрытии псевдонима было принято Г.Чхартишвили потому, что слишком много людей уже оказались посвящены в его тайну - и угроза разоблачения была слишком явной.

Впрочем, нас, жителей Интернета, может удивить не то, что человек берет себе псевдоним, а то, что он берет только один псевдоним. Впрочем, Чхартишвили сказал, что собирается написать еще один цикл детективов - может, для него он придумает еще один?

Музыка

Я в этом городе жил

"Этот город" - город, которого давно не существует. В этом городе слушали Nazareth - и знакомый из интеллигентных полудиссидентов удивлялся: почему под его окнами написано по-английски название города, где родился Иисус? Ему чудился в этом какой-то непонятный намек - и он рассказывал, что, когда к нему пришли с обыском, ему не смогли прилепить религиозную пропаганду: потому что на своей машинке (потом - компьютере на месте работы) он умудрялся размножать культовые произведения всех основных конфессий. Города, в котором он жил, тоже нет.

"Этот город" - это город, в котором из Гагарин-party вырастает Птюч-клуб. Это город, в котором хардкор сменяется трансом, а транс - джанглом. Это город, в котором электронная музыка элитарна, желанна и эзотерична. И этот город исчез в свой черед.

Город, в котором мы живем, переваривает все: и рок-концерты старых групп и одиннадцатичасовые рейвы на еще не до конца заброшенных заводах. На открытие Птюча был зван Юхананов и Пригов. "Киберпанк революция" пройдет под видеоинтервью Виктора Пелевина.

Неужели этому городу понадобился именно я?

Четверг, пятница (4-5 ноября), ДК им. Горбунова. 19:00. Nazareth.

Воскресенье, 7 ноября, Завод им. Орджоникидзе. 21:00. Рейв "Киберпанк-революция-3".

ТВ-фильм

Просматривая программу, я уже собирался написать о том, что наше ТВ вызывающе неравномерно: то густо (как на РТР на прошлой неделе), то пусто, как типа на этой. По счастью, ближе к выходным дело стронулось. Тем, кто может смотреть киноклассику на маленьком экране, надо посоветовать не пропустить по Культуре "Сломанные побеги" Гриффита, а тем, кто еще не видел "Печать зла" Орсона Уэллса - соответственно необходимо посмотреть этот фильм в праздничное воскресенье 7 ноября. При этом можно поднапрячься и попытаться угадать, как же фильм Уэллса о незаконных методах ведения следствия связан с историей той страны, которая возникла как раз 82 года назад.

Но по-настоящему эту дату отмечает ТВЦ, показывая "Окраину" Петра Луцика, жесткую черно-белую сказку о поисках правды. Еще один удачный пример фильма, который одинаково тупо воспринимать и как серьезный призыв к насилию и убийствам, и как так называемый "постмодернистский стеб". Луцик просто снимает современный эпос. А эпос - внеморален (хотя и различает добро и зло), жесток (хотя временами и сентиментален) и архаичен (хотя жестко привязан к современности). Если искать в фильме Луцика message, то он только в том, что пока мы живем в нашей Москве, в глубине страны продолжают тихо преть древние архаические силы, способные на создание новых эпосов и воссоздание старых мифов.

Произведение Луцика - что называется "глубоко народное". А вот почти одновременно с ним по ОРТ покажут знаменитый отечественный триллер "Змеиный источник", пытавшийся на русскую березку не то посадить засушенную птичку Нормана Бейтса, не то повесить вызывающую синдром Стендаля картинку. Иными словами - сделать русского Хичкока или русского Ардженто. На мой взгляд, Лебедеву это не удалось: у Зла есть своя метафизика, и она различается в различных культурах. И особенности русской метафизики Зла Лебедев явно не прочувствовал. Может быть, надо было пригласить писать сценарий Юрия Мамлеева?

Суббота, 6 ноября. "Сломанные побеги". Д.У.Гриффит. Культура. 10:15.

Воскресенье, 7 ноября. "Печать зла". Орсон Уэллс. СТС. 21:00.

Воскресенье, 7 ноября. "Окраина". Петр Луцик. ТВЦ. 23:35.

Воскресенье, 7 ноября. "Змеиный источник". Николай Лебедев. ОРТ. 23:45.

P.S. Названия сегодняшних заметок - не мои. У рубрики "Кино" заглавие позаимствовано с плаката "Матрицы", у рубрики "Литература" - у Ларисы Юсиповой, а у рубрики "Музыка" - у Романа Неумоева.

Интерактив

Куда бы вы повели иностранца?

"Правильный" ночной клуб (по выбору): 25

Третьяковская галерея:16

Красная площадь:15

Театр (по выбору):15

Пушкинский музей:11

Джазовый вечер в ЦДХ:10

Консерватория: 9

Клуб параллельного кино "Сине-фантом": 7

Галерея современного искусства (по выбору): 7

Литературный вечер (по выбору): 1

Да... не зря я сегодня ничего не написал про литературные вечера. Впрочем, может быть, дело в том, что иностранцы не понимают по-русски?

* * *

Иностранец в Москве - это жутко. Потому что его надо куда-то водить, показывать направо и налево, а он будет кивать и говорить "да!". То есть места надо знать, в которых (из-за которых) это самое "да" прозвучит с особым энтузиазмом. Перебравшись несколько лет назад из родного Питера, я таких мест в Москве знаю совсем чуть-чуть. Мне кажется, в столице очень мало чего замечательного. Не город, а большой населенный пункт, как в свое время писала Лидия Корнеевна. Есть, правда, места хорошие: например, на Фрунзенской набережной - если стоять лицом к Нескучному Саду. Там просто красиво и полное ощущение, что ты не в Москве. Около МГУ неплохое место (и с тем же ощущением). Кстати, смотровая площадка на Воробьевых горах довольно сильно похожа на свою коллегу во Флоренции. Итальянцев я всегда вожу на это место, они всегда сходство отмечают и считают долгом восторгнуться. Ну что еще? Пушкинский музей. Консерватория. В общем, я им (гостям иностранным) часа за два-три все это дело показываю и говорю, что теперь можно без меня прогуляться на Красную площадь и менять обратный билет на ближайший рейс. А они смеются - думают, это я так шучу. Чуть больше месяца назад (в день города) мы с моей знакомой венецианкой (которая все прошлое лето жила у меня в питерской квартире) пошли прогуляться, отправились подальше от лужковских празднеств на берег Москвы-реки, стояли, смотрели на нее и долго обсуждали: на что она больше похожа - на Крюков или Обводный? В смысле, для главной водной артерии города (столицы!) больно уж узкая. С другого берега раздавались какие-то дикие вопли, мы так и не поняли - то ли лужковцы веселятся, то ли попросту болельщики (там стадион). Венецианке прогулка понравилась, и я ощутила легкое удовольствие - хоть и паршиво, но миссия гостеприимства была выполнена. Эля Гордина

Введенское кладбище (Birdy)

Однозначно - в "Сине-Фантом"! Пусть скорее едет обратно. Если сможет просмотреть всю программу до конца, то ему, конечно, лучше остаться здесь навсегда.

Ну, а если друг приедет, то купим бухла побольше и посетим за 2 часа все 10 мероприятий, затем посажу его в самолет и отправлю обратно! И все довольны! Он - впечатлениями. А я - тем, что на него денег больше тратить не придется. Хотя если деньги его, то тут есть над чем задуматься... (Mike)

Виртуальный первый приз получает за свое письмо Андрей:

Если бы ко мне приехал иностранец, у меня не хватило бы денег везти его с Урала в Москву, как бы много там ни было замечательных мест. Я и один-то не могу в Москву съездить - очень дорого.

Прошлое

На этот раз читатели были слишком ленивы, и впечатлений у них не было. Читатель! Не ленись, впечатляйся и пиши:



Имя

E-mail



поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 52 /26.10/
Нам исполнился год. Насилие, наркотики, психоанализ, "Ведьма из Блэр", "Торжество" и "Идиоты" пытаются добиться одного и того же - правды о самом себе. Пелевин прогулял деньги "Плейбоя", а Тучков удивительно несовременен. "Персидские ковры" и "Скупщики перьев" на ТВ. Чего боятся читатели?
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 51 /13.10/
Куда повести иностранца в Москве? "Миг невинности" и "Габбех" в кинотеатре "35 мм". Открытие Клуба Конструктивистов в Центре "Дом". Концерты группы "Ленинград" и Бориса Моисеева. МОМА в Москве. "Последний дюйм" на ТВ - полный набор деталей, образовавших шестидесятнический миф. Шварценеггер, вид сзади.
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 50 /28.09/
Проверка паспортов и просветленный участковый. Чего вы больше боитесь? День Немецкого Кино в к/т "Художественный" (включая "Беги, Лола, беги" и сцены неортодоксального секса). Вечера Пригова и Сапгира. Выставки и ТВ. Официальная "Неофициальная Москва".
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 49 /16.09/
Все фильмы датской "Догмы" на экранах Москвы. Концерты Земфиры, "АукЫона" и "Запретных долбарей". Выставка С.Шутова - участника съемок культовой "АССЫ". "Хрусталев, машину!" добрался до России? Евтушенко и Вознесенский не катят. Кого из героев 90-х готовы слушать/читать оставшиеся шестидесятники?
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Специальный выпуск 48 /31.08/
"Неофициальная Москва" отодвигает на второй план другие события недели. Кириенко и Гельман готовы заменить Лужкова и Церетели. Лучше бы "НМ" позиционировала себя как праздник для избранных. Три кинопрограммы, одна другой лучше. Фестиваль "Push Push King 2". Два слета любителей литературы и многое другое.
предыдущая в начало следующая
Сергей Кузнецов
Сергей
КУЗНЕЦОВ
kuznet@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: