Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/guide/19991123.html

Культурный Гид. Выпуск 56
Сергей Кузнецов

Дата публикации:  23 Ноября 1999

Интерактив

Самый сексуальный советский актер?

Александр Кайдановский
Андрей Миронов
Василий Лановой
Владимир Высоцкий
Вячеслав Тихонов
Михаил Боярский
Олег Даль
Олег Янковский

И, как всегда, особое мнение. Девушки приветствуются особо. Можно также прислать список советских актрис для аналогичного опроса.

Имя

E-mail


Кино

Бриллиантовый полицейский

Все знают, что на этой неделе в кино идут два очень хороших российских фильма: "Молох" в "Художественном" и "Хрусталев, машину!" в "Ролане". Должен, однако, предупредить, что попасть на долгожданный германовский шедевр нелегко - мне, во всяком случае, это не удалось. Билеты продают заранее, и 200 мест разлетаются на раз-два-три. И потому рецензия на "Хрусталева" откладывается до лучших времен, а пока - свежая голливудчина, "Бриллиантовый полицейский".

Черный вор Маелз (Майкл Лоуренс) прячет украденный бриллиант в недостроенном здании. Когда он выходит из тюрьмы, он выясняет, что в здании этом теперь находится отделение полиции. Чтобы добраться до бриллианта, он притворяется полицейским и в результате вынужден два дня ловить преступников - разумеется, небезуспешно. Иначе бы не было смешно.

Впрочем, нам-то не так уж смешно. Комизм заключен в том, что Маелз ведет себя как браток (бьет подследственных, врет коллегам, договаривается в преступниками "полюбовно", ездит на предельной скорости и так далее). Сослуживцы считают, что он не то суперкоп, не то "ревизор из Петербурга с секретным предписанием" - то бишь проверяющий из инстанций. Это, конечно, лишний раз показывает, что чем наглее ты себя ведешь, тем меньше вероятность, что тебя поймают сразу (к концу фильма его все же вычисляют) - но для нас, жителей бывшей одной шестой части суши, во всех подвигах Маелза нет ничего выдающегося: менты, сколько я себя помню, и вели себя как братки. Иными словами, в России Маелз ничем бы не выделялся среди рядового состава районного отделения милиции - кроме, разумеется, цвета кожи.

Хорошо, все-таки, американцам: наблюдая, как полицейский, даже переодетый, прикладывает мордой об стену задержанного наркоторговца, они могут весело смеяться. Впрочем, если наркоторговец был бы черный, а главный герой - белый, веселья бы у них поубавилось.

И потому продаю заинтересованным лицам ход для русского римейка: азербайджанец поступает в московскую милицию и разбирается с русским криминалом. Этакий "Брат" наоборот. Можно даже Бодрова-мл. пригласить на роль главного злодея. И азер в финале будет его мордой прикладывать и кричать: "Убийца должен сидеть в тюрьме!" Вот посмеемся!

Впрочем, кажется, все равно получается страшновато, а вовсе не смешно. А вы говорите: политкорректность.

Бриллиантовый полицейский - "Стрела", "Под куполом".

Музыка

В прошлую субботу в клубе "Кино" - некогда закрытом и элитарном, а ныне вполне доступном - стартовал фестиваль "Песня 00" (саундтрек последней зимы тысячелетия). Продлится он месяц - и каждую неделю по субботам, в 22:00 кто-нибудь будет играть. Победителя наградят ** тыс. долларов. Один из самых серьезных претендентов на эту сумму выступит как раз на этой неделе: Леонид Федоров совместно с "Волков Трио" споет свои песни. Он же - правда, без "Волков трио" - будет играть на закрытии фестиваля 18 декабря. Кстати, на последнем концерте Федорова - в пятницу в "Доме" - он довольно много пел из Хлебникова: то есть из старой совместной программы "АукцЫона" и Хвоста. И это позволяет нам перекинуть мостик к Хвосту, в парижском сквоте которого в этом году успели выступить Псой Короленко (летом) и Умка (только что). А сейчас она вернулась из Парижа и Берлина в Москву и в пятницу дает концерт в "Форпосте" - со множеством новых песен. Говорят, что после семи лучше не приходить: в клуб уже не пускают, потому что места больше нет. Только вчера у Умки был квартирник, о котором я подробно рассказываю в газете "Неофициальная Москва" (разумеется, в еще не вышедшем номере). Вам же, дорогие читатели, мой бонус-трек: Умка придумала, как переводить на английский слово "пи*дец". Не мудурствуя лукаво, надо просто писать peace-death. Вот тебе и "смерть это родина".

Суббота, 27 ноября. 22:00. Клуб "Кино", Олимпийский проспект, 16. Леня Федоров и "Волков Трио"; группа "Мультфильмы". Если вдруг не будут пускать, надо попробовать позвать организаторов из объединения "Шаровая молния" и сказать, что от Сергея Кузнецова.

Пятница, 26 ноября. 18:30. Клуб "Форпост", Хамовнический вал, 28. Умка и Броневичок.

Литература

Несколько запоздало Эргали Гер представляет свой сборник "Сказки по телефону". Запоздало - потому что даже я уже успел прочесть его месяца два тому назад как минимум. В сборнике есть один если не гениальный, то заслуженно культовый рассказ - "Электрическая Лиза" (спасибо Славе Курицыну за его публикацию в Сети), наполненный удивительным ощущением секса как свободы и отсутствия ответственности. Известный принцип "если нельзя, но очень хочется - то можно" доведен здесь до утешительного конца: "если очень хотелось и смоглось - то все будет хорошо". Мама и папа врут - и никакого наказания не будет. В мире "ЭлектроЛизы" нет не только СПИДа (его все еще нет и в сознании жителей России), но даже ревности. Есть любовь всех ко всем и легкая грусть, что подобное случается только раз в жизни, да и то не у всех. Ностальгия по этому счастливому мигу единения мешается с ностальгией по собственной юности - и этот микс действительно прекрасен.

В "Сказках по телефону" Эргали Гер отказывается от ностальгии, пытаясь рассказать "современную историю". Результаты, на мой взгляд, еще хуже, чем у Тучкова (см. пару выпусков назад). Несмотря на весь набор - мобильники, видеокамеры, бандиты, наезды, бабки, тачки, клубы, взрывы - сама по себе история выглядит удивительно архаичной. От девяностых годов - только с трудом скрываемая зачарованность автора властью денег и бандитским насилием; зачарованность, к сожалению, автором не концептуализированная. Что до остального, то для людей девяностых герои слишком много думают о любви, и слишком мало - о деньгах. Получается история о людях еще того поколения, попавших - на свою беду - в иную среду. Такое тоже может быть (и даже не важно, что все герои молодые - поколения, как было известно еще шестидесятникам, вещь вертикальная) - но просто акцентируя внимание на этих людях, автор превращает девяностые в простую декорацию. Что, может быть, и неплохо, но не очень интересно.

Впрочем, всегда можно читать "Сказки по телефону" просто как любовный роман, интересуясь, "чем дело кончится". Есть несколько удачных поворотов сюжета.

25 ноября, Классики XXI века, 18:30. Презентация книги прозаика Эргали Гера "Сказки по телефону".

Арт

"ТВ-галерея", верная своему имиджу и названию, проводит выставку современных британских художников This Other World of Ours / Наш другой мир. В программу включены работы известных британских видеохудожников, которые, по словам пресс-релиза, "подвергают сомнению культурные стереотипы, от гендерного до национального, и раскрывают идею параллельной реальности с возможными вторжениями в другие миры".

Особо радует, что планируется второй этап выставки - в следующем году англичане, ознакомившись с современной художественной ситуацией Москвы и ее, так сказать, контекстом, специально для нас создадут новый проект. Вот тут-то мы и узнаем, чего стоят декларации о разрушении культурных стереотипов!

ТВ-галерея, по 12 декабря. Выставка современных британских художников. This Other World of Ours / Наш другой мир.

ТВ-фильм

Вот будет вам, модная молодежь, настоящее культовое кино, о котором вы, небось, не слыхали. Поставленный таджикским режиссером Валерием Ахадовым по рассказу азербайджанского писателя и сценариста Максуда Ибрагимбекова (не путать с Рустамом Ибрагимбековым, который сценарист "Белого солнца пустыни" и "Утомленных солнцем") безо всякой восточной экзотики, вполне по-европейски - во всяком случае в том смысле, которое это слово имело в 1977 году, когда этот фильм и был поставлен.

Называется он "Кто поедет в Трускавец" и рассказывает камерную историю о молодом человеке (Александр Кайдановский), соблазняющем девушку (Маргарита Терехова) и неожиданно для себя влюбляющемся в нее. В рассказе Ибрагимбекова был явный "мистический" момент - герой приходил в поликлинику, желая пару дней отдохнуть от работы, для чего ему и надо получить бюллетень (1977 год! Советская власть! Больничные листы!). Заходя в первый попавшийся кабинет, он говорит первое, что пришло ему в голову: "У меня болит колено". Колено, на самом деле, совсем не болит - но начинает болеть в последней строчке рассказа. Сегодня это, конечно, выглядит обычным случаем из клинической практики (на самом деле пациенты все про себя знают... у Милтона Эриксона можно прочесть истории и похлеще). Тогда это казалось очень круто: не то про связь тела и духа, не то - метафора того, что герой носит в себе, не зная об этом.

Но в фильме все это отходит на второй план, и остается только Кайдановский. В тот момент ему был уже 31 год - оптимальный возраст для советского мужчины, уже вышедшего из затянувшихся подростковых лет, когда ему было положено быть романтично-непрактичным - и еще не вошедший в "кризис среднего возраста", в котором в каждом русском просыпается чеховский герой. Кайдановский в этом фильме был не просто сексуален (были в России и другие сексуальные актеры) - он был свободен. Он был прагматичен - но не был делягой. Он был гедонистом - но не был "бездуховен". Можно сказать, что он был настоящий плэйбой - подразумевая под этим не только успех у женщин и интерес к этому делу, но определенный стиль отношений... источаемый им аромат соблазна, которым всегда веет от свободного и уверенного в себе человека. Он дарил коробку конфет секретарше, чтобы поддерживать с ней хорошие отношения, он подготавливал квартиру к вечернему визиту соблазняемой девушки, он рассчитывал интервал, после которого надо бежать догонять ее, чтобы вернуть.

Если хочешь, чтоб тебя боялись,
Сам не бойся никого.
Если хочешь, чтоб тебя любили,
Не люби, брат, никого.

Эту песенку из "Истории лошади" (на слова шестидесятника Юрия Ряшенцева) он вполне мог бы напевать.

Интересно посмотреть этот фильм сейчас, когда мы навидались западных соблазнителей - от Джека Николсона до Марлона Брандо. Сработает на этот раз или нет? Но тогда, много лет назад, когда, чтобы не ходить на работу, надо было взять больничный, Кайдановский был вне конкуренции. Те, кому сейчас от тридцати до сорока, именно у него учились тому, как должен вести себя настоящий свободный мужчина. Это код, заложенный в нас в самом нежном возрасте, - и по этому коду мы иногда узнаем друг друга до сих пор.

26 ноября, пятница. 11:40, RenTV. Кто поедет в Трускавец?

Интерактив

Ваш месячный доход?

От $8 1/2: 5

От $80 1/2: 16

От 8000 1/2 рублей (примерно $320): 22

От $800 1/2: 20

От 80 000 1/2 рублей (примерно $3200): 9

От $8000 1/2: 1

От 800 000 1/2 рублей (примерно $32 000): 2

От $80 000 1/2: 2

Я - Борис Березовский: 9

Иными словами, если бы каждый мой читатель слал мне по 0,1 процента своего месячного дохода, стал бы я богаче всех в Египте, как говаривал Кузмин покойный. Или - если девять Березовских отказались бы платить - то просто существенно увеличил свой гонорар за "КГ".

Радует, все-таки, как часто Борис Абрамович читает мои тексты. Девять раз на неделе - и каждый раз аккуратно голосует.

Но самое интересное, что эта голосовалка - единственная за всю мою практику, в которой никому не захотелось ничего добавить. Money talks, как говорят американцы. Причем говорят они сами за себя.

Прошлое

Пришел смешной отзыв на напечатанную в прошлом выпуске статью г-жи Баум, упрекающей меня в русофобии.

Летят две вороны. Одна другой каркает: - Осторожно, впереди шлагБАУМ! А та ей: - Какой шлагБАУМ?! Забавно, говорящая фамилия...

Подписано, кстати, тоже говорящим e-mail'ом: god@fuck.us

А вот несколько запоздавший отзыв на "Торжество" - впрочем, можно воспринимать его как напоминание о выходящих на той неделе "Идиотах":

С запозданием посмотрела тут "Торжество" (вообще-то не собиралась, потому что меня воротит от характеристик типа "снято на видеокамеру дрожащей рукой", но мне подруга всучила кассету, а дома как раз закончилось все непосмотренное), так что я с некоторой опаской начала смотреть и поняла, что можно запросто отвлечься от незамысловатого смысла и наслаждаться тем, как КРАСИВО это снято. Точно, продуманно, короче - сплошной такой Ци Бай Ши в движении. А сценарий - да Бог с ним совсем, он не блещет...

А про "Матрицу"... это вроде должно стать уже западло ее смотреть. Народ ломанулся в нее как в Макдоналдс или ранее на первомайскую демонстрацию. немного стыдно в этом участвовать, но и осуждать глупо... (Маша Митрофанова )

Новые впечатления и рассказы приветствуются.



Имя

E-mail