Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Культурный Гид. Выпуск 57
Дата публикации:  30 Ноября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Интерактив

Свежий фильм со Шварценеггером поверг меня в волнение, и опрос - о том...

Каков будет конец света?

Атомная война
Экологическая катастрофа
Как описано в Апокалипсисе
Не взрыв, но всхлип
Конца света не будет
Конец света уже был

Ну, наверняка есть и еще варианты... Пишите, дорогие друзья!

Имя

E-mail


Кино

Жребий Иерихона, или Зачатие Розмари

Очень интересно: переплюнет этот фильм "Матрицу" и "Звездные войны" или нет? Потому что выпущен на экран он столь же массированно, но пираты не успели продать ни одной копии (премьера была почти одновременно с американской, с разницей в несколько часов), и в переулках каждая собака знает Шварценеггера, нашего непобедимого Терминатора, Правдивого Лжеца, Детсадовского Полицейского и Конана-Варвара. Иными словами - за "Конец света" говорит очень много.

А против - только одно: это довольно неудачный фильм.

Сюжет, наверное, известен: Сатана должен явиться в мир, причем не когда-нибудь, а в 1999 году (потому что - маленький теологический секрет - св. Иоанн Богослов увидел во сне не 666, а 999 - просто смотрел не с той стороны. И каждую тысячу лет Сатана пытается погубить мир). И должен он в человеческом обличии возлечь с девой по имени Христина, и должна она понести от него ребенка, который есть Антихрист и Губитель Жизни.

И настало 28 декабря, и явился Сатана из нью-йоркской канализации, и дана ему была власть на три дня до конца 1999 года жечь огнем, ссать сырой нефтью, быть неуязвимым для пуль и соблазнять сынов и дщерей Адамовых...

И Шварценеггер его замочил.

Вот, собственно, и весь сюжет. В роли Сатаны - Габриэль Бирн (он же играет священника в недавнем фильме "Стигматы", вообще местами подозрительно похожем на "Конец света"... наверное, год у него такой религиозный выдался). Шварценеггер на этот раз - спившийся полицейский по имени Иерихон, потерявший жену и сына и утративший веру в Бога. С именами в фильме вообще полный порядок: одного персонажа совершенно серьезно зовут Фома Аквинский, причем нигде и никак не подразумевается, что он реинкарнация Квината... просто имя у него такое. Жалко, что нет православного священника Серафима Саровского, прости Господи. Да и вообще, на месте американских католиков я бы оставил в покое "Догму" Кевина Смита, а сосредоточился на этом фильме... при всей своей религиозной сусальности произведение еретическое в самом негативном смысле этого слова. Можно даже сказать - атеистическое.

Дело в том, что, несмотря на сюжет, храм, Ватикан, клерикалов и Holy Bible, персонажи живут в совершенно десакрализованном мире. Бог не проявляется никак, а Сатана ведет себя как обычный Alien: переселяется в подвернувшиеся тела, мочится нефтью и игнорирует пули. На мой взгляд, сатанинской власти должно хватить на то, чтобы разорвать Шварца напополам в любой момент времени.

Но главное то, что собственно души людей никого особо не интересуют. В одном эпизоде Сатана пытается соблазнить Иерихона обещанием вернуть ему дочь и жену, но выглядит это как-то несерьезно... да и отказывается Иерихон не потому, что верит в Бога, а потому что не доверяет Сатане (что, в общем-то, тоже правильно).

Впрочем, какого еще alien'a... Сатана ведет себя как обыкновенный Терминатор: выходит живым из огня, заращивает раны от пуль и гоняется за девушкой и Шварценеггером. Даже мотив зачатия можно считать перешедшим из первого "Терминатора", где, как известно, у героя Шварца тоже была задача не допустить зачатия ребенка от Сары О'Коннор.

Любопытней всего так этот фильм и рассмотреть: как контаминацию двух "Терминаторов". При этом логически обусловленным выглядит финал: Сатана вселяется в тело Шварценеггера, и теперь Христина должна уже спасаться от него. Иными словами, происходит переход от Т2 (где Арни хороший) к Т1 (где он плохой, но выглядит так же). Чтобы не погубить мир и девушку (уже распростертую на алтаре), Иерихон повторяет подвиг героя Т2.

Счет идет на секунды, и Шварц понимает, что сейчас овладеет девушкой. Что же делать? Неужели Сатана воспользуется им, чтобы зачать Антихриста?

Тут было несколько вариантов. Ранее в фильме уже сказано, что мужчина, в облике которого Сатана должен оплодотворить Христину, тоже строго определен. Если бы в финале нам твердо сказали, что это и есть Иерихон, то все стало бы на свои места: его не убили, потому что все должно было кончиться тем, что спасенная им Христина сама даст ему в алтаре. Возможно, в сценарии так и было написано, но в фильм это логическое - и смелое - объяснение не вошло. Жаль.

Также в фильм не вошел ни один из возможных финалов:

  • (политкорректно-комический) Иерихон достает презерватив и надевает его на. Потом - для верности - еще парочку. С удовольствием и не спеша трахает девушку. Бьют часы двенадцать раз. Иерихон спокойно кончает, понимая, что даже если резина прорвется - уже поздно, год завершился;
  • (порнографический) Христина берет минет, Иерихон кончает, часы бьют 12 раз, и так далее;
  • (жесткий) чувствуя, что не в силах бороться с сатанинской похотью, обуревающей его, Иерихон выхватывает пистолет и стреляет себе в пах. Кровавые ошметки в алтаре, как намек на обрезание;
  • (цитатный) Иерихон совокупляется с Христиной, после чего убивает ее, как он уже поступал с одной из своих партнерш в "Конноне".

К сожалению, авторы выбрали пятый вариант. Он - хуже.

"Конец света". "Пушкинский" - по 9 декабря, "Ударник" - по 9 декабря, "Стрела" - по 9 декабря, "Америком" - с 25 ноября, "Кодак Киномир" - со 2 декабря, "Ролан" - с 26 ноября.

Одним словом - всюду.

Ну, и для любителей настоящего кино со среды в "Стреле" идут "Идиоты"... спешите видеть. Писал я о них столько раз, что очередной рецензии можно недельку и подождать.

Пользуюсь случаем поздравить с годовщиной один из моих любимых киносайтов - Kinno.Net.

Литература

Ануфриев & Пепперштейн

На этой неделе я позволю себе проанонсировать только одно событие - выход 1 декабря очередной книги Б.Акунина об Эрасте Фандорине. А вместо аннотации события - предложить рецензию на книгу, которую я считаю одной из лучших книг года.

Это - "Мифогенная любовь каст" Сергея Ануфриева и Павла Пепперштейна. Почти треть текста романа доступна в Сети: первая часть - на сайте "Ад Маргинем", первые 17 глав второй части - на сайте Obscuri Viri. Там же можно найти фрагмент еще не вышедшей третьей части. Впрочем, читать "Мифогенную любовь каст" в Сети фактически невозможно. Впрочем, в Сети достаточно других текстов Пепперштейна и Ануфриева, в том числе - связанных с "Мифогенной любовью...". Один из них даже выходил в журнале "Интернет".

Книгу обильно обсуждают - и лично, и в прессе. И больше всего меня удивляет, насколько большинство критиков не понимают этой книги (адекватен из писавших о книге был только Максим Семеляк в - смешно сказать - "Плэйбое", где он изящно написал, что "голый завтрак" Берроуза родной брат нашего школьного завтрака за 15 копеек). Дуня Смирнова в журнале "Афиша" написала, что это тот же Сорокин, но полностью лишенный смысла, а Михаил Новиков из "Ъ" попрекнул Ануфриева и Пепперштейна полным отсутствием сюжета. Разумеется, и то и другое может быть как минусом, так и плюсом - но удивительно то, что, с моей точки зрения, в "Мифогенной любви каст" есть увлекательный сюжет и бездна смыслов.

Один из моих знакомых сказал на эту тему, что кто-то из его знакомых не любит ЛСД, "потому что сжуешь марку, пойдешь по улице - а смыслы на каждой ветке висят". Именно такое ощущение и оставляет "Мифогенная любовь каст" - смыслов столь много, что они выглядят обесценившимися. Можно, следом за Свеном Гундлахом, назвать это "ментальным поп-артом", то есть способом обращения с идеями, аналогичным тому, который Уорхол демонстрировал применительно к образам. Можно не называть никак, а просто порадоваться.

Тем более что в отличие от обычной "наркотической" литературы, в "Мифогенной любви..." присутствует четкий и последовательный сюжет. Контуженный в первые дни войны парторг Владимир Дунаев оказывается в лесу, где знакомится со старым колдуном Холеным, который должен стать его Учителем. По мере того как Дунаев узнает о лежащем в иных пластах бытия подлинном механизме происходящего, он понимает, что именно перед ним стоит задача: выиграть Великую Отечественную войну. Его союзниками - и вместе с тем союзниками Советской Армии - выступают герои русских сказок: гуси-лебеди, Муха-цокотуха и другие, в числе которых даже Кащей Бессмертный. Противники, приводящие в движение махину Третьего Рейха, - герои переводных сказок: Карлсон, Элли и даже Винни-Пух. Ануфриев и Пепперштейн проявляют недюжинную изобретательность в конструировании фантасмагорических эпизодов (сказалась концептуалистская выучка): например, хвост Иа-Иа, принесенный Дунаевым из одного из своих путешествий, неявно сопоставляется с Фракиром из "Хроник Эмбера" Роджера Желязны и с толкиеновским Кольцом Всевластья.

Мне же больше всего хочется рекомендовать читать "Мифогенную любовь..." как простое фэнтези, написанное в жанре альтернативной фантастики. Из него мы узнаем, что перелом в ходе войны случился после того, как Дунаев сломал иглу, лежащую в Кащеевом яйце (яйцо - в смысле the ball, а не the egg), а прорыв Ленинградской блокады стал возможен, потому что парторг "перещелкнул" Винни-Пуха с помощью горшочка меда. Я бы рекомендовал авторам выпустить второе издание романа не в элитарном "Ад Маргинеме", пугающем читателя толщиной и основательностью тома, а в одном из издательств, специализирующихся на издании русского фэнтези. Лучше всего - в нескольких томах. Во избежание скандала на обложке следует предупредить читателя о неумеренном употреблении ненормативной лексики - после чего тираж сметут с прилавков в три дня.

Сергей Ануфриев, Павел Пепперштейн, "Мифогенная Любовь Каст", "Ад Маргинем", 1999.

Арт

Все замерло в предчувствии Арт-Манежа. Вопреки моим предсказаниями, он все-таки состоится! 9 декабря, как и намечалось. А пока можно сходить на сайт artinfo.ru и проголосовать за самого мерзкого персонажа современного московского искусства. У нас это называлось "Поганки Русского Интернета". В Сети только первый тур, второй пройдет на выставке, так сказать, офф-лайн, после чего и будет определен единоличный победитель. Особенно рекомендуется заценить колонку Намнияз Ашуратовой и способ подачи неприличных слов в оной колонке.

Тем же, кто предпочитает смотреть искусство не в Сети, а в "риал лайф", можно предложить на выбор несколько выставок: в "Московском центре искусства" проходит спонсируемая сигаретами R1 выставка дюжины московских художников "Вдохновение легкости", а в "Файн Арт" (утерявшем "Москоу") - очередной Виноградов и Дубосарский, как всегда глумливый и в меру смешной.

"Московский центр искусства". Неглинная, 14. "R1 - вдохновение легкости".

"Файн Арт", Б.Садовая, 3, кор. 10. Виноградов & Дубосарский. "Летят журавли".

Музыка

Тут есть много из чего выбирать. Поклонники электронной музыки могут сходить либо на многотысячный рейв "Орбита-2000" в МДМ (без А), или - если речь идет о более камерных и менее коммерческих вещах - в "Край", где в рамках фестиваля "Культурный герой XXI века" будут музицировать "Виды рыб", "Весна на улице Карла Юхана" и много хороших команд не из Москвы.

Те же, кто предпочитает музыку, скажем так, менее электронную, могут отправиться на очередной концерт фестиваля "Песня 00", где будут Zdob Si Zdub и "Карагод". Клуб вроде закрытый, но всех обещали пустить.

МДМ Dance Hall, м.Фрунзенская. "Орбита-2000", суббота, 4 декабря. 23:00.

"Край", Спартаковская площадь, 14. "Культурные герои XXI века", пятница-суббота, 3-5 декабря. 21:00.

"Кино", Олимпийский проспект, 16. Zdob Si Zdub и "Карагод". Суббота, 4 декабря. 23:00.

Интерактив

В чем смысл жизни?

В осознании: 16

Жить так, чтобы не думать об этом: 15

Получать удовольствие: 9

Иное: 9

Посадить книгу, вырастить дом, написать сына: 6

В деньгах: 2

Получать удовольствие в следующей жизни: 1

В детях: 0

Вопрос Ивана Паравозова вызвал целый шквал ответов. По-моему, это рекорд.

Смысл в том, чтобы его иметь. (Комментарий: как эта фраза бессмысленна в статике, так же недостижим смысл ни сейчас, ни в будущем. Но он необходим и даже неизбежен всегда, и сию секунду тоже) (Евгений)

Если бы знала, была бы, наверное, уже Господом Богом, на худой конец ангелом. Увы... (Аня)

Смысл жизни - это когда Рреволюция и много Бапп (Misha Verbitsky)

"Иное"! Именно Иное! Лучше и не скажешь... (Иван)

Смысл жизни в подготовке к смерти. (Павел)

самосовершенствование (аня nytik@hotmail.com)

вариант: "не знаю" (Nadeya)

хм... убивать конечно... PS сколько убийств Вы совершаете в день? (pinkdot)

Утром познать дао, а вечером умереть. А в промежутке встретить человека, который позабыл слова, чтобы с ним поговорить. И (как отдельное мероприятие) пришибить всех мудаков хлопком одной ладони. (Андрей Мадисон)

Все что нам остается, это переживание призрачной иллюзии счастья в бесконечном поиске того, чего никогда не суждено найти, ведь "смысл жизни" словосочетание суть надуманное и пустое. Just keep moving. (kапитан земляниkа)

а начнешь думать - и получается, что удивительно бессмысленная эта штука - жизнь! но приятная (Василиска)


***

Но больше всего мне понравилось письмо, в котором было одно слово: МЕРС (подпись: object). Ух ты! - подумал я. - "Мерс" в качестве смысла жизни - это круто.

Потом я переключил кодировку и прочел вместо МЕРС - "нету".

Прошлое

Остап Кармоди

Приезжаю в Москву, выхожу из метро и вижу плакат: "Толлинг - схема увода прибыли и налогов из России". Стою столбом. К чему бы это? Мысли про Цубайса отметаю сразу. Мелко как-то. Нет, на самом деле это совсем другое. То, чего я давно ждал от московских властей, озабоченных чистотой русского языка. Действительно, давно пора объяснить людям смысл непонятных иностранных слов, заполонивших, как говорится, страницы газет и телеэфир. Народный такой словарь. Жду продолжения. Вот буква "П" меня беспокоит своей непонятностью для населения. Например, "Петтинг - способ получения сексуального удовольствия без риска заразиться" или "Пирсинг - болезненный и неприличный способ самоукрашения молодежи". А есть ведь еще клиринг, скроллинг, шоппинг и т.д! Forza, мэрия!

Ваши впечатления тоже приветствуются!



Имя

E-mail



поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 56 /23.11/
Самый сексуальный советский актер. Cвежая голливудчина - "Бриллиантовый полицейский" - этакий "Брат" наоборот. Как переводить на английский слово "пи*дец"? Презентация книги Эргали Гера "Сказки по телефону". "Кто поедет в Трускавец" - настоящее культовое кино. Березовский читает нас 9 раз в неделю.
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 55 /16.11/
Интерактив от Ивана Паравозова: в чем смысл жизни? Разочарование от фильма "Остин Пауэрс-2". Презентация нового веб-сайта Витухновской. "Скорбь" Пола Шредера - фильм про отца и сына; про эстафету насилия, которую мужчины передают из поколения в поколение. Первый "Остин Пауэрс" на ТВ. Не пишите больше о "Матрице".
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 54 /09.11/
Какова ваша месячная зарплата? "8 1/2 долларов" от Гриши Константинопольского. Наконец-то заработал клуб "ПушкинГ". Ориентальный фестиваль "По ковру". Юбилей Культурного Гида. Читатели о фильме "Матрица".
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 53 /02.11/
Кто вам милее, Полина Дашкова или Даниил Корецкий? Матрица - это микс из киберпанка, кунг-фу фильма, гонконгского боевика и университетской библиотеки. Б.Акунин - это Г.Чхартишвили. Концерт группы "Назарет" и "Киберпанк-революция-3". Иностранца в Москве надо вести на Введенское кладбище.
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 52 /26.10/
Нам исполнился год. Насилие, наркотики, психоанализ, "Ведьма из Блэр", "Торжество" и "Идиоты" пытаются добиться одного и того же - правды о самом себе. Пелевин прогулял деньги "Плейбоя", а Тучков удивительно несовременен. "Персидские ковры" и "Скупщики перьев" на ТВ. Чего боятся читатели?
предыдущая в начало следующая
Сергей Кузнецов
Сергей
КУЗНЕЦОВ
kuznet@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: