Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/guide/19991221.html

Культурный Гид. Выпуск 60
Сергей Кузнецов

Дата публикации:  21 Декабря 1999

Интерактив

Самый запомнившийся фильм времен перестройки:

"Империя чувств" Н.Осимы
"Комиссар" А.Аскольдова
"Легко ли быть молодым?" Ю.Подниекса
"Маленькая Вера" В.Пичула
"Новые амазонки" (он же - "Секс-миссия") З.Махульского
"Покаяние" Т.Абуладзе
"Такси-блюз" П.Лунгина
"ACCA" C.Cоловьева
другое

Я что-то забыл? Добавьте фильм!

Имя

E-mail


Кино

Когда я собирался писать эту заметку, я неожиданно подумал, что название известной сказки "Черная курица, или Подземные жители" раздвоилось в сознании Эмира Кустурицы. "Подземные жители" превратились в "Подполье", а "Черная курица" - в "Черную кошку, белого кота".

Если же говорить серьезно, то "Черная кошка, белый кот" не имеют никакого отношения к "Подполью". Не сказать, конечно, что фильм снят "совсем другим режиссером" - но, похоже, снят режиссером, решившим - хотя бы на один фильм - пересмотреть свои взгляды на кино. Если во всех фильмах Кустурицы было место драме, а то и трагедии, то "Кошка, кот" - чистая комедия, в которой уже через полчаса после начала перестаешь сомневаться, что все будет хорошо. Пожалуй, точнее всего было бы описать этот фильм как "Время цыган", переснятое Педро Альмадоваром. От старого - и, возможно, лучшего - фильма Кустурицы остался национальный колорит, цыган-неудачник, лодка с влюбленными, плывущая по реке, бандиты, обманы и народная музыка; от Альмадовара - безумно закрученный сюжет, наркотики, любовь, хэпи-энд, изобилие действующих лиц, в конце концов сходящихся в одном месте и в одно время, милая киномания (герои смотрят "Касабланку" точно так же, как во "Все о моей матери" они смотрят "Все о Еве"), опять-таки бандиты и обманы. "Кустурица" потерял при этом способность вышибать из зрителя слезу, а "Альмадовар" - чувство безукоризненного "дурного вкуса".

После "Подполья" Кустурица любил рассказывать, что в душе он - настоящий панк и что фильм должен быть как концерт Sex Pistols или Clash. Главное - чтобы был драйв! В "Подполье" драйву мешала претензия (сейчас я расскажу вам подлинную историю Европы за последние пятьдесят лет!), в "Черной кошке, белом коте" ничто не сдерживает потока энергии, льющегося с экрана. Больше всего удивляет, что и сюжет фильма, и его типажи словно сбежали из отечественных (пост)перестроечных фильмов. Разница, впрочем, разительна, а причина - не то в гениальности Кустурицы, не то - в балканском темпераменте, который, как ни верти, не чета русскому.

Я смотрел "Черную кошку, белого кота" на следующий день после многочасовой пьянки с танцами и флиртом, устроенной одним из моих коллег в качестве своего дня рождения. Соответственно утром я никак не мог решить - продолжается праздник или уже начинается похмелье. Фильм Кустурицы показал, что праздник определенно продолжается.

"Черная кошка, белый кот". "Ролан", Чистопрудный б-р, 12а. 17:00 по 26 декабря.

Музыка

Питерский десант

Когда-то Москва мерилась с Питером, у кого лучше дело с рок-музыкой. Мол, у нас, у Первопрестольной, и Макаревич, и "Звуки МУ", и "Браво", и Гарик Сукачев, и Агузарова, и Петя Мамонов, и даже "Машина Времени", а у вас - один только Ленинградский рок-клуб. С тех пор много воды утекло, в Москве понастроили клубов, в Питере появились еще музыканты... короче, наметился путь к симбиозу. Питерцы ездят в Москву и выступают в местных клубах. Москвичи же если и ездят в Питер, то только музыку послушать. Не петь же им там, в самом деле...

Эта мысль посетила меня при просмотре музыкальной афиши на наступившую неделю. Похоже, что в Москве высадился питерский десант. Судите сами: на этой неделе в столице нашей Родины можно слушать группы "Колибри", "Ленинград" и "Аквариум". Из Москвы - только Паперный и "Там", да Арефьева и "Ковчег". Да еще с Украины - "ВВ" и "Океан Эльзы".

Но на самом деле ничего на свете лучше нету, чем Олег Анофриев, обещавший в пятницу исполнить в "Китайском летчике" "Бременских музыкантов". Все-таки это был первый мюзикл, который я знал наизусть... и, думаю, не я один. Это потом уже стало ясно, что в сказке были заключены аллюзии на хиппи и чуть ли не на "Битлз" (сейчас мне особо мил намек на тесные контакты контркультуры и криминалитета, отраженные в истории о том, как герои переоделись разбойниками... вспомним, что "Беспечный ездок" начинается с того, что Фонда и Хоппер помогают наркомафии перевозить кокаин) - а тогда это была просто сказка. Недавно дочка слушала - пробило почти до слез.

Пятница, 24 декабря, "Китайский летчик Джао Да". Олег Анофриев исполняет "Бременских музыкантов", 23:00.

Арт

Московский арт-бомонд отдыхает после Арт-Манежа и выборов. Тем не менее, какие-то выставки еще продолжаются, и очевидно, что самая приятная и медитативно-ненапряжная из них - "Русское поле" Лаврентия Бруни в галерее "Файн Арт" (бывшей "Москоу Файн Арт", утерявшей одно слово. Анонсируя выставку в газете Vesti.Ru, я почему-то выкинул третье слово, написав "Москоу Файн". Приношу извинение владельцам галереи, всем ее друзьям и посетителям).

Вместо рассказа о выставке Бруни я позволю себе процитировать пресс-релиз:

Русское поле - это луг со множеством ярчайших цветов, столь милых сердцу россиян средней полосы, а так как это луг, то и располагается он уж, конечно, не на стенах, а на полу. Это инсталляция из 300 (!) тарелок диаметром 30 см, каждая из которых расписана художником, каждая - цветок, и ни один цветок не повторяет другой.

Лаврентий Бруни, наиболее отчетливо демонстрирующий одну из трансформаций московского концептуализма - в романтическое искусство, в самом начале своего художнического пути выбрал древнейший мифопоэтический символ - цветок - как объект художественного исследования и своего, особого истолкования окружающего мира. Его огромные холсты, написанные в экспрессивной технике с густым, пастозным наложением красок, где цветы разбросаны или собраны в букеты, прославили художника. Однако, вечно ищущий, Бруни не дал зрителю привыкнуть к фантасмагорической красоте своих полотен. В предыдущие два года он поразил художественную среду двумя графическими проектами, в центре обоих - обнаженная женская натура.

Настоящая выставка Лаврентия Бруни в смысле выбора знака, символа очень органична для художника. Известны также его отдельные опыты объектного искусства. Однако очевидно, что данная инсталляционная выставка - абсолютно новая стадия, или ступень, в его творчестве. Эта выставка - акция, действо, сравнимое только с театральным. Она даже грандиозна, и что очень ценно, вслед за ней грядет встреча последнего года этого тысячелетия.

"Файн Арт", Б.Садовая, 3, кор. 10. "Русское поле" Лаврентия Бруни (инсталляция, объекты - живопись на фарфоре), по 15 января.

Литература

В преддверии новогодних праздников литературная жизнь Москвы поутихла. Только неугомонный В.Тучков представляет в следующий понедельник книгу-перформанс "Русские структуралистские сказки" в клубе "Премьера". А я внезапно вспомнил, что на этой неделе наступает католическое (оно же, впрочем, и лютеранское) Рождество, праздник, который вполне справлялся моими знакомыми еще в восьмидесятые - но не как религиозный (для этого есть Рождество православное), а как, скорее, литературный: благо главный поэт тех времен, Иосиф Бродский, именно 24 декабря каждого года старался написать по стихотворению. Стихотворения эти - и другие, Пастернака в том числе - аккуратно читались каждый год. "В Рождество все немного волхвы", "Плывет в тоске необъянимой...", "Второе Рождество на берегу..." и даже "Я пришел к Рождеству с пустым карманом...". Традиция начала сходить на нет, когда издательство "Независимой Газеты" выпустило книжку, где все рождественские стихи Бродского были собраны вместе.

Сегодня обо всем этом вспоминаешь, как о давно прошедших временах. В который раз вспоминаются слова Зака Мая "было бы странно справлять дни рождения за длинным столом с принесенным бухлом, обсуждая подтексты в стихотворениях - разве что все это в голом виде и на кислоте". Оставим на совести калифорнийца безграмотную кальку с английского on acid и задумаемся лучше о том, что "странность" - тоже неплохая категория.

ТВ-фильм

На этой неделе много старого и любимого народом кино: "Кто подставил кролика Роджера", (суббота, ОРТ, 19:00), "Тутси" (воскресенье, ОРТ, 22:00) и "Секс-миссия" (она же - "Новые амазонки") (воскресенье, РТР, 21:00). Все они были в свое время фаворитами зрительских симпатий, а "Секс-миссия" даже стала наряду с полуобнаженной Негодой символом перестройки кинопроката. В СССР появился секс - по крайней мере на экране. Хотя теперь понятно, что и "Новые амазонки", и "Маленькая Вера" (которую не показывают на этой неделе по телевизору) - вовсе не про секс, а про политику, свободу и коммунальные условия жизни.

А тем, кому хочется просто про секс, - "Объектив" (суббота, Рен-ТВ, 23:15). Несмотря на заслуженного режиссера Висенте Арада и продвинутую сюжетную идею (у героини есть одна маленькая штучка... такой прибор, который превращает слова в печатный текст), ничего кроме средней руки эротического фильма не получилось. Во всяком случае, судя по первым 30 минутам, - потому что на "Кинотавре" в Сочи, где я смотрел это кино, я спокойно проспал последний час.

Интерактив

Самая сексуальная актриса советских времен

Маргарита Терехова: 169

Татьяна Друбич: 42

Анастасия Вертинская: 30

Марина Неелова: 13

Наталья Гундарева: 7

Елена Коренева: 3

Елена Соловей: 3

Любовь Орлова: 2

Светлана Крючкова: 2

Людмила Гурченко: 2

Александра Хохлова: 1

Елена Майорова: 1

Елена Сафонова: 1

Андрей А. предлагает расширить опрос:

Об опросе: с терминологией какая-то путаница. "Sexy" - это, собственно, что такое в переводе на русский?//

Предлагаю: сделать разбивку по нескольким номинациям. Для мужчин: 1) самый обаятельный, 2) самый мужественный, 3) самый красивый. Для женщин: 1) самая красивая, 2) самая яркая, 3) самая обаятельная, 4) самая женственная.

Сюда же добавить "самый(ая) сексуальная" - и сравнить результаты. Может получиться забавно.

Майор Томин выражает сомнение в существовании сексуальных советских актрис:

Ну сколько раз твердили свету... "В СССР ведь сексу нету!" Следовательно, советские актрисы не могут быть сексуальными! А почему бы вам не опросить народ на предмет "самой не сексуальной советской актрисы"?

Несколько человек выражают удивление результатами голосования:

Странно, почему Терехова - самая сексуальная актриса? По моему скромному мнению, она слишком пытается (пыталась) выпятить свою сексуальность, что не вызывала никаких чувств. Или, может быть, я слишком предвзято к ней отношусь? (BellaT)

Я тоже считаю Терехову сексуальной, но уж очень подозрительно много очков (больше сто) и за одну ночь она получила. Остается порадоваться за нее: такие старательные у нее фанаты (Kashka)

Большинство просто предлагают расширить список. Сразу признаюсь, что недпустимой ошибкой было невключение в список Натальи Андрейченко, которая, думается, вполне могла бы войти в тройку лидеров. Кроме нее были придложены Муравьева (Kashka), Наташа Гусева ("Гостья из будущего") (Йохан Палыч), Евгения Симонова (ap), Алферова (niki) и Елена Цыплакова (дядя Миша). Кроме того, есть несколько более развернутых писем:

А где же наша порно-звезда Негода? И блистательная Полищук. Я бы за нее проголосовала. (Дарья Чужбина)

Совершенно глупо забыли Ирину Метлицкую. Я с ней вообще никого не могу сравнить. И Чулпан, кстати, тоже забыли. И Корикову. (parker)

Кажется в списке не хватает Ольги Кабо. Красивая Женщина. (Сергей)

Я бы трахнул А.Хохлову, и, возможно, в нежном, после детства, возрасте, Таньку Друбич. Все остальные не кАтируются.
Подумаю... можт еще кто согласится...? (Mike)

К стыду своему, не знаю кто такая Хохлова, и не знаю почему я не участвовала в составлении списка?! Из списка я, наверно, отмечу Друбич, но с большим удовольствием я бы проголосовала за Ларису Удовиченко, Руфину Нифонтову, Елену Проклову и Ирину Розанову. (BellaT)

Прошлое

На этот раз - Настя из Питера:

Впечатления этих выходных взгромоздились друг на друга, что, как ни странно, их вовсе не испортило.

Два японских фильма с Фестиваля японского кино - один из них насмешил почище любой старой французской комедии, и это при том, что все новеллы в нем нельзя было назвать простыми - из каждой следовал какой-то вывод; но все так по-японски, легко и незаметно.

Концерт "Ленинграда", на котором взрослые толстые тетеньки пляшут как безумные под Шнуровский мат (охранники - бравые парни удивленно оглядывались на сцену, а девушки просто млеют... не хватает, видимо, грубости мужской в жизни).

Еще выставка немецкой модной фотографии - белоснежный Смольный собор, фотографии разных, в том числе и обнаженных, женщин и мужчин; в углу какой-то странный манекен без ног в сдвинутом лохматом парике, а в другом углу - позолоченная фигура явно божественного смысла.

Да, еще большое впечатление получили от туалета в кафе! Кроме массы веселых надписей, он отличался тем, что на двери не было свободного места от разных защелок, крючков, засовов и прочих приспособлений для его закрытия. Можно так расслабиться после спартаковских-мухинских-и прочих туалетов, где дверь нужно держать шарфиком. И наслаждаться своим видом в двух огромных зеркалах - спереди и сбоку!

А вот Владимир жалеет о потерянной широте славянской души, заставляя меня уже в который раз чувствовать себя немножко русофобом:

Вчера моего знакомого подростка с именем Вова и возрастом тринадцать лет "выставили" (дали один раз в челюсть, забрали двадцать баксов и адекватную сумму в нац.валюте). Осуществили эту акцию его ровесники. Я ему посочувствовал (хотя, надо заметить, у Вовы психологического надлома явно не наблюдалось) и предался сентиментальным воспоминаниям..... Со мной-то в его годы.... (начало 80-х) ....

Как-то по-другому стало. Изменился подросток. Прагматичнее стал. Просто так не побьет, не обматерит. Животных, опять же, не мучит. Про побоища "район на район" я просто молчу. Цивилизованней стал. Хорошо, конечно. Но и "широту" души славянской жалко.

Как всегда, впечатления приветствуются. Предпочтение все же отдается эстетическим.



Имя

E-mail