Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/guide/19991228.html

Культурный Гид. Выпуск 61
Сергей Кузнецов

Дата публикации:  28 Декабря 1999

Интерактив

Вот он и настает, новый 2000 год. Фильмов про последний день 1999 года было уже предостаточно... выберите любимый:

"Странные дни" Катрин Бигелоу
"Западня" Джона Амиеля
"День первый" Уолтера Салерса и Даниэлы Томас
"Конец света" Питера Хайамса
другое

Наверняка я что-то забыл...

Имя

E-mail


Кино

Девятые врата

Роману Полянски все-таки неймется: мало ему было "Дитя Розмари" и зарезанной Шарон Тэйт - так он снял фильм про то, что нет ничего лучше, чем с помощью книги по демонологии раскрыть врата Ада и войти туда. И Джонни Деппу тоже неймется: мало ему сдохшего Ривера Феникса, все снимается черт-те где. То умирает у Джармуша, то жрет наркотики у Гиллеама, то - опять-таки - становится сатанистом у Полянского.

Впрочем, самый интересный сюжет вокруг этого фильма связан с книгой Переса-Реверте, по которой фильм снят. Дело не только в том, что в книге - в отличие от фильма - две сюжетные линии, упорно делающие вид, что они пересекаются, но на самом деле и не думающие пересекаться. Важнее финал.

Герой книги букинист Дин Корсо выполняет свое задание и на предложение вместе с заказчиком открывать Девятые Врата отвечает, что ему надо только, чтобы чек подписали. И все. В фильме к финалу неожиданно выясняется, что он спит и во сне видит, как бы самому открыть эти врата.

Дин Корсо симпатичен и Пересу-Реверте, и Роману Полянскому. Но испанский романист считает, что просто зарабатывать деньги (беспринципно и напористо, как Корсо) - это круто само по себе. Прекрасная дьяволица, сыгранная в фильме женой режиссера, любит Корсо и таким. Полянски же полагает, что это недостаточно круто. По-настоящему круто - стать сатанистом, обрести бессмертие и т.д. и т.п. Может, дает себя знать социалистическое воспитание (при коммунизме денег не будет - вероятно, как и в Аду), может - наследие шестидесятых.

Возможно, Полянскому просто не сидится на месте. Сначала он свалил из Польши в США, потом - из США в Европу. Вероятно, теперь он нацелился на еще более запредельные области.

И, кстати, Джонни Депп, похоже, заразился от него: после съемок "Девятых врат" он объявил, что останется в Европе.

"Девятые врата":

Горизонт - с 23 по 27 декабря,

Стрела - с 24 декабря по 6 января,

Америком - с 24 декабря,

Зарядье - с 17 по 23 января.

Клубы

Очевидно, что под Новый год хочется нового. А новое - это хорошо забытое старое. И потому, идя навстречу желаниям общественности, Дмитрий Ицкович, Николай Охотин, Дмитрий Борисов и прочия решили 31 декабря открыть старый добрый клуб "О.Г.И.", закрытый аж в июне. Он, как и было обещано, переехал на новое место - в район "Чистых прудов", в пяти шагах от кинотеатра "Ролан". Впрочем, смотри карту.

Теперь клуб занимает большой подвал в типичном московском особняке. Подвал действительно большой - зал размеров скорее "Пропаганды", чем "Китайского летчика". По моей личной просьбе - во всяком случае, так говорят организаторы - сделана вентиляция. В отличие от старого "О.Г.И." присутствует вполне вкусная и, видимо, не чудовищно дорогая еда. Предполагается музыка, литературные вечера и все прочее. Из минусов - неохраняемый гардероб без номерков. Конечно, все свои - но выгребать свою куртку из-под десяти повешенных сверху не особо приятно. Само собой, девушки в шубах проходят внутрь, не снимая шуб.

Но на самом деле "О.Г.И." не хочется делать рекламу. И не потому, что он плох - а потому, что не нуждается в ней. В пятницу отмечалось открытие для членов клуба и друзей - и такого столпотворения я не видел, наверное, со времен открытия сезона в старом "Птюче". Нельзя было войти не только в большой зал, но даже в коридор и маленький зальчик, где был расположен вертеп. Люди все время входили и выходили - и, похоже, через этот клуб за вечер прошло раза в три больше народу, чем в него можно было бы набить. И это при том, что часть знакомых посетили его накануне, когда там собирались московско-тартуские филологи/семиологи и рунетовские ежи (места, кстати, хватило всем, что свидетельствует о размерах зала). В пятницу же чувствовал себя на каком-то событии, про которое потом будут писать в воспоминаниях... типа была "вся Москва". Во всяком случае, вся Москва в том смысле, в котором я это понимаю.

31 декабря. Клуб "Проект О.Г.И.", Потаповский переулок, 8/12, строение 2.

Арт

Разобравшись с правыми силами, снова активизировался на арт-поприще Марат Гельман. С этой недели - а точнее с западного Рождества - в его галерее проходит выставка "Вертеп". Под кураторством К.Батынкова, С.Лобанова и Н.Полисского Рождество отмечают современные отечественные художники, среди которых Виноградов и Дубоссарский, Д.Гутов, К.Звездочетов, Мартынчики, Митьки и многие другие... Судя по именам, должно быть хорошо.

Галерея Марата Гельмана. "Вертеп".

ТВ-фильмы

31 декабря "Иронию судьбы..." показывают аж два канала (ТВЦ и ТВ-6), причем, что радует, одновременно - в 16:30. В тот же день, окончательно сойдя с ума, канал ТВ-3 показывает "Некрономикон" Юзны и Гэна.

Но главная подлянка припасена каналом Рен-ТВ, который показывает довольно редкий и вполне классический фильм Жана Кокто (!) "Красавица и Чудище" не когда-нибудь, а 1 января в 9:30. На три часа раньше был бы шанс досидеть. На три позже - шанс проснуться. Так - единственная надежда: лечь спать с последним ударом часов, не дожидаясь, пока millennium bug погасит свет.

Гуманней всех поступает РТР, выпускающее пакет фильмов 2-го января: в его составе новые "Небо в алмазах" Пичула (21:45) и следом за ним - "200 сигарет" с Кортни Лав (23:45). В 1:30 "Калигула" Тинто Брасса - интересно только, в какой версии: резаной или нет?

Главным фильмом недели, вероятно, следует считать "Без лица" Джона Ву. Если кто его не видел. Вот вам рецензия, дорогие кинолюбители.

Фильмом "Без лица" Джон Ву показал, что не зря покинул исчезающий с карты мира Гонконг и перебрался в Голливуд. Речь идет не столько о самом значительном за время его работы в Штатах коммерческом успехе, но о том, что успех этот пришел к наиболее "авторскому" его американскому фильму. Все бы хорошо, только что-то не хорошо. Что-то не так в этом фильме. Даже "мексиканские дуэли" (фильму, кстати, принадлежит рекорд по числу участников "Mexican stand-off") выглядят не фирменным знаком режиссера, а самоцитатой - причем не единственной. Можно сказать, что фильм производит впечатление ленты, снятой американским поклонником Джона Ву, хорошо изучившим его стиль, но не понявшим чего-то главного. Простота и изящество гонконгских шедевров ушли.

Если бы Ву продолжал снимать у себя дома, изменение его почерка, скорее всего, объяснили бы очевидными возрастными причинами - однако, учитывая место его последней работы, слишком велик соблазн обвинить в этом Голливуд в частности и американское кино в целом. Этого соблазна не избегнем и мы.

Вероятно, дело в том, что идея тесной связи двух мужчин - друзей в "Пуле в голове", коллег в "Круто сваренных" и противников в "Убийце" - кажется голливудским продюсерам (и, возможно, американским зрителям) сомнительной. Достаточно сказать, что когда обсуждался проект американского римейка "Убийцы", было принято решение заменить полицейского на женщину (сыграть ее, кстати, должна была Мишель Йо). В противном случае продюсеры опасались, что зрители примут героев за "голубых".

Разумеется, это не означает, что отношения двух мужчин не могут быть в центре американского фильма. Однако предпочтительно, чтобы эти отношения были четко определены: товарищи по оружию так товарищи по оружию, геи так геи, враги так враги. Более того, враги должны репрезентировать собой добро и зло, примирение между ними невозможно. Между тем именно возможность такого мгновенного переключения (on/off) из врагов в друзей и создает настоящее напряжение у Джона Ву, которого так не хватает американскому кино. Причина, вероятно, лежит за пределами киноискусства: просто Ву считает, что каждый должен следовать своему пути (или, если угодно, карме): киллер должен убивать, полицейский должен его ловить. То, чтобы второй поймал первого, - земное воплощение высшей справедливости. Но если первый ведет себя мужественно и достойно, то он не вызывает ничего, кроме уважения и чувства близости. Он перестает быть воплощением абсолютного зла - но при этом остается виновным и заслуживающим наказания.

Каспер Трой лишен возможности вести себя достойно. Зритель видит, что он - лучший муж и отец, чем Арчер; видит, что он неглуп и по-своему благороден. Но сюжет, сочиненный еще до появления Ву в Голливуде, не позволяет Кастору стать вровень с Арчером. Невольно зритель начинает испытывать раздражение: он чувствует, что авторы передергивают. Кастор Трой, которого снимает Джон Ву, никогда не стал бы взрывать пол-Чикаго ни за восемь, ни за восемьсот миллионов.

Авторы сценария подыгрывают Арчеру, и режиссер, пытаясь поставить героев в равное положение, начинает подыгрывать Трою - и в результате террорист и убийца выглядит более привлекательно, чем полицейский, тем более что ему отдана идея о родстве героев - именно он бесконечно убеждает Арчера в том, что они похожи. Даже уходит Трой хладнокровно и впечатляюще: глядя в глаза своего убийцы, он медленно и не спеша режет себе лицо - не то Игги Поп, не то Ник Рок-н-ролл.

Единственной сценой, напоминающей об одинаково достойной жизни полицейского и убийцы, становится та, где Арчер (в обличии Троя) обороняет бандитское логово от налетевших на него спецназовцев. Кажется, еще немного - и он поймет, что един со своим врагом: хотя бы потому, что, как и Каспер, всегда помнит, сколько пуль у него осталось. Однако, как настоящему американскому герою, ему удается избежать прозрения: только вместо своего убитого сына ему остается сын убитого им мужчины и погибшей по его вине женщины.

И если вам хочется - назовите это хэппи-эндом.

1 января. "Без лица" ОРТ, 21:25.

Интерактив

Когда кончится ХХ век?

31 декабря 2000 года: 54

31 декабря 1999 года: 9

не знаю: 4

13 января 2001 года: 2

13 января 2000 года: 0

Кажется, мои читатели пришли к единому мнению... давно уже голосование не было столь единодушным.

Третье тысячелетие наступит с началом 2001 года (если кто хочет - пусть отсчитывает не от первого, а от 13-го января). Ведь мы говорим, что человеку пошел третий десяток, когда ему исполняется двадцать полных лет и начинает идти двадцать первый год. Когда же начинается двадцатый год, то человек отмечает только девятнадцатилетие. Соответственно, третье тысячелетие начнется тогда, когда пройдет полных две тысячи лет, то есть когда кончится двухтысячный год, последний год второго тысячелетия. Не правда ли, это очевидно? Тогда вопрос: о чем думают все те, кто искренне собирается праздновать милленниум через три дня с половиною? (Илья Овчинников)

31 декабря 2000 года - для большей части христианского мира и всех жителей планеты, использующих (применен в 1582 году) григорианский календарь. 13 января 2001 года - для православной церкви, использующей до настоящего времени юлианский календарь. Известен с 45 г. до н.э. Евгений Дубинин

31 декабря 2000 года - но не в полночь, а раньше. (Антон)

Несогласные с 31 декабря 2000 тоже не молчат:

На самом деле это вопрос отсчета. Все математики конечно считают что в этом году наше тысячелетие еще не кончается, так как число 10 относится к первому десятку. Но: давайте смотреть на вещи трезво. Если вспомнить самое начало первого тысячелетия, а конкретнее время с 0 по 1 год, то, наверное, мало кто будет спорить что отсчет начался с нулевого года. То есть нулевой год был первым годом первого тысячелетия. Ведь не был же он - до нашей эры! Так почему же нулевой год третьего тысячелетия должен относиться к предыдущему? Есть и еще одно свидетельство в пользу такой версии. Когда мы считаем дни рожденья человека, то, когда приходит 15-й д.р. мы говорим, что ему пошел 16-й год. То есть год между 15 и 16 днями рождений является шестнадцатым. Значит год между 2000 и 2001 новыми годами является две тысячи первым годом. Не логично ли что именно он, а не дву тысячи второй является началом нового тысячелетия. (С.)

Не понимаю я всей этой арифметической возни... Чтобы раз и навсегда поставить точку в этом вопросе, предлагаю следовать изложенной логике. Ab ovo. Летоисчисление нашей эры ведется с момента Рождения Христа. Стало быть, 1-й год н.э. соответствует возрасту Христовому в 1 год; 2000-й соответствует 2000 лет. Стало быть, натуральные числа и всякая прочая математическая шелуха здесь ни при чем. Отсчет лет ведется с 0, а не с единицы. Правда, многие могли и забыть, с какого момента ведется отсчет. Искренне жаль. (Михаил)

Гениально! Это мне бы, православному, следовало подумать о Григорианском календаре... Спасибо, Сережа. (max)

Но больше всего недовольных самим подходом:

кому как удобно, лично мне все равно
Best regards, Сергей

а это имеет значение? Ведь все равно этот египетский монах все перепутал :-) (xana ludwig)

с точки зрения логики представляются приемлемыми варианты XX век не кончится и XX век не начинался, что с точек зрения некоторых учений вполне истинно. (mL)

Если не ошибаюсь, Илья Эренбург утверждал, что XIX-й век окончился в октябре 1917 г. Отбросив верноподданический пафос кремлевского лакея от культуры, согласимся со следующим: астрономическое разграничение подобных понятий (век XX, век Просвещения, и т.п.) достаточно бессмысленно. Забудем про ВОСР, будем считать что XX-й век начался в августе 1914 г. Следующий век же будем отсчитывать с начала будущего глобального катаклизма который произойдет где-то в ближайшие 10-20 лет. Какого? Были тут всякие предсказания - суперэпидемия (12 Monkeys), SkyNet (T2), опять-таки Matrix, IIIWW наконец... (А. Бланк)

Но лучший ответ прислала Ирина Куропаткина:

Для того, чтобы определить дату конца века... необходимо определиться с его началом... от рождения Христова? Если так, то мы отсчитываем годы жизни человека (?) и начинаеться она (жизнь) с первого дня. Значит, в 10-летие начинается одиннадцатый год жизни... А на самом деле, мне кажется, что никто не знает в какое время мы живем да и зачем...

Прошлое

В ожидании праздников респонденты халявят. Один Алексей Дубинский написал.

Не так давно, - когда в последний раз его показали по ТВ, - мой приятель довольно пренебрежительно отозвался о "Подполье" Кустурицы. В пример "подобного же барахла" он привел фильмы Альмодовара, зная, что заденет меня. Я действительно обиделся. Как можно сравнивать с этим испанским пошляком, прикрывающимся гордым понятием "эпатаж", мощную, где-то слегка разухабистую, но восхищающую широким раздольем национального духа драму Кустурицы? И вот теперь нечто подобное вычитываю у Сергея Кузнецова, но о "Черной кошке..." Значит, Кустурица действительно скатился до уровня плоского и мелкотравчатого Альмодовара? Это жаль. На сайте Кудрявцева рецензент расстроился, что на сей раз драмы не получилось. Все больше убеждаюсь, что тратить время на новое творение Эмира не стоит. Или, по крайней мере, деньги - для похода в кино.

Я ему ответил, что надо еще подумать, кто будет круче - Альмадовар или Кустурица, но пока писал, фильм вышел на видео. Смотрите, дорогие читатели. Хорошее кино для ночи 31 декабря.

И пишите ваши впечатления!



Имя

E-mail