Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Культурный Гид. Выпуск 62
Дата публикации:  11 Января 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Интерактив

Вот вам, дорогие читатели, список зарубежных фильмов, бывших в 1999 году в кинопрокате в России. Совсем полный отстой не учтен, зато добавлены некоторые видеорелизы. Голосуйте, и посмотрим, кто победит.

Если я чего-то забыл, добавьте сюда. Но десять раз подумайте. Напоминаю: это должен быть зарубежный фильм (не надо писать "Сибирского цирюльника"!!!), который вышел на российский экран в 1999 году. В самом крайнем случае - в конце 1998 года (как "Фейерверк", который прошел пятью что ли сеансами в "Музее Кино" и в 1999 вышел на видео). Итак, если я что забыл - пишите.




Как вы могли забыть такой фильм, как...

Кино

Взрыв из прошлого

На самом деле, трудно поверить, что двадцать пять лет назад я всерьез боялся ядерной войны. Иногда я чувствовал в животе такой комок... такую смутную тревогу... - нечто наподобие той, которая посещала меня в институте, когда вдруг начинали говорить, что пересмотрят очередные правила и начнут всех забирать в армию. Или когда несколько лет назад мне сообщили, что надо срочно приватизировать квартиру, а то этого уже нельзя будет сделать... Иными словами, когда я чувствовал, что мой дом находится в непосредственной опасности. По большому счету, я не думал, что в случае большого взрыва я погибну - я боялся, что придет конец моей налаженной жизни.

Сегодня - не то благодаря успехам перестройки/разрядки, не то благодаря укрепившимся механизмам психологической защиты - я не очень боюсь ядерной (да и любой другой) войны. Даже когда в сентябре в Москве взорвали пару домов, у меня было ощущение, что я перечитываю книжку Бодрияра, а не переживаю какой-то личный опыт. Видимо, со временем привыкаешь к мысли, что "можно вернуться и найти вместо дома - развалины".

Герои "Взрыва из прошлого" к этой мысли привыкнуть не захотели. В пятидесятые годы они построили подземное убежище под своим домом и при первых признаках грядущей войны (речь Кеннеди во время Карибского кризиса) спустились туда. Самое смешное, что это действительно спасло им жизнь - на их дом рухнул потерявший управление самолет, и, сиди они на кухне, от них остались бы рожки да ножки. А так - счастливо прожили в стерильном раю убежища тридцать лет, пребывая в уверенности, что наземный взрыв, который они слышали, - результат ядерной атаки Советов.

Сначала их было двое: муж и жена. Потом оказалось трое - они стали мама и папа. И вот, в девяносто каком-то году их сын Адам выходит на поверхность, чтобы закупить продуктов, а заодно найти себе подругу.

Сюжет - отрада постмодерниста. Поехали считать интертексты.

  • "Рип ван Винкль" Вашингтона Ирвинга и "Обломок империи" Фридриха Элмера и еще много-много историй про людей, которые проспали лет тридцать и попали в дивный новый мир современности. Адам в своем убежище, разумеется, все равно что спал - для него история кончилась в 1962 году;
  • рассказ Александра Грина про мальчика, который никогда не видел солнца (у Адама с этим тоже были проблемы);
  • "Подполье" Эмира Кустурицы (очевидно);
  • "Плезентвиль" Гэри Росса (тема пятидесятых и девяностых; там двое детей из девяностых попадают в мир пятидесятых, здесь - наоборот);
  • чудовищное количество фильмов и книг о путешествии во времени, варьирующих ту же тему: люди одного времени в другом.

От всех упомянутых произведений "Взрыв из прошлого" отличается тем, что в нем отсутствует момент эмоционального потрясения. Адам столь невозмутим (хорошо воспитан?), что легко принимает и солнце, которого отродясь не видел, и современные нравы (они же мутанты, что с них взять?), и то, что ядерной войны не было (вот и чудесно). И вообще он повстречал свою Еву и (будет) счастлив с ней.

На первый взгляд, это раздражает. Хочется сказать, что авторы фильма слишком навязчиво оберегают зрителей от потрясения┘ Потрясение - всегда прорыв, всегда возможность выхода в трансценденцию, а они, мол, боятся этого и потому делают такое... бесконфликтное кино.

Но потом я подумал, что не прав. Просто герой существует в адамическом мире невинности, из которого не может быть прорыва в трансцендентное - потому что в нем и так сакральное и профанное слиты воедино. Может, потому что для него сансара и нирвана тождественны (боюсь, он не знает ни одного из этих слов) и нет разницы, был ядерный взрыв или его не было: он все равно будет говорить со всеми вежливо, заботиться о стариках-родителях и предлагать девушке жениться, а не перепихнуться по-быстрому.

"Взрыв из прошлого". "Ударник", 10-16 января, 16:00, 20:00.

Также сообщу читателям/зрителям, что с 13 января стартуют "Лики любви". Особое внимание надо обратить на фильм "Красота по-американски" (один из лучших фильмов 1999 года) и "Кислотный дом" (по Ирвину Уэлшу). Впрочем, потом оба выйдут в нормальный прокат. Рецензии воспоследуют в следующем номере. Также обещана ретроспектива эротического кино "История греха" и сборники короткометражек хороших режиссеров "Эротические истории" (я видел один из сборников - с Каурисмяки и Стеллингом; неплохо, хотя скорее смешно, чем эротично).

Учитывая обычный для Москвы фестивальный бардак рекомендуется звонить в кинотеатры, проверяя насчет сеансов.

"Красота по-американски". 14 января, 21:00 - "Американский дом кино", 15 января, 19:00 - "Киноцентр".

"Кислотный дом". "Мир", 18 января, 22:00.

"Эротические истории". "Мир", 22:00, "Американский дом кино", 23:00. Почти каждый день.

Арт

Выставка "Мексиканские мистерии и русские радости"

Сегодня - вероятно, в результате постпраздничной лени, а точнее, поскольку все достойные выставки я уже обозрел, предлагаю рецензию, написанную не мной, а безвестным человеком из еженедельника "Ваш Досуг". Она - рецензия - хороша сама по себе (как своеобразный арт), да к тому же вполне информативна. Ваш покорный слуга до выставки, к сожалению, так и не добрался.

Итак, начали:

На площади Победы (напротив Триумфальной арки) открылась новая арт-галерея, которая называется "Два берега". В основе ее концепции - поиск парадоксальных связей, глубинного единства в произведениях искусства стран и народов мира, того сокровенного, что объединяет людей, независимо от национальной принадлежности.

На первой выставке - "Мексиканские мистерии и русские радости" - представлены произведения, которые буквально источают теплоту и любовь, какую-то особую внутреннюю музыку, которая никого не оставляет равнодушным. Здесь мы увидим уникальные работы мексиканских индейцев (племени уичол - родственников ацтеков) из галереи "Hispanica" города Санта-Фе (США).

Изделия выполнены в оригинальной технике, сохранившей глубинные традиции предков. Их цветовая палитра чрезвычайно красочна и разнообразна и передает первобытную суть древнего искусства Мексики. Работы выполнены методом вдавливания в восковую основу цветного бисера или нити без предварительного нанесения контуров рисунка. Также на выставке представлена художественная керамика племени пуэбло и деревянная скульптура индейцев-резчиков из города Уахака.

В русской части экспозиции можно увидеть выполненные с народной удалью и юмором глиняные игрушки Лидии Петровны Пак (г. Ногинск). Одни названия чего стоят - "Федя", "Когда б имел златые горы", "Фросечка", "ГКЧП" и другие. Кроме того, представлена проникнутая философским осмыслением бытия наивная живопись широко известной у нас в стране и за рубежом московской художницы Кати Медведевой.

В рамках выставки Лидия Пак проводит удивительные "мастер-классы" по лепке игрушек из глины.

Действительно, хорошо, правда? Одни названия чего стоят - "Федя" и "Фросечка".

Литература

Конечно, я стал работать в Сети из лени. В глубине души надеюсь, что когда я стану стар, оптоволоконные кабеля протянут в каждый дом, и сигнал будет летать по ним с такой запредельной скоростью, что кино можно будет смотреть, не выходя из дома. И я даже согласен заплатить за него свои 7 долларов (спишу как накладные расходы с налогов). Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.

Литература имеет преимущество перед кино: ее произведения сейчас можно скачать с Сети и читать, не вставая из-за компьютера. Сегодняшний герой рубрики "Литература" - Владимир Строчков - довольно неплохо представлен в Сети - прежде всего стараниями Димы Кузьмина и Александра Левина. И потому, проанонсировав его вечер в Музее Сидура, можно сразу перейти к стихам. Зная, что в конце восьмидесятых Строчков был заметной фигурой на московской поэтической сцене, можно ожидать этакого по-мо с примесью соц-арта. Что-то вроде классического Еременко, тогдашнего Кибирова и незабвенного "Представления" Бродского. Предчувствия оправдываются - но стихи от этого хуже не становятся.

Начать можно с достаточно позднего "Смотри, не опоздай, неровен час" из чудесного сборника с чудовищным названием "Поэты в поддержку Григория Явлинского". (На мой взгляд, никакие политические пристрастия не могут оправдать участия в сборнике с таким названием. Оправданием может служить разве что прекрасный состав сборника. Помимо Строчкова, еще раз укажу на два самых любимых моих стихотворения Львовского).

Дальше надо переходить прямо к книге стихов, итогу последних десяти лет (1982-1992). Если хочется с чего-то начать - можно с "Паранойаны", действительно напоминающей Кибирова в лучших его вещах, но написанной уже словами девяностых, в которых "черный нал" мешается с пейотом и Кастанедой. В натуре, за этим текстом просвечивает дискурс "Чапаева и Пустоты". Конкретно, я бы сказал, просвечивает.

"Паранойана" внушает надежду, что Строчков не замуровался в эпохе пред- или постперестройки. И потому его вечер в Музее Сидура может открыть некое количество по-настоящему новых и актуальных стихов.

15 января. Музей Сидура. 18:00. Вечер поэта Владимира Строчкова.

Музыка

Картинка взята с сайта www.bards.ru

Юлий Ким, заслуги которого нет нужды перечислять, тяжело болен. 13 января в Политехе проводится благотворительный вечер "Песенки для Юлия Кима", сбор от которого будет направлен на его лечение. Участвуют Вероника Долина, Игорь Иртеньев, Вадим Егоров, Владимир Вишневский, "Последний шанс" и всенародно любимый "знаток" Борис Бурда. Обычно я не анонсирую "авторскую песню", но данный анонс носит, так сказать, гуманитарный характер. На мой взгляд, можно было бы еще и счет открыть, и номер указать... потому что теплые чувства к Киму не всех способны заставить идти в Политех.

ТВ-фильмы

Сегодня - краткие анонсы. Тем более что фильмы все знакомые.

Суббота, Ren-TV, 11:30. "Земля Санникова". СССР, 1973 г.

Когда-то это был мой любимый фильм. Но очень давно. С меня - восторженная рецензия, на которую сейчас просто нет сил и времени. Не хочу портить себе удовольствие - отложу до следующего раза, благо показывают регулярно.

Воскресенье, РТР, 23:05. "Экзотика", Канада, 1993 г.

Ясное дело, Атом Эгоян. В свое время фильм произвел сильное впечатление на кинообщественность, но после "Светлого завтра" уже не так впечатляет, выглядит этаким подходом к теме. Но все равно - очень достойное кино. Особенно рекомендуется поклонникам Леонарда Коэна: от Everybody Knows невозможно после фильма отвязаться полдня.

Интерактив

Самый запомнившийся фильм времен перестройки

"ACCA" C.Cоловьева :26

"Маленькая Вера" В.Пичула :12

"Такси-блюз" П.Лунгина :11

"Покаяние" Т.Абуладзе :9

"Комиссар" А.Аскольдова :4

"Империя чувств" Н.Осимы :5

"Легко ли быть молодым?" Ю.Подниекса :6

"Новые амазонки" (он же - "Секс-миссия") З.Махульского :2

другое :0

АССА, пусть даже и не сразу внесенная, стала бесспорным лидером. Наши сердца все еще требуют перемен? Или все никак нельзя забыть, что когда-то они их требовали? Впрочем, и на мой взгляд - самый культовый фильм конца восьмидесятых. На второе место я бы тоже поставил "Маленькую Веру"... Вообще, очень редкий опрос, где все разложилось ровно так, как я бы расставил. Почему только я АССУ забыл? Не иначе как вытеснение... приду сегодня на сессию к своему психотерапевту, спрошу.

А теперь - слово читателям:

... и вот, по прошествии семнадцати месяцев и семи дней, ковчег остановился на высочайшей из гор араратских, и после того, как третий голубь вернулся с оливковой веточкой в клюве, Ной распахнул двери ковчега, ступил ногою своею на траву, распростер руки к солнцу и громогласно произнес: АССА!!! (kапитан земляниkа)

Соловьев нынче не в фаворе? Ну как же было не вставить в список "Ассу" - некоторые-то до сих пор ждут перемен. Ну, можно еще "Черную розу - эмблему печали" etc... Тоже в струю, и Друбич там такая перестроечная в фуражке и мундире, а уж гарлемский стиль Абдулова... Так и стоит перед глазами. Молодость, понимаете ли... Таня

Я проголосовал за "Легко ли быть молодым?", как за самый яркий из списка (зато как минимум "Такси-блюз" и "Новые амазонки" мне кажутся там не вполне уместными), но я не стал бы выделять именно один фильм. Мне помнится некий момент (видимо, лето 1988-го или около того), когда необходимым к просмотру для всех без исключения ощущался набор примерно фильмов из шести: "Легко ли быть молодым?", "Покаяние", "Плюмбум, или Опасная игра", "Интервенция" (оказавшаяся не особенно шедевральной и не особенно крамольной, но пролежавшая на полке 20 лет, с Высоцким в главной роли и потому более чем завлекательная) и еще не помню что. Буду благодарен тем, кто напомнит. "Маленькая Вера" тоже не вполне сюда укладывается - ее "сенсационность" все-таки была в псевдоэротической сцене, прежде всего. (Илья Овчинников)

Определенно фильм Соловьева по сценарию Ливнева "Асса". Он может и не получил много значительных призов, но оставил больший след, чем другие картины. А потом были такие еще фильмы, как "Воры в законе", "Игла", "Трагедия в стиле рок", "Интердевочка", ну и т.д. (maxim volovik)

Самым запоминающимся был фильм "АССА". Почему - потому что он был совершенно неамбициозным. Он был таким, какими были и мы - советским романтиком. Ну и Бананана жалко... Не потому, что убили. Потому, что мы его пережили. Пришел друг мой, говорит: "Молодой был, так жалел Бананана, а сейчас думаю - прав был Крымов. Это же он девушку ужинал - ему и танцевать..." :)) (Евгения)

Списку, по моему личному впечатлению, скорее подходит название "самое большое политическое и сексуальное "откровение" отечественного проката времен перестройки". Прошу прощения, "самый запомнившийся фильм" - это нечто другое. Т.е. "АССА", "Однажды в Америке", "Унесенные ветром"... (Владимир)

Есть и другие варианты:

Проверка на дорогах (Андрей, Mimino)

Mne zapomnilis' eshe bol'shee dva (net - tri...) fil'ma... pravda ya ne uverena chto oni mogut byt' eshe klassificirovany kak "perestroechnye": "Progulka po eshafotu", "Prikosnovenie" i ochen' milyi ukrainskij film "O bezumnoj lubvi, Snaipere i Kosmonavte"... Oni byli NEOBYCHNYE... ravno kak i Pokayanie bylo neobychnoe... no Pokayanie zametili potomu chto vremya bylo drugoe... Chestno govorya, mne obidno, chto fil'my o "stranstviyah duha" ischezli sovsem v Russkom kinoiskusstve... Ili snobizm otkrovennyi... ili mordoboj... ili bytovucha... a ved; iskusstvo sozdaet zhizn;, a ne tol'ko otrazhaet ee... (Anna)

Ну и подборочка у вас, уважаемый ! :-)

Прямо-таки перестроечное кино...

Голосовалку надо делать multiple choice, в любом случае.

От себя добавлю "Курьер", "Меня зовут Арлекино", "Асса" (sic!), "Небеса обетованные" (sic N2), "Dead poets society". (Андрей М.)

Ya progolosovala za "Pokayaniye". Seichas ya mnogoe uzhe ne pomnu iz etogo filma. No golosuyu za moyu mamu, kotoraya plakala pochti ves' prosmotr. Mne togda bylo let 14-16 let. Ot sebia dobavila by v spisok fil'm "Igla". (Kashka)

Баширов. "Железная пята олигархии". Forever! (Или это уже постперестройка?) (Pasha)

"Как стать звездой" не помню чей, этакое музыкальное шоу. (Danila Kovalev)

Для меня большим потрясением была "Легенда о Нарайяме" - другое мышление, другой (полуживотный?) образ жизни, все неизмеримо чужое, иное, из другого времени (хотя это был всего лишь прошлый век), из другого пространства... (Анна)

Прошлое

Андрей Травин

8 января дуэт "Ночные снайперы" дал в Москве очередной концерт. На этот раз в театре "Перекресток".

Дуэт "Ночные снайперы" в составе Дианы Арбениной и Светланы Сургановой выступает с 1989 года. Но дуэт этот - питерский, и поэтому лично я узнал об их существовании из веб-обозрения "Русские кружева" двухгодичной давности.

Интересно отметить, что в современном снайперском оружии конструкторы часто отказываются от применения автоматики и возвращаются к традиционным затворам. Считается, что эта схема, доведенная до совершенства еще в конце прошлого века, обеспечивает при прочих равных максимальную точность стрельбы. Так же и "Ночные снайперы" применяют приемы, проверенные в течение последнего столетия: сочетание акустической гитары и скрипки, романс, балладу, рифмованные стихи на нормальном литературном языке и т.д. Возможно, что в данном случае это обеспечивает хорошую точность "попаданий".

Впрочем, для их живых концертов все это не слишком важно. "Ночные снайперы" во время выступления в "Перекрестке" сломали два медиатора и оборвали две басовых (!) струны. Темперамент этого дуэта можно назвать холерическим, можно - латиноамериканским. Но я бы назвал его просто бешеным. Кайф!

12 февраля состоится аналогичный концерт там же в "Перекрестке".

Всех остальных больше всего впечатлил ураган в Европе:

самое крутое впечатление - успешное применение нашего метеорологического оружия в Европе, а если еще вспомнить про тектоническое (Турция), то похоже Америке попасть в следующий век не светит... (d.morose)

Wow! Неужели на видео вышел новый Кустурица?! Правда, если в Москве, придется заказывать его там... А вот впечатление произвел ураган в Париже - ощущение у меня лично какое-то апокалиптическое от всего этого. Представьте: город готовится к Новому году так, чтобы затмить все остальные города мира, привлечь максимум туристов и заработать денег, - и тут бац! Все украшения сорваны, деревья сломаны, и все это в Рождественскую ночь. Даже как-то страшно становится... (Настя)

Один момент о ТВ на неделе... Всем покажут "Блейда", не то что бы это выдающийся фильм... и Снайпс как всегда, нормальный уровень. Но. Смотреть всем, кто месяц назад писал паром о самомлучшемфильмеконцавека"Матрица", особенно тем, кто восхищенно говорил: "да ладно сюжет, зато как снято...". В подробности впадать не буду, и так каждый увидит если захочет, но Снайпс ака Блейд, даже приземляется с высоты, как агент Кузнецов :), вернее, наоборот... вот такой сумбур. второе все-таки... Sincerely pinkdot

Жду впечатлений от нового века!



Имя

E-mail



поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 61 /28.12/
Роману Полянски неймется ("Девятые врата"). Возрождение клуба "О.Г.И.". "Вертеп" в галерее Гельмана. "Без лица" - луч света в темном царстве новогоднего ТВ. Когда кончится ХХ век (результаты опроса)?
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 60 /21.12/
Самый запомнившийся фильм времен перестройки. "Черная кошка, белый кот" Кустурицы - чистая комедия от настоящего панка. Концерты: "Колибри", "Ленинград" и "Аквариум". Выставка "Русское поле" Лаврентия Бруни. Презентация "Русских структуралистских сказок". Самая сексуальная советская актриса - результаты опроса.
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 59 /14.12/
Когда кончится ХХ век? "Воскрешая мертвецов" Скорсезе - очень качественное кино. "Оргия гуманизма" Цекало. Концерты Леонида Федорова. "Ненависть" & "Пятая печать" по кабелю. Конец света - красочное шоу / был всегда / уже наступил / никто не заметит / фигня какая-нибудь.
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 58 /07.12/
Самая сексуальная советская актриса. "Клевый парень" - американская комедия не про мышь из задницы. "Леон: полная режиссерская версия". Говорят, Михалков женщинам нравится. Илья Лагутенко с рэп-группой "Факт". Якобы литературные герои XXI века. Янковский обогнал Боярского!
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 57 /30.11/
Каким вам видится конец света? "Конец света" - довольно неудачный фильм. Сатана явился в мир, а Шварценеггер его замочил. В "Стреле" идут "Идиоты". "Мифогенная любовь каст" - смыслов столько, что их нет. Самый мерзкий персонаж московского искусства - голосуйте! Смысл жизни - это когда Рреволюция и много Бапп.
предыдущая в начало следующая
Сергей Кузнецов
Сергей
КУЗНЕЦОВ
kuznet@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: