Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Культурный Гид. Выпуск 63
Дата публикации:  18 Января 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Интерактив

В связи с проходящим сейчас в Москве фестивалем "Лики любви" и ретроспективой "История греха" еще раз стали актуальны вечные вопросы про то, какой способ представления отношений между полами на экране кажется вам наиболее интересным. Итак:

Мелодрама
Романтическая комедия
Мягкая эротика
Жесткое порно
Иное

Как всегда - ваши дополнения и соображения будут приняты с восторгом.

Имя

E-mail


Будущее

Событие недели

Главным событием недели продолжает оставаться фестиваль "Лики любви". Ниже мы приводим короткие рецензии на те фильмы, которые вы еще можете посмотреть. Те, которые будут доступны и после окончания феста ("Американская красота" и "Кислотный дом"), из списка исключены - не потому, что недостаточно хороши, а просто потому, что их можно будет посмотреть и через неделю. Все остальные приводятся в порядке убывания интереса:

"Раскат грома!" режиссер Курт Макдауэл, 1975

Черно-белый "Раскат грома!" снятый в 1975 на 18-мм пленке независимым режиссером Куртом Макдауэлом, другом и соратником Энди Уорхола, вне сомнения, самый интересный и необычный фильм фестиваля. Смесь жесткого порно, корманообразного фильма ужасов и пародии на традиционные голливудские картины оказывается не просто необычным и временами возбуждающим зрелищем. Любитель современного кино не может не отметить, насколько из этого и подобных ему фильмов выросли такие посредственные картины, как "Все без ума от Мэри" или "Остин Пауэрс 2". Достаточно эпизода, когда в дымину пьяная хозяйка дома, где уже много лет не было гостей, слышит стук в дверь. Она начинает судорожно одеваться, красит губы и брови (очень криво, разумеется), одевает парик и, обнаружив, что с трудом стоит на ногах, решает проблеваться. Нагнувшись над унитазом, она блюет, роняет в унитаз парик, достает его, надевает на голову и идет открывать дверь с идиотской улыбкой образцовой американской домохозяйки. Потом кто-то говорит ей, что от ее волос пахнет капустой - мы знаем почему.

Эротические - точнее, порнографические - сцены следуют одна за другой с чудовищной изобретательностью и извращенным юмором. Пока один из гостей трахает резиновую куклу и одновременно мастурбирует себя искусственным членом в задницу, хозяйка наблюдает за ним через дырочку в стене, пользуясь для тех же целей огурцом, который потом подадут к столу. Два охваченных гомосексуальной страстью молодых человека (оба они несколько смахивают на Дирка Диглера - во всяком случае верхней частью тела) сливаются в экстазе, пока третий, сидя на стуле, рассказывает о своей семейной жизни. Венчает все появление огромной самки гориллы, этакой Куин Конг, нежно обнимающей своего дрессировщика, по случаю одетого в женское платье ("Хорошее платье даже мужику к лицу" - замечает один из героев).

Но все это не стоило бы большего, чем еще одна эрекция или еще одна улыбка, если бы за происходящим не чувствовалось чего-то большего. "Раскат грома!" стоит ближе к питерскому некрореализму, чем к заурядной порнухе "Голубой глотки" или интеллектуальной порнухе "Романса": нет сомнения, что для Макдауэла и сценариста Джорджа Кушера (тоже известного независимого режиссера) снимать такие фильмы было еще одним способом медитировать о кино и о жизни. Блистательный финал, в котором героиня стоит в белом платье посреди гостиной и тоном "Американская Домохозяйка Благодарит Господа за Процветание Своей Семьи" произносит монолог о том, что плоть - единственное, что у нас есть и ради чего стоит жить, привносит в фильм ноту печали и отчаяния, столь характерную для середины семидесятых, когда сексуальная революция уже почти пожрала сама себя.

Через восемь лет Курт Макдауэл умрет от СПИДа.

"Тарзун - позор джунглей", 1974. Борис Шульцингер и Пиша

Полнометражный мультфильм вовсе не напоминает тупые порнушные мультики (обычно немецкого производства), которые иногда можно купить на "Горбушке". Снятый с искрометным юмором, он гораздо реже нарушает границы хорошего вкуса, чем средняя американская комедия последних лет производства, а сюжет к середине неожиданно обнаруживает многочисленные параллели с фильмами о Джеймсе Бонде, тем самым смыкаясь с "Остином Пауэрсом". Одна из самых удачных сцен - парад фаллосов, марширующих то в форме свастики, то креста, то пацифика. Среди прочих удачных находок можно отметить скалу, которая имеет вид лежащей на спине женщины. Внутри скалы расположено логово главной злодейки. Чтобы туда попасть, надо войти в пещеру, вход в которую находится понятно где.

Кстати, мотив путешествия во влагалище оказался очень стойким - в финале другого фестивального фильма ("Тихони" Бертрана Блие, уже, к сожалению, прошедшего) мы видим нескольких героев (в их числе - Жан Рошфор), провалившихся в то же самое место огромной негритянки. Со сладким замиранием сердца зрители видят приближающегося мужчину - и понимают, что жить героям осталось недолго.

Возвращаясь к "Тарзуну", отметим, что анахронические аналогии способны не раз порадовать нас: по своему стилю мультфильм 1974 года временами неотличим от компьютерных игр пятилетней давности... есть даже маленькие пигмеи, пожирающие все на своем пути, словно герои "Диггера".

"Эротические истории", режиссеров немерено, годы разные. Всего - 16 штук, среди них Йос Стеллинг, Кен Рассел, Боб Рафелсон и Мика Каурисмяки.

"Истории" названы очень точно: они и в самом деле эротические. Потому что подлинная эротика есть мастерство соблазна, обмана и фантазии. И потому сексуальные сцены возникают в короткометражках, сделанных по заказу продюсера Регины Зиглер, только как вымысел, сказка, сознательный или случайный обман. Героиня "Голландского юноши" влюбляется в юношу с картины, герой "Зала ожидания" занимается любовью с девушкой с рекламного плаката, герой "Влаги" падает жертвой сексуальной аферистки, а герой "Самболико" переживает еще более тяжелое разочарование. Все на свете только сон, только растворение... и именно об этом и сняты все эротические истории. Похоже, что ни фестивальным, ни коммерческим современным режиссерам не по плечу тот разгул плоти, который вдохновлял Курта Макдауэла.

"Тихие дни в Клиши", Йенс Йорген Торсен, 1969

Хочется еще раз крупными буквами написать имя режиссера и год и подчеркнуть: это НЕ фильм Клода Шаброля, хотя тоже снятый по Генри Миллеру. Торсен, в отличие от Шаброля, прежде всего художник, и потому фильм у него получился куда более радикальным (вспомним еще раз про дружбу Макдауэла и Уорхола) - его два года держала под арестом американская таможня, а в Италии и Англии он был под запретом до 1979 года. Каталог утверждает, что фильм был под запретом в рекордном количестве стран - осталось сходить и проверить, стоило ли его все-таки разрешать. Пока еще не было ни одного сеанса, и посмотреть его мне не удалось.

18 января. "Раскат грома!" Музей кино. 20:30.

19 января. "Раскат грома!" Музей кино. 20:30. "Тихие дни в Клиши". Дом Актера. 21:00.

20 января. "Эротические истории", программа #2. Дом актера. 12:00. "Тихие дни в Клиши". Мир. 22:00.

21 января. "Эротические истории", программа #3. Дом актера. 12:00. "Эротические истории", программа #4. Дом актера. 15:00. "Эротические истории", программа #5. Дом актера. 18:00.

Дом актера находится на Арбате, напротив театра Вахтангова. Кинотеатр "Мир" - точнее, "Мир Кинотавра" - на Цветном бульваре, рядом с цирком. И там и там - долби, мягкие кресла и прочие радости. В Доме актера еще и дешевые билеты (50 рублей).

Арт

Когда-то Илья Глазунов был ньюсмейкером, и на его выставки ломился народ. Первая, шумная, была стена об стену с выставкой, посвященной тридцатилетию МОСХа (кажется, той самой, на которой Хрущев кричал про абстрактистов и пидарасов). Семейная легенда гласит, что мой дед, художник П.Т.Пигарев, бывший одним из организаторов МОСХовской выставки, провел в обход очереди на глазуновскую выставку мою будущую маму, однако в ответ на ее молодые восторги только хмурился и говорил что-то вроде того, что был такой "Мир Искусства"... Подробностей мама не помнит, да они и не важны. Важен ажиотаж и, пожалуй, то, что в первом зале висел портрет Ленина, вокруг которого молча стоял народ. Ленин был - страшный.

Нынче в страшном Ленине заслуги нет. Заслуга, пожалуй, в том, что Глазунов - едва ли не единственный русский художник, сумевший стать всенародным Энди Уорхолом (раз уж упомянули один раз, то никуда от него не деться). Его картин(к)и - на календарях, статьи о нем - даже в журнале "Фас!" (там объявлен конкурс на неизвестные картины мэтра), а "Афиша" воспроизводит вкладку к одному из календарей, где все фигуры на какой-то из картин Мастера изображены контуром с циферкой внутри. Рядом, знамо дело, печатается список исторических фигур. Первый раз я видел такое на вкладыше к "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band".

А "Битлз", знамо дело, были знаменитее Иисуса Христа.

"Манеж", Выставка Ильи Глазунова, до 24 января.

Литература

Евгений Бунимович, сочетающий работу на поприще преподавания школьной математики с писанием стихов, появился на горизонте широких кругов читающей публики в конце восьмидесятых, когда в "Юности" была напечатана большая подборка как бы молодой поэзии (в числе "молодых" оказался не только Гандлевский, но и, скажем, Пригов). С тех пор, в отличие от многих своих коллег, он не изменил линии жизни, согласно которой литература не должна быть профессией - и не пошел ни редактором в журнал, ни грантополучателем в международные фонды. Это, как всякое постоянство, вызывает симпатию. А стихотворение, с которого началось мое знакомство с Бунимовичем, я помню до сих пор... надеюсь, без ошибок:

Что касается модной стилистики ретро
я родился в москве, в деревянном доме
унесенном резким порывом ветра
от него ничего не осталось кроме
толчеи на углах с толкотней неизменных
воробьиных семейств, копошащихся в кроне
что касается ветра, гудевшего в стенах,
от которого в легких пожизненный след,
то хранит нас Неглинка, текущая в венах,
потому что на карте Москвы ее нет.

20 января, 18:30. Классики XXI века. Вечер поэта Евгения Бунимовича.

Музыка

А может быть, впрочем, и ЛИТЕРАТУРА: "Ва-Банк" подготовил программу на слова Виктора Пелевина, якобы еще два года назад для них написанные в виде рассказа "Нижняя тундра". Сообщается, что герой рассказа - средневековый китайский император, который попадает в современную Москву, где его пытаются отравить водкой с клофеином. Знатокам Пелевина и давним жителям Сети история про водку и клофеин известна: Пелевин рассказывал ее на пресс-конференции в "Zhurnal.Ru" очень много лет назад. Героем, разумеется, был он сам. Со Скляром Пелевин знаком - я их сам видел вместе. Что же касается истинности всего остального, ни подтвердить, ни опровергнуть это я не могу - Пелевина дома застать не удалось. Небось, в отъезде.

20 января, 23:00, Radio Ga-Ga, "Ва-Банк" на слова Пелевина. "Нижняя тундра".

Интерактив

Фильм про последний день 1999 года

"Странные дни" Катрин Бигелоу: 8

другое: 3

"Западня" Джона Амиеля: 2

"Конец света" Питера Хайамса: 1

"День первый" Уолтера Салерса и Даниэлы Томас: 0

Про "Другое", к сожалению, почти не пояснили - если не считать одного письма.

В вашем списке фильмов про конец 1999 года вы забыли по крайней мере один - "Когда наступит конец света" Вима Вендерса. Меня всегда интриговало его сходство со "Странными днями": конец света здесь в первую очередь не в том, что взрывается какой-нибудь астероид или суперкомпьютер, а в том, что реальность постепенно вытесняется - снами, записями сигналов мозга и т.п. Соответственно, и в том, и в другом фильме появляются какие-то приборчики, и режиссеры радостно экспериментируют с визуальными эффектами. Хотя в "Когда наступит конец света" и происходит ядерный взрыв, индийский спутник сходит с орбиты и падает на землю, а люди садятся в машины и едут куда глаза глядят, завершенный апокалипсис по Вендерсу выглядит совсем по-другому и имеет четкую форму круга. :) До взрыва главные герои в сумасшедшем темпе перелетают из города в город: Париж - Лиссабон - Москва - Пекин - Токио - Сан-Франциско и т.д.; но заканчивается все тем, что писатель заново пишет стертый при катастрофе роман, радио продолжает вещать о пробках на дорогах, а люди, которые считают себя выжившими, поглощены новым изобретением, позволяющим пересматривать свои сны и смотреть чужие: они спят, чтобы видеть сны, которые жадно смотрят днем. Выбравшись из этого заколдованного круга, героиня находит себе другой: она становится космонавтом(!) и облетает Землю виток за витком. Конец времени, конец пространства, а о чувствах и говорить уже нечего. Рекламный слоган, под которым у нас выпустили фильм на видео - "Пока любовь существует, мир будет жить" - неожиданно поворачивается стороной довольно мрачной: мира не существует, раз любовь умерла. Мария Белиловская

Прошлое

К сожалению, по техническим причинам на следующий номер переехал чудесный рассказ, вызванный фильмом "Взрыв из прошлого". Зато на месте рецензия на "И целого мира мало", написанная уникальным зрителем, не видевшим (не видевшей) до того ни одного фильма с Бондом... девушке не повезло. Начинать лучше с "Из России с любовью":

Мои впечатления от 19-го (по счету и 1-го просмотренного мной) фильма про Джеймса Бонда.

Начинается все довольно весело и красиво. Пирс Броснан весело расшибает пол-Лондона, гоняясь на лодочках, красиво, но (как позже выяснилось) не совсем удачно уходит от преследования где-то в Испании.

Если бы дальнейшее действие происходило где-нибудь в Сингапуре или Арабских Эмиратах, наверное, и дальше было бы так же весело. Этакая сказка. Нет! Надо же им было перенести действие на территорию бывшего Союза! О-о-о, это что-то! Какие-то российские службы безопасности Министерства атомной энергетики с красными звездами и греческими буквами. Если создатели фильма еще как-то представляют себе, как выглядят жители Азербайджана, то жители Казахстана от них внешне отличаются только флагом. Какие-то явно мусульманского вида (у женщины из-под платья торчат шаровары, на одном из мужчин а-ля арабский платок) азербайджанцы, маша национальным флагом с зеленой полосой, выходят на демонстрацию в защиту своей христианской святыни, впереди выступает священник, глядя на которого мне почему-то вспоминается слово "каталикос". Массовка в бакинском казино производит впечатление собранной со всех притонов мира. И, видимо, типичный азербайджанец - метис с золотыми зубами, крашенный в белый цвет.

Ну, про то, что кругом радиоактивные материалы, но "это не опасно" (особенно, если вскрыть реактор подводной лодки), а девушка с внешностью стриптизерши - физик-ядерщик, одной левой разряжающий боеголовки советских ракет - я вообще молчу. Еще понравилось, как они все(!) стержни из атомного реактора вытащили, и ... ничего. Еще они ловко "затопили реактор, если теперь лодка взорвется, с ним ничего не произойдет". Вообще, ядерное топливо, боеголовки, реакторы оказались на редкость безобидными вещами.

Софи Марсо была действительно хороша, только ухо ей как-то на скорую руку отгрызли, в реальной жизни плоть все-таки немножко по-другому зарастает. Может быть, я от них слишком многого требую?

(Suok)

Особо радует знание того, как зарастает плоть в реальной жизни. Не иначе как хирург писал. Или профессионал другого рода.

От всех читателей также ждем впечатлений:



Имя

E-mail



поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 62 /11.01/
Зарубежные фильмы 1999 года - голосование. "Взрыв из прошлого" и "Эротические истории" в кинотеатрах. Выставка "Мексиканские мистерии и русские радости". Вечер поэта Владимира Строчкова. Поможем Юлию Киму! - благотворительный концерт в Политехе. Лучший перестроечный фильм (результаты голосования).
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 61 /28.12/
Роману Полянски неймется ("Девятые врата"). Возрождение клуба "О.Г.И.". "Вертеп" в галерее Гельмана. "Без лица" - луч света в темном царстве новогоднего ТВ. Когда кончится ХХ век (результаты опроса)?
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 60 /21.12/
Самый запомнившийся фильм времен перестройки. "Черная кошка, белый кот" Кустурицы - чистая комедия от настоящего панка. Концерты: "Колибри", "Ленинград" и "Аквариум". Выставка "Русское поле" Лаврентия Бруни. Презентация "Русских структуралистских сказок". Самая сексуальная советская актриса - результаты опроса.
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 59 /14.12/
Когда кончится ХХ век? "Воскрешая мертвецов" Скорсезе - очень качественное кино. "Оргия гуманизма" Цекало. Концерты Леонида Федорова. "Ненависть" & "Пятая печать" по кабелю. Конец света - красочное шоу / был всегда / уже наступил / никто не заметит / фигня какая-нибудь.
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 58 /07.12/
Самая сексуальная советская актриса. "Клевый парень" - американская комедия не про мышь из задницы. "Леон: полная режиссерская версия". Говорят, Михалков женщинам нравится. Илья Лагутенко с рэп-группой "Факт". Якобы литературные герои XXI века. Янковский обогнал Боярского!
предыдущая в начало следующая
Сергей Кузнецов
Сергей
КУЗНЕЦОВ
kuznet@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: