Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/guide/20000125.html

Культурный Гид. Выпуск 64
Сергей Кузнецов

Дата публикации:  25 Января 2000

В связи с перебоем интернет-кабеля, парализовавшим на несколько часов работу клиентов нескольких московских провайдеров, этот выпуск выходит с опозданием на день. Простите нас, пожалуйста.

Интерактив

Я и драки (анкету надо, вероятно, заполнять перед вступлением в "Бойцовый клуб"). Понятно, что теоретически могут быть верными несколько ответов. Тем не менее, постарайтесь выбрать тот, который в наибольшей степени описывает вас:

Я неоднократно сам завязывал драки
Я иногда сам завязывал драки
Я никогда не дрался по-настоящему
Я редко вступал в завязанные другими драки
Меня иногда вынуждали вступать в драку
Я регулярно вступал в завязанные другими драки
Меня регулярно вынуждали (вынуждают) вступать в драку

Ну, давай, подходи, напиши мне сюда чего-нибудь содержательное по теме! Что, слабо? Ты куда пошел? Давай назад, козел!

Имя

E-mail


Кино

Самым заслуживающим внимания фильмом по-прежнему остается "Бойцовый клуб". Нечто, напоминающее традиционную рецензию, можно прочесть здесь, я же расскажу о том, как я смотрел этот фильм первый раз.

Как известно, новое творение Дэвида Финчера посвящено групповой телесной ПТ (то бишь "психотерапии"). В данном случае довольно редкой ее модификации, называемой в просторечье "драка". Д-р Финчер устами своего героя (точнее, устами героя Бреда Питта по имени Тейлор) утверждает, что драка чрезвычайно хорошо влияет на экзистенциальное самочувствие клиента, и рекомендует методику к широкому внедрению.

Короче, под воздействием проповеди Бреда Питта кровь моя закипела, и я решил, что если в кинозале сидит кто-нибудь из знакомых (критик Ф. или кто-то еще из наших коллег), то после фильма надо будет к нему подойти и спросить:

- Ну, тебе фильм понравился?

И на ответ "да" сразу дать в морду. Он тоже даст мне в морду, мы подеремся, а потом пойдем выпить пивка, как Брэд Питт с Эдвардом Нортоном.

По окончании фильма я действительно встретил критика Ф., который, однако, только шел в кино. Решив, что бить его до сеанса неправильно, я со вздохом пошел домой, поборов соблазн подождать его "после школы".

В метро я совсем уже забыл о прогрессивной методе д-ра Финчера и углубился в редактирование чужого перевода. Я пишу об этом, чтобы читатель мог представить меня: с английской книжкой на одном колене, кипой листочков бумаги на другом и ручкой, условно говоря, в зубах. Если бы у меня были очки, меня смело можно было бы назвать образцовым гуманитарным интеллигентом, "Иван Ивановичем" и "академиком".

Рядом со мной сидела незнакомая девушка и читала книгу про Ислам в Средней Азии. Именно к ней и стал клеиться подвыпивший мужик, вошедший на одной из остановок. Девушка отвечала односложно и неохотно, мужик был агрессивен и неприятен, так что когда он спросил ее: "А парень чего твой молчит?" - понял, что настала пора вмешаться.

- Мужик, - сказал я как можно нежнее, - расслабься.

Обрадовавшись контакту, мужик подошел ко мне и - внимание! - сказал:

- Ты вот значит как... ты считаешь, что если я тебе слово не так сказал, так сразу можно мне по морде? Так, значит?

Я замер. Подобно читателю, перечитывающему предыдущий абзац ("когда это он мужику врезал по морде?"), я просмотрел свои воспоминания о последних пяти минутах и, опять-таки подобно читателю, ничего не нашел. Пока я собирался со словами, мужик продолжал:

- Ты, значит, считаешь, что можно вот так человека взять - и ударить? На ровном месте?

- Да я же тебя пальцем не тронул, - сказал наконец я.

- Меня, знаешь, в армии били, - сказал мужик, - так вот, - и он нагнулся ко мне, крикнув почти в самое ухо, - ты на них похож!

Дальнейшее напоминало сюрреалистический сон: мужик продолжал обвинять меня в том, что я бью людей, предлагал выйти ("только не бей меня"), пророчил, что когда я захочу найти свою совесть, мне это не удастся, и так далее. На счастье (его и мое), он вышел на остановку раньше меня.

Долгое время я считал, что агрессия, разбуженная во мне благодаря методике д-ра Финчера, выдала себя каким-либо невербальным сигналом и внушила мужику мысль о моей потенциальной опасности. Сейчас, однако, меня посетила куда менее приятная мысль.

Я не помню, чтобы я ударил его. Но ведь рассказчик "Бойцового клуба" тоже не помнил, как он готовил террористов и трахал Марлу. И может быть, на краткий миг Тейлор, скрывающийся в глубине каждого из нас, все-таки овладел мной.

Утешает только то, что на мужике не было ни царапины.

"Бойцовый клуб". "Кинотеатр под куполом". "35 мм" (бывший "Новороссийск").

Литература

После долгого перерыва возобновляет свою работу "Крымский клуб". Его первой в 2000 году акцией станет круглый стол ''Ихтиологическая символика и образ Рыбы в литературе'', который состоится в среду в обычном месте. Президент Клуба Игорь Сид призвал присылать на специально выделенный адрес "любые соображения, размышления, художественные тексты - ваши и чьи угодно - по данной проблематике". Обещано, что полученные тексты будут зачитаны в ходе дискуссии, а потом вместе со стенограммой дискуссии появятся на сервере Крымского клуба ''Литернет'' в рубрике ''Труды и дни'', где также будут помещены материалы всех предыдущих акций Клуба (ныне около 130), включая прошедшие в 1999 году Первые Некрасовские, Первые Аксеновские, Первые Приговские чтения и мн.др. С гордостью отмечу, что я, наверное, был первым, кто на заседании Клуба сделал в далеком 1996 году сообщение о роли Интернета в геопоэтике. Помню, Сергей Летов еще спорил со мной, говоря, что Интернет - это сплошное MTV. Ну, кто старое помянет...

Среда, 25 января. ''Ихтиологическая символика и образ Рыбы в литературе'', "Крымский клуб", в арт-центре ''Феникс'' (Москва, м.''Киевская'', Кутузовский пр., 3). 18:00.

Музыка

Тем, кто любит хиты полугодовой давности, надо идти на концерт "Запрещенных барабанщиков". Впрочем, говорят, что они подготовили новую программу. А для меня до сих пор загадка, почему песню "Убили негра" считают типа расистской. Или, скажем так, подмигивающей на эту тему. По-моему, не очень глубокое, но вполне позитивное произведение о примате магического (ву-ду) и телесного (баскетбол) над европоцентричным. Вот тут, кстати, сайт с пародиями на песню... "мента убили"... "русский тоже может играть в домино" и так далее.

Тем же, кто любит хиты давности полувековой, - на концерт Вовы Веселкина и Кати Бочаровой. Петь будут Клавдию Шульженко, Петра Лещенко и других. Геть сюда, как говорит Псой.

Четверг, 27 января. Проект "Танго" (Катя Бочарова + Вова Веселкин). Клуб "Бедные люди". 22:00.

Пятница, 28 января. "Запрещенные барабанщики". 23:00.

ТВ-фильм

Со слезой в голосе приношу читателям извинения: я умудрился не проанонсировать на прошлой неделе один из моих любимых фильмов: "Миг невинности" Махсена Махмальбафа. В результате его не только не увидели некоторые читатели, но и не записал я. Если это сделал кто-то, готовый дать мне кассету на переписать, пусть напишет - буду очень признателен.

На этой неделе - в отместку - шедевров нет. Есть уже знакомые "Скупщики перьев" Петровича (суббота, "Культура", 23:00) и милый мюзикл "Все говорят, что я люблю тебя" Вуди Аллена по ТВЦ (воскресенье, 22:55). По не всем доступному СТС в тот же день в 21:00 идет классический "Видеодром" Кроненберга... вот и вся любовь, собственно.

Интерактив

На этот раз читатели не добавили к таблице ничего принципиального. Несколько человек предлагали фестивальные фильмы (в таблицу не включавшиеся), кто-то - последнего Бонда, несколько человек - "Счастье Куки", вышедшее, по-моему, на экраны уже после Нового года.

Ниже приводится таблица победителей этого года. Были отобраны фильмы, которые посмотрели хотя бы четверть зрителей, расчет проводился, как обычно, по формуле [2*(супер!) + хорошо - так себе - 2* (фу!) ] / кол-во посмотревших (пятая колонка). Результат приведен в шестой колонке таблицы.



Заслуживает внимания первая десятка (выделена полужирным). Вопреки моим ожиданиям, "Матрица" заняла не первое, а десятое место, а первое ушло фильму Кустурицы, возможно, потому что впечатления от него были свежи. Отдельно хочу отметить, что в десятку входит пять фильмов из арт-линии "Кино без границ", фактически все их фильмы, которые шли в кино в прошлом году. В связи с этим - наши поздравления Сэму Клебанову, компании "Премьер-видео" и ***.

"Матрица" и "Карты, деньги, два ствола" оказались самыми популярными фильмами - в смысле их посмотрело больше всего человек (что, разумеется, не совпадает с результатами в целом по стране, где лидируют "Звездные войны"). Любопытно, что в десятке всего три американских фильма - "Матрица", "Счастье" и "Тонкая красная линия". Из них, как можно видеть, блокбастер только один. Все остальные блокбастеры, шедшие в России, получили либо средние, либо даже отрицательные результаты. Характерен "ноль", полученный "Звездными войнами", - подобное расхождение мнений было раньше характерно для культового кино, которое одни принимали, а другие столь же страстно отвергали ("Ведьма из Блэр", стоящая рядом, пример как раз такого фильма). Самым плохим фильмом неожиданно оказался "Блэйд", а такие хиты зарубежного проката, как "Остин Пауэрс 2", "Генеральская дочь" или "Призрак дома на холме", вообще посмотрело так мало читателей, что ничего определенного о них сказать нельзя. И уж точно нельзя хорошего - "Генеральская дочь" набрала -0,94. Хуже всех выступил фильм "Вирус", набравший -1,50.

Сравнивая с прошлым годом, надо заметить, что количество заполнивших анкеты возросло с прошлого года где-то на треть. Интересно, что "Фейерверк" включенный и туда и туда, набрал примерно тот же балл (1,43 в этом и 1,46 в прошлом году, когда его видело всего 13 человек).

В этом году лично у меня проблемы с определением самых лучших фильмов - точнее, мой список почти совпадает с читательским. Не расставляя по местам, я бы, пожалуй, добавил к десятке "Жизнь прекрасна" (11 место) и мало кем виденное "Лето Сэма". Если бы нужно было чем-то для этого пожертвовать, пожертвовал бы "Гребаным Омолем". Приз личных симпатий получил бы фильм "Скорбь", а утешительные призы ушли бы "Фотографу", "Клевому парню" и "Бэйбу-2". Особое упоминание не внесенному в таблицу фильму "Человечность", шедшему на ММКФ.

Ниже приводится остаток таблицы, для желающих проводить подробные подсчеты.



Прошлое

В этом выпуске - обещанный в прошлый раз текст МашиМ под названием "Убежище".

К вопросу о взрыве из прошлого

Училась я как-то в Америке. И был у меня в тамошнем университете курс под названием Атомный Век. Ну и погнали нас как-то в музей смотреть на соответствующую выставку. Там было много всего поучительного, но самым впечатляющим экспонатом было самое натуральное убежище. Это такая смешная хрень вроде лежащей на боку бочки-комнаты, которая закапывалась под землю. Там, надо сказать, было дико тесно. То есть три человека могли разве что поместиться. Не особо передвигаясь. Такая вот устрашающая вещь. Была эта штучка в массовом производстве. Стоила не дешево, но для upper middle class подходила по цене. Какие-то молодожены провели в этой бочке медовый месяц (им вроде бы газета какая-то заплатила). Было это, разумеется, в самом начале 60-х. Вроде чуть было не развелись потом, так им было там хреново.

Но самое интересное, что американцы-то боялись нашей ядерной угрозы раз в сто сильней, чем мы иховой. Зато гораздо быстрее перестали. Может просто интенсивней боялись?

Как я поняла - в конце 70-х уже не боялись. Обыватели-то. Надоело, может. Захотелось чего-то еще бояться. Новенького.

Не забывайте пополнять мою коллекцию ваших впечатлений. Пишите!



Имя

E-mail