Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Культурный Гид. Выпуск 65
Дата публикации:  1 Февраля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Интерактив

Ваш любимый московский кинотеатр:

35мм
Американский Дом кино
Горизонт
Домъ Ханжонкова
Зарядье
Иллюзион
Кодак Киномир
Музей Кино
Под куполом
Пушкинский
Ролан
Стрела
Ударник
Художественный

Ваши комментарии, типа, приветствуются и все такое.

Имя

E-mail


Кино

Подобно "Летучему Голландцу", таинственный фильм Алексея Германа "Хрусталев, машину!" всплывает то тут, то там. На этот раз мне удалось вовремя засечь его позывные - всю неделю легендарную и неуловимую картину будут показывать в "Доме Ханжонкова" в 14:30 и 20:00. Вот вам, читатель, долгожданная рецензия.

Из рецензий счастливчиков, которым удалось посмотреть фильм до его выхода на широкий экран, могло сложиться впечатление, что нас ждет кино очень скучное, высокохудожественное, но длинное и тягучее. Что-то вроде Андрея Тарковского или фильма "Человечность". На самом деле - ничего подобного. Скучать, собственно, не приходится - это настоящее кино, в том самом позабытом смысле этого слова, когда вроде бы ничего и не происходит, а глаз от экрана оторвать все равно нельзя. Не то оператор хороший, не то музыка правильно подобрана, не то просто режиссер - гений и не так важно, что снимает.

На самом деле - очень даже важно. Для меня все недостатки фильма (если они у него вообще есть) искупаются одним внесюжетным эпизодом: падает снег, едет машина, играет оркестр в саду, мелькают какие-то люди, поздний вечер... и вдруг меня пронзило дежа вю: я понял, что когда-то там был. Там - в смысле в этом пространстве-времени, в холодном заснеженном времени 1953 года, за много-много лет до моего рождения. Может быть, я что-то успел застать, может быть - что-то слышал. Может быть - генетическая память. Одним словом, с трудом верится, что хоть один европеец/американец может испытать это чувство.

Кстати, реакция зарубежной публики на фильм неудивительна и не то что предсказуема - а просто предсказана Германом. Среди множества персонажей фильма есть шведский репортер. Полфильма он бродит в пространстве Москвы 1953 года, ничего не понимая - и в конце концов по-глупому гибнет. Так же ничего не понимая, не доживает до конца фильма зарубежный зритель. В самом деле, что он может понять, когда мальчик ходит по школьному двору и бормочет: "Вот вчера "Красная звезда" написала, что мы не против евреев, что мы только против сионистов..." - и русский зритель сразу понимает, что, значит, сейчас у нас "дело врачей", 1953 год, Батька скоро загнется... Иностранец сквозь это бормотание не понимает ничего... да и мои дети уже ничего понимать не будут.

Понимание затрудняет бессвязность: люди появляются и исчезают, сюжетные линии завязываются и не развязываются, все дробится, и вообще не ясно, что с кем стало... На самом деле единственный способ восприятия этого фильма - признать его воспоминаниями о детстве, когда помнишь, как бабушка вышла на лестницу и сказала, что не вернется домой - но не помнишь, как она вернулась, хотя ясно, что вернулась в конце концов. Не важно, чьи это воспоминания - Германа, его героя, его сценаристки и жены Светланы Кармалиты... Это - как сеанс психоанализа, и единственная законная претензия к фильму может быть только в том, что сеанс не кончился ничем. Основополагающая травма не вскрыта, инсайт не произошел. Хотя инсайт - катарсис, говоря языком эстетики - дело личное. У кого не произошел, у кого - наоборот, случился.

Усилиями Юрия Гладильщикова кульминацией фильма (инсайтом-катарсисом) принято считать две сцены: анального изнасилования саперной лопаткой и смерти Сталина, умирающего в собственном дерьме. Возможно потому, что я был подготовлен к появлению и той и другой (вот и вы теперь подготовлены), они для меня не намного выбились из общего ряда фильма. Вот шведского репортера вообще убили, а генерала Кленского всего-то "опустили"...

Конечно, на последних минутах выясняется, что у фильма таки есть и сюжет, и история. История неутешительна: опущенный генерал, даже поднятый с дна всесильной властью, не может стать тем, кем был прежде. Он сам уходит в никуда, чтобы спустя десять лет вынырнуть на товарняке со стаканом бормотухи на бритой голове. Очень хотелось бы увидеть в этом сюжет про "отказ", про "новую жизнь" и про очередной русский уход - Александра I в виде старца Федора Кузьмича, Льва Толстого - в виде безымянного странника.

Но Герман не дает этого шанса - даже пяти минут этой "новой жизни" достаточно, чтобы понять: сменив социальный слой, генерал остался самим собой. Где-то на периферии сознания мелькает образ: неумерший вовремя Толстой среди босяков вдохновенно учит босяков жить. Можно попытаться обмануть власть, можно уйти от семьи и от работы, можно навсегда оставить свою больницу и свою карманную ясную поляну - но от себя самого не уйдешь.

"Хрусталев, машину!" - "Дом Ханжонкова", 14:30, 20:00, ежедневно.

Кроме того:

В только что открывшемся кинотеатре "35 мм" (куда, говорят, было невозможно достать билеты на "Бойцовый клуб") проходит Фестиваль испанского кино. Подробная программа - здесь. Кроме того, как ни странно, я настоятельно рекомендую к просмотру фильм "Американский пирог". Вопреки тому, что писал о нем журнал "Афиша", это очень трогательное и неглупое кино. Если вам больше тридцати - пробивает почти до слез. Рецензию жди в ближайших выпусках "Культурного гида".

Музыка / Клубы

Любители музыки ждут не дождутся выхода нового альбома "Мумий Тролля" "Точно. Ртуть. Алоэ", каковой должен быть представлен непосредственно в ГУМе 4 февраля. Хочется верить, что название - просто три композиции минут по пятнадцать каждая (одна называется "Точно", другая - "Ртуть", а третья, само собой, "Алоэ"), из которых альбом и состоит, но вероятно все же, смысл у названия какой-то другой. Те, кто слышали, говорят, что больше всего напоминает музыку семидесятых-восьмидесятых. Подождем - увидим.

В ту же пятницу в клубе "Табула Раса" в очередной раз выступают Леонид Федоров и "Волков-Трио" - если кто не слышал их, то давно пора это сделать.

Но главным клубным днем на этот раз оказалась суббота. На выбор публики предлагается три программы: одна - ностальгическая, другая - как бы актуальная, третья - радикальная. Впрочем, по порядку.

Ностальгическая программа - это Сергей Селюнин, он же "Силя", и его группа "Выход", легендарные люди восьмидесятых, умудрившиеся невредимыми проскочить через бум десятилетней давности, на котором большинство рокеров, не выдержав стадионных концертов и недетских заработков, сломались. Даже "КонтрКультУра", радикальный рок-журнал начала девяностых, предпочитавший Летова и Менагера, отзывался о нем хорошо, ставя в пример Виктору Цою. В середине девяностых Силя продолжал спокойно петь по небольшим клубам свои ставшие классическими песни - про непрерывность простых вещей, про инспектора ГАИ и про "ты пригласи меня на анашу". Сегодня, когда для большинства слушателей что Летов, что Цой выглядят одинаково вчерашним днем и воспоминанием о прошлом, любопытно послушать новую Силину программу "Выхода нет". Интуиция подсказывает, что он отлично обойдется без хита группы "Сплин".

Как бы актуальная часть субботней программы: Рада и "Терновник", выступающие на непривычной для них площадке Дома Журналиста. Лично я почему-то довольно спокойно отношусь к Раде, но большое количество моих друзей различных политических и эстетических взглядов ее безумно любят. Потому я ее всегда и анонсирую - тем более что на этот раз вроде как есть опасения, что ее публика не прознает про ДомЖур и не придет. Будет жаль: обещана двухчасовая программа и премьера песни "Холодные времена".

И наконец, радикальная часть - в клубе "Край" состоится очередная deмонстрация фильма "Зеленый слоник" + торжества и увеселения по случаю годовщины его продюсера художника Олега Мавроматти (нелишне упомянуть такжу Свету Баскову - автора и режиссера "Слоника"). Подробности доступны по адресу drugie.here.ru/supernova. Кино - радикальней некуда, с Владимиром Епифанцевым и Анатолием Осмоловским в главных ролях и всеми радостями смерти в рекламном слогане. На вечере также видео и музыка от Олега М., чтение текстов Ильи Масодова и музыка групп "Египетский Маг" и "Дыхание", а также DJ с С.Пахомовым.

Пятница, 4 февраля. Мумий-Тролль. Презентация диска "Точно. Ртуть. Алоэ". ГУМ у фонтана. 19:00.

Пятница, 4 февраля. "Волков-трио" + Леонид Федоров. "Табула Раса", Бережковская наб., 28, 23:00.

Суббота, 5 февраля. Сергей "Силя" Селюнин и группа "Выход". Программа "Выхода нет". "Форпост", Хамовнический вал, 28. 19:00.

Суббота, 5 февраля. Рада и "Терновник" (http://rada.rinet.ru/). "Холодные времена". Презентация альбома "руский эпос". Дом Журналиста, Никитский бульвар, 8, 19:00.

Суббота, 5 февраля. Олег Мавроматти и "Зеленый слоник". "Край", Спартаковская пл. 14, 21:00.

Арт

Без названия

Выставка Даны Вайз так и называется - "Без названия". Выставка еще не открылась, и потому вместо рецензии - отрывок из пресс-релиза, благо он того стоит:

Если таблетка лечит от простуды, почему она не может лечить от сквернословия или гомосексуализма? А заодно стимулировать появление новых полезных качеств и знаний. В общем - удовлетворять любое желание, которое может возникнуть у нормального человека. Остается только выяснить, кто есть нормальный человек. Этим и занимается Дана Вайз.

Результат многолетних исследований канадской художницы приобрел вид скорее фармацевтический, нежели традиционно художественный, а выяснить степень нормальности, оказывается, можно от противного, при помощи заветных пилюль, отслеживая собственные реакции на предложение избавиться от того или иного порока или, напротив, приобрести нечто хорошее.

Собственно, Дана превратила культпоход на выставку в посещение супермаркета. Вожделенный товар - пилюли. Вероятно, волшебные. Расфасованные с краткой инструкцией-аннотацией, где объясняется действие конкретного препарата. Все вроде бы безвредно для физического здоровья. Продается без рецепта.

В действительности, это отнюдь не самый плохой прогноз для грядущего Общества Потребления, где все необходимое будет предложено клиенту в самой удобной форме (сладкая таблетка). И ВСЕ будет исполняться во мгновение ока.

Конечно, после приобретения таблетки возникает масса вопросов. Проглотить сразу же или лучше подождать? Поверить обещанию или посмеяться? В конце концов, иметь или быть?

Вторая часть проекта носит название "Воспоминания для женщин", так как некоторые пилюли предназначены для дам, одержимых поисками собственной идентичности и желанием постоянно улучшать себя. Дана предлагает поэкспериментировать с воспоминаниями, стереть неинтересные и записать новые, более красочные и захватывающие. Можно обзавестись абсолютно реалистическими воспоминаниями о встрече с пришельцем, удачной карьере в модельном бизнесе, сексе с Леонардо Ди Каприо и т.д. В общем, при помощи пилюли в сознание загружаются все, казалось бы, несбыточные мечты, которые творят ТВ и Голливуд, убеждая, что именно такие желания должны быть у нормальной женщины.

Дана Вайз, Без названия. Айдан-галерея. Со 2 февраля

Интерактив

Какой способ представления отношений между полами на экране кажется вам наиболее интересным?

Жесткое порно: 20

Иное: 13

Романтическая комедия: 11

Мелодрама: 8

Мягкая эротика: 7

Надо было сделать так, чтобы можно было пол указывать! Эх, я не догадался!

Отзывов было, скажем так, немного:

Какой способ представления отношений между полами на экране кажется вам наиболее интересным? интересными? кому - интересными? если у меня настрой "носителя обыденного сознания", то желаю - мелодраму, романтическую комедию или, на худой "конец", - мягкую эротику... Ну, а если я поклонник итальянской школы неореализма, то, без раздумий, - жесткое порно. Ну, а в случае здравого смысла, предпочитаю заниматься сексом вне представления об отношениях между полами на экране. Т.е. трахаюсь не вместе с экраном, а вместе с любимым человеком. Что такое "грех" в любви (читай - в сексе), да и в целом в человеческой жизни - не понимаю, и вряд ли когда-нибудь пойму. Будьте счастливы и хорошо всем потрахаться!!! (Mike)

Насчет что такое "грех" можно было бы и поговорить... но в любом случае, не следует зарекаться, что "вряд ли когда-нибудь пойму".

Прошлое

Впечатлений нет. Морозы загнали читателей по домам. Ау, друзья, откликнитесь!



Имя

E-mail



поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 64 /25.01/
Голосование о драках и драчливости. Как Кузнецов побил/не побил мужика в метро. Ихтиологическая символика и образ Рыбы в литературе. Почему же песню "Убили негра" считают типа расистской? Фильм года - "Черная кошка, белый кот". Хотите купить себе бомбоубежище на двоих/троих?
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 63 /18.01/
Мелодрама, романтическая комедия, мягкая эротика или жесткое порно? "Лики любви": "Раскат грома!" - смесь жесткого порно, фильма ужасов и пародии на Голливуд. Глазунов - единственный русский художник, сумевший стать всенародным Энди Уорхолом. Вечер поэта Евгения Бунимовича. "Ва-Банк" на слова Пелевина "Нижняя тундра".
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 62 /11.01/
Зарубежные фильмы 1999 года - голосование. "Взрыв из прошлого" и "Эротические истории" в кинотеатрах. Выставка "Мексиканские мистерии и русские радости". Вечер поэта Владимира Строчкова. Поможем Юлию Киму! - благотворительный концерт в Политехе. Лучший перестроечный фильм (результаты голосования).
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 61 /28.12/
Роману Полянски неймется ("Девятые врата"). Возрождение клуба "О.Г.И.". "Вертеп" в галерее Гельмана. "Без лица" - луч света в темном царстве новогоднего ТВ. Когда кончится ХХ век (результаты опроса)?
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 60 /21.12/
Самый запомнившийся фильм времен перестройки. "Черная кошка, белый кот" Кустурицы - чистая комедия от настоящего панка. Концерты: "Колибри", "Ленинград" и "Аквариум". Выставка "Русское поле" Лаврентия Бруни. Презентация "Русских структуралистских сказок". Самая сексуальная советская актриса - результаты опроса.
предыдущая в начало следующая
Сергей Кузнецов
Сергей
КУЗНЕЦОВ
kuznet@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: