Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Культурный гид. Выпуск 66
Дата публикации:  8 Февраля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Интерактив

Дописав сегодняшний выпуск до конца, я понял, что он получился почти тематическим. И потому - тематический же опрос.

Какое место секс занимает в вашей жизни?

Главное
Одно из главных
Второстепенное
Вообще не занимает места
Сам не знаю
Не хочу отвечать на этот вопрос

Как всегда, приветствуются развернутые ответы и комментарии.

Имя

E-mail


Кино

Американский пирог

Настоящие откровения, как знает любой постмодернист, возникают на стыке жанров. Таким кинооткровением стал для меня новый американский фильм "Американский пирог", стилистически существующий между подзабытыми нынче комедиями восьмидесятых типа "Горячей жевательной резинки" и фильмов типа "Счастья" Тодда Солонца и "Американской красоты" Сэма Мэндеса.

От первых в этом фильме - тема (четверо школьников клянутся расстаться с девственностью до окончания школы... в лучшем случае - на выпускном вечере) и тупые шуточки (один спустил в стакан с пивом, а другой этого не знал и его выпил... ну и так далее). От вторых - что-то трудноуловимое в общей интонации, выводящей физиологические шуточки из ряда "Остинов Пауэрсов" и фильмов братьев Фарелли в какой-то другой ряд. Можно сказать, что это интонация размышления о человеческой сексуальности.

Похоже, сексуальная революция прошла по касательной к американской культуре: для детей и, вероятно, уже внуков ветеранов шестидесятых секс по-прежнему остается наваждением и обсцессией. Они так и не знают, что с ним делать и как с ним совладать.

Несовершеннолетние герои "Американского пирога" ждут, что за порогом их школы начнется Настоящая Жизнь, в которой они уже не будут так беспомощны перед собственным половым инстинктом. Но режиссер знает, что они заблуждаются. Их взрослая жизнь и будет тем кошмаром, который показан в "Счастье". Единственные двое взрослых, представленные в фильме, - тому яркое подтверждение. Это отец одного из героев, как раз и заставший сына за попыткой совокупиться с яблочным пирогом и принесший ему после этого "Хастлер" в качестве прелюдии к разговору "по душам", - и мать самого сексуально продвинутого мальчика из класса, появляющаяся в самом конце, чтобы дефлорировать другого героя. Когда по возрасту ты хоть немного отдаляешься от подростков, видишь, что то, что один до сих пор не может нормально говорить о сексе ("понимаешь, мастурбация - это ничего страшного. Это как когда играешь в теннис о стенку. Но тебе нужен партнер, сынок". "Да, папа, мне нужен партнер"), а другая до сих пор считает, что самое крутое - это напиваться и трахать все что движется, - не проявление того, что все черепа - козлы или, наоборот, все тетки только об этом и думают, - а проявление все той же беспомощности перед собственным половым инстинктом, которая снедает юных героев фильма.

Мечтающие о взрослой жизни, герои перестают вызывать смех - и вызывают только сострадание. К концу фильма - как и положено в комедии, счастливому - понимаешь, что у них немного шансов избежать незавидной судьбы своих родителей. "Американский пирог: двадцать лет спустя" может также называться "Счастье-2": взрослые тем и отличаются от подростков, что давно уже потеряли надежду найти тот порог, за которым и начинается Настоящая Жизнь.

"Американский пирог" в кинотеатрах "Киноцентр", "Ударник".

Арт

Российский пирог

Как уже сообщалось, снова открылась легендарная "Риджина". Первой выставкой - как и положено по чину - стала выставка куратора старой "Риджины" Олега Кулика, а вот автор открывшейся на прошлой неделе второй выставки - харьковский фотограф Сергей Братков - куда менее известен.

Выставка под названием "Детки" посвящена, разумеется, детям и вызывает в памяти известный и - как принято выражаться по-английски - противоречивый (controversial) фильм. Некоторый раздел выставки действительно посвящен детской сексуальности, где представлены фотографии малолетних нимфеток не то в кружевных платьицах, не то в дезабилье. Говорят, что Браткову даже не пришлось никого специально обряжать в такие "противоречивые" платья: родители, в бытность Браткова бытовым фотографом, сами так обряжали своих дочек, считая, что это "красиво". Моя феминистская подруга Анна Эйдис говорит, что легко верит в эту историю: как она давно уже заметила, родители в дикой России либо считают, что сексуальности не существует, либо что чем ее больше, тем лучше. Причем их точка зрения не зависит от возраста детей. В результате либо девочки стыдятся первой менструации, либо приходят на вечер по поводу окончания начальной школы в миниюбке с запАхом. Вероятно, когда они достигнут пубертата, у них тоже будут сексуальные проблемы - но, возможно, другие, чем у их американских сверстников из "American Pie".

Вторая часть выставки посвящена еще более "контроверсивной" теме: детскому насилию и насилию над детьми. Первая половина - иллюстрации к известным детским страшилкам про маленького мальчика и различные средства уничтожения. Вторая - инсталляция из детсадовских шкафчиков и тетрадочки под названием "Дневник Чикатило".

Что можно сказать? Хорошая выставка - если, конечно, не считать желания автора свести воедино все запретные детские темы. И потому вместо высказывания по узкой проблематике (скажем, "детская сексуальность" или "детское насилие") получилось высказывание мысли, что дети - вовсе не невинны. Высказывание, может быть, и неполиткорректное, но далеко не новое: еще Блаженный Августин писал, что детям свойственны все греховные помышления взрослых. И почти через две тысячи лет доктор Фрейд по-своему солидаризировался с ним.

Сергей Братков. "Детки". Галерея "Риджина"

Литература

Лавры Доброхотовой и Майкова не дают покоя множеству продолжателей. Их истории о русских писателях, долгое время приписывавшиеся в Самиздате Даниилу Хармсу, породили множество подражаний - к числу которых можно отнести не только жанр капустника, но и рассказы Николая Байтова и разнообразные изучения комбинаторных возможностей литературы.

Константин Победин, автор "Рассказов о Толстом", демонстративно отказывается от комбинаторных возможностей жанра, возвращаясь к классическому анекдоту о великих людях. Более того, его Толстой определенно похож на "реального" - он не только пишет те же произведения и живет с Софьей Андреевной, но и вообще почти не совершает ничего такого, чего нельзя было бы реальному Толстому приписать. Конечно, фантастических допущений тоже хватает - чего стоит история о том, как Толстой, лечась от ангины, пил свекольный сок и выпускал его себе на бороду, изображая раненного на войне.

Впрочем, основной комический эффект достигается за счет чисто языковых средств - достаточно характерна фраза, описывающая обед, на котором Толстой рассказывает Шевченко об украинских голубцах:

Умело чередуя жевательные и сопереживательные движения лицевых мышц, присутствовавшие за столом высокородные дамы и господа искоса поглядывали на крестьянского поэта-бунтаря, этакого нахохлившегося малоросса или малорослого хохла - кому как, по мере собственной спеси, видней было.

Главное, что можно сказать в похвалу тексту Победина - в нем нет претензий. Пишущий о русских писателях обычно не может устоять перед соблазном обличить логоцентризм или провести еще какую-нибудь глубокую - a la Владимир Сорокин - мысль. Обычно выходит не очень глубоко и очень не оригинально. Победин же поступил проще - просто написал несколько десятков довольно смешных миниатюр. Дело, вне сомнения, благородное.

12 февраля он будет читать эти истории в "Музее Сидура". Будет смешно.

12 февраля. "Музей Сидура". Константин Победин. Рассказы о Толстом.

Музыка

Если вы не видели - и даже не слышали - как Олег Анофриев и музыканты из паперновского "Там" исполняют "Бременских музыкантов", - сделайте это в ближайшую пятницу. Самый ностальгичный проект сезона.

11 февраля, "Бременские музыканты". Китайский летчик Джао Да. Лубянский пр., 25 стр. 1.

ТВ-фильмы

Ну, раз уж такая тема у нас пошла, то пора объявить этот выпуск специализированным... так сказать, про сексуальные обсцессии. Тем более, что по ТВ3 показывают блестящий фильм Дени Аркана "Закат американской империи", который - все о том же. Первую половину фильма группа мужчин готовит еду для своих жен, которые в это время качаются в гимнастическом зале - и те и другие безостановочно беседуют о своей семейной и/или сексуальной жизни. Вторую половину все объединяются - едят приготовленную еду и продолжают беседовать.

Не очень интересно в пересказе, тем более что Аркан обходится и без скелетов в шкафу, и без двусмысленных шуток в стиле Тодда Солонца. Возможно, именно поэтому "Закат американской империи" любит даже Антоша Иванович Рыбкин (см. ниже), известный ненавистник Солонца, Уотерса и Курта Макдауэлла ("И правильно, что он помер от СПИДа, жалко только, что так поздно!" - писал о Макдауэлле Рыбкин в неполиткорректном письме, в силу технических причин известном только в устном пересказе).

Правда, должен предупредить читателя: плохой перевод насмерть убьет этот фильм. Ну, будем надеяться, что обойдется.

А не обойдется - или если ТВ3 не принимается - можно переключиться на ТВ-6 и посмотреть классический боевик Цуй Харка "Клинок", снятый пять лет назад в Гонконге. Вскоре Цуй Харк уехал в Голливуд и снял там "Колонию". Тоже неплохой фильм, но до "Клинка" ему - как от неба до земли.

11 февраля, пятница. "Закат американской империи", реж. Дени Аркан, ТВ3, 18:50.

11 февраля, пятница. "Клинок", реж. Цуй Харк. ТВ-6, 20:45.

Интерактив

Я никогда не дрался по-настоящему: 26

Меня иногда вынуждали вступать в драку: 12

Я иногда сам завязывал драки: 8

Я редко вступал в завязанные другими драки: 3

Я неоднократно сам завязывал драки: 0

Я регулярно вступал в завязанные другими драки: 0

Меня регулярно вынуждали (вынуждают) вступать в драку: 0

Судя по всему, мои читатели довольно миролюбивые люди.

Интересно было бы организовать рядом с голосовалками прогнозирование их результатов. Я пришел к этой мысли, машинально поставив минуту назад точку рядом с "никогда не дрался" и увидев после этого, что 90 процентов респондентов сделали то же самое, в чем я ни капельки не сомневался. Интеллигентные люди все-таки читают КГ. Типа меня, например... (Евгений Сно)

Меня энное кол-во раз били: много на одного (некоторое время я жил в маленьком военном городке. Единственный еврей в городе, очкарик, отличник - в общем поводов много). Было пару случаев что я отвечал, но чаще стоял сложив руки: это действует усмеряюще. Так что, видимо, по настоящему я не дрался. 2 раза всего ударил по лицу: в детском садике в 5 лет и в пионерском лагере в 15. Оба раза из-за дам. Первый раз не давал зайти в общий туалет когда моя любовь писала, во второй за оскорбление моей пассии. Видимо мой Тейлор очень глубоко. (d_e)

Я не знаю точно к какой котегории отношусь, возможно "Я регулярно вступал в завязанные другими драки" - я боксом занимался. (Макс)

После этого фильма я подстригся =) Dmitriy S. Kazakov

Последнюю драку завязал на днях - сильнопьющий сосед что-то там говорил по поводу национальности моей супруги. Пришлось бить. По старой интилигентской привычке сначала хотел что-то ему растолковать - потом понял что бесполезно. В большинстве случаев помогает. Но с другой стороны..."дело было осенью ненастной - я еще мальчишкой тогда был - шел я ночью по сенному рынку - шел и беломорину курил" - завязанная тогда драка "в защиту всех волосатых" закончилась сотрясением мозга... а можно было и просто поговорить... (Сергей)

Как-то лет 8 назад в моем недалеком отрочестве я дрался в спортивном лагере с каким-то парнем, из старшей группы. Парень-то был какой-то странный, я суетливо его оскорблял, он агрессивно улыбался, что вдохновляло меня на новые оскорбления. Неожиданно, он со всего маху ударил меня по лицу кулаком. После того как я совершенно по-новому ощутил распухшее пространство рта, я мгновенно осознал безысходность своего детского русского существования и меня наполнила волна спокойствия, но в следующий миг волна судорожной ярости нахлынула на мое сознание, и я набросился на парня. Я повалил его на пол и начал душить. Слезы струились по моему лицу, я рыдал и чувствовал наступающую слабость, я не умел его ударить, и вскоре истощенные судоргой, мои руки безвольно повисли. Воспользовавшись этим, парень теперь набросился на меня, заломал мне руки и сел мне на живот. Нас уже окружила ребятня, никто не вступался, а парень только кричал мне: "Все?! Все?!". Я рыдал. Жизнь - дерьмо. "Бойцовский клуб" - дерьмо.

Мастер Безумия

Прошлое

Чугуев Гендос

Сбежавшая невеста

Человек я одинокий, разведенный. По выходным обычно ящик пива беру и Б.Акунина читаю. Ну, сосед зайдет. На пенсии он. В шахматишки играем. Тут познакомили меня с одной. Тоже разведенная, не сложилось, то-се... Договорились в субботу в кино сходить. Спрашивается - на что идти-то? Вижу на лотке журнал "Афиша". Дорогой, зараза. Открыл, полистал. Будто из он-лайна и не выходил. Кузнецов голубое сало в сети лелеет. Лейбов яндекс отстаивает. Ну и афиша тоже имеется. Дело! Выбрал: киноцентр, 5 февраля, "Лола, беги!",18:00. Пишут: стильный, молодежный фильм. Ну мы и пошли - какие наши годы. Приходим к шести, а там не Лола никакая, а "Сбежавшая невеста". Блин. Подруга-то спрашивает - что мол за картина, может все равно пойдем? Это - говорю - постановка из жизни силиконовых роботов. Но мы-то с тобой (это я нежно так, с придыханием) не такие! Ладно. Сели, пивка выпили. Развернул я опять эту гребаную "Афишу". Вижу: 5 февраля в клубе "Дом" - легендарные восточные музыканты. Вот это по-нашему! И начало - в 21:00. Как раз - посидеть успели, подруга за жизнь свою рассказала, как нахлебалась она по полной программе... А без десяти девять мы - в замоскворецких подворотнях. Темнота. Гололед. Сугробы. Как в романах Б.Акунина. А в "Доме" - лом народу, дым коромыслом. Ни яблоку упасть, ни куртку повесить. И вообще уже второе отделение началось. Я парнишке, что у входа билеты собирает, "Афишу" в нос тычу - как же так. А он мне - да, мол, знаю, мы им уже вставили за это - у нас ведь все концерты начинаются по программе в семь тридцать, а по жизни в восемь. Нормально?! Тут эта моя и говорит: "Все, вечер испорчен". И глядит обреченно-обреченно... Сегодня воскресенье, 6 Февраля. Сижу как всегда один с ящиком пива. Б.Акунин дочитан. Сосед в больницу лег. Дорогой Сергей Кузнецов! Не пиши для них больше, не создавай рекламы низкопробному изданию . Копию направляю в гадский журнал "Афиша".

А вот и упомянутый выше Антоша Иванович Рыбкин:

Опять! Опять Сергей Кузнецов покусился на самое святое! Только-только вроде бы были ему высказаны необходимые замечания и уточнения по части того, как нужно писать имя "Конан", а он снова за свое. Теперь назвал Манагера Менагером (видимо, перепутав его с отцом Андрея Миронова, артистом эстрады Александром Менакером). Придется привязать Сергея Кузнецова к стулу и заставить (что твоего Алекса в "Механическом апельсине") прослушать подряд "Гаубицы лейтенента Гурубы", "Арджуна-драйв" и кое-что из концертных программ этого величайшего русского мелодиста и мыслителя. Берегись, враг орфографии! С приветом - Дарт Вейдер и Антоша Иванович Рыбкин.

А вот письмо специально в тему номера:

***

Здесь такие домики называют "караванами". Аналог строительного вагончика, разве что побольше. Снаружи был ливень и гром, а у нас горела свеча. Я собирался первый раз в жизни признаться в любви. Теперь - или никогда. Это мой последний шанс(we'll never score, Butt-head!) Решился. Сказал. Она заплакала (от счастья - наконец-то). Свечка начала коптить и заваливаться набок. По крыше стучала вода. Мы целовались - я на хлипком стуле, она у меня на коленях. Целовались энергично. Под очередной раскат грома стул не выдержал и сложился. Все остались живы (и даже впоследствии поженились), но грохот перебудил ее соседок. Сетуя на непогоду, они потянулись в туалет. Мне пришлось удалиться. Не смешно? Зато про true love, как говорили герои моего любимого фильма "The Princess Bride". К тому же чистейшая правда.

(Романтик)

На этой высокой ноте и закончим. Пишите письма, любезные читатели!



Имя

E-mail



поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 65 /01.02/
Ваш любимый московский кинотеатр. "Хрусталев, машину!" - настоящее кино, когда вроде бы ничего и не происходит, а глаз оторвать нельзя. Альбом "Мумий Тролля" состоит из трех композиций минут по 15. Выступают "Выход", Л.Федоров, Рада и "Терновник". Выставка Даны Вайз "Без названия". Читатели предпочитают жесткое порно.
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 64 /25.01/
Голосование о драках и драчливости. Как Кузнецов побил/не побил мужика в метро. Ихтиологическая символика и образ Рыбы в литературе. Почему же песню "Убили негра" считают типа расистской? Фильм года - "Черная кошка, белый кот". Хотите купить себе бомбоубежище на двоих/троих?
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 63 /18.01/
Мелодрама, романтическая комедия, мягкая эротика или жесткое порно? "Лики любви": "Раскат грома!" - смесь жесткого порно, фильма ужасов и пародии на Голливуд. Глазунов - единственный русский художник, сумевший стать всенародным Энди Уорхолом. Вечер поэта Евгения Бунимовича. "Ва-Банк" на слова Пелевина "Нижняя тундра".
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 62 /11.01/
Зарубежные фильмы 1999 года - голосование. "Взрыв из прошлого" и "Эротические истории" в кинотеатрах. Выставка "Мексиканские мистерии и русские радости". Вечер поэта Владимира Строчкова. Поможем Юлию Киму! - благотворительный концерт в Политехе. Лучший перестроечный фильм (результаты голосования).
Сергей Кузнецов, Культурный Гид. Выпуск 61 /28.12/
Роману Полянски неймется ("Девятые врата"). Возрождение клуба "О.Г.И.". "Вертеп" в галерее Гельмана. "Без лица" - луч света в темном царстве новогоднего ТВ. Когда кончится ХХ век (результаты опроса)?
предыдущая в начало следующая
Сергей Кузнецов
Сергей
КУЗНЕЦОВ
kuznet@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: