Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/guide/20000229.html

Культурный гид. Выпуск 69.
Сергей Кузнецов

Дата публикации:  29 Февраля 2000

Сегодняшний опрос никак не связан с темами номера. Просто стало интересно.

"Культурный Гид" со временем

улучшается
остается таким же
ухудшается
не могу ответить

Частные мнения приветствуются

Имя

E-mail


Кино

С точки зрения критика, главный недостаток фильма "Шестое чувство" - неопределенность при написании рецензии. В обычном фильме достаточно пересказать завязку - и предоставить зрителю самому догадаться, чем дело кончится. В "Шестом чувстве" все самое главное происходит на последних минутах фильма - а писать про все остальное не очень интересно. Поэтому я решил на этот раз написать две рецензии: для тех, кто еще не видел фильм и не знает, чем дело кончится, - и для тех, кто уже знает, в чем секрет.

Рецензия номер один.

На первый взгляд история психотерапевта (Уиллис), пользующего детей и подростков и на этот раз пытающегося разобраться с мальчиком, который видит давно умерших людей (Хэли Джоэль Осмент, оскаровская номинация за лучшую роль второго плана), напоминает сложенные вместе "Цвет ночи" (Уиллис в роли ПТ) и "Меркурий в опасности" (Уиллис и маленький мальчик, наделенный необычными талантами). Но если в "Меркурии" или "Цвете ночи" присутствовал детективный сюжет и Уиллису иногда даже приходилось бегать, размахивая - a la Die Hard - пистолетом, то на этот раз ничего криминального не происходит. Весь фильм Уиллис ходит, беседует, пытается завоевать доверие малолетнего пациента и разобраться в его видениях. Одним словом - рутина психотерапии. Поскольку зритель знает, что смотрит фильм, то с самого начала догадывается, что мальчик не сумасшедший, а на самом деле видит мертвых.

Теперь задача: попытайтесь придумать конец к такой истории. Хорошо было бы, если бы кто-то из мертвых сообщил мальчику что-то важное ("Привидение", "Стигматы") - и мальчик выступил бы посредником между миром мертвых и живых (мотив присутствует, но достаточно слабо: покойная бабушка сообщает, что действительно любила маму мальчика, то есть свою дочку; сцена трогательная, но на развязку не тянет). Мальчика хочет взять под свою опеку ЦРУ, а Уиллис его спасает (мимо). Мальчик оказывается мессией и начинает лечить больных наложением рук (слава Богу, мимо) Ну, кто еще?

На самом деле "Шестое чувство" напоминает не "Цвет ночи", сложенный с "Меркурием в опасности", а - если говорить о фильмах с Уиллисом - "12 обезьян" Терри Гиллиама: тот же мрачный колорит, тот же неожиданный финал, та же, на самом деле, безнадежность.

В самом деле жаль, что Уиллис не номинирован за эту роль на "Оскара": независимо от проявленного им актерского мастерства, следовало бы поощрить его за готовность сниматься не только в многочисленных клонах "Крепкого орешка".

Рецензия номер два.

Теперь, когда вы посмотрели фильм, вы понимаете, почему в Америке он собрал столько денег. Думаю, что половина зрителей пошла смотреть его по второму разу, чтобы разобраться, что же там случилось. Смутные подозрения, что "что-то здесь не так", посетили меня еще в середине фильма, когда я заметил, что Уиллис нарушает все правила ПТ... - встречается с мальчиком в школе и в городе (так и абьюс могут прилепить!), не говорит с его матерью, да и вообще ведет себя странно. Тем не менее финал даже для меня явился полной неожиданностью.

Отметим, что это уже второй за год крупный американский фильм об умершем человеке. Первый - "Красота по-американски" - все-таки более традиционен: хотя речь и идет от лица умершего, но фильм завершается, а не открывается сценой смерти героя. В отличие от него, "Шестое чувство" - рассказ о мытарствах души... Причем, рассказ грустный. Душа убитого на пятой минуте фильма Брюса Уиллиса вместо того, чтобы лететь на Суд или на свидание с гневными и милосердными божествами Бардо Тодол, обречена скитаться: Уиллис никак не может поверить, что он умер. И только маленький мальчик наконец объясняет ему это.

Разумеется, мы знаем много фильмов о посмертных странствиях души - самый известный из них, наверное, "Мертвец" Джармуша. Достижение Найта М. Шаймалана - дебютанта в режиссуре - в том, что он сумел адаптировать эзотерический сюжет к пониманию среднего американца, не поступившись главным. В фильме "Привидение" герой тоже должен доделать земные дела, а потом уйти, но центр тяжести перенесен на вопрос, сможет ли он покарать злодея и спасти героиню. В "Шестом чувстве" цель Уиллиса - о которой он сам не подозревает - узнать, что он действительно умер. В отличие от детективно-финансовых целей героя "Привидения", эта цель, вероятно, в один день встанет перед всеми нами: и чем больше при жизни мы будем задумываться о ее разрешении, тем выше вероятность, что нам не придется, как герою фильма, неприкаянно блуждать в ожидании мальчика-экстрасенса, который откроет нам правду.

"Шестое чувство" идет по всему городу, поэтому лучше смотреть афишу здесь.

Музыка

Раздел "Музыка" всегда дается мне с трудом: хороших групп все-таки меньше, чем было выпусков "Культурного гида". Просматривая афишу этой недели, я, однако, понял, что есть коллектив, о котором хотелось бы еще сказать несколько слов - хотя бы с учетом его былых заслуг.

Речь идет об "Агате Кристи".

После успеха "Опиума"/"Героина" последовал "Ураган", вчистую проигравший "Морскому" "Мумий-Тролля", - и следом за тем, екатеринбургский коллектив начал постепенно выпадать из поля зрения любителей "модной музыки". Дошло до того, что на своем сайте "Агата Кристи" жалуется, что музыкальное радио не берет их песни в свою ротацию. Между тем, подводя итоги десятилетия, нельзя не отметить их альбом "Позорная звезда", который я склонен считать одним из лучших альбомов постсоветского рока, но не в номинации "музыка" (или, скажем, "слова"), а в номинации "общая концептуальность". Давно хотелось об этом написать - и вот случай представился.

Весь альбом выстроен вокруг метафоры любви как войны. Есть песни просто про войну ("Знаешь, как убить врага..."), хотя нет просто про любовь. Но больше всего - про любовь и войну вместе. Я на тебе, как на войне - лезь ко мне на нары и будем воевать - ты мне только тем и дорога - самое крутое впереди. Среди множества русских песен как бы о любви и как бы о сексе "Позорная звезда" выделяется тем, что принимает войну полов именно как войну - и находит это не только естественным, но и приятным. Это не "Ты - дрянь" и не "Сука-любовь".


Я тебя люблю за то, что я люблю тебя,
Я тебя люблю за то, что ты не любишь меня,
Я тебя убью, как только я убью тебя,
Я тебя убью, как только поменяю коня.

Если считать, что любая песня о любви - не только песня о любви к человеку, но и о любви к музыке, то становится ясным сравнительный неуспех последних альбомов "Агаты Кристи". Подобного рода романы не имеют счастливого конца.

"Агата Кристи". Клуб "Постоянное место жительства" (Люблинская, 165, ст. м. "Марьино"), 3 марта, в пятницу, в 23:00.

Арт

Вот уже неделю в галерее М.Гельмана Ольга и Александр Флоренские показывают свою двухчастную выставку. Выставка эта продолжает сквозной проект участников митьковской группы, названный "Русский Дизайн". Проект начался в 1994 году с одноименной выставки, потом последовал "Русский Альбом" (1994, привет от Б.Г.), "Движение в сторону Йые" (1995), "Русский Патент" (1996), "Передвижной Бестиарий" (1998), "Местное Время" (1999). В славных традициях Питера с его Кунсткамерой, эти проекты строятся вокруг различных "редкостей, диковин и кюнстштюков", в том числе - различных "автоматов" для развлечения публики.

На этот раз нам предлагается две выставки в одной. На женской половине - проект Ольги Флоренской "Таксидермия", изучающий тему "искусственных животных" и набивки чучел. За чучелами с давних пор тянется зловещий ореол - достаточно вспомнить хотя бы фильм Хичкока "Психоз". Словно задавшись целью этот ореол развеять, Ольга Флоренская предлагает свой вариант экологически чистой, бескровной таксидермии - "альтернативные" чучела животных, сделанные из подручных материалов. Среди представленных экспонатов - "Чучело кашалота с водяным фонтаном", "Чучело крокодила средних размеров", "Действующее чучело собаки Павлова с лампочкой, электрическим звонком и фистулой" и т.д.

В свою очередь проект Александра Флоренского называется "Смиренная архитектура" и посвящен таким типам архитектурных сооружений, как всевозможные будки, беседки, сараи, башенки и т.п. Основные ее экспонаты - действующие модели, например, "Башня для производства фейерверков" или "Мачта для поддержания флага в развернутом состоянии".

Понятно, что помимо заявленной выше темы редкостей и диковин, оба проекта объединены подходом к современному искусству как к забавной вещи, в рамках которой можно создавать объекты интересные не только критикам или, так сказать, адептам, но и простым людям с улицы.

Александр Флоренский, "Смиренная архитектура"; Ольга Флоренская, "Таксидермия". Галерея М.Гельмана, до 12 марта.

Интерактив

Пользовались ли вы услугами психотерапевта/психоаналитика?

- да, и сейчас продолжаю: 0

- да, прошел курс и в общем доволен результатами: 4

- да, прошел курс и, считай, деньги на ветер выбросил: 3

- несколько раз зашел и ушел довольный: 2

- несколько раз зашел и решил, что хватит: 3

- с удовольствием сходил бы, но нет денег: 3

- с удовольствием сходил бы, но не знаю к кому: 8

- не ходил, но, может быть, когда-нибудь...: 19

- не ходил и не пойду: 33

Расклад, как можно видеть, странный. Сходившие раскладываются примерно пополам, а из неходивших - половина допускает, что когда-нибудь сподобится, а половина считает - никогда.

А теперь - впечатления.

Жалко, конечно, что на русский еще не перевели слово shrink. Пока не перевели. (Всему свое время). Не "сморчок" же говорить, в самом деле, не "крышевед"... В Америке же крышеведы уже въелись намертво в культурный слой. От Вуди нашего Аллена до авторов мультсериала "Доктор Кац, психотерапевт". Такой замечательный мульт-продукт я наблюдала на comedy channel во время своего проживания в Штатах. Сей сериал проходил незамеченным на фоне беснования Бивиса и Баттхеда. А вспомнила я доктора Каца во время просмотра "Анализируй это!" (жуткий перевод, не находите?). У доктора Каца тоже был сын, страдающий ожирением. И с женой не заладилось. Правда не было таких жутких пациентов как Пол Витти. И подход у него был куда более профессиональный - 45 минут - и разрывайтесь на куски в другом месте. Я так и не поняла, кстати, почему Бен Соболь ведет себя так вопиюще. Против всех норм как ортодоксального так и любого другого психоанализа. Но фильм все равно очень милый. Уж не знаю за что его невзлюбили почти все кинокритики. Наверное, это можно назвать "сопротивлением". А вы что об этом думаете? Маша Митрофанова

То же самое, на самом деле. Добавить можно только то, что совершенно не случайно в американских фильмах ПТ ведут себя не по правилам: если считать, что вся Америка сидит на психотерапии, то изображение ПТ, который спит с пациентом, не выставляет строгие границы, принимает деятельное участие в жизни пациентов и так далее - просто реализация затаенных желаний. Какой же клиент не хочет уломать своего ПТ до нарушения границ?

Большинство писем, как нетрудно догадаться, пришло от противников ПТ и выдержаны они в жанре "сам не пробовал, но мне это не нужно". Не могу удержаться от того, чтобы не указать, что это - одновременно - самый распространенный довод против ЛСД и травы. "Сам не пробовал, но мне это не нужно" (против жестких наркотиков, как известно, существуют куда более разумные доводы).

Я была знакома с двумя психотерапевтами. Увы, сложилось впечатление, что работа для них - лишь попытка решить собственные проблемы за счет других. Так что не доверяю я. (Татьяна)

Интересно, если я сознаюсь, что для меня работа - писание "КГ" - тоже способ решить собственные проблемы за счет других, Татьяна перестанет меня читать? На мой взгляд, если работа не позволяет решать собственные проблемы - это плохая работа.

Вся психотерапевты это охинея и самое смешное что многие из них это хорошо знают (Дима)

Не ходил и, надеюсь, не пойду. Свои психологические проблемы надо учиться решать самому. Да и любые другие проблемы неприятно обсуждать, если они еще не остались в прошлом. (Максим Свобода)

К психоаналитикам- не ходун, не ходец и не ходок. :) Почему? Потому что порыться у себя в душе и мозге я могу самостоятельно и безболезненно, а также бесплатственно. Если мне будет скучно - могу позвать кого-нибудь из друзей в обрыдательных жилетках. А еще я не верю, что кто-то может знать меня лучше, чем я. (blues)

Полностью согласен: свои психологические проблемы надо учиться решать самому, и никто не может знать меня лучше, чем я. Именно поэтому надо ходить к ПТ - чтобы научиться решать проблемы самому и узнать себя лучше. Понимая, что аналогия с психоделиками рискует стать навязчивой, должен отметить, что многие считают (не важно, так это или нет на самом деле), что определенные вещества помогли им лучше понять себя. Не считают ведь эти люди, что молекула деэтиламида лизергиновой кислоты 25 "знает" что-то про них? Хороший ПТ - та же самая молекула: "знать" ему вообще ничего не нужно, нужно только взаимодействовать.

Пользовалась один раз, но поскольку я сама учусь на психолога, то сеанс на меня никак не подействовал. Просто когда знаешь механизмы работы с пациентом, то у тебя складывается впечатление, что тебе продают снег зимой. Секрет прост: профессиональный психолог никогда не дает советов, а всячески подталкивает клиента, чтоб тот сам ответил на все свои вопросы. А иногда так хочется просто человеческого совета :-) Психологи нужны, и если есть в наличии серьезные проблемы и душевные расстройства, то лучше обратиться к профессионалу. А за советом придется идти к лучшей подруге. Ishimova Irina

Психоаналитик - субститут того спектра "профессий", краями которого являются шут и священник. Все, кому нужен плановый отыгрыш своей психики, - их потенциальные пациенты. Пожалуй, все. (А.Мадисон)

Весьма вероятно, мое мнение будет банальным донельзя, но раз "принимаете с радостью", то извольте: Психоаналитики, как впрочем и "демократия", здесь могут проклюнуться только после того, как вымрут поколения этак два-три. В любом случае мы этого уже не увидим. (danila kovalev)

Смешная вещь - Интернет: совершенно нельзя догадаться, радуется Данила этому факту или огорчается - то есть любит он "демократию" и психоанализ или наоборот.

И, в завершение, наиболее адекватное, на мой взгляд, письмо.

Психотерапия - или, как вы выражатесь, ПТ - одно из самых интересных путешествий, которые можно предпринять в своей жизни. Как и со всеми другими трипами, проблема в удачном внутреннем настрое и правильно подобранном агенте. К сожалению, похоже, что чистое вещество легче найти, чем хорошего ПТ. Но тут, как говориться, ищите - и обрящите. (Вадим)

Прошлое

Впечатления от фильма Германа "Хрусталев, машину" от Юрия Ердукова.

У нас тут, в Челябе, был фестиваль нового российского кино памяти Оболенского. Все очень провинциально, но очень мило. Было много новых и не очень фильмов ("Время танцора" к примеру). Естественно "Хрусталева" нельзя было пропустить.

Что сказать? Прям не знаю что сказать. Пол зала ушло, хотя это был фестивальный просмотр и публика вроде должна была быть подготовленная. Первое впечатление - гениальный, но невероятно скучный фильм. Причем: и смотреть невыносимо - и оторваться невозможно. Как так может быть? А вот не знаю как так может быть. Когда смотрел - прикладывал титанические усилия чтобы досидеть до конца.

Мне этот фильм напомнил произведения А.Платонова. Я его обожаю, но читать более 20 страниц за раз затруднительно. Плотность необыкновенная. Переполняет. Это как мед есть. Вкусно, питательно, полезно, но много не лезет.

Так и Герман. Столько напихал что организм не успевает "переваривать". У меня получилось что я смотрел как бы вскользь (из-за переполнения), а "переваривал", осмыслял уже позже.

Я до сих пор хожу под впечатлением - всех домашних уже "замучил" рассказывая о своих впечатлениях, вспоминая все новые и новые эпизоды, описывая все новые и новые детали. :)

Вот сцены которые мне запомнились:

- В самом начале фильма - речетатив какого-то урки "Я не оглядываюсь, я не оглядываюсь...". (Не из-за этого все наши беды?) Затем когда этот же урка сквозь дырку какого-то гаража (сквозь железный занавес!) пытается достать бычок, а иностранец ему зонтиком(!) его пододвигает. Тут можно писать развернутую работу на все темы. И подбрасывание забугором ложных "ценностей" и животные инстинкты русского народа и т.д. и т.п. :) - Бабка которая все спрашивала "Где сладкий пирог? Сладкий пирог - куда дели?" Тут можно просто дисер писать о "России которую мы потеряли..." - Другая бабка которая после ареста Хрусталева сидела в подъезде около лифта и говорила: "Метро жду. Попугай совсем еврей. Ничего не жрет" - "Любовная" сцена Хрусталева с какой-то перезрелой девственницей. Такого точно я никогда не видел и вряд ли увижу впредь.

Кульминация для меня - это когда урка отсидев выходит на свободу. Тут у меня прям дежавю наступило. Напомнило армию, дембель... :) Радость, восторг, свобода. Тут и Казанова из "Ментов" на дровнях. Кажется наступает новая жизнь. Все плохое в прошлом. Но Герман и здесь не дает шанса на хеппи-энд. Тут же в поезде урке начистили репу ни за что. И тут следует риторический вопрос на все времена - "Почему бьют?, Почему всегда бьют?".

Гениальный фильм. Но рекомендовать его посмотреть я бы поостерегся. Слишком велик шанс что не понравится.

Новые впечатления тоже будут приняты с радостью.

Имя

E-mail