Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/guide/20000310.html

Культурный гид. Выпуск 70.
Сергей Кузнецов

Дата публикации:  10 Марта 2000

Интерактив

Акция Игоря Сида и "Крымского клуба" подвигла меня на следующий опрос.

Как вы относитесь к отечественным спецслужбам?

Всячески поддерживаю их деятельность.
Несмотря на отдельные недоработки, считаю их деятельность нужной и полезной.
Необходим строгий контроль за ними, гласность и открытость.
Понимаю, что без них не обойтись, но хотел бы максимально ограничить сферу их деятельности.
Kill the Pigs! ("Убить свиней!", лозунг американских радикалов-шестидесятников).

Ваши комментарии, типа, приветствуются и все такое.

Имя

E-mail


Кино

Жалость к зрителю

Конечно, жаль, что московские зрители видели три первых догмы не подряд, как зрители многочисленных сборных фестивалей, а с перерывом в несколько месяцев. Вы только представьте себе: сначала - "Торжество". Потом - "Идиоты". И потом - "Мифуне". Это производит сильное впечатление. Говорят, что на "Кинотавре" несколько моих коллег из редакции "Премьера" покинули зал, восклицая "Да здравствует Голливуд!", а несколько других коллег после просмотра кривились и говорили, что фильм так плох, что его можно выдвигать на "Оскара".

Иными словами, можно было сделать вывод, что главным достоинством "Мифуне" является то, что он разрушает иллюзию, вызванную "Торжеством" и "Идиотами" - иллюзию того, что, следуя правилам "Догмы-95", можно научиться снимать шедевры. В данном случае шедевра не вышло.

А что же получилось?

В отличие от двух первых фильмов "Догмы-95" фильм Серена Крегг-Якобсена "Последняя песнь Мифуне" - не драма, а скорее комедия. Преуспевающий клерк сразу после свадьбы с дочкой своего шефа срочно уезжает к себе на хутор, где умер его отец и без присмотра остался брат-идиот (кстати, в данном случае политкорректный штамп "альтернативно одаренный" будет действительно уместней). Там он находит свою настоящую любовь, счастье и мир у душе.

Нельзя сказать, чтобы это было так уж сильно смешно. Сцена, когда крутые бейкеры в коже помогают отлить в сортире одному из идиотов, куда смешнее. Но фон Триер свой фильм завершает известно чем, а Крегг-Якобсен приготовил нам вполне счастливый конец. И тут же фильм начинает восприниматься как заигрывание с Голливудом: вот вам еще один человек дождя, вот вам еще одна pretty woman (героиня, разумеется, элитная проститутка), вот вам еще один яппи, покидающий свой офис ради идеалов Generation X, и так далее.

Становится ясно, что два первых фильма "Догмы" отличали от массовой (да и элитной) продукции не столько десять пресловутых правил, сколько одно несформулированное (которому фон Триер был верен всегда): не надо жалеть зрителя, надо быть к нему безжалостным. Зритель не должен чувствовать себя в зале комфортно. Он должен забыть о мягких креслах и вкусном попкорне. Хороший фильм - всегда испытание.

В этом смысле "Человечность" Бруно Дюмона куда ближе к "Идиотам" или "Торжеству", чем "Мифуне", который так и напрашивается на голливудский римейк. В римейке уберут напоминание о непонятном японском актере и заменят его чем-нибудь близким американцам. Называться фильм будет "Последняя песнь Джона Уэйна" и получит несколько номинаций на "Оскара".

В добрый путь.

"Последняя песнь Мифуне". Кинотеатр "35 мм"

Арт

Анонс этого события появился в Сети так давно, что я не берусь указать дату. Точно - еще в прошлом году. Пару раз я даже спешил его поставить в "КГ", пару раз снимал, может, как-то он и просочился. Так или иначе, сейчас обещанное стало правдой: в РГГУ открылся первый настоящий музей Современного Искусства. В его основу положено частное cобрание известного российского коллекционера Леонида Tалочкина и называется он так же, как выставки, которые Талочкин проводил в Третьяковке лет десять назад: "Другое искусство".

Коллекция в основном охватывает период шестидесятых - начала семидесятых (грубо говоря, от Лианозова до бульдозерной выставки; кстати, одна из представленных картин принимала в этой выставке участие). Выставка небольшая - три зала и лестница - но обязательная для посещения. Ведь это давно уже не "другое искусство", а самая что ни на есть классика.

"Другое искусство". РГГУ, Чаянова 14, 5-й этаж.

Литература

Погаси свечку, Большой Брат

"Крымский клуб" продолжает цикл вечеров "Литераторы - людям". Первый раз в качестве людей были выбраны милиционеры, а нынче - сотрудники госбезопасности. Проходит мероприятие так: собираются, скажем, милиционеры и читают свои стихи ("...тоже любить умеют"). Потом встает Пригов и читает про Милицанера. Все смотрят друг на друга с некоторым изумлением, а все в целом напоминает известный анекдот про то, как горилла, убежавшая из бродячего цирка, рассказывает в джунглях, что ее возили по всему свету и показывали разных чудных безволосых обезьян, таких опасных, что их от нее огородили решеткой. Решетки, кстати, явно не хватает.

Не знаю, как сотрудники ФСБ отреагируют на посвященные им произведения (Акунина, что ли, пригласить?), но догадываюсь, как отреагируют литераторы на творчество сотрудников спецслужб. Процитирую из пресс-релиза:

Поход в ФСБ (с целью пригласить) показал: сотрудники спецслужб, как и минувшие милиционеры, не чужды изящному. Руководитель пиаровских программ могущественного ведомства, пообещавший участвовать в акции и содействовать участию коллег, недавно выпустил очередную книгу стихов (объемом в 500 страниц), а также книжечку духовно-патриотических стихов для детей "Зажги, мама, свечку!". Сейчас, по его словам, как раз пишет книгу об отношениях писателей и спецслужб в России (уже раскопал новые факты о Толстом и Гумилеве).

Впрочем, Игорь Сид утверждает, что смысл акций в том, что если люди лучше узнают друг друга, то им будет труднее делать друг другу гадости. Позволю себе не согласиться: с трудом представляю, какую гадость может сделать литератор сотруднику спецслужб, и довольно хорошо представляю обратное. В любом случае с трудом верится, что если Они будут нас лучше знать, нам от этого будет лучше. В некотором роде это Их работа ("знать лучше") - и я не понимаю, почему мы должны ее Им облегчать.

Что же касается контактов с представителями спецслужб, то я признаю только один, воспетый Альбрехтом: под протокол со строгим соблюдением законности.

- Игорь Сидоренко, скажите, почему электронный адрес, на который вы предлагаете слать тексты, посвященные сотрудникам спецслужб, называется nkvd@liter.net? Не хотите ли вы этим сказать, что наши спецслужбы похожи на сталинское НКВД?

- Я отвечу на этот вопрос, только если вы запишите его в протокол.

(Записывает).

- Теперь запишите мой ответ. Я не понимаю, какое отношение этот вопрос имеет к делу, по которому я вызван свидетелем.

(Заносит в протокол слова Сида, объясняет, заносит в протокол свое объяснение).

- После вашего объяснения я окончательно убедился, что этот вопрос не имеет никакого отношения к делу, по которому я вызван свидетелем, и потому я отказываюсь отвечать на ваш вопрос.

Экономя время читателя, я еще пропустил протест против того, что вторым предложением ("Не хотите ли вы...") следователь подсказывает свидетелю его ответ, что тоже не положено по закону. Желающие могут поискать где-то в безднах "РЖ" полный текст книги Альбрехта, на которую я как-то уже давал ссылку.

Так и только так должны строиться отношения сотрудников спецслужб и литераторов - до тех пор, по крайней мере, пока ягненок не возляжет рядом со львом.

Московский Крымский клуб. Цикл ''Литераторы - Людям'' (''гуманитарные встречи литераторов с представителями других влиятельных социальных групп'') ''ЛИТЕРАТОРЫ - СОТРУДНИКАМ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ'', 11 марта, 18:00. Музей В.В. Маяковского.

Музыка

Тяжелый грипп второй раз за этот месяц уложил меня в постель - и, как видят читатели, "КГ" вышел с опозданием как раз на те два дня, в которые в Москве проходили концерты Мирей Матье. Рецензия, уже сочиненная в голове, потому осталась незаписанной - и с горя я уже собирался пропустить раздел "Музыка" вовсе, но, верный профессиональному долгу, все же предлагаю краткий список "любопытного", рассортированный по годам.

Итак, шестидесятые. То есть нашим папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Зажав в руках звездный билет, все идут в ЦДХ и там, на полпути к Луне, слушают Михаила Козакова (голос) и Игоря Бунтмана (саксофон).

Семидесятые. Как принято было выражаться лет десять назад, "эпоха застоя". То есть либо идти в то же ЦДХ, либо уж ждать восьмидесятых.

Восьмидесятые. Любители классического питерского рока времен "Рок-клуба" идут слушать Силю и группу "Выход" в "Запасник Art Garbage" и вспоминают времена, когда казалось, что чистой воды хватит на всю жизнь, никто не станет старше и все будет по кайфу - и больше ничего. Те, что обычно пропускают раздел "Музыка" и читают раздел "Литература", идут слушать кумиров восьмидесятых - Пригова, Рубинштейна и Щербину в клуб "Балаганчик", где три дня подряд "Фокс-бэнд" проводит уик-энд с поэтами - акцию настолько законспирированную, что даже на "Вавилоне"(www.vavilon.ru) о ней ничего не сказано. Так что перед тем как идти - позвоните, проверьте.

Девяностые. Любители питерского рока девяностых ходят в "Бункер": на Женю Федорова ("TequilaJazzz") или на Леню Федорова ("АукцЫон"). Любители более современной музыки не должны пропустить DJ Ники Холоуэй в XIII - поскольку именно Ники был одним из организаторов знаменитых партиз на Ибице, с которых и начались все рэйвы, the big E и прочие радости уходящих девяностых.

Пятница, 10 марта.

Сергей Селюнин, группа "Выход" /Петербург/. Электрический концерт. 22:00. ЗапасникArt Garbage, 928-87-45, Старосадский пер., 5, м. Китай-город. Как пройти, читай здесь.

Михаил Казаков (голос), Игорь Бутман (саксофон). Концерт для голоса и саксофона. 19:00. Центральный дом художника.

Леонид Федоров ("АукцЫон") соло. 23:00. "Бункер".

Суббота, 11 марта.

Группа Tequilajazzz. 23:00. "Бункер".

DJ Ники Холоуэй /Англия/, DJ Коля, DJ Град, DJ Дима. Вечеринка Marquis De Sad Клуб Клуб XIII День рождения клуба. 23:00.

Пятница, суббота, воскресенье.

Группа "Фокс-бэнд". "Уик-энд с поэтами" Приговым, Рубинштейном, Щербиной и Салимоном. 20:30. Балаганчик.

Интерактив

Если говорить о девяностых годах, то изменения в какой области наиболее значимы для вас?

политика: 21

культура вообще: 20

отношение к деньгам: 16

кино: 13

отношение к сексу: 9

литература: 7

психоделия: 7

музыка: 6

другое: 2

Про политику пусть Левкин пишет - я, все что мог сказать, сказал здесь. Культурой вообще я как раз и занимаюсь, так же как и кино, а вот про деньги я давно думаю. Есть у меня по-настоящему близкий друг (наверное, один из двух самых близких), обладающий, как все мои друзья, разными ипостасями. Так вот, в одной из них он является мифическим персонажем, проходящим иногда в моих текстах как "мой новый русский друг". Знаток позднего Бродского, раннего Пригова, промежуточного Жака Деррида - а также тонких и сложных финансовых схем, о которых тут не время и не место распространяться. Ну, все остальное как положено, но со вкусом, чтобы на анекдоты не походило: машина не шестисотый "мерс", но дороже; дом не в Майами, но лучше, дети не в Итоне, а в православной гимназии... Давно хотел ему предложить вести колонку про деньги и вокруг - и сдерживает меня только мысль, что достойного гонорара ни я, ни редакция РЖ ему предложить никак не сможем.

И тут вспоминается другой мой друг, точнее даже наш общий, бывший одно время журналистом, пишущим на экономические темы. Когда случился очередной финансовый скандал - еще до скандала с BoNY - он сказал: "Понимаешь, это очень запутанное дело. Честно говоря, никто из журналистов, которые о нем писали, так и не разобрались в нем". И, подумав, добавил. "Это, собственно, так и должно быть. Если бы мы в этом могли разобраться, наверное, мы бы не зарабатывали себе на жизнь писанием статей".

Вот почему хороших статей про деньги у нас не будет никогда.

А теперь - слово читателям.

Вначале про все сразу.

Я начал ненавидеть народ и любить людей. Увидел повсюду нищие лица и жадные души, безразличие ко многому и веру в пустоту, крики о помощи и полную аппатию. Политика, которая чуть-чуть появилась, вызывает, по крайней мере, уважение; культура, которая то ли перерождается, то ли вырождается, постепенно создает свою картину; музыка, которая прорвалась сквозь культуру и получилась прекрасной или отвратительной, приятно пощипывает уши; литература, которая нашла силы не поверить своему проклятию, я верю, начнет жить; кино, которое сотворили и творят из ничего несколько людей, скоро удивит многих; психоделия, которая впала в депрессию, покончит жизнь самоубийством; отношение к сексу, стало точно таким же, как отношение к деньгам; другое - это другое, для меня и для друзей. Мастер Безумия

Потом - про деньги.

Изменения вкусов, даже сильные, в порядке вещей. а перемена отношения к деньгам для меня неожиданна и неприятна. наверное, дело не в 90-х годах, а в моих собственных (Аня)

Дальше - про не предусмотренное опросом.

Я бы добавила как категорию "образ жизни". То, что произошло со мной в 90ые, обратимо изменило мое мировоззрение и расширило мои возможности до "sky is the limit". Забавно вспоминать, что когда-то в 80ые у меня была детская мечта: поехать на Гавайские острова, посмотреть. Тогда мне, студентке инженерного ВУЗа в Москве это было недотягаемо, как Луна. А теперь я дом там могу купить... на Гаваях, то есть, не на Луне :)

А ничего особенного со мной не произошло. Выиграла стипендию зарубежом, уехала учиться, нашла работу, открыла для себя весь мир. Сколько таких как я, russian professionals, по всему миру теперь? Миллионы, наверное. Но для широких масс это стало возможным только в 90-ые... (LB)

А теперь слово тем, кому и sky не limit, потому что и там - Люси с даймондами.

Конечно, психоделия. Не поймите превратно, возросшая доступность Люси на Небе в Алмазах (англ.) и прочих психоактивов не сыграли да и не смогли сыграть решающей роли, если бы общество не оказалось настолько готовым к повороту в лучшую сторону, в сторону внутреннего взгляда на себя. Предвижу реплики читателей, дескать, мнение очень спорное. Но посмотрите, что происходит. На смену водочной безбашенности Ельцина приходит новая эпоха, эпоха просветленного сознания. Достаточно раз-другой послушать Путина - т.е. именно послушать, не придавая никакого значения смыслу его слов и прочим посылам, вслушаться в качество его речи. Ей-богу, никакой психоделик не требуется - как четко, ясно и в то же самое время неповторимо, по-психоактивному глубокомысленно, звучит его речь! Эти "кто нас обидит, тот трех дней не проживет", "угон скота в Монголию" и прочее. Все-таки тенденция разворота каждого человека от придуманных обществом правил игры к индивидууму уже улавливается, на уровне! коллективного бессознательного - а Путин - величайший психоделик для трипа в это коллективное бессознательное... По-моему, так. (полутезка Майк)

Прочитав это впервые, подумал: а может, правда от ЛСД крыша едет? Путин-то просветленное сознание? Впрочем, конечно, кому как. Отмечу, кстати, что если итогом восьмидесятых для меня было: "Человек может читать Бродского и быть сволочью", то итогом девяностых стала аналогичная вещь про прием психоделиков.

Нету, понимаете ли, гарантии.

Вернемся, однако, к любимым, несмотря ни на что, психоделикам.

Если говорить об изменениях в области МЕНЯ в девяностые годы двадцатого столетия, то, несомненно, наиболее значимым ДЛЯ МЕНЯ является расширение МОЕГО сознания посредством галлюциногенов и психоделической культуры. Но если говорить об изменениях в общепланетарных масштабах, то, конечно же, в первую очередь стоит отметить значительный прогресс в области компьютерно-паутинных технологий. (kапитан земляниkа)

Как всегда, хочется сказать: "Так это ж одно и то же!". Но побережем эту профанацию для журнала ОМ.

Прошлое

Вот незадача... нету у нас сегодня прошлого. Все впечатления истончились и истаяли. Вероятно, грипп скосил не только автора, но и читателей "КГ". Только из глубин Виртуальной Чехии проявился Остап Кармоди и прислал лаконичное:

Набрал тут в поисковике случайно fhf,jd и получил ссылку на сайт о гостях из космоса. Есть все же жизнь на Марсе! И имена у них звучат примерно так как мы и думали.

Я его спрашиваю: "Зачем тебе Арабов?", а он отвечает: "Стихи хотел перечитать".

Пишите!

Имя

E-mail