Русский Журнал / Обзоры / Курсив не мой
www.russ.ru/culture/kursiv/20000808.html

Форум? Художественных? Инициатив?
Андрей Ковалев

Дата публикации:  8 Августа 2000

Лето. Провинция. Скука

Мне почему-то всегда было как-то недосуг заниматься описанием памятников искусства и пересказом концепций. Всегда получалось неточно и как-то криво. Всегда очень скучно было перелагать пресс-релизы и высказывания художников. Но я подумал, что при письме для интернетушки вполне можно вполне ускользнуть от этого неприятного дела, привычно нажимая ctrl-C - Ctrl-V позаимстовать у коллег уже переписанные ими пресс-релизы. Более того, являясь тружеником бумажных СМИ, я могу позволить нарушать свое собственное авторское право, что выглядит еще приятнее. И мысли, наконец, освободить для возвышенного.

Итак, Георгий Никич открыл свой очередной (пятый) Форум художественных инициатив. Все, что нужно было сказать, уже сказано Миленой Орловой, Ольгой Кабановой, Андреем Ковалевым и прочими. (Ромер еще подойдет.) (Каталог Форума опубликован на аrtinfo.ru, еще краткие пересказы пресс-релиза - на weekend.ru.)

Меня теперь интересуют только три проблемы - Оригинальность, (Безысходность), Провинциальность и Скука.

Оригинальность

Добрый наш Марат не преминул отметить, что идея неоригинальна и он уже проводил подобную акцию - выставку "Конверсия". Все остальные также прошлись по поводу неоригинальности. Но весь вопрос тогда только в том, что есть оригинальность в современном мире. Симулякр на симулякре сидит и симулякром погоняет. В данном случае Никич даже специально объявляет, что входит в старую реку - то есть сферу производственных отношений. Но вся штука в том, что древние производственники и конструктивисты имели только одну, по большому счету, цель - преодолеть очуждение, возникающее в результате капиталистического производства. (Читай по этому поводу Маркса, а также Лукача и Гваттари и Джеймисона.) Естественно, что за прошедшие восемьдесят лет ситуация с осуждением если и изменилась, то в худшую сторону. Беда в том, что оказалось, что и взаправду решить этот вопрос можно только в результате коммунистической революции. Так что надежды никакой нет, и робкие ссылки Ковалева-бумажного на социальный дизайн просто указывают на невозможность достижения полного и окончательного счастья (он, конечно, имел в виду, как обычно, Йозефа Бойса с его социальной скульптурой). Но социальный дизайн в том смысле, как его понимают Никич и Гельман, есть весьма циничное манипуляторство, только обостряющее проблему отчуждения. Главной конторе межнациональной корпорации или похоронной конторе можно придать вид малевичского архитектона, но ничего от этого не изменится. Интересно, что Большой Сорос только такие проекты и поддерживает.

Безысходность

Я почему-то не могу сказать отчетливо, что же происходит с современным искусством. Я, конечно, понимаю, что дело обстоит - хуже некуда. Или - лучше некуда. Шесть или семь наличных галерей попрятались по дальним углам, все более и более комфортным. Критики, правда, все еще пытаются судить да рядить - пойдет ли народ на выставку али нет. Да конечно же, никуда не пойдет. Ни на какую. И читатели этого текста тоже не пойдут - потому что не ходят никуда. Единственным видом коммуникации современного искусства с внешним миром остается только несчастные газетные критики. Нам пока что удается доказывать, что мы занимаемся делом важным и общественно значимым, отчего нам удается сохранять место работы - хотя далеко не всегда и не всем. Но общественная значимость не делает само дело общественнозначимым, наши герои никак не могут стать героями народными, хотя, с другой стороны, и галереи неплохо выживают, и кураторы на выставки деньги находят.

Проблема ведь не только в нас самих - просто само искусство современное как таковое пришло к своему пределу - по всему миру. Наши страдания только усугубляются тем, что настоящей индустрии у нас не возникло - вот и все. Может быть, это и хорошо, потому что уж больно тяжко, как мне лично кажется, быть засунутым в прокрустово ложе институций. У нас все еще сохраняется нежное отношение к искусству. Возможно, что мои ламентации вызваны тем, что для меня все внове - три года я газетной критикой, как известно, не занимался по не зависящим от редакции причинам, вот и комплексую помаленьку. Но как я могу писать понятно о том, что сам перестал понимать? А ведь теперь это входит в мои штатные обязанности.

Скука

Некоторых эмоционально неустойчивых персонажей на Форуме охватило чувство прогрессирующей скуки. Но кто и когда сказал, что искусство должно быть забавным и смешным. Впавшего в уныние меланхолика не радуют даже в самом деле забавные аттракционы - даже веселый Гроб-На-Колесиках. Не очень испугал и мощный "Новоновосибирск" Алексея Беляева. Хотя, конечно, предъявление в главном муниципальном зале пластических вариаций на тему Дугина, представленные под лейблом жириновского Комитета по Государственному строительству, должно привести к массовому выделению адреналина. Искусство скучно даже самим критикам. Может быть, поэтому почти никто не заметил "просто хорошее", то есть профессиональное искусство, вроде гастрономических фантазий Алены Кирцовой и Юрия Пальмина или вполне адекватно собранного из интеллектуальных и технических отходов "Стога" (автор - "Волгатранстелеком" (Саратов), художник-консультант - Михаил Гаврюшов).

В результате, конечно, не имеет никакого значения лукавое разделение экспозиции на искусство произведенного организациями и предприятиями и результат индивидуальных размышлений индивидуальных художников. Кстати, хочу напомнить - если кто не слыхал еще - автор давно уж помер, страдалец. И все же, несмотря ни на что, глядя как раз на такие предметы, достаточно гладкие и достаточно глубокомысленные, начинаешь чувствовать себя где-то на среднестатистическом Востоке Европы - в Будапеште или Кракове. Если хорошо задуматься, то именно это и вызывает такую глухую тоску.

Провинция

До середины девяностых мы как-то сильно комплексовали от провинциальности и вторичности нашего искусства. Все время казалось, что все когда-то уже где-то было, сплошной тотал рекол. Но что значит быть актуальным? - балансировать на тонкой грани между оригинальностью и необходимостью делать "как все" и попасть в струю. Теперь на нашем горизонте появился разработанный и артикулированный провинциальный радикализм (отчасти его обозначил своими манипуляциями Никич и безвременно почивший Центр Современного искусства Сороса, отчасти - неутомимый Марат). И мы попали в расставленную нами же ловушку и теперь можем задним числом оценить, как наше искусство воспринимали на Западе десять лет назад. Радикализм неуместен, и единственный способ самозащиты от него - сказать, что так уже миллион раз было. Хотя, по большому счету все уже миллион раз было, в том числе и первая поллюция.

Самое смешное, что провинциальные художники как бы гораздо более профессиональны и космополитичны, что особенно удручает. Они очень внимательно читали "Художественный журнал" и поэтому все делают без помарок и правильно. Поэтому мне очень понравился минималистический объект Георгия Первова, подвесившего свой банан недостижимо высоко, предлагая всем желающим подложить все умственные книги и каталоги, которые он освоил - и получить продукт. Хотя, конечно, на фига козе банан?

Приложения и теоретические обоснования

Ольга Кабанова. Современное производственное искусство. На выставку в "Новый Манеж" заманили серьезные организации. "Известия".

... скучная стебная художническая спекуляция на тему одиозных философствований г-на Дугина получила парламентское покровительство.

Но присматриваться желания нет - оно подавлено скукой. Даже к самой умной работе выставки, придуманной Никичем. "Лапоть в ярости" состоит из старых крестьянских лаптей и изуродованного (гипотетически тем же крестьянином) портрета XVIII века. "Лапоть" предлагает в который раз задуматься о природе русского бунта.

"Правильная выставка, - сказал на вернисаже один уважаемый критик, - таким скучным и должно быть провинциальное современное искусство". Вот тут-то и вспомнились давно забытые выставки "производственного искусства", где живописцы не первого ряда демонстрировали результаты своих контактов с представителями полезных профессий. Тоже правильные, идеологически выдержанные были выставки, и тексты к ним писались правильные, с нужными цитатами. Смотреть, правда, эти выставки было невозможно. Никто на них и не ходил. А если и забредал случайный посетить, то это, уверена, была его последняя добровольная встреча с полезным искусством.

Милена Орлова. Современное искусство загнали в гроб. "КоммерсантЪ" (газета), 27 июля.

С самого начала одной из главных задач форума было доказательство полезности современного искусства обществу - а что еще остается некоммерческому мероприятию, проводимому под эгидой правительства Москвы? Публику последовательно пытались убедить, что современное искусство - это клапан, выпускающий пар излишней агрессивности общества, что оно - самое лучшее средство коммуникации и самый тонкий орган чувств.

Но еще никогда за пять лет существования форума художникам не предлагалось подписаться под тем, что они - всего лишь послушный инструмент в руках этого самого общества.

Андрей Ковалев. Для пользы нашего общего дела. В Малом Манеже открылся Московский международный форум художественных инициатив. "Время МН".

Очень модная в мировом масштабе стратегия производства искусства - когда некие институции вовлекаются в процесс создания произведений. Это, конечно, вовсе не то же самое, что производственное искусство 1920-х, когда авангардисты решили больше не заниматься таким старомодным и не соответствующим эпохе делом, как писание картин, и стали с большим пафосом делать рисунки для ситца, как Любовь Попова, или рисовать журнальные обложки, как Варвара Степанова. Здесь налицо обратное движение - художники пытаются вынуть эстетику из области экономических и производственных отношений и произвести своего рода социальный дизайн.

Никич провел серию "проектно-методологических семинаров", наставив художников на коммуникацию с думскими комитетами и похоронными бюро. Способ весьма эффективный, тем более что Никич обыкновенно производит эти действа в жестком стиле сайентологических радений. Собственно, именно этот перформанс, а не объекты следует считать самым главным и интересным.

Но весьма прогрессивная выставка, как и в былые времена у Гельмана, получилась "просто выставкой" и довольно скучной.

Велимир Мойст. Memento об "Instrumenta". Газета.ру.

Идея применения культуры в интересах бизнеса давно эксплуатируется в том самом постиндустриальном обществе, о котором мечтательно рассуждал главный куратор на пресс-конференции, только числится оно за рекламными ведомствами. Художник одновременно тоскует по свободному творчеству и выгодному заказу, что в порядке вещей. Нельзя сказать, что "Instrumenta" это противоречие хоть как-нибудь разрешает.

Аполлон как инструмент Госдумы. Открылся Форум художественных инициатив. С Алексеем Беляевым-Гинтовтом беседует корреспондент Полит.Ру Светлана Злобина-Кутявина.

Поскольку нас рекомендовал к участию в этой выставке Комитет Госдумы по государственному строительству, возглавляемый, кажется, представителем от партии Жириновского (коммунистом Лукьяновым - Полит.Ру), вероятно, они видят какой-то государственно-полезный смысл в этом проекте.

На сегодняшний день существует четыре монумента, исполненных на полотне в технике шариковой ручки. Еще двенадцать у нас в эскизах. Существует плотный график работы, и, я надеюсь, к Новому году мы исполним все 24 полотна. Мы с Андреем Молодкиным готовим выставку для Русского музея и надеемся показать монументы Новоновосибирска в государственной Думе. На полотнах изображена всплывающая подводная лодка - подводный атомный крейсер "Аврора", гигантский Аполлон на берегу великой сибирской реки и "золотой колосс" - гигантская 250-ти метровая постройка, которая одновременно является пусковой шахтой для космических ракет.

Московский Международный Форум художественных инициатив '2000

"Instrumenta. Искусство пользы"

(из каталога)

Результаты выставки "Instrumenta" могут рассматриваться с практической точки зрения как реализация возможностей использования культурных ресурсов в производственной сфере. "Оказывается, культура является и неотъемлемой частью и ресурсом развития больших и малых промышленных, производственных и посреднических организаций".

Основная идея Форума - исследование представления художников и кураторов о пользе и бесполезности их работы, зависимости, ангажированности и свободе. Соответственно, половину "Нового Манежа" делят между собой 17 проектов-экспозиций, представленных художниками и кураторами из Москвы, Петрозаводска, Саратова и Тольятти.

Активная позиция дает возможность участникам культурно-художественных процессов не только быть закрытыми в пределах своих институциональных и интеллектуальных интересов, но и сотрудничать с промышленно-производственной сферой, причем на равных партнерских основаниях, то есть, не будучи просто используемой (прежде всего для создания простых дизайнерских и имиджевых оболочек).

А вот - семинар, на котором было сказано множество интереснейших вещей, не попавших в пресс-релиз.

Искусство пользы - семинар в Калининградском филиале Государственного центра современного искусства.

Одна из проблем современного искусства - его невостребованность, непонимание широкой зрительской аудиторией. Транснациональные, глобалистские теоретические и практические устремления современной культуры и искусства в российской ситуации воспринимаются как определение сферы интересов узкой группы профессионалов - художников и кураторов:

- сфера культурной активности специализированных институтов и профессионалов в области искусства переносится в новую - производственную - среду. Это, с одной стороны, манифестирует демократизм современной культуры, с другой, позволяет расширить социальную базу понимания, приятия и порождения современных художественных образов;

- преодолевается заведомая внекультурность промышленной сферы: производства обретают новое - культуропорождающее - свойство, что отличается от обычных форм их отношений с гуманитарной сферой.

В основе проекта "Instrumenta. Искусство пользы" в целом лежит концепция "нового народного искусства".

Культурный продукт - произведение, появившееся из недр производства, - фактически является результатом перевода важных для предприятия образов и представлений средствами их профессионального языка - языка производства. Предприятие таким образом выступает в роли художника. Его произведения имеют три рациональных сферы приложения:

- наиболее органичный материал для интерпретации в PR;

- новый инструмент в работе с персоналом;

- появление произведения искусства в результате производственной деятельности открывает новые возможности в пространстве культурной проблематики: снимается оппозиция "профессионального" - "непрофессионального" и появляется возможность формирования нового, независимого пространства художественной активности.

Георгий Никич