Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь
Юбилей, высосанный из пальца
18 августа Антонио Сальери исполнилось бы 250 лет

Дата публикации:  18 Августа 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Радостно-радостно, с чувством глубокого внутреннего удовлетворения принялась журналистская братия заполнять пустые августовские полосы культуры некрологами родившемуся 250 лет назад Антонио Сальери. РЖ не станет исключением и тоже воздаст великому отравителю дань в виде нескольких уважительных (и не очень уважительных) строк.

К моменту этого 250-летнего юбилея русская нация, точнее ее культурная часть, как и прежде, ничего не знает о композиторе. Абсолютно ничего. Единственное, что утешает, - то, что продвинутое европейское музыковедение по большому счету недалеко ушло вперед. Монографии о Сальери можно пересчитать на пальцах, его произведения как не исполнялись, так и не исполняются, а гений чистой красоты Моцарта и поныне мстит своему коллеге, ибо вне моцартовского контекста имя Сальери практически нигде не упоминается.

Приходится высасывать информацию из пальца, что называется, собирать с миру по нитке - расспрашивать коллег и соседей, лезть в Интернет, перечитывать... книги о Моцарте - в общем, в заданной последовательности делать то, что обычно делает музыкальный критик, когда ему ничего не известно о том, о чем надо писать. Результат не впечатляет. Есть еще возможность заменить конкретные сведения собственными измышлениями, но это дешевый суррогат. Поэтому ограничимся жалкими нитками.

Россиянам в смысле Сальери повезло гораздо больше, чем какой-либо другой нации, так как у нас в распоряжении есть маленькая трагедия Пушкина, сквозь призму восприятия которого мы оцениваем личность Сальери. Говорить о том, чем реальный Сальери отличался от своего пушкинского двойника, - банально, об этом уже много сказано. Настоящий Сальери - хороший музыкант, добротный плодовитый композитор, роскошный педагог, немножко интриган, немножко бабник, немножко завистлив - ну кто не без этого? Об этом довольно хорошо известно и поэтому несущественно. Существенно другое.

Во-первых. Подлинная история о Моцарте и Сальери не менее романтична, чем пушкинский шедевр. Давайте лишний раз восхитимся таинственной круговертью фактов, пусть и в стиле телеграммы.

5 декабря 1791 года - умирает Моцарт, при загадочных обстоятельствах, однозначно причину смерти назвать не может никто, тело поспешно отпевают и хоронят в братской могиле, до которой никто из друзей и родственников так и не добрел якобы из-за разыгравшейся бури (которой на самом деле, по данным Венского центрального института метеорологии и геодинамики, не было).

12 декабря 1791 года - берлинский "Музыкальный еженедельник", сообщая о смерти Моцарта, пишет странную фразу: "Так как после смерти тело распухло, то утверждают даже, что он был отравлен".

1808 год - вдова Моцарта Констанца впервые (!) посещает могилу мужа.

1821 год - Сальери, пересылая некоему графу Гаувицу партитуру своего "Реквиема", пишет в приложенном к ней письме: "Когда Ваше Превосходительство получит это письмо, Господь уже призовет к себе пишущего эти строки" (суицид?).

1823 год - Сальери, находясь в состоянии полного помешательства, пробует перерезать себе бритвой горло и затем попадает в психиатрическую лечебницу, где неоднократно утверждает (и на исповеди, и в частных разговорах), что он виновник смерти Моцарта. Сплетня молниеносно разносится по всей Европе, некоторые верят, а некоторые нет (любимые ученики Бетховен и Шуберт, например).

1825 год - Сальери умирает.

Вот такая вот история, от которой у впечатлительного человека волосы встанут дыбом.

Во-вторых. Иногда не принимаются в расчет особенности человеческого сознания. Определенная эпоха должна вместить в себя определенное количество людей-типажей, некоторые из которых друг другу антагонисты. Если Моцарта по праву называют добрым гением, то обязательно нужно найти и черного гения - таков один из архетипов, крепко сидящих в человеке. А когда для этого есть абсолютно реальная историческая и фактологическая почва и - главное - есть Сальери, то мифологическая оппозиция начинает цвести и бурно пахнуть. И посему люди, считающие себя в праве развивать эту оппозицию, обращают все моцартовские "плюсы" в сальериевские "минусы": один гениален - второй бездарен, один чист и наивен - второй злобен и циничен и т.д. Если это гениально сделано Пушкиным, то далее находка идет в тираж: появляется сладкая до приторности театральная пьеса Шэффера, затем по ней - фильм Формана с обязательной голливудской клюквой (прошу прощения у поклонников "Амадеуса", но количество вышеозначенной ягоды иногда превышает всякие допустимые пределы).

Кроме этого я, по большому счету, бессилен что-либо сказать. О Сальери не знают главного - его музыки. А откуда, спрашивается, ее узнать, когда крупнейший интернетовский виртуальный магазин Amazon на имя Сальери куксится и выдает какие-то 18 записей на богом забытых фирмах? Лично мне приходилось слушать отрывки из его оперы "Данаиды" в прекрасной записи, осуществленной на EMI Classics в 1989 году (сейчас ее сняли с продаж, так что не ищите). Главную героиню Гипермнестру там восхитительно поет англичанка Маргарет Маршалл, уникальное моцартовское (вот, опять...) сопрано. Музыка же... Хорошая музыка, несколько пафосная, похожая на Глюка, точно сделанная по французскому фасону большой пятиактной оперы. Этого недостаточно, чтобы составить четкое мнение, тем более для музыкального критика. Впрочем, 26 августа в музее-усадьбе "Останкино" юбилей Сальери отметят российской премьерой этой самой оперы (хорошенький подарочек к юбилею - брачная ночь с 49-ю трупами!!!). Режиссером и балетмейстером постановки является Наталья Кайдановская. Вот и попробуйте, уважаемый читатель, сами определиться в своем мнении об Антонио Сальери и его музыке, а не читайте всякую интернетовскую и газетную чушь, высосанную из пальца.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Андрей Ковалев, Форум? Художественных? Инициатив? /08.08/
Курсив не мой. Художественный критик, воспользовавшись Форумом художественных инициатив, решил высказаться о современном искусстве на нынешнем этапе, а заодно уесть коллег и "себя бумажного". Коллег передернул, себя бумажного похвалил.
Петр Поспелов, Обзор бумажной прессы /17.07/
Курсив не мой. С Богом и без: художественные выставки в Италии. Большой актер сыграл маленького человека: "Контрабас" Патрика Зюскинда в исполнении Константина Райкина. Маленькие люди сыграли большой народ: фильм "Свадьба" Павла Лунгина.
Марина Игнатушко, Международный фестиваль искусств имени Сахарова /12.07/
"У него нет концепции, но есть атмосфера", - так написано в газетах. Неофитские настроения прошли, а идеи так и остались не прочитаны. Потому имя Сахарова стало просто лейблом фестиваля - по крайней мере для нижегородцев.
Петр Поспелов, "Страсти по Матфею - 2000" /07.07/
Обзор прессы. В англиканской церкви Святого Андрея творилось нечто невообразимое. Три дюжины известных поэтов, композиторов, видеохудожников и хореографов создали новую версию "Страстей по Матфею" Баха. Можно было предположить, что сочинение станет шахматной партией стилей и традиций. Но под видом интеллектуальной завитушки неожиданно выступило откровенно религиозное сочинение. Проект "С нами Бах!" стал прощальным жестом покидающего Москву директора Гете-института Михаэля Кан-Аккермана.
Ольга Кабанова, Дневник его жены /27.06/
О прессе завершившегося "Кинотавра". О Дунином Бунине - интеллигентном, но не занудливом. Ираклий Квирикадзе отмежевывается от Кустурицы, но крыша улетает у обоих в одно и то же небо. "Коммерсант" без Деготь - как демократы без Чубайса.
предыдущая в начало следующая
Михаил Фихтенгольц
Михаил
ФИХТЕНГОЛЬЦ
fikhtengoltz@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Курсив не мой' на Subscribe.ru