Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь
Дельфин и рейнская русалка. Заплыв #1
Обзор по культуре бумажных СМИ

Дата публикации:  7 Декабря 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Дорогой виртуальный читатель, приветствую твое существование и сообщаю с радостью о рождении заново в лоне Русского Журнала обзоров всяческой прессы по культуре. Понимаю, что работа моя тяжела, и каждый день выкладывать честно заработанный тридцатник тоже не просто (как раз хватило бы на четыре кефирчика "Агу" для моего маленького сына). Да и руки после свежих газет не отмоешь. Но чего не сделаешь ради любимого читателя, который хочет знать все, что происходит вокруг. Даже, если это такая узкоспециализированная область, как культура. Итак, в бой!

Никогда еще культура не была так связана с политикой, как в эти дни. Вся страна, заделавшись меломанами и поклонниками изящной словесности, обсуждает главную песню страны. Уже вроде стало понятно, что от гимна СССР, принадлежащего перу Александрова, никуда не уйти - ан нет. Две сегодняшние газеты посвящают передовицы "нерусской природе" музыки Александрова. Но если Сегодня не упоминает источник заимствования, то Время МН прямо указывает на него.

Александр Атаров в статье под заголовком "И Шуман великий нам путь озарил" дает ссылку на опус 45 #2 Роберта Шумана. Немецкий Lied (то есть, романс или песня) "Весенние странствия" написан композитором-романтиком на стихи другого романтика - Эйхендорфа. "Тот фрагмент гимна Александрова, который некогда звучал как "Партия Ленина, партия Сталина", впоследствии переделанный в "Знамя советское, знамя народное", текстуально почти нота в ноту совпадает с мелодией Шумана".

Потом, правда, автор пугается собственного музыковедческого открытия и старается не винить профессора Александрова в "банальном плагиате". (За это сейчас и в суд привлечь могут.) Конечно, и в музыке совпадения бывают, а композиторы прошлого вообще любили стянуть понравившуюся мелодийку у коллег, а то и у самого себя. Но, как кажется пораженному собственным открытием музыковеду, Шуман, писавший в основном песни о рейнских русалках, лилиях и любви, вряд ли подойдет для основы государственного гимна России. "Представим себе на минуту, что выдающиеся наши певцы <...> вдруг пожелают включить в свой репертуар "Весенние странствия" Шумана, и песня эта зазвучит повсюду - на концертах, на радио, телевидении, разойдется по всей стране на всевозможных аудио- и CD-носителях... Реакция публики при этом может оказаться скандальной: от смешков в зале до демонстративных вставаний во время исполнения этой очаровательной, типично шумановской миниатюры". Но дело в том, что ни заслуженные, ни народные артисты не включают песен Шумана в свой репертуар - некому у нас петь его "очаровательные" миниатюры. Вот если бы "Темно-вишневая шаль".

На самом деле, какая разница, заимствовал ли Александров пару пассажей, или нет. Шуман - не самый плохой образец для подражания. Глинковскую музыку отменили из "нерусскости". Музыковедение - такая вещь, что при желании можно найти у Александрова и пассажи из "Семь сорок", и из "Боже, храни королеву".

Другая тема дня - объявление лауреатов премии "Триумф", финансируемой Борисом Березовским. В Известиях Валерий Кичин не преминул отметить этот факт: "...премия, идея которой не вызывает сомнений, в этих условиях низводится до уровня хода конем и способа привлечь на свою сторону мастеров культуры". Как выясняется, мастерам культуры (а в жюри "Триумфа" - "совесть нации": Табаков, Чурикова, Башмет, Васильев, Спиваков, Аксенов, Жванецкий и др.) глубоко наплевать, откуда денежки берутся. "Каша в головах советской интеллигенции всегда была не столько следствием специфического образования, сколько условием выживания" (это уже Алена Солнцева во Времени новостей).

Газета Ведомости приводит классную цитату из Аллы Демидовой: "Я, как экономист по образованию, могу утверждать: больших чистых денег не бывает. Мы бы с удовольствием вручали премию Сергея Аверинцева, но у Аверинцева денег нет. И почему, когда раньше получали Сталинскую, Ленинскую премии, никто не предавался размышлениям - откуда деньги?" Только в Независимой газете - по вполне понятной причине - считают, что деньги не пахнут и рапортуют о "Последнем "Триумфе столетия".

В этом году критики "Триумфа", всегда обвинявшие жюри в присуждении премий только старым звездам, на этот раз добились своего. В этом году еще одна премия в 50 тысяч долларов была разделена на 20 и вручена молодым. Правда, произошла полная неразбериха с определениями: в НГ назвали молодежные премии грантами. Ну да как не назови, лишь бы выдали. Полный молодежный список "триумфаторов" с комментариями здесь. Самым ошеломляющим решением жюри стоит признать выбор Андрея Лысенко, больше известного в шоу-бизнесе под кличкой "Дельфин".

Главными лауреатами 2000 года стали: режиссер Анатолий Васильев (поделивший 50 тысяч долларов со своим сценографом Игорем Поповым), скрипач Гидон Кремер, балерина Майя Плисецкая, поэтесса Юнна Мориц, фотохудожник и журналист Юрий Рост. Как справедливо замечает Лариса Юсипова в Ведомостях, "список если чем и раздражающий, то своей абсолютной бесспорностью".

Еще одна тема, не перестающая волновать СМИ, - кризис в Театре сатиры. Недавно назначенный министр культуры Михаил Швыдкой уже прославился как "Железная рука". Кого-то из старых руководителей поувольнял, кто-то, не дожив до увольнений, и сам отошел в мир иной. Теперь все заботятся, как бы решительные действия министра-театрала не сказались на здоровье худрука Сатиры Валентина Плучека. Театральный обозреватель Независимой газеты Григорий Заславский побывал на сборе труппы театра и осторожно заметил: "Кризис в Театре сатиры, кажется, близок к разрешению". Александр Ширвиндт, которого пресса уже посадила в кресло худрука, обиделся на эту самую прессу. Но на собрании было зачитано два письма. "В первом Плучек надеется, что слова, которых он не говорил в адрес Ширвиндта, "не перечеркнут наши многолетние отношения". Во втором - делятся следующими выводами, к которым Плучек и Ширвиндт, побывавший дома у Мастера, пришли после обсуждения положения в театре: не дать потусторонним силам в секунду погубить любимое дело; поблагодарить коллектив, который в этой ситуации повел себя сверхинтеллигентно и достойно; пресечь досужие хамские выпады в прессе. Финал письма: "Плучек велел Ширвиндту не бросать их общее дело".

Чего же Ширвиндт обижается на правдивые слухи? СМИ вообще любят вербализировать все слухи, связанные с планами Швыдкого. Тем более, что они сбываются на все сто. Елена Черемных (Коммерсант) побывала еще на одном выступлении министра - на открытии VIII Съезда союза композиторов. В статье с говорящим о многом названием ("Музыку будущего послали на три буквы") Швыдкой пообещал "регулировать контакт современных опусов с аудиторией". Речь идет о новых сочинениях, за которые министерство платит денежки композиторам, а потом они пылятся в архивах. Тяжелая у композиторов судьба, что и говорить: пишешь-пишешь, а потом кто-нибудь углядит нечто шумановское.

Сегодня в газетах вообще много музыки. Независимая и Время новостей расхваливают на все лады концерт английского контртенора (то есть мужчины с женским голосом) Майкла Чанса, выступившего на "Декабрьских вечерах". А в Новых известиях сенсационное интервью, которое взяла неутомимая Мария Бабалова у бывшей примадонны Мариинского театра Галины Горчаковой. Оставшись без голоса, разругавшись с Валерием Гергиевым, она в подробностях выплескивает на читателя всю закулисную дрянь. Интриги за спиной ("Скотина. Это что такое - все мужчины от нее в восторге. Нас не видно"), шантаж ("Я получила очень грозное письмо: если я не буду появляться в оперном театре города Петербурга, то мои зарубежные контракты при влиянии Гергиева будут аннулированы") и прочие прелести оперной жизни. Редкая по откровенности беседа.

В Общей газете Андрей Хржановский с простительным для еженедельника опозданием пишет о фестивале "Посвящение Олегу Кагану", который провела в Москве жена музыканта - прославленная виолончелистка Наталия Гутман. "Гутман встретила в коридоре консерватории юного скрипача с золотой копной волос на голове... и обратилась к нему с вопросом: "А не сыграть ли нам Двойной концерт Брамса?.." Дальше - все в том же духе. Поклонники другой музыки найдут в Общей интервью с Лаймой Вайкуле ("Вам никогда не приходило в голову открыть приют для бездомных животных?"), а в Коммерсанте отчет о гастролях американского шоу Stomp, в котором звуки извлекают с помощью швабр, пластиковых коробочек и разного мусора.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Петр Поспелов, От наследства не отказываемся /26.09/
Курсив не мой. Геннадий Рождественский дирижировал "Борисом Годуновым" 1948 года. Партнер от Рихтера не подошел Вадиму Репину. "Киношок" наградил Эльдара Рязанова. Айвазовский и Чюрленис отошли в салон. И только Лев Бруни остался в религиозном авангарде. Обзор бумажной прессы.
Петр Поспелов, Успокоительного не принимаем /19.09/
Курсив не мой. Журнал "Волга" закрыт, но на книжной ярмарке скупают книги. Спивакову удался Шостакович, но Плетнев все равно лучше. Шоу "Брат-2" будит в русских патриотический милитаризм, но, помилуйте, как невинны австралийцы со своей Олимпиадой! Обзор бумажной прессы.
Петр Поспелов, Дочь фараона в опасности /08.09/
А вдруг Рождественский вернет Григоровича в Большой театр? Зураб Церетели выставил в своем музее Кулика и заработал первые положительные рецензии. Аутентичные фотографии Аркадия Шайхета и новодельный кабинет Даниила Хармса. Обзор бумажной прессы.
Петр Поспелов, Большой театр и Михаил Швыдкой /01.09/
Впервые на нашем веку культурным ньюсмейкером номер один оказался министр. Большой театр обезглавили и подчинили Минкульту так быстро, что никто и пикнуть не успел. На очереди - превращение всей российской культуры в ЕПТК.
Михаил Фихтенгольц, Юбилей, высосанный из пальца /18.08/
18 августа Антонио Сальери исполнилось бы 250 лет. Подлинная история о Моцарте и его завистнике не менее романтична, чем пушкинский шедевр.
предыдущая в начало следующая
Вахит Каркыраев
Вахит
КАРКЫРАЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Курсив не мой' на Subscribe.ru