Русский Журнал / Обзоры / Курсив не мой
www.russ.ru/culture/kursiv/20001218.html

Уголовная романтика и доморощенный Бах. Заплыв #3
Обзор бумажной прессы по культуре

Вахит Каркыраев

Дата публикации:  18 Декабря 2000

Понедельник - день тяжелый, но для газетчиков еще тяжелее - воскресенье. Счастливы Коммерсант, Независимая газета и Время-МН, чьи сотрудники проводят законный выходной с семьей. Остальным приходится выходить на работу, и это заметно сказывается на оперативности, например, театральных критиков. Только что выпущенный в Театре имени Станиславского "Маскарад" Лермонтова в постановке одного из самых модных режиссеров Москвы Виктора Шамирова и еще более модного сценографа Павла Каплевича отрецензирован только во Времени новостей.

В статье "Гоп-стоп, ты отказала в ласке мне" Марина Давыдова сразу дает понять, что "это не драма Лермонтова, а скорее фильм Шукшина "Калина красная", а подробное описание отдельных сцен наводит автора на мысль, что "между уголовной романтикой и лермонтовским романтизмом окончательно поставлен знак равенства". Но больше всего воображение автора поражают не "жалостливые интонации алкоголика" в голосе Сергея Шакурова, которому досталась роль Арбенина, а то, что Нина в исполнении Ирины Гриневой "чистым безмятежным голосом поет романс, в котором слово "поцелуй" рифмуется с популярным в народе словом из трех букв".

"Унизить" пьесу, поскольку не удается возвыситься до нее", - с пафосом заканчивает рецензент. Можно представить, как возмутится заведующий литературной частью Театра имени Станиславского, которому по статусу положено нахваливать в пресс-релизах и "матюги" (пускай принадлежащие пушкинскому перу), и театральную жизнь "по понятиям". Но, честно говоря, статья Давыдовой - прекрасный пример антирекламы. После нее ужасно хочется посмотреть на деклассированного Арбенина и услышать, как звучит ненормативная лексика в устах невинной Нины. Даже если Шамиров использует "старый прием - взять, скажем, прелюд Шопена и сыграть его на манер "Собачьего вальса".

Другие скудные театральные события в сегодняшних газетах: скучное описание неновых спектаклей театра "Шалом" ("Блуждающие звезды") и РАМТа ("Дневник Анны Франк" с Чулпан Хаматовой) в Сегодня и слабая попытка в Эксперте дать объяснение, почему до сих пор вакантно место лидера молодежной режиссуры (на самом деле - попытка запихнуть в один флакон снятие Плучека и новый спектакль "Табакерки").

Декабрь - это всегда время засилья классической музыки на газетных полосах. Вот и на этот раз событий оказалось так много, что каждое издание выбирало на свой вкус. В Известиях Петр Поспелов посчитал наиважнейшим окончание культурной акции "Год памяти Баха". Финал фестиваля - исполнение "Рождественской оратории" силами сборной солянки под управлением немца Хельмута Риллинга. "И очень хорош был сам Риллинг - точный, ясный, прекрасно понимающий того Баха, которого он делал". Но, видимо, "того Баха" было недостаточно для целой статьи, и автор делает акцент на феномене баховского музицирования в родном отечестве: "Он или остается достоянием довольно узкой искушенной аудитории, которая воспринимает аутентичное музицирование как некую оппозицию общему духу музыкальной жизни, или звучит слишком по-русски - даже под управлением таких мастеров, как Риллинг".

Екатерина Бирюкова (Время новостей) находит более точное определение Риллингу - "скорее середняк и конформист". Какой же аутентист сократит в полтора раза "Рождественскую ораторию"! В этой статье финал баховских торжеств плетется в хвосте других юбилейных мероприятий. К 70-летию Большого симфонического оркестра имени Чайковского в Москве прозвучали брукнеровский Te Deum и "Патетическая оратория" Георгия Свиридова (дирижер - Владимир Федосеев). Бирюкова считает, что последняя (на тексты Маяковского) "имеет совершенно неудобоваримый текст". С этим не может согласиться Вадим Журавлев в Ведомостях: "Именно Федосееву удается снимать идеологическую стружку и выявлять в произведениях Свиридова символическую значительность, определявшую целую эпоху в музыке". Но оба автора совпадают во мнении, что юбилей БСО удался на славу.

Ведомости публикуют сегодня большое интервью с Дмитрием Хворостовским, который завтра участвует в премьере вердиевского "Риголетто" в "Новой опере". Оно выгодно отличается от того, что было в Афише. Но тоже радует умными вопросами: "Хотелось бы вам, чтобы зрители рыдали, чтобы горло перехватывало?" И столь же умными ответами: "Есть моменты, когда я сам ощущаю комок в горле. Такая гениальная опера. Не рыдать невозможно".

Время новостей дает в огромном подвале сразу два интервью: с Франсуа Озоном ("Меня тошнит от фильмов за 80 миллионов") и его актрисой Шарлоттой Рэмплинг ("Шарлотта Рэмплинг предпочитает интеллектуальное кино"). Информационный повод присутствует: выход в прокат озоновского фильма "Под песком". Но, по правде говоря, от многочисленных упоминаний имени Озона в разных газетах читателя уже тоже должно тошнить.