Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь
Правда физиологического сопереживания. Заплыв #6
Обзор бумажной прессы по культуре

Дата публикации:  21 Декабря 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Ради юбилея родной газеты расстарался заведующий отделом культуры и театральный критик Независимой Григорий Заславский - взял интервью у генерального директора Большого театра Анатолия Иксанова. Вновь назначенный глава администрации первого театра страны четыре месяца находился в тени Геннадия Рождественского. Тот давал пресс-конференции, ругал журналистов и строил творческие замки из песка. Теперь настал черед Иксанова. Собственно говоря, полосное интервью открывает мало интересного в его фигуре (убрав "воду" и обтекаемые формулировки можно было уместить его и в пару колонок).

Наконец-то все поклонники Большого достоверно узнали, что подземного хода, соединяющего Большой и Кремль, не существует. А так все обычно - театр не разворован, филиал не построен, билетных спекулянтов все видят, но как с ними бороться - не знают. Собираются, правда, ввести новые формы продажи билетов. Теперь все командировочные смогут перед спектаклем купить билеты (если они уже не уплывут в руки парней под колоннами), но только при предъявлении командировочного удостоверения. Скоро откроется электронная система продажи билетов, причем совместно с Мариинкой. Ах да, совсем забыл, после реконструкции театра (когда это еще будет!) поменяют занавес. Так что, спешите видеть этот рукотворный шедевр с вытканной золотом аббревиатурой "СССР".

Проблема попадания в музыкальный театр на этой неделе волнует не только завсегдатаев Большого. На премьерные спектакли "Риголетто" в "Новой опере" с участием Дмитрия Хворостовского и зрителям трудно попасть (билеты до 5000 рублей), и критикам. Последних попросту не пустили в театр, и каждый прорывался как мог: кто родственные связи использовал, кто у певцов клянчил, кому-то родная газета пообещала оплатить. Поэтому эпохальное событие сезона сегодня вяло освещается только в Коммерсанте и Известиях. Правда, обе газеты не жалеют восторгов. Елена Черемных в Коммерсанте: "Постановка <...> не просто стала самой лучшей работой театра, но и потянула на лидерство в оперном итоге последних трех лет". Петр Поспелов в Известиях: "Событие грозило оказаться в ряду светски-рекламных. Между тем, оно стало музыкальным событием мирового уровня".

Что же привело не самых добрых критиков в такое благостное душевное расположение. Оказывается они "услышали не искромсанный фарш, а настоящую оперу Верди - от начала до конца без единой купюры - и вспомнили, что такое вердиевский оперный театр - со страстями, слезами, нежностью, коварством и человеческим чудом пения...". Ура, опероманы! Наконец-то в "Новой опере" не покромсали очередной шедевр (Колобов любит сам все оркестровать). Наконец-то в Москве поставили оперу Верди, которая идет в мире в каждой музыкальной дыре. В общем, есть чему радоваться.

Дальше мы узнаем, что сопрано не мешало бы прибавить "несколько высоких нот и мелодизм итальянского произношения", тенор "оказался идеальной ровной прослойкой, скрепившей крайности рискованных ансамблей", а декорации финна Леннарта Мерка "смотрелись устаревшим провинциальным шиком". Вот что значит пригласить Хворостовского, который застил глаза даже критикам. Тут уже, по понятным причинам, дадим слово женской половине цеха: "Энергия образа родила забытое ощущение, перевернувшее оперную условность в чистую правду физиологического сопереживания".

Седой Риголетто

У женщин, даже критиков по профессии, свои кумиры. У кого-то седовласый Хворостовский, у кого-то Александр Домогаров. Позавчера во Времени-МН залетевшая из Питера рецензия Марины Дмитревской начиналась цитатой "Я не увижу знаменитой Федры". Сегодня Ольга Романцова свое более чем подробное описание декораций и мизансцен "Макбета" начинает со слов... "Я не увижу знаменитой "Федры", - восклицал с тоской Осип Мандельштам". Сразу ясно - редактор отдела культуры газеты очень любит невинно убиенного поэта. Вообще, когда культурные начальники что-то любят - это беда. Во вчерашних Аргументах и фактах, например, так любят Башмета с Гергиевым, что обозвали их грядущий концерт в Москве - мировой премьерой. Хотя играть будут затертый до дыр тем же Башметом Альтовый концерт Шнитке и Вторую симфонию Малера, которой от роду - больше ста лет.

Но aвтору статьи о показанном в Москве "Макбете" краковского театра "Богатела" Ольге Романцовой даже страшно представить, что "роль Макбета, сыгранная Александром Домогаровым в спектакле краковского театра, тоже могла кануть в Лету". И не увидела бы московская публика, как "Домогаров работает в спектакле с полной отдачей. Он предельно органичен в довольно статичном и традиционном режиссерском рисунке". Рядом интервью с Домогаровым собственной персоной. Беседовала - тоже женщина. Домогаров - телезвезда; значит, любим народом, особенно женской его половиной; значит, не жалей бумаги. Тогда и читательских откликов будет не меньше, чем у других телезвезд.

По всем рейтингам на страницах газет всегда лидирует кино. Особенно американское. Сегодня - сразу две рецензии на очередного чемпиона американского проката - "Гринча, похитителя Рождества". Олег Зинцов (Ведомости) углядел в фильме "типичный случай подавленной сексуальной перверсии (эротические переживания в связи с Гринчем как-то все же не совсем естественны)". Да уж, когда речь идет о мохнатом монстре. Рекомендации Станислава Ф. Ростоцкого во Времени новостей настраивают на более праздничный лад: "На что еще идти в канун зимних праздников, когда елка уже установлена в ведро с песком, а салат оливье томится в ожидании живительных струй майонеза?"

Уже вторая рецензия на американского "Гринча" упоминает салат с французским названием "оливье", который в Европе принято называть "русским". Вот она - голая "правда физиологического сопереживания".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вахит Каркыраев, Шура Балаганов и мастера капустника. Заплыв #5 /20.12/
Обзор бумажной прессы. Не Бабель, но тоже смешно. Хороший худрук - живой худрук. У русских - кишка тонка, а американцы так не умеют.
Вахит Каркыраев, Фениксы наши и заморские. Заплыв #4 /19.12/
Обзор бумажной прессы. Монстрики и министр. Тяни-толкай и непопулярная категория патриотизма. Мохнатый лузер и салат оливье.
Вахит Каркыраев, Уголовная романтика и доморощенный Бах. Заплыв #3 /18.12/
Обзор бумажной прессы. Виктор Шамиров матерится, у Дмитрия Хворостовского - ком в горле, а Франсуа Озона - тошнит.
Вахит Каркыраев, Бессон и татуированный поросенок. Заплыв #2 /09.12/
Обзор бумажной прессы. Живые полуфабрикаты и одетый Кулик. След серийного убийцы тянется в США. Чип и Дейл спешат на помощь. Маленький Хворостовский и большой Шамиров.
Вахит Каркыраев, Дельфин и рейнская русалка. Заплыв #1 /07.12/
Обзор бумажной прессы. Краденый гимн. Помолодевший "Триумф". Новая победа министра культуры. Мужчина с женским голосом.
предыдущая в начало следующая
Вахит Каркыраев
Вахит
КАРКЫРАЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Курсив не мой' на Subscribe.ru