Русский Журнал / Обзоры / Курсив не мой
www.russ.ru/culture/kursiv/20001225.html

Приколись, баклан. Заплыв #8
Обзор бумажной прессы по культуре

Вахит Каркыраев

Дата публикации:  25 Декабря 2000

Европейское Рождество плохо подействовало на культурные полосы газет. Расслабились все. Не за горами Новый год, а потом вся "бумага" поголовно отправляется на каникулы. Мне, конечно, это только на руку. Но все равно неприятно видеть, как у коллег Sturm und Drang сменились разбродом и шатанием. Богатый на события декабрь еще неделю назад заставлял всех выступать единым фронтом. Сегодня - схожих тем в газетах не найти. А свежие рецензии подпирают материалы, вылежавшие свое на столах редакторов.

В Ведомостях предлагают на выбор: свежая премьера "Риголетто" в "Новой опере" и постановка прошлого сезона в театре Льва Додина. На прошлой неделе Дмитрия Хворостовского, исполнителя главной партии в премьере "Новой оперы", без удержу хвалили. Теперь настал черед Вадима Журавлева, который всегда всех поругивает: "...ужимки отрицательного героя из советских фильмов про шпионов и расхитителей соцсобственности вряд ли подходят для двора герцога Мантуанского", - это об игре Хворостовского. "Карьера многих баритонов заканчивалась в тот момент, когда они брались лепить образ горбатого и несчастного Риголетто", - не без ехидства отмечает критик. Мол, поживем-увидим, что станет со звездой мировой оперы. Правда, и он не отстает от коллег, нахваливая главного дирижера театра Евгения Колобова.

Лев Додин

Поводом для публикации критического разбора спектакля "Молли Суини" в питерском Малом драматическом театре (теперь надо еще добавлять к названию "Театр Европы" - невероятная честь для Льва Додина) стало выдвижение его в ряды номинантов "Золотой маски". Этот спектакль разделил в свое время критику на два лагеря. Одни писали, что скучно слушать три часа болтовню, вышедшую из под пера неизвестного ирландца Брайена Фрила. Сергей Николаевич - по другую сторону баррикад: написано не рецензентом на скорую руку, а вдумчивым зрителем. Такие иногда появляются в разных газетах, но чаще всего в виде сочинения "Как я провел выходные". Поэтому слова Николаевича можно отнести и к его собственным писаниям: "Ощущение горы, которую преодолеваешь не один. Ощущение подъема и какой-то радости - несмотря на беспросветный мрак рассказанного сюжета".

По поводу баррикад сегодня в Известиях высказывается Валерий Кичин: "В корнях скандала - ключевая проблема критики: пресса и творцы не уважают друг друга, они по разные стороны баррикад". Скандал в следующем: кинокритики вручили "Золотых овнов" не тем фильмам, которые нравятся Кичину. В сторонники он призывает Глеба Панфилова, отказавшегося от премии за "лучшую работу художника", выделенную для его блокбастера "Романовы: венценосная семья". Если учесть, что "овны" - это премия кинокритиков, то понятен пыл Кичина: за цех обидно. Список номинантов с подробным описанием тех, кто должен был отгрести свою порцию "овнов" здесь.

Известия не побоялись опубликовать вдогонку другим газетам рецензию на фильм "Неуязвимый" (не перепутайте с рассказом Алексея Мунипова о концерте Гарика Сукачева под тем же названием). Ведь рядом Алексей Филиппов обогнал всех по части новой премьеры "Табакерки". Спектаклем "Песочный человек" по Гофману режиссер "Александр Марин порадовал зрителей и не обидел автора". Спасибо и на этом.

И только Время новостей с немым укором выдает премьерные события одно за другим. Алексей Медведев явно принимает близко к сердцу картину "Нежный возраст" Сергея Соловьева. Чувствуется, что автор и сам был неравнодушен к Соловьеву: "Веский говорухинский бандит из "Ассы", авангардное мельтешение снов Бананана, ангельская Друбич в широкополой шляпе, а дальше все смазывается, становится мутным и невнятным". Столь же мутным и невнятным выглядит главный герой "Нежного возраста" в исполнении Соловьева-младшего. "Без настоящего героя киноповествование распадается на ряд отдельных анекдотов: старшеклассник-акселерат соблазняет учительницу химии, бизнесмен-эмигрант экспортирует во Францию русское дерьмо, где его перерабатывают на духи, проститутку-одноклассницу убивает сутенер-чеченец". Действительно, очень анекдотичные ситуации. И вновь лучше всего статью характеризуют слова автора: "Задумывалось как издевка над молодежным жаргоном. А получилась убийственная самоирония. Приколись, баклан".

Самый заметный из молодых музыкантов Москвы, по совместительству худрук Антрепризы Московского союза музыкантов Алексей Гориболь как живой предстает в статье Екатерины Бирюковой "Консонансных дел мастер". Он "имеет два дара: заманивать на свои концерты самую звездную публику, а из коллег по сцене делать конфетки". Если вы подумали, что до этого коллеги Гориболя были тем самым, из чего принято делать конфеты, то ошибаетесь. "Средний музыкант под его руководством превращается в хорошего, хороший - в замечательного, замечательный - в выдающегося". Мало того: "Авторы исполняемой музыки вроде как "подтягиваются". Микаэл Таривердиев, Исаак Дунаевский или Астор Пьяццолла выглядят ничуть не менее сложными и глубокими композиторами, чем Бриттен или, скажем, Шостакович". Про такого мастера грех не почитать.

В Эксперте сегодня вся культура - это промышленный дизайн. В Сегодня, как обычно по понедельникам, пытаются сделать аннотированную афишу. И материалы вроде неплохие, но читать скучно. Лучше заглянуть на сайт Афиши, где полезной информации хоть отбавляй, а прикольнуться можно по полной программе. Например, вот так: "Хрупкая Надя три часа пьет перед камерой водку. Надя - "алкоактриса". Володя - "алкоидеолог". <...> В их алкофильмах алкоактеры идут в горы, там они по-настоящему пьют, а потом по-настоящему засыпают. В самом знаменитом алкофильме вставшая с похмелья видеокамера поедает яичницу, принимает на объектив, занимается любовью, ее насилуют, она нюхает кокаин. Мужик, первый участник ленты "Закусывай", выпивает второго участника, водку, и закусывает третьим - свисающей с потолка яркой лампочкой".

"Приколись, баклан!"