Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь
Суета сует, или Полная анархия
Три фильма-победителя Берлинского кинофестиваля

Дата публикации:  21 Февраля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Закончился Берлинский кинофестиваль. Слава богу. Лауреаты ликуют, проигравшие скорбят, пресса рвет и мечет, эксперты ухмыляются, а зрительские массы, по им одной ведомой логике, на один фильм наполняют залы до отказа, а на другой - нет. Теперь до следующего февраля не будет километровых очередей к кинотеатрам и в обиход берлинцев, наравне с кино, войдут такие понятия, как "театр", "музыка", "выставки"...

Критики разъехались по редакциям и отписались - причем, наши, отечественные, служители пера написали едва ли не больше, чем немцы! Признаюсь честно, соотечественников читать было интересней - может, потому, что у наших более развит "инстинкт аналитиков", тогда как немецкая, американская и английская пресса тяготеют к констатации факта, часто - без малейшей попытки его осмыслить и вписать в контекст. Большую часть фестивальных обзоров в крупных немецких газетах, таких как FAZ или Sueddeutsche Zeitung, занимает пересказ сюжетов и полемика с американской прессой по поводу той или иной картины. Странное дело - поиски обличающих конкурсные фильмы (особенно, главного призера - "Интимность" Патриса Шеро) статей в американской прессе особым успехом не увенчались - например, Los Angeles Times запросто проигнорировала Berlinale (в лучшем случае - выпустила ничего не значащую "информашку" в колонке новостей раздела Entertainment). И не мудрено - Америка сейчас ждет 25 марта, дня вручения премий Американской киноакадемии, или, по-простому, "Оскаров". Английская пресса, как и обычно, лояльна и... неинтересна. Поэтому золотая середина - выдержанный баланс между аналитикой и информацией - находится в статьях московских кинообозревателей. Хотя должно пройти какое-то время, пока, "остынув" от эмоций, появятся более объективные суждения о результатах фестиваля (может быть, в журналах, а не в газетах).

Но все же интересно составить общую картину - с ее множеством мнений, точек зрения, пристрастий, различных опытов и национальных особенностей. Пусть пока критика не договорилась о едином названии того или иного фильма - ведь российским зрителям ленты-лауреаты Berlinale только предстоит посмотреть. Перевод зарубежных статей выполнен мною - заранее прошу прощения за возможные стилистические погрешности. А курсив, как всегда, не мой. Итак...

"После итоговой пресс-конференции, на которой были объявлены победители Берлинского кинофестиваля, журналисты расходились посмеиваясь и пожимая плечами. Результаты оказались сверхнеожиданными и даже забавными" (Юрий Гладильщиков, Сегодня).

"Из сильной и разнообразной конкурсной программы были выбраны если не худшие, то уж во всяком случае самые безвдохновенные, самые антизрительские картины" (Алексей Медведев, Время новостей).

"Жюри, под председательством продюсера "Титаника" Уильяма Механика, наградило "Золотым медведем" фильм Патриса Шеро "Интимность"; исполнительница главной роли Керри Фокс была удостоена "Серебряного медведя". Призы также получили тайваньская мелодрама "Красавица, продающая бетель", датская любовная комедия "Итальянский для начинающих" и китайская лента "Пекинский велосипед". Фавориту фестиваля, наркотриллеру "Траффик" Стивена Содерберга пришлось довольствоваться лишь "Серебряным медведем" для исполнителя главной мужской роли Бенесио Дель Торе" (Клаус Филипп, Der Standard).

"Интимность" получает еще и DM 50 000 и приз "Голубой ангел" как лучший европейский фильм - не много ли за посредственную картину, где художественность в нашем смысле и не ночевала (какое там искусство детали, внутрикадровый монтаж и т.д.)? Налицо политика, которая обязательно сориентирует кинематографистов на правильный выбор тем для своих будущих малобюджетных картин" (Сергей Шолохов, Ведомости).

"Директор фестиваля Мориц ван Хадельн, занимающий этот пост уже 22 года, был в высшей степени доволен "смелым решением" жюри присудить главный приз картине "Интимность": "Я был воодушевлен этим фантастически сделанным фильмом и его волнующей темой". На звучащие с разных сторон упреки в том, что фильм - порнографический, он возражал: "Где мы живем?! Берлин - не Ватикан!" (Der Spiegel)

"Режиссера поразила история об отце двух детей, который по средам предается неистовому сексу с женщиной, не сказавшей ему и двух слов. Ради этого молчаливого секса он бросает семью и налаженную жизнь, переселяется в нищий подвал, где на грязном полу они изнуряют друг друга, как два яростных потных зверя. И никакой любви. Нет даже желания что-нибудь узнать друг о друге. Историю написал английский романист Ханиф Курейши, и Шеро немедленно решил ее экранизировать. Результат ошеломляет. Сама идея показать такое сразу отвергает любой пуризм. Зритель должен эту изнуренность пережить, в том весь смысл. Фильм "Интимность" не состоялся бы без провозглашенного Шеро принципа: "Сексуальные сцены должны начинаться там, где в других фильмах они кончаются". Секс без любви - штука популярная, вот режиссер и хочет понять: если все начинается с секса, что остается на потом? Значит, порнушка? Порнушка" (Валерий Кичин, Известия).

"Начало фильма Патриса Шеро "Интимность" некоторым может внушить отвращение, и эротические сцены и впрямь слишком длинны, но они никак не порнографичны. "Интимность", выигравшая "Золотого медведя", - глубоко неэротичный фильм о силе и границах сексуальности" (Соня Цекри, Frankfurter Allgemeine Zeitung).

"Грязный и напыщенный фильм, хотя и с моментами смелых эротических откровений" (Найджел Эндрюс, The Financial Times).

"Мои американские коллеги не рады. Этому фильму - так точно. С красными лицами и циничными ухмылками они протестуют против этого "куска дерьма". Но я считаю, что и поныне "Интимность" остается самым трагичным и прекрасным фильмом на фестивале. Шеро отдает эротическим сценам все основное время. Он показывает безжалостную и в то же время "отвлеченную" наготу и находит в ней свою Красоту. Редко можно увидеть в кино такой секс - столь обыденный, повседневный, без ретуши мягко рисующего объектива и выкрутасов в духе "Камасутры" (Кристина Молес Каупп, Der Spiegel).

"В чем он, пафос приза фильму "Интим"? Византийское сознание, которое является господствующим в России, предполагает секс как вещь глубоко интимную, если уж вынесенную на экран, то через "отношения", а если без "отношений", то между героями хотя бы эстетически привлекательными. Наблюдать аж почти весь фильм сексуальные отношения малопривлекательных особ - тут, извините, тормоз. Западноевропейское сознание предполагает совершенно иное отношение к телу: каждое тело имеет право на свою телесную радость! Западный человек может радоваться этой радостью чисто гуманитарно: фильм защищает права данного отдельно взятого тела, и чем оно непривлекательнее, тем больше заслуга художника" (Сергей Шолохов, Ведомости).

"Второй по значению "Медведь", гран-при жюри, достался привычно качественной для Юго-Восточного кино ленте из Китая "Пекинский велосипед" Ван Сяошуя" (Юрий Гладильщиков, Сегодня).

"Независимый китайский режиссер с высокой репутацией показал хорошее кино, к тому же, что всегда вызывает внимательное отношение жюри любого фестиваля, социальный контекст занимает режиссера не меньше, чем эстетические "моменты". Исполнители главных ролей - Суи Лин и Ли Бин получили награды как лучшие молодые актеры" (Елена Стишова, Независимая газета).

"Кино неплохое, лирико-социальное, помесь "Похитителей велосипедов" с "Я шагаю по Москве" (Валерий Кичин, Известия).

"Китаец Ванг Сяошуи посадил героев своего изумительно точного, горького и светлого фильма на велосипед и заставил прокатиться их по незнакомому и не всегда дружелюбному метрополису. Зрителю же все кажется знакомым: человек, идущий по жизни, сама жизнь - это странствие, будни - зона военных действий. Главный герой Гуэй покидает свою деревню, чтобы найти работу в городе. Он нанимается работать курьером, но вскоре велосипед - основу его жизни - крадут. Отчаявшийся Гуэй оказывается один среди миллиона велосипедистов. Вскоре он знакомится с Жианом, который приобрел у вора его велосипед на деньги, украденные у отца. Теперь оба юноши должны против своей воли заново приспосабливаться к жизни - к городу и его законам, отвоевывать себе место под солнцем" (Анке Вестфаль, Berliner Zeitung).

"Каждый кадр, снятый оператором Лиу Йе, полон свежести, ярких впечатлений и музыки..." (Натали Блойель, Der Spiegel).

"...Но следить два часа за поисками велосипеда, как бы это помягче выразиться, немного скучновато" (Алексей Медведев, Время новостей).

"Одним из самых популярных фильмов в конкурсной программе оказался "Итальянский для начинающих", первый фильм датской "Догмы", снятый женщиной-режиссером. Картина Лоны Шерфиг отвечает практически всем правилам "Догмы", таким как отсутствие специального освещения, использование ручной любительской камеры (а также отсутствие секса в процессе съемок), но благодаря своему мастерству заставляет зрителя забыть об отличии между ней и стандартным кино" (Дерек Малкольм, The Guardian).

"В отличие от других фильмов "Догмы", "Торжества" Томаса Винтерберга и "Идиотов" Ларса фон Триера, выдержанных в сумрачных тонах, "Итальянский для начинающих" - романтическая комедия. Фильм с бюджетом в 1 млн. долл. стал уже настоящим хитом в Дании, но Лона Шерфиг высказала свои опасения по поводу того, сможет ли иностранная аудитория воспринять "очень скандинавский по своему духу фильм с его застенчивыми героями". Ее страхи оказались напрасными" (Элан Райдинг, The New York Times).

"Это веселая история о группе датчан, прозябающих в пригороде Копенгагена, которые ходят на занятия итальянским и постепенно привязываются друг к другу. Сила этого фильма кроется не в его искрометности, а в его точных характеристиках и лишенной аффектации игре актеров. Фильм удостоился восторженного приема и у критики, и у широкой публики" (Дерек Малкольм, The Guardian).

"С призами покончено. Теперь в киносреде гадают, каким будет Берлинский фестиваль в будущем году. Не исключено, что он окажется более радикальным, начнет поощрять не прогрессивные тенденции, а именно искусство кино..." (Юрий Гладильщиков, Сегодня).

P.S. "Мы с коллегами попытались определить фаворитов - оказалось, у каждого они свои. Немецкая пресса поливает Ван Санта, уничтожает Жан-Жака Анно и в восторге от Шеро с его "Интимностью". Лучшим режиссером феста мудрейшая из наших критиков Майя Туровская справедливо назвала Фрица Ланга, но жюри вряд ли к ней прислушается" (Валерий Кичин, Известия).

P.S.S. "Впереди церемония вручения "Оскаров" (Михаил Фихтенгольц, РЖ).


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Фихтенгольц, О мышах и крысах /16.02/
Обзор бумажной прессы. Общая тенденция всех отделов культуры на этой неделе - ожидание, а хуже нет обманутых ожиданий. "Летучая мышь" в Музыкальном театре: нравится - не нравится, а смотреть надо. Мариинского "Щелкунчика" никто не испугался, но за Петра Ильича обидно.
Михаил Фихтенгольц, Старые сестры и новая клюква /09.02/
Обзор бумажной прессы. Премьера чеховских "Трех сестер" в "Современнике" в постановке Галины Волчек вызвала ворох безрадостных рецензий. Новый фильм Жана-Жака Анно на Берлинском кинофестивале - "художественно не ахти, зато благородный и полезный в качестве исторического пособия для подростков".
Вахит Каркыраев, Не та пунктуальность. Заплыв #14 /01.02/
Обзор бумажной прессы. Чешская и венгерская бабушки. Кама сутра - прямо с утра. Хвала Господу вперемешку с засохшими хризантемами. То ли ван Хук, то ли ван Хуке. Караул: Маазель! 30 перетяжек, 100 щитов и 5000 плакатов.
Вахит Каркыраев, Коллективная Красная Шапочка. Заплыв #13 /31.01/
Обзор бумажной прессы. Любители кошек не смотрят фильмы про собак. Дважды балет в честь Морского корпуса. Оплеванные металлисты. Французская загогулина. Зоопарк под крылом.
Вахит Каркыраев, Покойники и "оберманекены". Заплыв #12 /30.01/
Обзор бумажной прессы. "Со смертью артиста знаменитый дуэт умолк навсегда." "Какой-то сильный наркотик". Чем кормят журналистов на фуршетах? "Эротический сюр" Никаса Сафронова.
предыдущая в начало следующая
Михаил Фихтенгольц
Михаил
ФИХТЕНГОЛЬЦ
fikhtengoltz@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Курсив не мой' на Subscribe.ru