|
||
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь |
Кино - импортное, музыка - наша Вручили "Оскары", отпраздновали 225-летний юбилей Большого театра и исполнили "Зиму священную" Дата публикации: 30 Марта 2001 получить по E-mail версия для печати Культурная неделя началась в воскресенье. Не у нас - в Лос-Анджелесе. Раздавали позолоченные статуэтки. "Оскарами" зовут. Шуму было! Эхо этой шумихи долетело до нас, как и полагается, в понедельник, - часовые пояса активно не совпадают, и о раздаче слонов нас оповестили в середине дня. А во вторник на газетных страницах было высказано все по поводу минувшей 73-й церемонии вручения наград Американской академии кинематографических наук и искусств. Истерия Надо сказать, что ажиотаж, сопровождающий подготовку к церемонии, каждый год один и тот же. Во-первых, любая уважающая себя газета помещает список всех предыдущих номинантов и лауреатов. Ностальгирующие натуры обязательно пишут заметку о том, каким был "Оскар" год, два, двадцать (тридцать, пятьдесят, семьдесят) лет назад (если кто не осведомлен, советую почитать Луизу Макленнан в The Times, она расскажет). Задорная Los Angeles Times предлагает вниманию своих читателей игру - своеобразный тест на эрудицию: хорошо ли вы помните крылатые фразы из фильмов-лауреатов. Читатели не только играют, но и делают свой выбор. По результатам интернет-опроса, 32,90% читателей назвали бы лучшим фильмом "Гладиатор", а 32,70% - "Крадущегося тигра, невидимого дракона". Как видите, в глазах американской общественности достоинства двух кандидатов были почти равны - прямо как на недавних президентских выборах. Непременным атрибутом оскаровской истерии являются веселые картинки. Вам понравилось платье Бьорк, которое она надела на церемонию? Так пусть оно будет с вами всегда! Используйте Бьорк в качестве рисунка рабочего стола, распечатайте ее фото на принтере, повесьте над рабочим местом, отправьте дальним родственникам!!! И вы будете образцовой жертвой американской прессы. Наиболее толковой частью всей этой "оскаровской гонки" являются прогнозы критиков. Эксперты делают своим ставки на тех или иных номинантов. Но и в их семье - не без урода. В этом году особенно изгалялась New York Times, опубликовав на своем сайте в формате Real Audio разговор двух своих штатных критиков - Эй Скотта и Элвиса Митчелла. Если очень интересно - зайдите на сайт и послушайте эту безобразную болтовню. Не отстает от своих заокеанских коллег и английская The Guardian - она выпускает в аудиоприложении сорокасекундную благодарственную речь Джулии Робертс, Рассела Кроу и других звезд. О боги, яду мне, яду! Единственное, что радует в этой кутерьме - это то, что она рано или поздно заканчивается. На этой неделе "Оскару-2001" была пропета отповедь. Теперь предоставляю слово своим коллегам по перу. Никто из отечественных кинообозревателей в Лос-Анджелесе не был, но, судя по их статьям, все были свидетелями. Каков нынешний дядюшка Оскар?
В сообщениях информационных агентств об оскаровской церемонии, состоявшейся в Лос-Анджелесе в минувшее воскресенье, преобладают военные метафоры: "Гладиатор" берет в руки меч, "Тигры" и "Драконы" наносят ответный удар, а победу в гонке на боевых колесницах решают сантиметры. Дело не только в том, что главными претендентами на награды этого года были древнеримский эпос о гладиаторе-мстителе и китайский фильм о боевых искусствах, но и в том, что борьба за награды велась среди равных соперников и победителя нельзя было предсказать до последней минуты (Алексей Медведев, Время новостей).
...Академики неожиданно проявили себя людьми, не окончательно поддавшимися истерии, охватившей западный мир по поводу "Дракона", и отдали приз за режиссуру действительно заслужившему его своим "Трафиком" Стивену Содербергу. Гигантская многофигурная фреска Содерберга (около полутора сотен ролей) поражает именно тем, что вынесено в заглавие, - это именно трафик, напряженное движение, подчиняющееся плохо понятным человеку, но кем-то сформулированным законам. Ощущение неизбежности вовлеченности в это движение и его неостановимости действительно мог создать только очень большой режиссер. Не удивительно, что 34-летний пуэрториканец Биницио дель Торро, чья роль в этом фильме формально попадает в категорию "второй план" ("Оскар" в этой номинации), был награжден гильдией как лучший актер. ("Трафик" награжден еще - и тоже вполне заслужено - за монтаж.) (Лариса Юсипова, Лев Данилкин, Ведомости).
Короче говоря, наша кинообщественность бурных восторгов по поводу "Оскара" не высказала. Но сам процесс вручения статуэток навряд ли может оставить равнодушным даже циничных акул пера: Церемония вручения "Оскара" - мероприятие, запротоколированное и просчитанное до мельчайших подробностей. Каждая реплика, каждая шутка, каждый экспромт продуманы и отрепетированы заранее. Проявить в этом общем потоке стереотипов что-то живое и свое удается далеко не всем. Отступления от сценария случаются редко и запоминаются надолго. Забыть, как случилось с Голди Хоун, название номинации, ради которой она вышла на сцену, непозволительно, но именно это придает зрелищу остроту и прелесть. Говорить, говорить, говорить без пауз и остановок, как Джулия Робертс, вышедшая получать своего "Оскара", не удается почти никому. Ее растрогал нынешний триумф, случившийся после нескольких оскаровских неудач, и Джулию понесло. Что, впрочем, оказалось мило и трогательно (Александр Колбовский, Время МН).
И ведь так всегда - сначала поговорят о проблемах мирового киноискусства, а потом перейдут к разговорам о тряпках... "Церемонии предшествовало дефиле звезд. Как обещали эксперты, доминировал черный цвет, иногда разбавленный красным. Все казалось сравнительно будничным - тихо подъезжали черные лимузины, черно-красные звезды всасывались в жерло красной палатки, похожей на КПЗ, и появлялись оттуда на красной дорожке, торжественные и прекрасные, под гиканье фанов перед камерами. Сугубо красной была Сигурни Уивер в платье с огромной бутоньеркой от Диора. Жюльетт Бинош была в черном, но с елочными гирляндами жемчугов. Черной и упоительно стройной была и Джули Эндрюс, в которой при некоторой игре фантазии узнавалась незабываемая Мэри Поппинс. Чешуей, как жар, горя, вышла Мишель Ео из "Крадущегося тигра". Исландская Бьорк пришла в белом оперении уже умершего лебедя (тушка на бедрах, шея обвивает шею, красный клюв на груди). Том Хэнкс с гитлеровскими усиками жаловался на постоянно съезжавшую бабочку. Черное платье, в сверхкрупную рыболовную сетку, и особенно его нижний колокол, от Валентино явственно мешало ходить Джулии Робертс, но она крепилась" (Валерий Кичин, Известия). О родине, о Сталине Вернемся в родные пенаты. Конечно, все московские события меркнут перед позолоченной статуэткой. Но и у нас, провинциалов, тоже есть свои радости. Вот, например, за несколько часов до оскаровской церемонии наши журналисты посмотрели "Траффик" - и смутились. Например, всегда строгой Ларисе Юсиповой (Ведомости) фильм понравился, а Лидии Масловой (Коммерсант) - совсем не понравился. Тем интересней будет посмотреть этот фильм тем, кто его не видел. Вообще, с кино очень удобно - почитал РЖ, пролистал бумажную прессу, пошел, сам посмотрел (все процедуры можно осуществлять в произвольном порядке). Не то - с музыкой. Звучит, к примеру, какая-нибудь редкая вещь - "Зима священная" Десятникова. Не успел послушать - и поминай как звали. Приходится верить критике на слово. Судя по тому, как отозвалась критика на вышеупомянутого Десятникова, есть резон сыграть его "Зиму" еще раз:
Если предыдущий рецензент вписывает Десятникова в культурный контекст современности, то Екатерина Бирюкова (Время новостей) с удовольствием копается внутри "Зимы священной": "Выясняется, что главным в названии является вовсе не перефразированный Стравинский, а дополняющая его четырехзначная цифра - текст взят из школьного советского учебника английского языка, выпущенного в 1949 году и предназначенного для третьего года обучения. Стравинский же, которому Десятников отдаст дань филигранно инкрустированной цитатой (начальный мотив "Весны священной" играет труба вместо фагота) и общим духом своего полистилистического игрища, нужен скорее для затравки. Дальше все понятно: пионерские спиричуэлс и жизнерадостность, услышанная сквозь призму мучительных мажоров Шостаковича, минималистские гудки московской подземки и депрессивные всхлипы деконструированного Чайковского, сакрально-органное величие советского народа, зловещие сталинские литавры, шарманочная беспросветность будущего защитника родины и кукушки-плакальщицы, которых заклинило на одном единственном слове - Moscow, Moscow, Moscow".
Единственный скептический голос, прозвучавший в дружной Gloria, принадлежал Михаилу Голицыну (Сегодня): "В новом сочинении Десятников изменил себе. Вместо его обычного немногословного изящества, скромной камерной фактуры, инкрустированной цитатами, возникло нечто помпезное, громкое и бьющее на эффект. Впрочем, таковы условия игры: сочиняя хоровую симфонию в советском стиле, композитор добровольно "нагрузил" себя всеми непременными атрибутами этого жанра. Разница лишь в том, что Десятников обращает благородный пафос соцарта в злейший гротеск. Идеи композитора единодушного отклика у публики не вызвали - пессимистический скепсис автора, похоронившего эпоху и ее идеалы, сделал "Зиму священную" холодной, словно чурающейся человеческого тепла". Впрочем, какое тепло зимой? Итак, не успели нарадоваться Десятникову, как подоспел повод для иронических насмешек. Столько не живут Именно так охарактеризовала юбилей Большого театра обозреватель газеты Время новостей Екатерина Бирюкова. Пессимистический настрой изящной во всех отношениях Екатерины, конечно же, расстроил артистов Большого. Но можно ли было ожидать от нее и ее коллег чего-то иного, кроме некролога ко дню рождения? Все мы знаем, в каком состоянии пребывает ныне Большой. Однако его артисты решили сделать хорошую мину при плохой игре и устроили пышное сборное действие. Ну и чем могли похвастаться юбиляры?
С коллегой солидарен и Вадим Журавлев (Ведомости): "Почти все, что было показано на вечере, принадлежит именно к той золотой эпохе послевоенной поры. И получилось, что за последние полвека театр не создал ничего стоящего. К тому же ни одно выступление артистов Большого в этот вечер не стало доказательством звездного уровня театра. Когда же в роли Ленского вышел стажер Большого театра Николай Басков и своим полуэстрадным-полупоставленным голосом начал выводить знаменитое "Куда...", удаленность от златых дней Большого театра стала ощущаться особенно остро. Не было особых восторгов и среди публики, даже у Баскова в зале обнаружилась только одна поклонница". Продолжать, видимо, не имеет смысла. Я не знаю, как отреагирует на эти строки подобревшая за последнее время пресс-служба Большого. Может, отлучит от театра. А может, и нет. В любом случае: читая наши газеты, можно подивиться смелости ее авторов. Потому что ни один западный обозреватель себе такого не позволит (ну, если и позволит, то один раз в жизни, перед уходом на пенсию). В том-то и различие между нашей и западной прессой: им - на минное поле, нам - в омут с головой. поставить закладку написать отзыв
|
fikhtengoltz@mail.ru |
|
||