Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь
Кино - импортное, музыка - наша
Вручили "Оскары", отпраздновали 225-летний юбилей Большого театра и исполнили "Зиму священную"

Дата публикации:  30 Марта 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Культурная неделя началась в воскресенье. Не у нас - в Лос-Анджелесе. Раздавали позолоченные статуэтки. "Оскарами" зовут. Шуму было!

Эхо этой шумихи долетело до нас, как и полагается, в понедельник, - часовые пояса активно не совпадают, и о раздаче слонов нас оповестили в середине дня. А во вторник на газетных страницах было высказано все по поводу минувшей 73-й церемонии вручения наград Американской академии кинематографических наук и искусств.

Истерия

Надо сказать, что ажиотаж, сопровождающий подготовку к церемонии, каждый год один и тот же. Во-первых, любая уважающая себя газета помещает список всех предыдущих номинантов и лауреатов. Ностальгирующие натуры обязательно пишут заметку о том, каким был "Оскар" год, два, двадцать (тридцать, пятьдесят, семьдесят) лет назад (если кто не осведомлен, советую почитать Луизу Макленнан в The Times, она расскажет). Задорная Los Angeles Times предлагает вниманию своих читателей игру - своеобразный тест на эрудицию: хорошо ли вы помните крылатые фразы из фильмов-лауреатов. Читатели не только играют, но и делают свой выбор. По результатам интернет-опроса, 32,90% читателей назвали бы лучшим фильмом "Гладиатор", а 32,70% - "Крадущегося тигра, невидимого дракона". Как видите, в глазах американской общественности достоинства двух кандидатов были почти равны - прямо как на недавних президентских выборах.

Непременным атрибутом оскаровской истерии являются веселые картинки. Вам понравилось платье Бьорк, которое она надела на церемонию? Так пусть оно будет с вами всегда! Используйте Бьорк в качестве рисунка рабочего стола, распечатайте ее фото на принтере, повесьте над рабочим местом, отправьте дальним родственникам!!! И вы будете образцовой жертвой американской прессы.

Наиболее толковой частью всей этой "оскаровской гонки" являются прогнозы критиков. Эксперты делают своим ставки на тех или иных номинантов. Но и в их семье - не без урода. В этом году особенно изгалялась New York Times, опубликовав на своем сайте в формате Real Audio разговор двух своих штатных критиков - Эй Скотта и Элвиса Митчелла. Если очень интересно - зайдите на сайт и послушайте эту безобразную болтовню. Не отстает от своих заокеанских коллег и английская The Guardian - она выпускает в аудиоприложении сорокасекундную благодарственную речь Джулии Робертс, Рассела Кроу и других звезд. О боги, яду мне, яду!

Единственное, что радует в этой кутерьме - это то, что она рано или поздно заканчивается. На этой неделе "Оскару-2001" была пропета отповедь. Теперь предоставляю слово своим коллегам по перу. Никто из отечественных кинообозревателей в Лос-Анджелесе не был, но, судя по их статьям, все были свидетелями. Каков нынешний дядюшка Оскар?

Самый скучный и предсказуемый. Таким оказался первый "Оскар" ХХI века. Не люблю снобизма и рассуждений о том, что, мол, американские киноакадемики сплошь маразматики и недоумки. И оттого, что мне нравится фильм "Танцующая в темноте", получивший только одну второстепенную номинацию, а "Эрин Брокович" (целых пять) вызывает полное равнодушие, не вижу повода для истерики. О вкусах не спорят. И все же те, кто ждал от 73-й оскаровской церемонии хоть какой-то интриги, хоть малейшей сенсации или неожиданности, остались в полном унынии. Распределение наград оказалось еще более банальным и предсказуемым, чем сами номинации (Елена Плахова, Московские новости).

В сообщениях информационных агентств об оскаровской церемонии, состоявшейся в Лос-Анджелесе в минувшее воскресенье, преобладают военные метафоры: "Гладиатор" берет в руки меч, "Тигры" и "Драконы" наносят ответный удар, а победу в гонке на боевых колесницах решают сантиметры. Дело не только в том, что главными претендентами на награды этого года были древнеримский эпос о гладиаторе-мстителе и китайский фильм о боевых искусствах, но и в том, что борьба за награды велась среди равных соперников и победителя нельзя было предсказать до последней минуты (Алексей Медведев, Время новостей).

"Гладиатор" собрал пять золотых статуэток, обойдя всех конкурентов и получив "Оскара" в категории "Лучший фильм". Обреченная, казалось бы, попытка Ридли Скотта возродить давно забытый жанр "пеплума" - блокбастера из античной жизни - оказалась на редкость удачной. Скотт, автор "Бегущего по лезвию бритвы", вложил в "Гладиатора" весь свой научно-фантастический талант и снял исторический фильм как новую серию "Звездного пути". Дело не только в спецэффектах, хотя они и придают происходящему на экране гламурный отблеск нереальности. Скотт просто сумел посмотреть на древний мир как инопланетянин. Африканские пустыни и германские леса выглядят на его экране как неоткрытые планеты. Толпа в Колизее - порождение компьютерного гения - напоминает всепланетное вече из "Аэлиты". Скотт навел блеск на "пеплум", не обновлявшийся со времен "Клеопатры". Даже сандалии, которые носят герои "Гладиатора", стали хитом модного сезона-2000. Такой подвиг стоил "Оскара", - утверждает Виктория Никифорова (Сегодня).

...Академики неожиданно проявили себя людьми, не окончательно поддавшимися истерии, охватившей западный мир по поводу "Дракона", и отдали приз за режиссуру действительно заслужившему его своим "Трафиком" Стивену Содербергу. Гигантская многофигурная фреска Содерберга (около полутора сотен ролей) поражает именно тем, что вынесено в заглавие, - это именно трафик, напряженное движение, подчиняющееся плохо понятным человеку, но кем-то сформулированным законам. Ощущение неизбежности вовлеченности в это движение и его неостановимости действительно мог создать только очень большой режиссер. Не удивительно, что 34-летний пуэрториканец Биницио дель Торро, чья роль в этом фильме формально попадает в категорию "второй план" ("Оскар" в этой номинации), был награжден гильдией как лучший актер. ("Трафик" награжден еще - и тоже вполне заслужено - за монтаж.) (Лариса Юсипова, Лев Данилкин, Ведомости).

Досталось на орехи лучшей актрисе - 36-зубой "красотке". "Оскар" за лучшую женскую роль, наконец, достался Джулии Робертс ("Эрин Брокович"), уже номинировавшейся на него за "Красотку". Вряд ли она сыграла лучше своих конкуренток - Жюльетт Бинош в "Шоколаде" или незабываемо страшной Элен Берстин в "Реквиеме по мечте", но ежу понятно, что ведущая актриса Голливуда, под которую, не задумываясь, дают деньги и чьи гонорары приближаются к 20 миллионам долларов за роль, должна была при удобном случае получить главную голливудскую награду. Случай как раз и представился - Робертс сыграла классическую американскую героиню, которая, в одиночку и опираясь на закон (а не на меч, как героиня "Дракона"), побеждает целую вредную корпорацию" (Виктор Матизен, Новые Известия).

Короче говоря, наша кинообщественность бурных восторгов по поводу "Оскара" не высказала. Но сам процесс вручения статуэток навряд ли может оставить равнодушным даже циничных акул пера:

Церемония вручения "Оскара" - мероприятие, запротоколированное и просчитанное до мельчайших подробностей. Каждая реплика, каждая шутка, каждый экспромт продуманы и отрепетированы заранее. Проявить в этом общем потоке стереотипов что-то живое и свое удается далеко не всем. Отступления от сценария случаются редко и запоминаются надолго. Забыть, как случилось с Голди Хоун, название номинации, ради которой она вышла на сцену, непозволительно, но именно это придает зрелищу остроту и прелесть. Говорить, говорить, говорить без пауз и остановок, как Джулия Робертс, вышедшая получать своего "Оскара", не удается почти никому. Ее растрогал нынешний триумф, случившийся после нескольких оскаровских неудач, и Джулию понесло. Что, впрочем, оказалось мило и трогательно (Александр Колбовский, Время МН).

Эксперты определили, что чем дольше идет церемония, тем меньше у экранов остается зрителей ближе к ее концу. Резко падает рейтинг программы, а от рейтинга зависят расценки на рекламу. Шоу главным образом затягивается потому, что получившие "Оскаров" актеры и актрисы начинают от избытка чувств благодарить всех подряд - родителей, продюсеров и режиссеров, костюмеров и парикмахеров. Поэтому Джил Кэйтс, продюсер шоу, в ходе репетиции напомнил всем номинантам, что, согласно правилам церемонии, каждому из них дано максимум 45 секунд для благодарственной речи. "Лучше всего, если вы ограничитесь одним словом: "Спасибо", - призвал Кэйтс. Он пообещал подарить телевизор последнего поколения стоимостью 2,5 тысячи долларов тому, кто произнесет самую короткую речь (Александр Пахомов, Культура).

И ведь так всегда - сначала поговорят о проблемах мирового киноискусства, а потом перейдут к разговорам о тряпках... "Церемонии предшествовало дефиле звезд. Как обещали эксперты, доминировал черный цвет, иногда разбавленный красным. Все казалось сравнительно будничным - тихо подъезжали черные лимузины, черно-красные звезды всасывались в жерло красной палатки, похожей на КПЗ, и появлялись оттуда на красной дорожке, торжественные и прекрасные, под гиканье фанов перед камерами. Сугубо красной была Сигурни Уивер в платье с огромной бутоньеркой от Диора. Жюльетт Бинош была в черном, но с елочными гирляндами жемчугов. Черной и упоительно стройной была и Джули Эндрюс, в которой при некоторой игре фантазии узнавалась незабываемая Мэри Поппинс. Чешуей, как жар, горя, вышла Мишель Ео из "Крадущегося тигра". Исландская Бьорк пришла в белом оперении уже умершего лебедя (тушка на бедрах, шея обвивает шею, красный клюв на груди). Том Хэнкс с гитлеровскими усиками жаловался на постоянно съезжавшую бабочку. Черное платье, в сверхкрупную рыболовную сетку, и особенно его нижний колокол, от Валентино явственно мешало ходить Джулии Робертс, но она крепилась" (Валерий Кичин, Известия).

О родине, о Сталине

Вернемся в родные пенаты. Конечно, все московские события меркнут перед позолоченной статуэткой. Но и у нас, провинциалов, тоже есть свои радости. Вот, например, за несколько часов до оскаровской церемонии наши журналисты посмотрели "Траффик" - и смутились. Например, всегда строгой Ларисе Юсиповой (Ведомости) фильм понравился, а Лидии Масловой (Коммерсант) - совсем не понравился. Тем интересней будет посмотреть этот фильм тем, кто его не видел.

Вообще, с кино очень удобно - почитал РЖ, пролистал бумажную прессу, пошел, сам посмотрел (все процедуры можно осуществлять в произвольном порядке). Не то - с музыкой. Звучит, к примеру, какая-нибудь редкая вещь - "Зима священная" Десятникова. Не успел послушать - и поминай как звали. Приходится верить критике на слово. Судя по тому, как отозвалась критика на вышеупомянутого Десятникова, есть резон сыграть его "Зиму" еще раз:

Музыкальные премьеры петербургского композитора Леонида Десятникова неизменно вызывают интерес у интеллигентной публики, подчас далекой от современной музыки как таковой: Десятникову удается придать своим произведениям комплекс свойств литературных или кинематографических опусов. Сам замысел "Зимы священной 1949 года" любопытен уже сам по себе: автор нашел на чердаке учебник английского языка для средней школы издания 1949 года и решился положить его на музыку. Между тем в сопроводительном комментарии Десятников просит слушателя не воспринимать его симфонию как продукт соцарта, и музыка доказывает всю основательность его просьбы. Композитор нимало не ерничает и не забавляется с безопасной дистанции казенными штампами сталинских времен. Сентенции вроде "Москва - столица нашей родины" или "Москва полна чудес", будучи переведены на English, просятся в компанию к английским нонсенсам и вводят симфонию в естественный контекст питерской англомании" (Петр Поспелов, Известия).

Если предыдущий рецензент вписывает Десятникова в культурный контекст современности, то Екатерина Бирюкова (Время новостей) с удовольствием копается внутри "Зимы священной": "Выясняется, что главным в названии является вовсе не перефразированный Стравинский, а дополняющая его четырехзначная цифра - текст взят из школьного советского учебника английского языка, выпущенного в 1949 году и предназначенного для третьего года обучения. Стравинский же, которому Десятников отдаст дань филигранно инкрустированной цитатой (начальный мотив "Весны священной" играет труба вместо фагота) и общим духом своего полистилистического игрища, нужен скорее для затравки. Дальше все понятно: пионерские спиричуэлс и жизнерадостность, услышанная сквозь призму мучительных мажоров Шостаковича, минималистские гудки московской подземки и депрессивные всхлипы деконструированного Чайковского, сакрально-органное величие советского народа, зловещие сталинские литавры, шарманочная беспросветность будущего защитника родины и кукушки-плакальщицы, которых заклинило на одном единственном слове - Moscow, Moscow, Moscow".

По итогам концерта Елена Черемных (Коммерсант) решается на сложную, но красивую дефиницию сочинению: "В "Зиме священной" Десятников уже никакой не ерник-постмодернист, а скорее уж адепт новой сакральности, сочинивший ни много ни мало реквием московскому концептуализму".

Единственный скептический голос, прозвучавший в дружной Gloria, принадлежал Михаилу Голицыну (Сегодня): "В новом сочинении Десятников изменил себе. Вместо его обычного немногословного изящества, скромной камерной фактуры, инкрустированной цитатами, возникло нечто помпезное, громкое и бьющее на эффект. Впрочем, таковы условия игры: сочиняя хоровую симфонию в советском стиле, композитор добровольно "нагрузил" себя всеми непременными атрибутами этого жанра. Разница лишь в том, что Десятников обращает благородный пафос соцарта в злейший гротеск. Идеи композитора единодушного отклика у публики не вызвали - пессимистический скепсис автора, похоронившего эпоху и ее идеалы, сделал "Зиму священную" холодной, словно чурающейся человеческого тепла".

Впрочем, какое тепло зимой?

Итак, не успели нарадоваться Десятникову, как подоспел повод для иронических насмешек.

Столько не живут

Именно так охарактеризовала юбилей Большого театра обозреватель газеты Время новостей Екатерина Бирюкова. Пессимистический настрой изящной во всех отношениях Екатерины, конечно же, расстроил артистов Большого. Но можно ли было ожидать от нее и ее коллег чего-то иного, кроме некролога ко дню рождения? Все мы знаем, в каком состоянии пребывает ныне Большой. Однако его артисты решили сделать хорошую мину при плохой игре и устроили пышное сборное действие. Ну и чем могли похвастаться юбиляры?

"Хвастаться можно было только мифом о Большом театре, - считает Екатерина Бирюкова. - Гладко обкатанный и любовно замусоленный, этот миф был сначала озвучен российским президентом ("Большой театр для России - больше чем театр", "эталон безупречного вкуса", "главная сцена страны"), а потом представлен на сцене в целости и сохранности. Будто не 225 лет прошло с исторического момента образования труппы, а никак не больше двухсот. Вечер напоминал пресный и проверенный набор туристических открыток - "Лебединое", "Годунов", "Славься", "Половецкие пляски", "Лиза у канавки", "Ленский перед дуэлью". Набор удивлял своей последовательной патриотичностью. Единственный иноземец - австрийский композитор Людвиг Минкус - и тот играл в свое время на скрипке в оркестре Большого и написал "Дон Кихота" именно для нашего юбиляра".

С коллегой солидарен и Вадим Журавлев (Ведомости): "Почти все, что было показано на вечере, принадлежит именно к той золотой эпохе послевоенной поры. И получилось, что за последние полвека театр не создал ничего стоящего. К тому же ни одно выступление артистов Большого в этот вечер не стало доказательством звездного уровня театра. Когда же в роли Ленского вышел стажер Большого театра Николай Басков и своим полуэстрадным-полупоставленным голосом начал выводить знаменитое "Куда...", удаленность от златых дней Большого театра стала ощущаться особенно остро. Не было особых восторгов и среди публики, даже у Баскова в зале обнаружилась только одна поклонница".

Продолжать, видимо, не имеет смысла. Я не знаю, как отреагирует на эти строки подобревшая за последнее время пресс-служба Большого. Может, отлучит от театра. А может, и нет. В любом случае: читая наши газеты, можно подивиться смелости ее авторов. Потому что ни один западный обозреватель себе такого не позволит (ну, если и позволит, то один раз в жизни, перед уходом на пенсию). В том-то и различие между нашей и западной прессой: им - на минное поле, нам - в омут с головой.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Михаил Фихтенгольц, Весенняя мизантропия /23.03/
Обзор бумажной прессы. Зритель к отрицательным рецензиям - будь то "А-ха" или "Фауст" Юхананова - абсолютно равнодушен. Кому-кому, а ему все происходящее на сцене нравится. Критика и зритель существуют в параллельных мирах. Оказывает ли критика воздействие на "общественное мнение"? Нет.
Михаил Фихтенгольц, Вчера, сегодня и опять вчера /19.03/
Обзор бумажной прессы. "Романовы" Глеба Панфилова: хотели как лучше - но получилось, как всегда, большое художественное недоразумение. "Даун-хаус" - осовремененная версия "Идиота", картина несерьезная и "отвязная". Гидон Кремер: современность победила старину не известным ей способом.
Михаил Фихтенгольц, Охота на лебедей, или Похвала длинному носу /11.03/
Обзор бумажной прессы. Владимир Путин - знаток классической музыки. Из "Волшебной флейты" нужно выкинуть половину, а из "Реквиема" - почти все. "Лебединому" изначально не везет в Большом. В "Сирано де Бержераке" Мирзоев впервые нашел гармонию между текстом пьесы и своим постановочным стилем.
Михаил Фихтенгольц, Ходячие парадоксы от музыки /02.03/
В течение недели газетные полосы были заполнены рассказами о трех музыкантах, не вписывающихся в установленные рамки и отчасти затрудняющих движение мирового культурного процесса. Список имен может удивить - певец Мэрилин Мэнсон, пианист Андрей Гаврилов и композитор Тихон Хренников.
Михаил Фихтенгольц, Толстой и раздача слонов /23.02/
Обзор бумажной прессы. "Война и мир" в Мастерской П.Фоменко удостоилась дифирамбов. Церемонию вручения Grammy тоже не обделили вниманием.
предыдущая в начало следующая
Михаил Фихтенгольц
Михаил
ФИХТЕНГОЛЬЦ
fikhtengoltz@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Курсив не мой' на Subscribe.ru