Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь
Кто во что горазд
Обзор бумажной прессы

Дата публикации:  7 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Наболевший вопрос - о чем писать, когда ничего не происходит? - в начале августа стоит особенно остро и не дает покоя уставшим и измотанным обозревателям газет и журналов. Из редакторского портфеля вынимаются запыленные интервью известных и не очень известных людей и публикуются почти без купюр, с большими фотографиями. Счастье, если у отдела культуры выдастся свободный денек. Я думал, что подобные деньки среди ежедневных газет бывают только у "Новых Известий", но теперь и в "Независимой газете" случаются такие антракты (в последний раз - в субботу). Непривычно, но сердце радуется за отдыхающих коллег.

Удивительно, насколько изобретательны люди в трудных ситуациях! Мне рассказывали байку о том, что однажды, в период полного культурного затишья "Коммерсант" опубликовал рецензию на несуществующую выставку в Нью-Йорке. Верилось с трудом, но сам факт появления этой истории показателен. Информационный повод для заметки может появиться из ниоткуда. Вот, например, юбилеи (вариант: некрологи) - необязательная, но очень богатая тема. "Коммерсант", всегда внимательно следящий за здоровьем своих персонажей и поздравляющий их с днем рождения, в субботнем номере "похоронил" выдающегося немецкого режиссера Айнара Шлеефа и американского писателя-фантаста Поула Андерсона. В последнем номере "Времени новостей" Александр Беляев воздает честь Луи Армстронгу, которому бы исполнилось (страшно представить!) 100 лет. Анне Паниевой ("Время МН") больше по душе пришелся 65-летний Ив Сен Лоран.

Еще один способ скрасить унылые будни - попробовать себя в непривычном амплуа. По этой части всех превзошла Ирина Кулик, умудрившаяся написать в "Ведомости" на прошлой неделе про какую-то выставку, затем про фильм "Тень вампира" (понедельник) и наконец - про концерт экс-лидера Dire Straits Марка Нопфлера (четверг). Еще больше вашего покорного слугу изумил Роман Должанский ("Коммерсант"), сотворивший за прошлую неделю пять публикаций и выступивший настоящим профи не только по вопросам театра (что в порядке вещей для театрального обозревателя), но и музыки. Читайте его заметки об открытии Зальцбургского и Байройтского фестивалей, которые он написал, находясь в Москве, а также репортаж с фестиваля в Экс-ан-Провансе.

Мы же, позавидовав Роману Должанскому, вернемся на грешную московскую землю, которую несколько дней назад посетил вышеупомянутый Марк Нопфлер.

Коллективное благодушие

Обычно, прочитывая шесть-семь рецензий на одно и то же событие, чувствуешь себя как под перекрестным огнем: рецензенты все настроены по-разному, у каждого свои предпочтения и вкусы - и все абсолютно уверены в собственной правоте. Вот для этого и был придуман в РЖ жанр обзора прессы - чтобы в споре критиков рождалась истина, а наши читатели получали объемную картину происходящего на страницах бумажной прессы. Читаю про Марка Нопфлера - и понимаю, что все труды прахом. Кажется, что один музыкальный критик семь раз переписал одну заметку. Всем все очень понравилось. Спасибо тебе, добрый человек Марк Нопфлер.

Теперь я соберу все заметки - и буду располагать обширным биографическим материалом об этом музыканте:

"Вся музыкальная дорога Марка Нопфлера доказывает, что этот поседевший уроженец Глазго никогда не ориентировался на временной контекст. Когда Туманный Альбион накрыла панк-волна, экс-репортер уголовной хроники в "Йоркшир Ивнинг Пост" и экс-преподаватель лондонского Лафтон-Колледжа самозабвенно, но без внешних эффектов, принялся в компании с младшим братом Дэвидом и парочкой приятелей поигрывать в не особо престижных пабах ритм-энд-блюз. Потом он начала размешивать его заокеанским фолком. Британец, влюбленный в кантри, это странно и непрогрессивно. Но с 1977-го, когда рок-летописцы повели отсчет нопфлеровской биографии, до дней сегодняшних он не поменял вектор своих творческих интересов, лишь совершенствовал и до блеска отшлифовывал собственное мастерство и без лишних телодвижений застолбил место в ряду безусловных рок-авторитетов" (Михаил Марголис, Новые Известия).

"За двадцать с лишним лет все так привыкли к "денежным затруднениям" (так примерно переводится жаргонное dire straits), их музыке, видеоклипам и имиджу, что как-то уже совсем не замечается, какой удивительный человек - Марк Нопфлер, на рекламных афишах поименованный как "голос и гитара Dire Straits". Начав играть неправдоподобно поздно, он очень скоро выработал свою технику игры на гитаре. Нопфлер играет не медиатором, не подушечками пальцев, не ногтями, а краем большого пальца. Такая техника создает особое звучание: атака как бы немного оторвана от затухания. А все нормальные "герои гитары", от Гэри Мура и Блэкмора до какого-нибудь Стива Вая, играют плавно, без разрыва. Еще одно странное достижение Марка в том, что он фактически не является изобретателем саунда Dire Straits. Он и сам не скрывает, какое влияние на него оказал американский гитарист и автор песен Джей Джей Кейл. Влияние - это, конечно, хорошо, но именно Нопфлер сделал это звучание коммерчески привлекательным. То есть хиты начал писать - настоящие, вроде Money For Nothing (в соавторстве со Стингом). Песня привычная, но задумайтесь, разве не чудо: в 1985 году, когда весь рок уже разделился на массу противоречащих друг другу стилей, человек пишет песню с риффом простым и четким, как какой-нибудь Smoke On The Water или даже Come Together" (Александр Беляев, Время новостей).

Юрий Яроцкий ("Коммерсант"), не вдаваясь особо в тонкости творчества Нопфлера, пишет о реакции публики, и все становится на свои места:

"Зал сходил с ума и бушевал со страшной силой. Так, что сам прославленный музыкант, кажется, сильно удивлялся и даже приходил в какое-то умиление. Под конец, когда дело дошло до биса с неизбежной "Money for Nothing", все люди на трибуне стояли".

В жизнеутверждающем мажоре рецензий Алексею Мунипову ("Известия") послышалась грустная нота:

"Вдалеке, за ограждениями, отделяющими стоячий партер от фойе, стоит обросший мужчина лет тридцати пяти в самом своем парадном костюме - черная майка со злобной рожей, потертая косуха и линялая бандана. Мужчина едва не рыдает, и всяк проходящий узнает его горе: пятнадцать лет ждал Dire Straits, пятнадцать, Вашу мать, лет, и опоздал, и не пускают его суки-охранники на дорогие места в партер сидячий, и в стоячий не пускают тоже. Отчего это человека по честно купленному билету не пускают на места - неясно, тут важна трагедия, совершенно нашенская: ждать пятнадцать лет, дождаться и опоздать..."

Но заключительный аккорд - от Алексея Крижевского ("Независимая газета") - возвратил читателя в жизнеутверждающий мажор:

"Истоки популярности Нопфлера в России - не только в том, что он естественным образом олицетворяет собой славу своей прежней группы: нынешний его коллектив ничуть не уступает по мастерству и технике, а песни (что тогда, что сейчас) все равно принадлежали и принадлежат только его перу. В его уникальном стиле нерасторжимым браком сочетаются такие разные ритм-энд-блюз с фолковыми гармониями, дилановская поэтичность и с однозначностью, и популярностью мелодии. Гитарист Нопфлер понятнее и доступнее небожителя Эрика Клэптона, певец Нопфлер - честнее хриплоголосого коммерческого секс-символа Криса Ри, поэт Нопфлер - выразительнее и ироничнее Дэвида Гилмора из "Пинк Флойд". Объединяя в себе славу этих трех знаковых для русского слушателя персон, он будет еще долго получать мольбы из России приехать еще раз".

В ожидании возращения Марка Нопфлера займемся выставками и кинотеатрами. Репертуар не богат, но новинки все же имеются. В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка "Ученая прихоть" - экспонаты из собрания Николая Борисовича Юсупова. Николаю Молоку ("Время новостей") мероприятие очень понравилось:

"Отказавшись от практики помпезных, но бессмысленных выставок, ГМИИ имени Пушкина в последнее время делает очень качественные, эффектные, но при этом достаточно академические проекты. Очередной - выставка "Ученая прихоть. Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова (1751-1831)", открывшаяся вчера в главных залах музея. Более 500 экспонатов - картины, рисунки, скульптуры, книги и уникальный фарфор из собраний Пушкинского музея, Эрмитажа, музея-усадьбы "Архангельское" и даже вашингтонской Национальной галереи.

Выставка хороша во всех смыслах. Во-первых, на ней показаны очень красивые и качественные вещи. Чего стоят два гигантских полотна Тьеполо - подобных, кроме "Архангельского", нигде в России, кажется, нет. Или эрмитажный Корреджо. Или вашингтонские Рембрандты. Особенно интересна французская часть коллекции. Здесь и блестящая (в прямом смысле слова) картина Давида "Сафо и Фаон" из Эрмитажа, и монументальный Юбер Робер, и как всегда курьезный Ванлоо (в данном случае он изобразил пневматический и электрический опыты), и "галантные" жанры Ланкре, и, конечно же, обнаженные Буше. На выставке вообще много нюшек, что не только отвечает вкусам князя (говорят, был большой женолюб), но и должно понравиться одуревшей от жары московской публике. Смотреть коллекцию Юсупова - все равно что глазеть на полуголых красавиц из клипов Рики Мартина, мечтая о том, как бы поскорее сбросить с себя удушливые одежды. Типичное летнее настроение и типичная летняя выставка - легкая, завлекательная, интересная. В чем ее второе достоинство".

Другое важное событие межсезонья - московская премьера фильма База Лурмана "Мулен Руж" - не вызвало у критики столь бурной реакции. Рассудительная Лариса Юсипова ("Ведомости") считает, что этот мюзикл "снят не для зрителей, а для истории. По крайней мере, для истории фабрики грез. Все штампы, изготовленные когда-то на этой фабрике, иронически переосмыслены, отстранены и пущены в дело. Она (Николь Кидман) прекрасна, он (Йэн Макгрегор) талантлив. Она куртизанка, он нищий поэт. Она готова была продать себя богачу, но любовь победила доводы здравого смысла. В общем, не деньгах сила, а в правде. Хотя на самом деле, конечно же, в деньгах. Именно роскошь, купленная за вполне конкретные млн. USD, - роскошь визуальная, звуковая, интеллектуальная, наконец, - и есть главная притягательная сила фильма. В джейн-остиновской дилемме "разум и чувство" лурманновский "Мулен Руж" на стороне разума. В остиновском противопоставлении "чувства и чувствительности" - на стороне чувствительности. Чувство же оказывается факультативным элементом - и без него в этом искусственном, в Сиднее изготовленном Париже всего слишком много".

Про кино, впрочем, больше писать не буду: не зря же для вас, уважаемые читатели, еженедельно старается Антон Долин. Новая неделя началась, на столе угрожающе растет кипа газет, которую постепенно надо окучивать.

P.S. Есть, впрочем, еще одна чудо-публикация, упомянуть о которой я обязан. Текст принадлежит перу Марии Бабаловой, опубликован в минувшую субботу в "Новых Известиях" и повествует о том, как выведенный цветоводами сорт гладиолуса был торжественно назван "Великой Архиповой" в честь звезды нашего вокального прошлого. По аналогии Мария Бабалова вспоминает все подобные случаи в истории вокального искусства. Столь удачно скрестить аграрные и культурные интересы в одной заметке на моей памяти еще не удавалось никому. Лето - действительно удивительное время года. Только тогда понимаешь, кто во что горазд.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вадим Шамсулин, Детское время вышло /13.08/
Обзор теленедели. Российские производители пытаются сочинять универсальные программы для всех возрастов. Их западные коллеги, напротив, разговаривают с детьми на загадочном языке, который взрослым кажется идиотским и опасным для неокрепшей психики. Однако Запад выигрывает с крупным счетом - шок от телепузиков и покемонов до сих пор не проходит.
Михаил Фихтенгольц, Музыка - новое важнейшее из искусств /01.08/
Обзор прессы. Писать не о чем. Единственный вид искусства, на котором более менее сходятся вкусы всех изданий, - музыка. Она сейчас и является важнейшим из искусств.
Михаил Фихтенгольц, Трусы и пение /20.04/
Обзор бумажной прессы. Душераздирающее зрелище - смотреть, как танцуют люди, сидящие в инвалидных колясках. В ЦДХ демострируют нижнее белье в стиле "ретро". Чик Кориа и Горан Брегович в Москве. Кинокритики на неделе тоже особенно не радовались.
Михаил Фихтенгольц, Александр Соколянский, Общий смысл чрезвычайного происшествия /16.04/
Почему "Геликон" получил четыре "Маски", натянув нос Мариинскому театру - да просто потому, что постановки Бертмана припахивают ярмарочным аттракционом. Они зажигательней, они нахрапистей, чем высокое искусство Мариинки. Жюри недвусмысленно объявило о своей любви к театру-развлечению, к театру-общепиту.
Михаил Фихтенгольц, Кино - импортное, музыка - наша /30.03/
Обзор бумажной прессы. Первый "Оскар" ХХI века - самый скучный и предсказуемый: сначала поговорят о проблемах киноискусства, потом перейдут к тряпкам. "Зима священная" Леонида Десятникова: дружный возглас одобрения и одна ложка дегтя. 225-летие Большого театра: юбилей или похороны?
предыдущая в начало следующая
Михаил Фихтенгольц
Михаил
ФИХТЕНГОЛЬЦ
fikhtengoltz@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Курсив не мой' на Subscribe.ru