Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь
Привет, оружие!
Обзор теленедели

Дата публикации:  28 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

До конца августа осталось всего несколько дней, хочется прожить их спокойно, поэтому трижды плюнем через левое плечо, чтобы не сглазить. Однако август 2001 года - первый за много лет, когда жизнь не преподносит нам крупных сюрпризов. В минувшие выходные большинство информационных выпусков почти на всех каналах начинались новостями из-за рубежа - такова степень моральной деградации политической и общественной жизни России в конце лета. Российское телевидение сейчас ведет провинциальный, размеренный образ жизни, хотя раньше в этот сезон исправно поставляло заголовки для CNN. Политики и общественные деятели временно забыты - у российских телекомпаний теперь иные кумиры.

На минувшей неделе бросалось в глаза обилие оружия в кадре - российского, украинского (показанного на параде в честь десятилетия суверенитета), албанского, израильского и так далее. Весьма показательными были выпуски "Вестей". В воскресенье вечером новостная программа второго канала состояла почти сплошь из военнослужащих и оружия массового поражения. Вот какими сюжетами ублажал наше зрение ведущий Михаил Антонов: госбюджет; натовская жатва в Македонии с подсчетом "стволов", подлежащих отъему; отрезание торпедного отсека "Курска"; почетный караул, встречавший короля Иордании; израильские боевые действия на палестинских территориях; присяга, которую принимали курсанты военных училищ; 55-летие РКК "Энергия"; Буш на ранчо в Техасе; фестиваль русской культуры в Каннах с участием российских военных моряков; безобидный, казалось бы, День шахтера, но и там на празднике стреляла потешная пушка; и, наконец, цветочный сад на крыше жилого дома в Петербурге.

Из всего этого списка только Буш и цветы выглядели мирно и безмятежно. Все остальное имеет отношение к армии или ВПК. Люди в погонах не уходили с экрана, так что когда на экране возникали члены правительства в гражданской одежде, это вызывало умиление. А первый вице-премьер Алексей Кудрин, по случаю воскресенья одетый в легкомысленную летнюю курточку, выглядел просто как рисованный персонаж производства студии "Союзмультфильм".

Милитаристский стиль характерен не только для прошлой недели. Регулярные прямые включения и репортажи с авиакосмического салона в Жуковском привели к тому, что, наверное, даже дети сейчас хорошо осведомлены о сверхъестественных успехах КБ "Сухой". В минувшее воскресенье данное конструкторское бюро было дополнительно прославлено на ОРТ в фильме с ультрагуманистическим названием "Су-47 атакует будущее".

Повышенная роль военных в сегодняшней России не вызывает сомнений и серьезных возражений: во-первых, страна, по сути, воюет, во-вторых, укрепление государственности почти всегда связано с милитаризацией. Ныне это явно отражается на телевизионной сетке. Отправка отслужившего свой срок крейсера "Михаил Кутузов" на вечную стоянку в Новороссийск сопровождалась в выпусках новостях кадрами о военных достижениях означенного корабля, которым место в кинотрилогии "Освобождение" или полотне Копполы "Апокалипсис сегодня". Те же "Вести" показали, как ловко линкор стреляет по наземным сооружениям, разнося их в прах. Репортеры почему-то тут абстрагировались от мысли, что Су-47, огнедышащий крейсер "и прочая аппаратура" суть машины, призванные укокошить как можно больше народу. Конечно, порой случается и такая государственная необходимость, но...

По всей видимости, сюрреалистический сюжет о цветнике, который разводят на крыше жители петербургской девятиэтажки, был вызван необходимостью контрастного фона для столь брутальных новостей. Он прозвучал даже реверансом в сторону некогда популярной рубрики "На полях страны".

...Ожесточенная борьба телеканалов за своего зрителя в некоторых кругах именуется эпитетом "гонка вооружений". Воспользовавшись этим художественным образом, перекинем логический мостик к другим телевизионным событиям минувшей недели. Громких же было немного: вышли из отпуска программы ОРТ "Однако" и "Времена", но изменений оба формата не претерпели. И слава Богу. Однако осталось всего несколько дней до 1 сентября - даты официального открытия нового телесезона. Это касается всех телеканалов, кроме ОРТ, традиционно стартующего в октябре.

Оставшееся время всеми компаниями используется для провоцирования максимального выделения адреналина у зрителей. Пока выделение адреналина вызывают только анонсы предстоящих изменений, и в отсутствие самих программ можно сосредоточить внимание на так называемом "межпрограммном пространстве".

Анонсы будущих программ - принципиально важная вещь на телевидении, определяющая стиль канала. А для таких вещателей, как ОРТ, межпрограммное пространство наряду с новостями является едва ли не единственным эфирным продуктом, производимым самим каналом - почти все остальное ваяется "по заказу ОРТ". Суть от этого, конечно, не меняется - это всего лишь вопрос удобства взаимных расчетов, - но все-таки получается, что художественно самовыражаться руководство телекомпании может только в межпрограммном "формате".

Консервативное ОРТ очень редко кардинально меняет оформление и подолгу придерживается однажды выбранного стиля. В последний раз тотальная смена "одежды" произошла всего год назад. Нынешняя зеркальная единица как нельзя лучше подходит для главного национального телевещателя: канал выглядит современным, стильным, но при этом строгим. Надо заметить, что из межпрограммного пространства ОРТ незаметно исчезли лица звезд канала, - а ведь именно здесь ввели моду "раскручивать" лица. Все это, вероятно, оттого, что на ОРТ понятие "звезда" весьма расплывчато. После закрытия такого незыблемого формата, как "Спокойной ночи, малыши!", даже фигуры уровня Познера, Якубовича и Маслякова вынуждены ежедневно ощупывать под собой кресла. Где, например, сейчас скитается мегазвезда по фамилии Пельш?

Воспользовавшись формулировкой, предложенной первым каналом, скажем, что лучше всех "атакует будущее" НТВ. Динамичные и яркие ролики, предрекающие телекомпании славу ведущего информационного канала, настолько контрастируют с нынешним печальным обликом НТВ, что сами по себе являются захватывающим зрелищем. Вдохновенные лица Марченко, Забузовой, Беловой, Митковой из рекламного ролика заставляют поверить в блестящее будущее канала.

Еще весной новое руководство компании обещало, что НТВ осенью сменит "одежду". Назрело! НТВ, особенно его информационные выпуски, уже несколько лет ходят в одном и том же красно-синем тряпье. Заставки "реклама на канале НТВ", хотя и считаются самыми красивыми на отечественном ТВ, давно стали архаикой и, к тому же, занимают неоправданно много времени. И без того все замечают, что на этом канале самые длинные и частые рекламные блоки.

Маленькая деталь, пришедшаяся как нельзя кстати: канал наконец-то расшифровал аббревиатуру своего названия и собирается окончательно утвердиться в общественном сознании как "Новое телевидение". Что ж, именно у НТВ сейчас есть наибольшие шансы блистать новизной приемов.

Канал РТР также успел износить старую "одежду", но ситуация осложняется тем, что эта одежда изначально была некрасивой, к тому же приобретенной в "секонд хэнд", - она досталась Добродееву в наследство от Швыдкого, при котором каналу не платили так щедро, как ныне. Даже "шапка" "Вестей", появившаяся всего около года назад, вряд ли может считаться удачной: она агрессивна, бессодержательна и малохудожественна. Впрочем, и на второй кнопке имеются достижения - здесь появились занимательные ролики "Вестей", удачно подобраны закадровые голоса. Например, голос, принадлежащий Андрею Баршеву, одному из лучших дикторов российского радио, бывшему диджею "Ностальжи", впоследствии замеченному на "Маяке-24". Судя по обещаниям, внешние перемены РТР заденут и "Культуру", где на сей раз тоже довольно решительно анонсируют грядущие перемены и радости нового телесезона.

Самые любопытные изменения, по всей видимости, нас ожидают на ТВ-6. Менять на канале приходится практически все. Вместо молодежной кислотной отвязности на ТВ-6 должны свирепствовать буржуазная строгость и вместе с тем агрессивность и провокационность, импонирующие некоторым зрителям. Новая "одежда" канала разрекламирована с такой помпой, что, наверное, такой красоты в мире и не бывает. Идеология нового дизайна такова: борьба с призраком НТВ, преследующим ТВ-6. При этом привкус воровства присутствует почти во всем, как бы новое руководство не переименовывало передачи (а переименований намечается порядка десяти, например, "Сегодня" - в "Сейчас").

Сравнение оформления телеканалов интересно только до тех пор, пока за красивыми заставками кроется богатое содержание. Но на это рассчитывать, кажется, не приходится: судя по последним новостям из "Останкина", каналы по-прежнему тасуют примелькавшиеся лица, охотятся за лицензиями, шпионят, перекупают фильмы и заимствуют идеи передач. Все это и характеризуется понятием "гонка вооружения".

В разгар "холодной войны" на парадах по Красной площади возили гигантские болванки - муляжи несуществующих ракет. Это вызвало панику в Пентагоне; об этих ракетах никто не слышал. Но так позволительно обманывать только врагов нашей Родины. Зритель телевидению не враг, поэтому хочется пожелать каналам не перенимать дурные манеры военно-промышленного комплекса и не демонстрировать нам муляжи - на лицо прекрасные, ужасные внутри.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Рыбакина, Культура выбора /24.08/
Никто не считает возможным пройти мимо юбилейных дат. Как правило, в подзаголовках присутствует частица "бы". Со свойственной нам любовью к ушедшим в мир иной мы разражаемся по их поводу длинными воспоминаниями, поигрываем ассоциациями, крайне лаконично отмечая юбилеи живущих.
Вадим Шамсулин, Старые и молодые дураки /20.08/
Обзор теленедели. 19 августа стало генеральной репетицией предстоящего телесезона. ТВЦ сводил счеты Лужкова с реформаторами. ТВ-6 сообщило, что демократическая революция прошла бескровно. На ОРТ путч показали как производственную драму. Но самым ярким событием стал фильм "Жаркий август 1991 года" на РТР.
Михаил Фихтенгольц, Взгляд в себя /16.08/
Штатные обозреватели "Известий" решили порассуждать на вечно актуальную тему - взаимоотношения критики и людей искусства. Критика существует для поддержания нужной температуры творческого процесса, для деятелей культуры она должна стать необходимым импульсом к дальнейшим поискам? Как бы не так.
Михаил Фихтенгольц, Кто во что горазд /07.08/
Читая про Марка Нопфлера, кажется, что один критик семь раз переписал одну заметку. Наболевший вопрос - о чем писать, когда ничего не происходит? - в августе стоит особенно остро и не дает покоя обозревателям. Так, по легенде, в период полного затишья "Коммерсант" отрецензировал несуществующую выставку в Нью-Йорке.
Вадим Шамсулин, Детское время вышло /13.08/
Обзор теленедели. Российские производители пытаются сочинять универсальные программы для всех возрастов. Их западные коллеги, напротив, разговаривают с детьми на загадочном языке, который взрослым кажется идиотским и опасным для неокрепшей психики. Однако Запад выигрывает с крупным счетом - шок от телепузиков и покемонов до сих пор не проходит.
предыдущая в начало следующая
Вадим Шамсулин
Вадим
ШАМСУЛИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Курсив не мой' на Subscribe.ru