Русский Журнал / Обзоры / Курсив не мой
www.russ.ru/culture/kursiv/20010829_ryba.html

Кино на бумаге
Обзор бумажной прессы

Татьяна Рыбакина

Дата публикации:  29 Августа 2001

Достаточно давно один известный политический деятель произнес, как сказали бы еще недавно, судьбоносную фразу: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино". И - как и положено начальнику - оказался прав на долгие годы вперед.

Вот и на прошедшей неделе, еще летней, отпускной, после богатых на события Сочинского и Московских фестивалей, кинообозреватели газет обратили взор на фильмы, вышедшие в московский прокат. И оказалось, что эти фильмы по большей части можно отнести только к категории "развлекательного", а отнюдь не "серьезного" (о чем продолжает рассуждать "Время новостей", но уже на примере классической музыки).

Но прежде чем перелистать эти страницы, хотела бы чуть задержать ваше внимание на отдельных событиях фестиваля "Окно в Европу", прошедшего в Выборге. И прежде всего - на удивительной антипресс-конференции, когда журналисты и кинематографисты поменялись местами. Михаил Трофименков в статье "Режиссеры объявили войну чиновникам и критикам" ("Ъ", 20 августа) пишет: "Если в определении лучшего фильма жюри и критика сошлись, то "антипресс-конференция", где журналисты отвечали на вопросы творцов, обнаружила их несовместность. Ни на одной пресс-конференции не доводилось слышать таких яростных обвинений, с которыми обрушились на пишущих снимающие. Авторам академического "Искусства кино" было странно слышать упреки в том, что их интересует лишь, кто с кем спит. Ни один журналист не посмел бы назвать режиссера дураком, что позволил себе председатель жюри Гарри Бардин по адресу известной и отсутствующей в Выборге московской киножурналистки. Но творцы - они на то и творцы, чтобы мыслить образами. В данном случае - образом пишущего врага".

"Коммерсанту" вторит "Независимая газета" (21 августа): "Если бы не было точно известно, что перед журналистами "деятели культуры", можно было бы предположить, сто это подвыпившие хамы. Словом, не выдержав напора собственных страстей, кинематографисты покинули зал. Оставшаяся без высокого внимания пресса получила исключительное право, не умалчивая, описывать то, что в искусстве и жизни представляют эти мастера" (Екатерина Варкан)". Главную награду фестиваля - Гран-при получил "Телец" Сокурова. Дуэт Марии Кузнецовой и Леонида Мозгового из этого же фильма был отмечен и жюри, и Гильдией киноведов и кинокритиков. Предоставим слово обозревателю "НГ": "Наград было много, но лучшая - от Петренко. Алексей Петренко, покоренный актерским мастерством Руслана Наурбиева, сыгравшего в фильме Игоря Талпы "Двенадцатая осень", вручил своему коллеге собственный приз, как было сказано, настоящий мужской подарок - бутылку местной водки, чем растрогал присутствующих буквально до слез".

Можно предположить, что "Механическая сюита" Дмитрия Месхиева, получившая диплом в категории "фильм-реванш", на какое-то время возглавит список самых посещаемых лент (если суждено будет выйти в прокат). Из комедии абсурда, в которой труп выдают за живого, но сильно пьяного человека, "по жанру и складу,- пишет Юрий Богомолов в "Известиях" (22 августа), - получилась действительно сюита о нашей сегодняшней жизни. В сей нечаянно сочинившейся музыкальной пьесе слышны скрежет и лязгание заржавевших чувств и отношений. В этом смысле музыка отношений почти механическая. (...) В "Механической сюите" человек медленно, но верно возобновляет живые человеческие связи".

Теперь о фильмах, вышедших в прокат. Их немного, и мнение критиков о них на редкость единодушно. "Фанатик", "Животное", "Парк юрского периода-3", "Брат якудзы", "История рыцаря". Про динозавров - опустим. Кто видел первые два фильма, может сам дофантазировать третий, тем более что, как правило, продолжение гораздо хуже начала. Хотя здесь в роли продюсера выступил сам Стивен Спилберг, но продюсировать - не снимать.

"История рыцаря" Брайана Хелгеленда - из серии костюмных боевиков, что с интересом смотрятся в минуты отдыха. Ольга Шумяцкая ("Время МН", 21 августа) грустно замечает: "История рыцаря" похожа на рисунок, сделанный детской рукой и раскрашенный цветными карандашами, и в силу своей детскости не нуждается ни в каких оправданиях по поводу отсутствия генеральных идей или философских концепций".

Не менее показательно "Животное" с Робом Шнайдером в главной роли. Он, кстати, приезжал на премьеру в Москве, где и рассказал о своих целях: "Я стараюсь не слишком "интеллектуализировать" свои комедии. Смех должен идти изнутри, а не от ума... Снимать комедии - это самое сложное. Все смотрят драмы и умирают со скуки, а потом на экране тоже все умирают, зрители расходятся по домам, а фильму дают "Оскара". А на комедии людям должно быть смешно. И если они смотрят мой фильм и не смеются, то я чувствую себя полным идиотом" ("НГ", 24 августа, Мария Белиловская, "Все мы немножко люди икс"). Что ж, на этом фильме, где человеку пересаживают органы животных, впоследствии оказывающие влияние на его поведение, смех будет звучать часто. Актер может не чувствовать себя идиотом. Но обозреватель заглядывает чуть дальше: "Пожертвовав органами, звери постепенно завоюют мир. Посмотрите на названия фильмов августовского проката: "Животное", "Мартовские коты", "Крысиные бега", "Кошки против собак", "И пришел паук". Если прибавить к этому "Крокодила Данди в Лос-Анджелесе" и динозавров из "Парка Юрского периода - 3", а заодно не нового "Крадущегося тигра, невидимого дракона" - картина превосходства будет полной и убедительной".

"Брат якудзы" Такеси Китано в оригинале называется просто "Брат". Шутники, посмотрев, переименовали его в "Брат - 3". Прокатчики, чтоб не было путаницы, присовокупили "якудзу" (по-японски - мафия). Вышло не совсем ловко, зато теперь не спутаешь с фильмом Бодрова. Юрий Гладильщиков в "Известиях" от 23 августа, предпослав название "Не брат он брату нашему", отмечает, что "в фильме чувствуется какая-то усталость Китано от избранного маневра. Похоже, начался и спад мирового интереса к нему (пик был в Венеции 1997 года, когда Китано получил главный приз - "Золотого льва" - за "Фейерверк"). Но каждый из боевых эпизодов "Брата" придуман и снят так, что все равно смотреть сверхприятно".

Самый интеллектуальный фильм недели - "Фанатик" (в оригинале "Правоверный") Генри Бина - лауреат Гран-при последнего московского кинофестиваля. Теперь широкий зритель может сравнить свои впечатления с решением жюри. Критики называют фильм лентой "для своих" (Саша Киселев, "Время МН", 23 августа). "И в этом заключена ее основная слабость: политически корректные зрители и так согласны с общим посылом ленты, некорректные вообще ничего не поймут". Но в России еврейская тема всегда звучит очень остро и болезненно, а тут еще еврей, ставший фашистом. Хотя и Гладильщиков ("Известия") утверждает: "Фанатик" будет по-настоящему интересен только тем, кому не чужда его проблематика. Фильм для семитов, антисемитов и Александра Исаевича Солженицына. Потому и его прокат широким не назовешь. Не "Мумия", а с другой стороны, и не картина для синефилов: с точки зрения искусства - "добротное традиционное кино".

Портрет в интерьере

Но фильмы не только выходят на экран, но и предварительно перед этим снимаются. Отличную ПР-компанию организовал Александр Атанесян, автор кассового боевика "24 часа" и опытный продюсер. Он пригласил журналистов на съемку важного эпизода своего нового фильма "Летний дождь" (в названии - отсыл к Хуциеву, который снял ленту "Июльский дождь"; отсыл, скорее всего, сознательный - тут тоже история любви, тоже Москва, тоже дождь). Съемки шли у подножия Кремля в Александровском саду - наплыв зрителей был обеспечен, как и отклик журналистов на страницах пославших их на задание изданий.

Среди бумажных изданий только "Время новостей" (24 августа) сообщило пикантную подробность, что назначенный (непонятно кем) секс-символом Владимир Машков в будущем фильме Павла Лунгина "Олигарх" сыграет не кого-нибудь, а самого Бориса Березовского. Сценарий написан режиссером, Александром Бородянским и Юлием Дубовым по книге последнего "Большая пайка" (здесь важно, что Дубов и сегодня один из руководителей ЛОГОВАЗа).

Среди бесед и интервью - диалог Анастасии Аскоченской ("Время МН") с режиссером Сергеем Ашкенази, снявшем "Криминальный талант" и "Заложницу". Прожив 8 лет в Германии, он вернулся в отечественный кинематограф и снимает на "Мосфильме" картину об Олеге Лундстреме. О берлинской жизни он рассказывает: "Рядом со мной живет Бахтиер Худойназаров, мы дружим и вместе работаем, там живет Нана Джорджадзе и Ираклий Квирикадзе, с которыми я тесно дружу. Недавно в Берлин переехал питерский оператор Сергей Юрисдицкий. Все мы выдержали и научились жить на свои деньги, то есть стали свободными людьми".

"Известия" 23 августа представляют в рубрике "Персона" Ренату Литвинову. После целой газетной страницы, отведенной на интервью, актриса и сценаристка не становится более понятной, скрываясь за вроде бы наивными вопросами, таинственными полуответами, глубокомысленными сентенциями: "Человек вообще с возрастом склонен к деградации - и к физической, и к умственной. Нужно собой заниматься, работать, нельзя останавливаться. Это тяжелый труд, и он заслуживает колоссального уважения". Вот поди ж ты разберись, где она разыгрывает Ольгу Кабанову, где просто выпендривается, а где отвечает серьезно.