Русский Журнал / Обзоры / Курсив не мой
www.russ.ru/culture/kursiv/20010905.html

Обманчивое затишье
Обзор бумажной прессы

Татьяна Рыбакина

Дата публикации:  5 Сентября 2001

В августе отделам культуры всех газет можно только посочувствовать: культурная жизнь столицы почти что замирает, легкие дуновения чуть ощутимы, иногда сквозь летнюю негу и вовсе не замечаемы. Но газетное пространство надо чем-то занимать. В ход идет любая информация, даже самая незначительная, ведь жизнь, к счастью, не останавливается. На этот раз мы поговорим о живописи и музыке.

"Известия" решили подготовить своих читателей к предстоящему сезону, опубликовав ряд прогнозов, в которых хитро соединились личные пристрастия авторов и равнодушный афишный перечень событий. Ольга Кабанова (30 августа) пророчески пообещала в названии своей статьи: "Нас ожидают выставки". (Думаю, трудно представить себе обратное.) Не поленюсь процитировать тот список обещаний, который приводит обозреватель:

"Персональная выставка современного классика немца Зигмара Польке (Русский музей, потом ГМИИ имени Пушкина); "Арнольд Шенберг и Василий Кандинский" и "Женщины - художницы России" (Третьяковка); большая ретроспектива одного из самых знаменитых скульпторов ХХ века Луизы Буржуа (Эрмитаж), которую у нас не показывали". Кроме того, "Эрмитаж в этом году продолжает принимать у себя шедевры из музеев мира. (...) ради которых стоит ехать в Петербург". Тут позволю себе замечание в сторону. В Петербург стоит ехать по многим причинам. Культурная жизнь северной столицы России поражает своим разнообразием и многообразием. Чего стоят художественные и коммерческие поиски директора "Эрмитажа", творческий запал Валерия Гергиева, нечеловеческая работоспособность Александра Сокурова (его-то фильмы можно посмотреть и без услуг "Красной стрелы), появление целой плеяды театральных режиссеров, с завистью именуемых в Москве "питерской школой", хотя все они совершенно разные, объединяет их одно - талант.

Но продолжим о событиях в мире живописи. Тема предстоящих "Декабрьских вечеров", ставших чуть ли не визитной карточкой ГМИИ имени Пушкина, - "Марсель Пруст, Клод Моне, Дебюсси и другие. Великий французский писатель и импрессионистическая музыка - для эстетов. Зато большая ретроспектива Клода Моне - для всех". Перечислить все галереи и выставочные залы хотя бы одной столицы вряд ли представляется возможным, а уж назвать их планы - и вовсе из разряда фантастики. Но у каждой есть свой круг поклонников. Хотя парадоксальным образом "так уж складывается художественный процесс, что современное искусство есть, а художники его неизвестны". Показательно замечание человека, занимающегося именно современным художественным процессом.

"Коммерсантъ" не прокладывает новые пути, рассказывая об идущих выставках. Галерея "Юнион" разместила фотоработы Валерия Стигнеева, задав вопрос: "Москва безъязыкая?". Знаток фотографии, сотрудник института искусствознания, теоретик, он в своих опусах больше всего интересуется "словом на улице", отмечая что "слово наступает на горожанина, окружает и берет в плен. Если бы сознание периодически не отключало внимание, поток словесной информации привел бы нас к зрительно-смысловому "перегреву". Нам остается только привыкать". Федор Ромер (27 августа) продолжает: "А в маленьком зальчике "Юниона", в пространстве тридцати пяти "остановленных мгновений", в условиях стерильных и безопасных можно на время избавиться от инерции восприятия и включить внимание. Незатейливые снимки Стигнеева рассчитаны на пристальное всматривание, наградой за которое будет их простецкий юмор, скрывающийся за внешней скукотой".

Художник из Нидерландов Тэйс Хеккенс долго искал по Интернету единомышленников и... нашел. Интернет-студия "Идея" откликнулась на глас вопиющего в Сети и пригласила того в Россию. На один вечер была арендована "ХL галерея". Четыре часа зрители могли рассматривать четыре картины патриота своей страны, знакомящего "зажатых" россиян с "Голландским чувством свободы". Как зафиксировал тот же Федор Ромер (28 августа), "от обвинений в аморализме голландского пропагандиста спасает слишком вольный живописный стиль: без авторских комментариев на самом деле не поймешь, что собственно нарисовано".

В Кельне продолжается выставка коллекции Густава Рау, которую считают вторым по значению частным собранием в послевоенной Европе. В коллекции более 400 картин, около 220 скульптур. Выставка, включающая только часть собрания, уже побывала в Париже и Роттердаме. После Кельна ее ожидают в Мюнхене и Риме. Алексей Мокроусов, корреспондент "Домового", специально для "Ъ" пишет: "Шедевры кучкуются прежде всего в живописном отделе: здесь и "Женщина с розой" Ренуара (ок.1876), и "Море в Эстаке" Сезанна (1876), и "Открытое окно в Урьяже" Боннара (ок.1918). Есть в коллекции и более ранние авторы - Фра Анжелико, Лукас Кранах-старший и Эль Греко, в большинстве своем, судя по всему, подлинные". И далее с некоторой долей зависти замечает: "Многие страны были бы рады заполучить собрание под свою юрисдикцию".

Галерея "Новый Эрмитаж" в Москве проводит выставку работ Сергея Судейкина и Вячеслава Калинина. Милена Орлова в статье "Скелеты перестали играть в бильярд" (31 августа) доводит до сведения: "Это первый проект из задуманной галереей серии, сталкивающей героев разных эпох. В этот раз предлагается параллель между "балаганчиками" Серебряного века и карнавальными апокалипсисами из жизни советских алкашей.

Хозяин галереи, глава московского клуба коллекционеров Валерий Дудаков не находит ничего странного в подобных сближениях. По его мнению, традиции в искусстве проявляются иногда самым неожиданным способом. (...) И тут, и там - картины, представляющие мир как сценическую площадку, карнавальное действие, маскарад жизни".

Накануне (30 августа) Софья Андреева и Игорь Гребельников подняли снова болезненный для многих вопрос реституции: "Процесс возвращения ценностей стали мерить уже не отдельными произведениями, а целыми списками. Обе страны (Россия и Германия - Т.Р.) создают опись своих потерь и приобретений в ожидании момента, когда закон о реституции, принятый в 1999 году, все-таки станет востребованным". Слишком много тайного здесь, которое, по-видимому, так никогда и не станет явным.

Изобразительное искусство с возникновением новых технологий расширяет свои возможности, предлагая заскорузлому восприятию зрителей все новые проекты и акции. Оказывается, уже не первый год в Переславле-Залесском проходит международный симпозиум по лэнд-арту. Екатерина Васенина в "НГ" (29 августа) подчеркивает: "...Лэнд-арт способен доказать, что в искусстве все еще скрыты неизвестные силы. В символической форме работа с землей означает, что художники пробуют добраться до самой сущности произведения искусства.

- Не надо путать ландшафтный дизайн, который у нас полноценно существует, и ландшафтное искусство, которое делает в России только первые шаги,- говорит Ася Силаева, куратор симпозиума. - Дизайн всегда функционален, всегда носит прикладной характер. Его назначение - сделать нечто удобное и эргономичное, тогда как задача искусства - возбудить некие эмоции и импульсы. Хотя грань трудно определима, потому что искусство становится все более техногенным".

В Московском центре искусств проходит выставка "Крестьянское искусство Вологодской области" из собрания Михаила Сурова, коллекционера, предпринимателя, председателя "Вологодского народного движения". В свое время, накануне Олимпиады, когда взялись "чистить" города от асоциального элемента, коллекционер был осужден на 7 лет. Толком обвинение сформулировано не было. Слишком невероятной кажется фраза, повлекшая за собой столь долгий срок: "Собирал иконы для спекуляции, но наживу получить не успел". "Время новостей" (30 августа) публикует интервью Инны Барлебен с Михаилом Суровым, имеющим свой взгляд на музейное дело: "Наши музеи формировались на основе грабежа и бандитизма. Вред, который принесли наши музейщики, намного превышает Гитлера и Наполеона вместе взятых. Мое возмущение - почему мы, коллекционеры, за возможность знать и любить свою историю и изучать ее шли в тюрьмы и лагеря, а они, музейные работники, смиренно выполняли все распоряжения государственных подонков? И если будет у нас варвар у власти, опять все отнимут. (...) Когда у меня будет музей, я смогу сказать в музейном деле свое слово. Пока это секрет, вот когда скажу, тогда будет - ух! Открытие назначено на 2005 год. Надеюсь, тогда отношения музейщиков и коллекционеров изменятся к лучшему".

Музыкальный сезон еще не открыт. Потому и газеты на редкость единодушны в молчании по его поводу. Редко кто отваживается прервать его. Петр Поспелов в "Известиях" (1 сентября) в череде других прогнозов ориентирует слушателей: "Гвоздем сезона станут ноябрьские обменные гастроли с балетным козырем Мариинки последних лет - подлинной "Спящей". (Кстати, этот сезон Большого театра в основном здании - последний перед долгим ремонтом. Следующий будет проходить уже на сцене филиала.) - К концу сезона на Мариинской сцене должны идти все четыре оперы вагнеровской тетралогии. (Речь идет о "Кольце нибелунга". Вот еще одно доказательство питерского Возрождения.) - Фестиваль - январское "Возвращение": отлично выученные ребята взяли дело в свои руки и играют каждый год интереснейшие камерные программы. - Сторонники Шенберга-новатора устраивают в Москве фестиваль в ознаменование 50-летия его смерти". Опять же перед ремонтом и опять же последний сезон будет работать Большой зал консерватории. Что-то не везет всему Большому в столице.

Издательство "Аграф" в серии "Волшебная флейта" выпустило книгу известного и любимого скрипача Гидона Кремера "Обертоны", рассказывающую о встречах музыканта, о проблемах, о нехватке времени, о сложностях, которые приносит с собой известность. Петр Поспелов ("Известия", 28 августа) свою рецензию завершает так: "Одна из самых драгоценных мыслей автора - о стоимости невысказанного, неосуществленного, несделанного. Пунктуальный и обязательный человек, Кремер пишет главу "В защиту отмен": "исполнителей, способных отказаться от выступлений, надо научиться ценить - хотя бы за их неуверенность в себе". Только таким образом автор позволяет себе призвать читателя (и слушателя) к тому, на что он, как артист, лишен права на сцене, - великодушию и защите".

И еще об одном событии, пусть не нашей, но тоже музыкальной жизни. Хотя отнести его к классике или фольклору очень трудно. Мэлор Стуруа на страницах все тех же "Известий" (29 августа) рассказывает о премьере оперы Моцарта (?!) в индейской резервации. Из одной тональности (бытописательной) автор статьи переходит в другую - "вилы в бок", и подводит итоги: "Будь на то моя воля, я бы десантировал в резервацию калиспелов на премьеру "Волшебной флейты" губернатора Чукотки, моего знакомого Романа Абрамовича и других российских губернаторов. Пусть посмотрят и послушают. Авось вспомнят, что и в России есть волшебные оперы, например "Руслан и Людмила" и "Сказание о граде Китеже". И есть еще в России, к сожалению, резервации, именуемые автономиями". Что ж, из Миннеаполиса виднее.