Русский Журнал / Обзоры / Курсив не мой
www.russ.ru/culture/kursiv/20010919_sham.html

Канцелярский нож, мобильный телефон и открытка
Обзор теленедели

Вадим Шамсулин

Дата публикации:  19 Сентября 2001

Во время атаки на американские небоскребы автор этих строк находился вне пределов России. Первые комментарии к событиям мною были увидены по ОРТ, успешно осуществляющему экспансию на европейские страны, и по германскому каналу ZDF. Немцы неприятно удивили. Уже спустя несколько часов после трагедии в Нью-Йорке и Вашингтоне на ZDF шла длиннющая передача с участием видных экономистов. Респектабельные немецкие люди в течение не одного часа деловито обсуждали, что случится с долларом, маркой и евро, акциями компаний и системой американских депозитарных расписок. Данная оживленная беседа происходила в то время, когда по CNN показывали дымящиеся руины, людей, выбрасывающихся из окон на сто каком-то этаже, а на любительских видеозаписях, зафиксировавших столкновения, отчетливо слышалось только одно слово: shit!

В воскресенье на РТР в новой программе "Вести недели" с Евгением Ревенко были подобраны несколько иные ключевые слова, но тоже подходящие к случаю: "реформа образования", "Достоевский", "Эйнштейн". Они были произнесены в беседе ведущего с Александром Солженицыным по поводу состояния народного просвещения в России.

Сюрреалистический эффект был таким же, что и при просмотре замечательного канала ZDF. Несмотря на некоторую экономическую подкованность автора этих строк, было непонятно, какие такие депозитарные расписки, какие акции? Какая реформа образования? Неужели система государственного тестирования, идущая на смену госэкзаменам, всерьез кого-то волнует, когда под обломками Всемирного торгового центра еще, может, имеются живые люди, а в Афганистане готовятся к ковровым бомбардировкам?

Интервью с Солженицыным, записанное, конечно, до атаки небоскребов, могло спокойно лежать на полке еще неделю или две. Тем более, в связи с особенностями человеческой натуры небоскребы забудутся, и быстрее, чем кажется, если, конечно, они не будут взрываться каждую неделю, как обещают некоторые. Но основополагающая на сегодня звезда РТР Евгений Ревенко включил бесконечно актуальный материал с Солженицыным в практически предвоенный выпуск своей передачи. Возникли подозрения, что телевизионные деятели на РТР забыли о самой природе телевидения: нельзя дискутировать по телевизору о реформе образования и прочих лирических вещах в те дни, когда мир слушает запись на автоответчике, оставленную запертыми в горящем небоскребе. Увы, закон телевидения древнее самого телевидения: когда говорят пушки, музы молчат.

Почти одновременно с программой Евгения Ревенко на НТВ стартовали новые "Намедни" с Леонидом Парфеновым. Непонятно, кому понадобилось такое жуткое контрпрограммирование, тем более - между каналами, которые вроде бы уже не враждуют друг с другом. Вакантными, свободными от аналитических программ других каналов, остаются не самые плохие часы - 18.00 и 21.00, а уж в девять-то вечера нация машинально жмет кнопки в поисках новостной программы. Но раз уж каналы сами сталкиваются лбами, сравнение напрашивается само собой.

Масштаб личности Леонида Парфенова и формат его передачи, не совсем привычный для нашего телевидения, должен обеспечить ему пальму первенства в этой стихийно возникшей конкуренции. Евгений Ревенко не предлагает в своей новой передаче ничего, что не содержится в обычных "Вестях". Разве что информация о событиях дается в развитии, но это и в будничных выпусках встречается (сравните, к примеру выпуски днем и вечером...). И еще заметно, что материалы для программы делают фигуры первой величины (на РТР) - вроде Аркадия Мамонтова, но это, опять-таки, и для обычных "Вестей" характерно. Анализа и комментария на актуальную тему в воскресной программе практически нет, причем, кажется, из принципиальных соображений: Ревенко настаивает на своей репортерской сущности и менять ориентацию не собирается.

При этом "Зеркало" Николая Сванидзе, которое в прошлом сезоне неожиданно превратилось в одну из сильнейших аналитических программ на российском ТВ, вдвое сократилось по хронометражу и переселилось на не столь престижный субботний эфир. Позитивного начала в этих перестановках пока не просматривается. Ревенко уже больше года ходит в перспективных молодых сотрудниках канала, но до сих перспективы не приобрели реального очертания, хотя на раскрутку этой фигуры работает вся мощь РТР, в том числе и в виде открытой рекламы его новой программы.

Говоря о необычном формате, который избрал Леонид Парфенов, мы имеем в виду художественное начало в его информационно-аналитической программе. Без этого начала он не мыслим. У него образная речь, театральные манеры, он любуется деталями, превращая их в знаки, - как, например, случилось с канцелярским ножом в прошлом выпуске. Эти приемы хорошо отработаны автором в "Российской империи" (вспомните ледовый дом Анны Иоанновны и метр, которым Парфенов измерял дверные проемы в голландских домах). Здесь ему нет равных. Он на сегодня, пожалуй, лучше других понимает прежде всего театральную сущность телевидения (до него лидерство в этом вопросе принадлежало Владимиру Ворошилову). Может, поэтому Леонид Парфенов ни разу не терпел поражения на своем поприще, хотя перепробовал с десяток различных форматов?

С первого выпуска "Намедни" заявили о себе как о новой разновидности жанра в информационно-аналитическом вещании - это, если угодно, художественно-информационно-аналитическая программа. Очень жаль, что Леониду Парфенову не доведется впрямую состязаться с Николаем Сванидзе, - их форматы сейчас наиболее близки друг к другу. Даже студийный дизайн похожий. К тому же, Сванидзе тоже не чужд театральности: он начал программу с показа панорамы Нью-Йорка на рекламной фотографии, сделанной еще в то время, когда башни-близнецы определяли пейзаж Манхэттена.

...В последние дни только ленивый политолог не сообщал нам, что мир 11 сентября кардинально изменился. Вместе с ним, по логике, должно измениться и телевидение - одно из самых мобильных средств массовой информации, которое превращает планету из конгломерата больших и маленьких деревень в некое подобие столицы. Пожалуй, эти изменения уже наступили. Хотя пока не коснулись каналов РТР и ТВ-6. Евгений Киселев пока удивляет только своим новым внешним видом (к слову, он - не единственный, кто отрастил бородку, уйдя с НТВ на ТВ-6, - может, какая мысль в этом кроется?).

К числу изменений можно отнести "очеловечивание" ОРТ, где, кажется, перестали бояться "говорить по душам". Эта "теплая" манера отличает в первую очередь Владимира Познера и Жанну Агалакову. Речь не о "Временах". Хотя эта передача, как всегда, была на высоте, последний выпуск оказался, наверное, не самым удачным: из-за обилия случайных гостей (Владимира Войновича, Бориса Йордана и прочих) зритель не смог до конца дослушать действительно стоящие комментарии компетентных собеседников. А вот специальный выпуск новостей в ночь с 11 на 12 сентября стал для шокированного зрителя откровением. Имеются в виду и блестящие комментарии Виталия Третьякова, Глеба Павловского и Михаила Леонтьева, и запись интервью Жанны Агалаковой с Владимиром Познером.

Познер начал с того, что Нью-Йорк для него - самый родной город, и это сообщило беседе особую доверительность. Дополнял картину лежащий на столе рядом с Познером мобильный телефон, по которому, того и гляди, могли позвонить его американские друзья, оказавшиеся в беде. (Как важны, оказывается, эти детали - мобильный телефон, канцелярский нож, открытка с панорамой Нью-Йорка!) А когда Познер пересказал разговор со своим американским другом, патриотом до мозга костей, рефлектирующим в связи с былыми бомбежками Ирака и Югославии, где люди испытывали то же самое, - была достигнута точка, когда телевидение перестает быть простым бесстрастным комментатором "картинки".

Телевидение наше, как и во всем мире, сегодня чрезвычайно американизировано (на прошлой неделе это слово, кажется, перестало быть таким уж ругательным). А в России люди привыкли открывать душу и ждут того же от собеседника (см. соответствующие размышления у М.Волошина), особенно в минуты роковые. Разговор по душам - может, главное, в чем нуждаются. Вспомним в этой связи успех таких передач, как "Времечко" и "Сегоднячко".

А вот еще по поводу американизации. Именно на небоскребы Всемирного торгового центра забиралась взбесившаяся обезьяна в финале киноленты "Кинг-Конг", с одного из них она падала. Чудовищная история, произошедшая на прошлой неделе, оказалась совершенно в американском духе. Одна моя знакомая, включив телевизор в минувший вторник и увидев, как самолеты врезаются в эти башни, воскликнула: "Какое ужасное кино опять сняли эти американцы!" Говорят, так подумалось многим...