Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь
Торопливый взгляд, брошенный на бегу
Обзор бумажной прессы

Дата публикации:  5 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Культурная жизнь столиц, будь то Санкт-Петербург, Москва или Белград, невероятно разнообразна. Уследить за всем не сможет никто, но, по крайней мере, дать, пусть слабые, субъективные, ориентиры стремится каждая уважающая себя газета. Отмечаются вернисажи, премьеры, открытия.
Газеты, почему-то считая, что читателю не интересен серьезный разговор, часто (оговорюсь √ не всегда) печатают беглые, поверхностные репортажи о том, что привиделось автору по пути к месту события. Или √ по дороге обратно. Такая поспешность в обращении с культурными событиями бывает опасна, как работа с "быстрыми деньгами".
Алексей Бортнянский (какая замечательная фамилия, или псевдоним?) в ╚Известиях╩ от 24 сентября повествует о подготовке мюзикла ╚Норд-Ост╩, афишами которого завешена вся Москва. Рассказывает о дороге к Театральному центру (бывший ДК завода ╚Подшипник╩), о сваях, поддерживающих сцену, на которую сядет настоящий самолет, но вот кто режиссер, кто композитор, кто в главных ролях √ тишина. Через день Валерий Кичин, рассказывая о заседании за ╚круглым столом╩, собравшемся в редакции по проблемам мюзиклов, называет одного из авторов будущего шедевра √ Георгия Васильева и продюсера √ Алесандра Цекало. Их амбиции поражают, а уверенность восхищает: по их мнению, ╚Норд-Ост╩ (мюзикл по каверинским ╚Двум капитанам╩) пройдет не менее 700 (!) раз. Дай Бог. А вот теоретизирования, мягко сказать, удивляют: ╚Мюзикл┘ во всем мире стал пиком театрально-музыкального Конгломерата. Эстрада, барды, опера, драма √ все сползлись. Все сбежались. Все в конце концов приходят к мюзиклу, который является вершиной айсберга масс-культуры╩. Автор √ Цекало. Из рекламы узнаешь, что "Известия" √ информационный партнер будущей премьеры. Как же относиться прикажете к ее писаниям на эту тему √ как к информации или как к "партнерству"?
Театр Образцова столетний юбилей своего основателя решил отметить 1-м Международным фестивалем театров кукол. Что из этого вышло можно узнать из статьи Елены Губайдуллиной (╚Известия╩, 24 сентября). Отмечая бесспорные удачи фестиваля - спектакли московской ╚Тени╩, театров кукол из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Гродно, Брюсселя (Королевский театр Тоона), Вьетнама (театр кукол на воде), автор вынуждена признать: ╚Масштабность оказалась чисто количественной. Российские театры вообще никак не отбирали: приглашения рассылались всем, особенно поощрялись приезды за свой счет. Немало балласта обнаружилось и в зарубежной части программы. Ориентиров для публики практически не было: на издание подробного буклета не хватило денег╩.
Если ╚Известия╩ ограничиваются о проходившем в Белграде 35-м международном фестивале БИТЕФ короткой информацией, скорее всего, пришедшей по каналам ИТАР-ТАСС, то ╚Коммерсантъ╩ публикует сообщения с места собственного обозревателя и одновременно члена жюри Романа Должанского. Сегодня мы уже знаем, что Гран-при вручен спектаклю нашего питерского Андрея Могучего ╚Школа для дураков╩, получившему приз критики на ╚Золотой маске╩. Но тем интереснее узнать , что же происходило в постмилошевской столице. Возрождение дается нелегко: ╚Лучшие БИТЕФы славились тем, что собирались как букеты, спектакль к спектаклю. Теперешний словно пытается узаконить в правилах композиции вариант, предлагающий полное нарушение этих законов╩.
Все сообщают о смерти скрипача Исаака Стерна, покинувшего этот мир 23 сентября. О нем пишет Елена Черемных (╚Ъ╩, 24 сентября): ╚Его манера опровергла самовлюбленную виртуозность и пустой эпатаж, а скрипка перестала казаться инструментом романтического самовыражения. Приход Стерна обозначил время нового √ разговорного √ стиля, интеллектуальный и актуальный диалог с публикой.╩
Можно углядеть некоторые параллели, не столь, к счастью, трагичные, и в ситуации, сложившейся на Зальцбургском музыкальном фестивале, где свои полномочия сложил его многолетний директор Мортье. За время его художественного руководства ╚опера спустилась с котурн и заговорила нормальным человеческим языком, а пресловутая условность, называемая пением, стала выглядеть как обычная жизненная ситувция╩. (Марина Борисова в ╚Известиях╩ от 29 сентября). Что-то будет дальше? К слову, за неделю до того в "Известиях" можно тот же автор описывал события другого фестиваля √ в Байройте.
Не прошла незамеченной премьера РАМТа ╚Великаны и козявки╩ по произведениям Хармса, Введенского, Олейникова, Чуковского и Маршака. Постановщик √ Александр Пономарев, давний почитатель и исследователь творчества обэриутов. ╚Спектакль получился несколько затянутым, но весьма забавным. И это обидно, потому что, учитывая тематику и специфический талант режиссера, он мог бы получиться превосходным╩ (Марина Давыдова, "Время новостей", 27 сентября). Обидно, что забавный? ╚В ╚Великанах и козявках╩ ожила обэриутская эксцентрика, ощущение зыбкости поставленного на попа мира √ а то, что все это оказалось неожиданно домашним и уютным, надо отнести к достоинствам спектакля╩ (Алексей Филиппов, ╚Известия╩, 29 сентября).
Не пропущено и начало фестиваля ╚Владимир Спиваков приглашает╩, значение которого по-настоящему мы сможем оценить лишь некоторое время спустя. ╚Мало сказать, что фестиваль состоится. С него можно начинать отсчет новой эры √ артистической дружбы и любви, сотрудничества непримиримых конкурентов и обычно так вот запросто все же не доверяющих друг другу звезд экстракласса╩ (Елена Черемных, ╚Ъ╩, 26 сентября). Речь, в частности, о совместном концерте Башмета и Спивакова. Хотелось бы, чтоб эта эра продолжилась как можно дольше.
В свое время Монтень утверждал, что самый лучший собеседник - книга. Это не устарело и сегодня. ╚Ъ╩ в своем приложении ╚Книга╩ (цветное, глянцевая бумага), дает советы читателям. Один мне показался необыкновенно своевременным: ╚Чтобы вытеснить беспокойство из своей жизни, почаще читайте √ это одно из лучших утешений, придуманных когда-либо для изгнания уныния╩ (Лиза Новикова, ╚Ъ╩, 27 сентября). А ╚Известия╩ 26 сентября направляют нас в наших стремлениях, что почитать. Андрей Мартынов рекомендует двухтомную ╚Русскую литературу ХХ века (1890-1910), выпущенную издательским домом ╚ХХI Век √ Согласие╩, составитель √ профессор Семен Венгеров. Анна Ковалева √ сборник детективов Сэйте Мацумото ╚Точки и линии╩ (сборник назван по одному произведению японского писателя, второе √ ╚Флаг в тумане╩), которые ╚не спутаешь ни с какими другими. Схема преступлений до того продуманна и изысканна, что вспоминаешь про компьютерные микрочипы, а эмоции, под воздействием которых персонажи совершают поступки, возвращают к эпохе самураев╩.
Как всегда не пропустишь интервью. Чем своеобразнее собеседник, тем любопытнее разговор. Роман Балаян (╚Независимая газета╩, 25 сентября, Екатерина Сальникова) утверждает, что он не снимает ради денег, и это ему нравится. ╚Мне всегда был интересен человек слабый, Не супермен. Слабых людей много. Ими и надо заниматься, про них и снимать. (┘) На экране стали очень легко поступать с человеческой жизнью. Если раньше кто-то погибал, это была трагедия. А сейчас просто устаешь считать трупы╩. Грустно, но художник прав.
Как прав и Марк Захаров, правда, в другой области: ╚Репертуарный театр, как и симфонический оркестр, как музей, как библиотека и другие культурные учреждения, изначально убыточен. Он не может и не должен приносить прибыль╩ (╚Литературная газета╩, ╧ 39, 26 сентября - 2 октября, Надежда Горлова). Как странно (а может мудро?), что необходимо повторять банальные истины, которые каждый сам и в свое время должен понять.
Р.S. В своем прошлом обзоре я допустила ошибку, которую хочу исправить. Ее, ошибку, заметил внимательный читатель ╚Русского журнала╩ и не менее внимательный автор ╚Известий╩ Алексей Мунипов. Принося самые искренние извинения за доставленные неприятные минуты (кто из авторов захочет увидеть свой текст искаженным), хочу привести цитату полностью с выделением пропущенных слов: ╚Том Джонс, может, и не самый у нас популярный, но уж точно самый голосистый, повергающий зал (особенно женскую его половину) в смятение и священный восторг с первой до последней песни╩. Впредь обязуюсь быть более внимательной, аккуратной, дисциплинированной, педантичной.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вадим Шамсулин, Пристегните ремни безопасности /02.10/
Новый телесезон по-настоящему начинается тогда, когда его открывает ОРТ. Можно вновь вспомнить, как этот канал воровал идеи, перекупал ведущих, но на фоне навязчивых идей РТР и ТВ-6, первый канал - образец хорошего вкуса и стиля. Однако самой любопытной стала программа Гордона на НТВ, сделанная всем чертям назло.
Татьяна Рыбакина, Для молодых читателей /28.09/
Взрослым кажется, что достаточно освещать концерты популярных рок- и поп-групп или отдельных исполнителей, и молодежь начнет вырывать друг у друга из рук или, по крайней мере, будет пересказывать устно статьи из газет. (отзывы)
Вадим Шамсулин, Кабельное телевидение микрорайона Манхэттен /24.09/
CNN обслуживает микрорайон величиной с одну десятую планеты, но ведь остаются еще девять десятых.
Вадим Шамсулин, Канцелярский нож, мобильный телефон и открытка /19.09/
Уже спустя несколько часов после трагедии в Нью-Йорке и Вашингтоне на ZDF респектабельные немецкие люди деловито обсуждали, что случится с долларом, маркой и евро.
Татьяна Рыбакина, Цыплят по осени считают /12.09/
Театры тем временем предлагают зрителям и их авангарду √ критикам - свои премьеры. За прошлую неделю их было немного, но встречены они бодро.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Курсив не мой' на Subscribe.ru