Русский Журнал / Обзоры / Курсив не мой
www.russ.ru/culture/kursiv/20011008.html

Телевидение возмездия
Вадим Шамсулин

Дата публикации:  8 Октября 2001

Когда все российские телеканалы прерывают свои передачи для экстренных выпусков новостей, это уже не вызывает приятных адреналивых выплесков в организме, как бывало раньше. Первые сообщения о начавшихся боевых действиях в Афганистане пришли в воскресенье примерно в половине девятого. В это время в эфире двух центральных телеканалов шли информационно-аналитические передачи - "Вести недели" и "Намедни". Естественно, РТР и НТВ раньше других отреагировали на события. Последним, согласно устоявшейся традиции, с экстренным выпуском вышло в эфир неуклюжее ОРТ. Кто знает, каких моральных усилий стоило руководителям канала перебороть себя и прервать "КВН"! ОРТ, безусловно, оправдывает свой статус первой кнопки, но только не в информационном вещании. Во всем, что касается новостей, это по-прежнему самый слабый вещатель среди центральных телеканалов. А в прошлое воскресенье здесь произошло то, что вообще не укладывается в рамки представлений о самом главном национальном телеканале.

Наверное, ни для кого не секрет, что "Времена", которые мы видим в половине одиннацатого вечера, записываются днем. В прямом эфире передача идет только на Дальний Восток. Новости, которые в рамках программы зачитывает Жанна Агалакова, - восьмичасовой давности, и это, безусловно, очень ярко характеризует концепцию информационного вещания на ОРТ.

В прошлое воскресенье жители московского часового пояса просто не увидели программу "Времена". Это вполне естественно: никому не интересно про главные события недели, когда на Кабул в эту самую минуту падают бомбы. Однажды ОРТ должен был споткнуться на своей концепции информационного вещания, вот он и споткнулся: "Времена" устарели за считанные часы и были сняты из эфира.

Возможно, по контракту с первым каналом после записи своей передачи Познер умывает руки и исчезает из "Останкина" в направлении ближайшего ресторана. Но когда в мире происходят столь глобальные катаклизмы, Владимира Познера нужно было достать хоть из-под земли, экспертов вытащить из бассейнов и ванн, а декорации смонтировать за час. Хоть тресни, но "Времена" должны были появиться в эфире, пусть с небольшим опозданием. Ведь именно Владимира Познера, а не Кирилла Клейменова (при всем уважении к последнему) в тот вечер ждал зритель.

В часы катастроф люди нуждаются в том, чтобы с ними говорили. Наверное, именно поэтому "Времена" стали одной из самых смотримых информационно-аналитических программ. Всегда казалось, что Познер понимает потребность зрителя в разговоре лучше других деятелей российского ТВ...

Надо сказать, что среди всех телевизионных фигур первой величины только Евгений Ревенко в тот вечер остался со зрителем до конца: он лично провел одиннадцатичасовой выпуск "Вестей". Евгений Киселев, хотя и продержался в эфире около трех часов (ему, впрочем, не привыкать к длинному разговору), предоставил возможность рассказывать о дальнейших событиях Андрею Норкину. Леонид Парфенов с Савиком Шустером передали полномочия Петру Марченко, продемонстрировавшему в тот вечер вершины косноязычия. На ОРТ возникли Жанна Агалакова, а затем Кирилл Клейменов. Кстати, оба неплохо переводили английский текст "с листа"; им даже переводчика не обеспечили.

Трудно говорить, какой телеканал в тот вечер дал зрителю наиболее полную информацию. Повсюду звучала примерно одна и та же, причем наиболее важная, естественно, была заимствована - у CNN и некоего катарского телеканала, передавшего кадры атакованного Кабула и запись интервью с бен Ладеном. CNN в очередной раз подтвердил своей статус главного информационного источника планеты - американцы даже смогли передать картинку ночного неба над Кабулом, испещренного ракетными и зенитными залпами. Хотя картинка, коей так долго восхищался Леонид Парфенов, конечно, давала минимальное представление о происходившем. Это, кажется, вообще была то ли веб-камера, то ли втайне от талибов установленная скрытая камера слежения. Естественно, CNN не стал рисковать жизнями собственных операторов. И все-таки показал высокий класс, передав кадры, ставшие хитом мировых телеканалов.

...Когда на всех кнопках звучит примерно одинаковая информация, важным становится уже не факт, а его интерпретация. И в этом преуспел НТВ. Савик Шустер, который перешел в телекомпанию всего полгода назад, стал для НТВ ценным приобретением. А среди знатоков афганской политики ему, пожалуй, нет равных на телевидении. В годы советского вторжения в эту страну Шустер объездил Афганистан вдоль и поперек. Он, собственно, и прославился как журналист репортажами о советско-афганском конфликте на радио "Свобода". В прошлое воскресенье именно его комментарии в программе "Намедни" были наиболее полными и интересными - он, например, говорил о значении для талибов сугубо пуштунского, "своего" для них города Кандагара, о раскладе политических сил в современном Афганистане, объяснял, какие объекты бомбят американцы и почему. В то время как Леонид Парфенов повторял свое заклинание: "Посмотрите, как выглядит сейчас небо над Кабулом", Шустер выуживал из потока новостей CNN самые интригующие факты и интерпретировал их. Благодаря ему, "Намедни" в тот вечер, стали, пожалуй, самой интересной передачей.

Многим людям, смотревшим телевизор в прошлое воскресенье, наверное, стало ясно, для чего американцы бомбят Афганистан. На быстрый успех в операции не рассчитывает даже парень из Техаса по фамили Буш. Он был очень печален во время своего телевыступления. Как будто понимал, что американцы талибов не сломят, друзьями мусульман не станут, бен Ладена вряд ли поймают, а если и поймают, то на его месте окажется десять маленьких бен Ладенов... Терроризм невозможно победить с помощью крылатых ракет, а вот нажить на этом гангрену исламского экстремизма и поиметь очередные теракты можно с вероятностью сто процентов (цифра названа американскими спецслужбами). Так что все эти боевые действия, конечно, затеяны исключительно ради американских телезрителей, желающих поставить галочку в сознании: их уютный и понятный мирок никто не может безнаказанно разрушать.

Без участия CNN атака не имела бы смысла. Реальный эффект от этих бомбардировок может быть один: американское общество должно видеть, что оно отмщено. Не случайно уже в первые часы боевых действий CNN показал записанные на улице интервью с простыми гражданами США. Граждане в большинстве своем выражали удовлетворение. В этом, безусловно, содержалась известная доля цинизма: кадры горящего неба над Кабулом сменялись видом сытых и довольных американцев, реализующих свое право на достойный уикэнд.

"Телевизионная война" - это мы с вами проходили еще в 1991 году, во время "Бури в пустыне". Но тогда война случилась все-таки из-за экономических и политических интересов. Последняя из "телевизионных войн", югославская, тоже случилась по довольно прозаическим причинам. По сути, это была обычная война, но показанная по ТВ. Телевидение натовцам в балканской операции скорее мешало - граждане стран-миротворцев могли возмутиться видом погибших мирных людей и разрушенных мирных объектов. Впрочем, они не возмутились.

А вот война ради телевизионной картинки, "телевидение возмедия", - это, согласитесь, нечто новое в мировой практике. В прошлое воскресенье американцы начали воевать не в сопровождении объектива видеокамеры, а непосредственно для этого объектива, ради телевизионной картинки. Цель не разбомбить, а показать (или хотя бы сказать), что разбомбили. Другие масштабные задачи у боевых действий не просматриваются. На прошлой неделе почти во всех выпусках новостей показывали американцев, раздраженных медлительностью Буша.

Термин "телевизионная" или "информационная война" для сегодняшних событий уже не годится. Правильнее будет назвать это "войной информации", "войной телевидения". По иронии судьбы, в "войне телевидения" участвует государство, где практически нет телевидения. Но это давно уже не проблема: существует компьютерная графика, и нам, безусловно, помогут все это рельефно себе представить.

В этой войне будет две противоборствующие стороны: CNN и некий арабский телеканал (катарское телевидение уже претендует на эту роль), транслирующий радующегося жизни бен Ладена с очередным заявлением, больше похожим на проповедь. И такая война уже началась на прошлой неделе: арабское телевидение заявило, что талибы подбили американский самолет, а CNN, в свою очередь, выступило с опровержением. CNN показало Джорджа Буша, повествующего о начале войны, а арабский телеканал спустя несколько часов преподнес нам бен Ладена, призывающего всех адептов джихада потрогать США за вымя. Кадры решают все.