Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь
Про музейный проект, про Нобелевского лауреата по литературе...
Обзор бумажной прессы

Дата публикации:  17 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Все газеты довольно пристально следили за проектом "Эрмитаж - Гуггенхайм", публикуя интервью с директором первого Михаилом Пиротровским, сообщая о подготовке экспозиции на другом краю света, вводя в курс дела. Наконец, на прошлой неделе пришло замечательное сообщение о том, что этот фантастический - правда, в реалиях нашей жизни не такой, как оказалось, невозможный - проект осуществлен. В Лас-Вегасе начал работу двойной музей. В залах специально выстроенного по типу бункера помещения (архитектор Рем Кулхаас) выставлено 45 полотен импрессионистов из собрания и Эрмитажа, и музея Гуггенхайма. Алексей Тарханов ("Коммерсантъ", 8 октября) разъясняет: "Лас-Вегас - город приезжих. Ежегодно сюда приезжают 36 миллионов человек, и большая их часть непременно придет посмотреть выставку и отдать свои 15 долларов. В том числе и те, кто не добрался бы не то что до Питера, но и до Нью-Йорка. В этом гениальная идея Гуггенхайма, которую теперь разделил и Эрмитаж: не ждать посетителей дома, а показывать вещи там, где их увидят миллионы". Конечно, есть необходимость, чтоб это искусство еще как-то приносило прибыль, существование на дотацию не слишком шикарное. У Эрмитажа есть уже планы и цели, требующие значительных капиталовложений - реставрация Генерального штаба. И нынешний проект должен помочь в их осуществлении.

Но архитектор Рем Кулхаас отмечает еще одну проблему, скрытую за действительным успехом сотрудничества двух музеев ("Известия", 8 октября): "Никогда конфликт высокой и массовой культуры не имел такой высокой степени разрешения, как сегодня в этом городе, официально отлученном от большой культуры. Конечно, всегда есть опасность, что при таком пересечении высокая культура опустится, а низкая потеряет свою специфику. Но сегодня здесь происходит слияние давно идущих навстречу процессов. В Лас-Вегасе осуществилась новая архитектура - архитектура развлечений. Образ спроектированного мной здания музей "Гуггенхайм - Эрмитаж" в Лас-Вегасе легко считывается, искусство сегодня нуждается в защите".

А в Петербурге, в самом Эрмитаже открылась выставка франко-американского скульптора Луиз Буржуа. "Стилистическая всеядность Буржуа, столь отрадная ее исследователям, оборачивается не столько историей искусства, сколько историей ХХ века" ("Ъ", 11 октября, Юлия Яковлева, Софья Андреева). "За свой вклад в современную эстетику в 1999 году Луиза Буржуа получила самый престижный приз в области изобразительного искусства - "Золотого льва" Венецианской биеннале. Но отечественный зритель о ее творчестве узнает только сейчас: выставка 25 скульптур и 200 рисунков из собрания самой Луизы Буржуа - первая в России" ("Известия", 10 октября, Николай Молок). К сожалению, до Москвы выставка не доедет. Ее маршрут поворачивает на север, в скандинавские страны.

Еще одно важное событие прошедшей недели - объявлен Нобелевский лауреат по литературе. Им стал английский писатель индийско-тринидадского происхождения Видьядхар Сураджпрасад Найпол. Для широкого читателя имя это, наверняка, не известно. "Маргинальнее фигуры не придумаешь", - иронично замечает обозреватель "Ъ" (12 октября) Григорий Ревзин. "Время новостей" тем же днем публикует статью Арины Иноземцевой, которая приводит высказывание самого писателя: "Писательство - не просто способ обогатить нашу повседневную жизнь. Не писать - значит отказаться от созерцания. А отказаться от созерцания - значит не суметь извлечь весь доступный опыт из нашего существования, это значит позволить жизни и времени утекать от нас безо всякого толку... Писательство для меня род религии". И дальше определяет главную тему его книг - книг человека, рожденного на Тринидаде в семье эмигрантов из Индии и состоявшегося как писателя в Англии, - ею "стало именно отсутствие корней - судьба странствующего изгнанника, который не может идентифицировать себя ни с одной из культур, в рамках которых ему довелось жить".

Тоже из области литературы, но уже российского уровня - объявлен short-list премии, пока еще носящей имя "Smirnoff - Букер" (на следующий год, поговаривают, первая фамилия исчезнет, впрочем, и так все эту премию называют просто "Русский Букер"). Победитель будет объявлен 6 декабря, а пока у истинных любителей русской словесности есть возможность самим выбрать лучшего из этого короткого списка, который приводит "Ъ" (10 октября):

Татьяна Толстая, "Кысь" ("Подкова",2000)

Александр Чудаков, "Ложится мгла на старые ступени" (журнал "Знамя",2000)

Алан Черчесов, "Венок на могилу ветра" ("Лимбус-Пресс, 2000)

Людмила Улицкая, "Казус Кукоцкого" (ЭКСМО-Пресс, 2001)

Анатолий Найман, "Сэр" (журнал "Октябрь", 2000-2001)

Сергей Носов, "Хозяйка истории" ("Петрополь", 2000).

Андрей Немзер во "Времени новостей" (10 октября) коротко разбирает каждое произведение номинантов, заманивая читателя точностью характеристик и особенностей стиля авторов. Его собственные пристрастия очевидны, их он не скрывает, но к ним хочется прислушаться. В них отсутствует стремление участвовать в общем хоре, критик держит свое "соло": "В воздухе пахнет Толстой - триумфом имитации. И небрежение процедурой... придает этому запаху особую "кыслость". Потому что о вкусах - спорят. Нормы - соблюдают".

Конечно же, событием стало и выступление Джесси Норман, лучшего голоса планеты, на фестивале "Владимир Спиваков приглашает". Многие задавались (а кто-то и впрямую задавал маэстро) вопросом, какой гонорар получила певица за свое выступление. Ответа не получили - ибо коммерческая тайна: мы старательно приближаемся, хотя бы в этом, к западному образу жизни. Но зато счастливчики могли приобщиться к искусству Норман (справедливости ради надо заметить, что накануне концерта состоялась открытая репетиция певицы, что позволило существенно увеличить число счастливчиков). "Зал будто в десять раз уменьшился - таково воздействие величавой грации Норман, похожей даже не на королеву, а на жрицу искусства" (Елена Черемных, "Ъ", 8 октября).

В Москве продолжается 2-й фестиваль Европейского современного танца, в Петербурге завершился театральный фестиваль "Балтийский дом" (хотя итоговые статьи о нем выйдут на этой неделе). Эти события также отражены на страницах газет. Татьяна Кузнецова ("Ъ", 10октября) так оценивает совместную постановку швейцарца Йоахима Шлемера и екатеринбургских "Провинциальных танцев" "На дороге": "Самая оригинальная отечественная труппа сыграла по европейским правилам: избегала актерских интерпретаций, всецело вверившись хореографу-режиссеру. Приобрела среднеевропейские технические навыки и начисто лишилась привычной неповторимости". Елена Губайдуллина ("Известия", 13 октября) размышляет: "Мудреные спектакли хореографов-постмодернистов, представленные московским фестивалем, все чаще проходят по ведомству "тотального театра". Для постановок годятся любые средства, причем танец нередко оказывается самым последним из них".

Не прошли незамеченными последние премьеры московских театров "Сократ/Оракул" на Таганке, "Серебряный век" в театре имени Моссовета, "Долгий рождественский обед" в "Табакерке", "Где тут про воскресение Лазаря?" театра "Около". О последнем спектакле, точнее, о его режиссере Юрии Погребничко Алексей Филиппов ("Известия", 8 октября) пишет: "Его занимает хаотичная, неоформленная, расползающаяся под руками и все же оказывающаяся высшей драгоценностью жизнь".

Пишут и о фильмах "Блондинка в законе", "Отель в миллион долларов", "Знаменитость". Последний фильм Андрей Плахов ("Ъ", 9 октября) называет 27-м (по числу фильмов) "вторым я" Вуди Аллена: "Впрочем, если вы видели один фильм Аллена, без особого преувеличения можно сказать, что вы видели все его 27 работ".

Под конец хотела бы обратить внимание читателей на интервью с Аллой Пугачевой в "Веке" (#40, 12-18 октября, Екатерина Добрынина), серьезное, вдумчивое, заставляющее по-новому взглянуть на человека, слухи о котором, правдивые и не очень, волнуют чуть ли не всю страну. На вопрос "как вы думаете, от человека что-нибудь остается на земле?" Пугачева отвечает: "Конечно. Его ученики. Семя, которое он забросит. Мечта, которая осуществится".

А "Новые Известия" (11 октября, Юрий Коваленко) публикуют беседу с поэтом Николаем Сарафанниковым, почти двадцать лет прожившим в Париже. Корреспондент спрашивает: "Поэт в Париже меньше, чем поэт?.. Да есть ли еще здесь поэты?

- Поэт ли, музыкант, артист, художник, вообще всякий творец, независимо от места пребывания и общественного резонанса, сиюминутного признания или отсутствия оного, - всегда больше! Он представитель человечества перед завтрашним днем". И это - утешает.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вадим Шамсулин, Много нулей, но без палочки /16.10/
Появление на наших экранах "Евроньюс" - это хорошая новость. Утвердившись в этой мысли, приступим к детальному рассмотрению такого явления как единая телевизионная Европа.
Татьяна Рыбакина, Октябрьская полемика /10.10/
Просматривается странная тенденция: не дай Бог обидеть своего, "как не порадеть родному человечку"?
Вадим Шамсулин, Телевидение возмездия /08.10/
В этой войне будет две противоборствующие стороны: CNN и некий арабский телеканал (катарское телевидение уже претендует на эту роль), транслирующий радующегося жизни бен Ладена с очередным заявлением, больше похожим на проповедь.
Торопливый взгляд, брошенный на бегу /05.10/
Как всегда не пропустишь интервью. Чем своеобразнее собеседник, тем любопытнее разговор. Роман Балаян, Марк Захаров...
Вадим Шамсулин, Пристегните ремни безопасности /02.10/
Новый телесезон по-настоящему начинается тогда, когда его открывает ОРТ. Можно вновь вспомнить, как этот канал воровал идеи, перекупал ведущих, но на фоне навязчивых идей РТР и ТВ-6, первый канал - образец хорошего вкуса и стиля. Однако самой любопытной стала программа Гордона на НТВ, сделанная всем чертям назло.
предыдущая в начало следующая
Татьяна Рыбакина
Татьяна
РЫБАКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Курсив не мой' на Subscribe.ru