Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Курсив не мой < Вы здесь
Под знаком Райкина
Обзор бумажной прессы

Дата публикации:  1 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На прошлой неделе у внимательных читателей "культурных" страниц ежедневных газет было немало поводов для замечательных тостов. Юбилеи Галины Вишневской, Игоря Масленникова, весомые даты со дня рождения Аркадия Райкина, Пабло Пикассо. Последних уже давно нет, но их присутствие вполне ощутимо, в картинах и образах, в наших воспоминаниях.

24 октября Райкину исполнилось бы 90 лет. В обеих российских столицах проходят фестивали его памяти, очень многие заявили о своем желании участвовать, причем бесплатно. "Райкин стал фольклорным героем, - пишет в "Коммерсанте" от 24 октября Юлия Яковлева, - заполнив собой в коллективном сознании архетип злоязыкого умника, притворяющегося дурачком, весельчака, лицедея, балаганного шута, изумляющего, потешающего до колик, морочащего, дурачащего, вливающего сладкую театральную отраву в доверчиво раскрытые глаза и уши и сообщающего со сцены такое, что половина зала, слушая, обмирала от собственной гражданской отваги". Станислав Ф.Ростоцкий продолжает ("Время новостей", 25 октября): "Райкина больше нет. Его место свободно - и, похоже, останется таковым и впредь". В общем-то, и не надо занимать его место, пусть идущие за ним занимают свое.

25 октября - 120-летие великого Пабло Пикассо. Федор Ромер в том же "Ъ" задумывается о своеобразии этого человека и художника: "Избыточность - вот слово, очень подходящее к творчеству художника с тринадцатью выданными при крещении именами и двумя фамилиями".

26 октября еще один юбилей: Анни Жирардо, долгие годы любимая в России французская актриса, празднует свое 70-летие. "Она - настоящая актриса, театральная, драматическая, - справедливо утверждает Андрей Плахов ("Ъ", 26 октября). - В то же время способная быть самоироничной клоунессой. Она утратила молодость, красоту, поклонников, но не талант". В этом, кстати, можно убедиться, посмотрев фильм "Пианистка", идущий в московских кинотеатрах, где после долгого перерыва вновь снялась актриса.

В эти же дни праздновалось 70-летие Софии Губайдулиной. В Казани и Москве прошла серия концертов, посвященных этой дате. Благодаря юбилею впервые после нескольких лет германского затворничества композитор приехала в Россию.

Также на прошлой неделе не обошлось без премий. Журнал "Балет" уже не в первый раз вручает учрежденную редакцией премию "Душа танца". В ней несколько номинаций. "Мага танца" в этом году получил Юрий Григорович. Татьяна Кузнецова ("Ъ", 24 октября) считает, что он "получил "душу" как раз тогда, когда реанимация его наследия стала главной заботой двух ведущих московских театров. Большой и Кремлевский балет наперебой восстанавливают его опусы".

Оргкомитет петербургского "Софита" решил учредить новую премию имени Георгия Товстоногова, имеющую не узко-городское значение, а федеральное. В 2001 году она впервые вручена Петру Фоменко. Мария Иванова сообщает из северной столицы ("Ъ", 26 октября): "...Выбор первого лауреата... представляется в данном случае идеальным. ...Петр Фоменко - один из немногих режиссеров, центральное место которого в картине современного российского театра неоспоримо".

Еще одна премия нашла своего лауреата, на этот раз Царскосельская художественная. Ею отмечено творчество Отара Иоселиани, специально приехавшего на вручение. В интервью Юлии Кантор ("Известия", 24 октября) он размышляет: "У грузинского кинематографа всегда была ясная цель: донести живую информацию, живое чувство, взгляд на то, как мы живем. И это стало явлением, источником для раздумий. И вот этот метод ушел, потонул в потоке дешевых, но хорошо продающихся поделок". Режиссер имел в виду засилье в грузинских кинотеатрах американских фильмов. С его мнением перекликаются и мысли Юрия Темирканова (не имеющего отношения к премиальному обвалу прошлой недели): "Знаете, был такой писатель Бабель, он говорил: "Россия, к сожалению, отъезжее поле европейской культуры". Тогда это было не совсем так, но сегодня это правда. Вся помойка с Запада пришла теперь к нам, и наши дети растерялись, потому что они не знают, что такое хорошо и что такое плохо... они не понимают, что такое настоящая культура" (Людмила Семина, "НГ" - "Субботник", 27 октября).

Проблема очень важная, требующая пристального внимания, увы, сегодня я не могу уделить ей должного места. Потому вернемся к "нашим баранам" - премиям. Премия имени Андрея Белого еще не вручена, но объявлены ее номинанты. Начиналась она достаточно шутливо, в противовес официозу, и литературному, и премиальному. Победителю вручалась бутылка водки (белой) и рубль. Теперь "набирая солидность и теряя андеграундный пафос, премия становится все более представительной и престижной, - считает Ян Левченко ("Ъ", 24 октября). - Значение "бедной" награды год от года дорожает". Номинантов много, назову всех, здесь представлены и прозаики, и поэты, и критики: Мария Степанова, Шиш Брянский, Александр Анашевич, Дмитрий Голынко-Вольфсон, Александр Гольдштейн, Андрей Левкин, Василий Филиппов, Владимир Кучерявкин, Владимир Малахов, Андрей Зорин, Борис Дубин, Екатерина Деготь.

Из значимых событий, которые случаются нечасто - очередной съезд Союза театральных деятелей. С одной стороны, это вроде бы частное событие, касающееся только театра, с другой - в нем фокусируются проблемы не только данного союза, но, пожалуй, всего состояния нашего общества. От возмущения и противостояния в первый день съезда настроение быстро поменялось на примирение и согласие во второй. А если не ведет ни к чему? Алексей Филиппов ("Известия", 25 октября) констатирует, что "общественный смысл из деятельности СТД в значительной степени ушел". Роман Должанский ("Ъ", 24 октября), сообщая о том, что Александр Калягин вновь избран председателем СТД, считает, что "после такого съезда он абсолютно свободен в своих действиях". Вот только знать бы - в каких?

А в театрах независимо от состояния дел в СТД идут спектакли и залы, заметьте, не пустуют. Театр на Покровке только-только выпустил премьеру - "Пять вечеров" Александра Володина. Алексей Филиппов в "Известиях" (23 октября) признается: "Такой театр - обстоятельный, неспешный, лиричный... вечен - зрителю всегда будет интересна трогательная история, ясно поставленная и искренне сыгранная неравнодушными людьми".

МХАТ имени Чехова осуществил ввод новых артистов (в основном, как водится в последнее время из "табакерки") в старый спектакль Олега Ефремова "Чайка". "Сам проект надо занести в безусловный актив Олега Табакова, - пишет Роман Должанский в "Ъ" (25 октября). - Он убил сразу двух малосовместимых зайцев: обозначил верность памяти Ефремова и усилил столь важную для нынешнего худрука кассовость мхатовской афиши, не дав консерваторам ни одного повода для обид".

На отечественных кинолентах, увы, залы не столь заполнены, но тенденция возвращения зрителей в кинозал и на наше кино просматривается. Ведь режиссерский "зуд" не излечить ничем, кино, как и любое другое искусство, своего рода наркотик: кто его раз попробовал, откажется с трудом. Сергей Сельянов, глава студии "СТВ" и продюсер обоих "Братьев" и "Сестер", в беседе с Марией Кувшиновой ("Известия", 25 октября) признается: "Делать кино - это такая радостная, живая, гармоничная задача и ничего общего не имеет с тем, что пишут политологи, публицисты, журналисты". Тем не менее не учитывать их мнение, мнение первых зрителей, не стоит: кино не книга, которую можно писать "в стол", снимать же только для собственного самовыражения и удовольствия - вещь дорогая и сомнительная.

Прошли первые просмотры "Коллекционера" Юрия Грымова. Отзывы не очень приятные для автора фильма. Лидия Маслова в "Ъ" от 26 октября иронизирует: "...Хитрый Грымов поместил в конце фильма титр "Опасайтесь устойчивых определений", тщетно пытаясь ускользнуть от булавки критика, который все равно пришпилит его в тот раздел своей коллекции, где хранятся бездушные формалисты". Ей вторит Алена Солнцева ("Время новостей", 26 октября): "Ведь талантливый мог получиться художник, если бы его кто-нибудь научил, что за пределами его собственной личности лежит большой мир, перед реальностью которого имеет смысл склониться. Быть смиреннее и скромнее".

В Московском доме фотографии проходит выставка канадского фотографа Ричарда Пэйра, навсегда запечатлевшего для истории здания (часто уже разрушающиеся) 20-30-х годов, периода нашего, русского, конструктивизма. Игорь Гребельников ("Ъ", 25 октября) отмечает: "У Ричарда Пэйра - не свойственное российским коллегам по цеху репортерское любопытство. Исследовательский азарт заносил его в грохочущие рабочие цеха, в пропахшие потом самодеятельные спортзалы, в частные жилища, откуда открывались подходящие виды. Ричард Пэйр избежал соблазна препарировать идеологию, которой когда-то питался русский конструктивизм".

В Московском центре искусств на Неглинной открылась выставка с длинным названием "Органика. Новая мера восприятия природы художниками русского авангарда ХХ века". Главные фигуры - Михаил Матюшин и Елена Гуро. Ольга Кабанова ("Известия", 26 октября) считает, что эта выставка - "напоминание о людях, творивших по своим, не всегда понятным, но вызывающим глубокое уважение законам, требующим от художника полной самоотверженности, непрестанного самосовершенствования и открытого сознания".

"Кантор никого не учит, - пишет о выставке Максима Кантора "Пустырь. Атлас", проходящей в Инженерном корпусе Третьяковки, Григорий Ревзин ("Ъ", 27 октября). - Это очень частное искусство, Кантор переводит традиционные темы русской философии и искусства в свою личную проблему, он настойчиво частное лицо".

Закончить этот обзор мне бы хотелось цитатой из статьи Андрея Немзера "Плачут не мачо. Плачем мы." ("Время новостей", 26 октября), напечатанной в рубрике "Мнения". Речь идет, в основном, о произведении молодого автора, имя специально не буду называть, чтоб не делать ему дополнительной рекламы, потому что если не писать о событии, то его вроде и нет. Да и для Немзера, я думаю, куда важнее не слабый текст или тексты, сколько проблема, стоящая за ними. Такой безответственности перед словом, его звучанием "не простит вменяемый читатель. Не простит, ибо знает, что людям - любого поколения и возраста - бывает больно. <...> Что искусство - поиск, а не подгонка эгоцентричной истерики под романтические шаблоны. <...> Что каждому делу - включая писательское - учиться нужно". На этом остановимся.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Рыбакина, Газетный шелест /24.10/
Перелистывая газетные страницы, особенно если ты не дома, а в библиотеке, с содроганием замечаешь, как они удивительно громко шелестят, нарушая почти стерильную тишину читального зала. Зачастую этот шелест - самое заметное из событий.
Илья Кукулин, Поэзия на честном слове /24.10/
Фестиваль не поэзии, но поэтов. Сборище индивидуальностей и личных стилей.
Татьяна Рыбакина, Про музейный проект, про Нобелевского лауреата по литературе... /17.10/
В Лас-Вегасе начал работу двойной музей. В залах специально выстроенного по типу бункера помещения (архитектор Рем Кулхаас) выставлено 45 полотен импрессионистов из собрания и Эрмитажа, и музея Гуггенхайма.
Вадим Шамсулин, Много нулей, но без палочки /16.10/
Появление на наших экранах "Евроньюс" - это хорошая новость. Утвердившись в этой мысли, приступим к детальному рассмотрению такого явления как единая телевизионная Европа.
Татьяна Рыбакина, Октябрьская полемика /10.10/
Просматривается странная тенденция: не дай Бог обидеть своего, "как не порадеть родному человечку"?
предыдущая в начало следующая
Татьяна Рыбакина
Татьяна
РЫБАКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Курсив не мой' на Subscribe.ru